Экономика
Обозреватель - Observer



 Мобилизация финансовых ресурсов для целей
 социально-экономического развития России
 
И.ЛАРИОНОВ,
доктор экономических наук
 

Россия может вступить на путь социально-экономического процветания, только опираясь в основном на внутренние источники развития, для чего необходима положительная эмиссия денег, обеспеченных не используемыми и не полностью используемыми в настоящее время производственными мощностями, которые простаивают именно из-за нехватки денег как для их финансирования, так и для оплаты товаров и услуг у основной массы населения. Это делает почти все национальное производство заведомо убыточным. Напомним, что положительную денежную эмиссию отличают от отрицательной денежной эмиссии, характеризующейся накачкой деньгами спекулятивно-посреднических структур, строго целевой характер и строжайшее запрещение прокручивания эмитируемых денег в посреднических структурах. Однако и помимо положительной денежной эмиссии существует много неиспользуемых финансовых резервов, а именно:

1. Мобилизация государством доходов от производства, импорта, продажи алкогольной и табачной продукции. Однажды А.Чубайс привел любопытную цифру: от отдачи частному сектору производства и продажи алкоголя государственный бюджет ежегодно недополучает 50 млрд. долл.1. К этому следует добавить недополучение доходов от табачных изделий в сумме примерно 25 млрд. долл. Итого - 75 млрд. долл., что приблизительно при пересчете по биржевому курсу в рубли эквивалентно всему федеральному бюджету. Этой суммы с избытком хватило бы для погашения в течение нескольких лет внешнего долга России, при отказе от кредитов МВФ, а также для достойного финансирования всей бюджетной сферы (за исключением оплаты военных заказов). С суммой 75 млрд. долл. интересно сопоставить ту сумму, которую намечалось выручить при тотальной продаже частным лицам всех государственных предприятий, - порядка б-7 млрд. долл., если рубли перевести в валюту по биржевому курсу.

Российская государственная власть вознамерилась продать весь свой производственный потенциал, накопленный за десятилетия тяжелого труда за деньги, на которые население России сможет пить и курить в своем обычном режиме в течение месяца. Очевидно, что государство должно срочно восстановить полную монополию на производство, импорт, оптовую продажу спиртных и табачных изделий, установив для розничной торговли фиксируемую надбавку к оптовой цене в пределах 5-10% с жесткими штрафными санкциями (до конфискации всего имущества).

2. Из России ежегодно незаконно вывозится и оседает за рубежом ценностей и капитала порядка 70 млрд. долл. Примерно на 200 млрд. долл. разворовывается ежегодно общественных ценностей внутри страны. Не менее чем в 150 млрд. долл. можно оценить сумму уклонения от налогов. Здесь нужно оговориться. Уровень налогов чрезмерен и удушает производство. Однако при наведении в экономике элементарного порядка, смене спада на подъем общая величина изымаемых налогами доходов даже возрастет при снижении уровня налогов в 2-3 раза. Таким образом, мы в любом варианте можем констатировать недополучение государством ежегодной суммы порядка 420 млрд. долл. по причине нарушения закона.

3. Введение параллельного золотого рубля, обмениваемого по биржевому курсу на обычные рубли, с полным и действенным запрещением оборота иностранной валюты на внутреннем рынке России, дало бы ежегодно бюджету около 50 млрд. долл. и, кроме того, предотвратило бы ежегодное разграбление страны на сумму примерно 100 млрд. долл. Конечно, возникает вопрос о том, как обеспечить золотой рубль, при том что уже почти разворован весь золотой запас страны? Недавно в Читинской области открыто месторождение золота, оцениваемого в 1 трлн. долл. Чтобы ввести месторождение в оборот, нужно эмитировать рубли и финансировать ими золотодобычу. Но взамен этого Минфин, следуя в фарватере МВФ, не дает денег на покупку золота, ссылаясь на жесткую финансовую политику и тем самым удушая золотодобычу в стране. Нужно также иметь в виду и возможности значительного расширения производства других ценных металлов, в том числе и более дорогих, чем золото. Немалые резервы таит в себе гранение алмазов в России, вместо того чтобы вывозить их за рубеж.

4. При кардинальном изменении политики приватизации возможно приватизировать ежегодно на порядок меньшее число предприятий, а получать доход государства ежегодно в десятки раз больше, чем это имеет место сейчас. Такое утверждение противоречит расхожему мнению: приватизировать уже почти нечего, почти все и так распродано; но кто будет покупать по высокой цене убыточные или на грани того предприятия, а они почти все такие. Действительно, предприятия были распроданы по цене от сотой до тысячной их реальной стоимости, определяемой на основе балансовой оценки с полной индексацией на инфляцию. Однако при сохранении приватизированного предприятия в частной собственности нужно потребовать возмещения бюджету в течение ряда лет разницы между реальной стоимостью и ценой, уплаченной в ходе приватизации. Существенную часть предприятий (жизненно важных для государства или попавших в руки неэффективного собственника) нужно национализировать, но с выкупом, определяемым исходя из вложенных в приватизацию и в инвестиции денег с их полной индексацией на инфляцию, но с двумя оговорками: за минусом износа, исчисляемого с реальной стоимости; в рамках доходов, потраченных на приватизацию и инвестиции, законный источник которых может быть доказан уплатой с них налогов. С учетом этих моментов компенсация за национализируемые предприятия окажется по масштабам бюджета ничтожно малой, в частности, потому, что общая величина стоимости реального износа приватизированных основных фондов превышает суммы, потраченные частными собственниками на приватизацию и инвестиции. Что касается пребывания почти всех предприятий на грани убыточности, то такая ситуация вызвана искусственно через проведение реформ по сценарию МВФ. В случае нормализации денежно-финансово-кредитной системы 80% российских предприятий станут рентабельными. Таким образом, при существенной коррекции приватизации она сможет приносить ежегодно в доход бюджета около 30 млрд. долл. И это при том, что недопустима и соответственно не должна разрешаться свободная купля-продажа земли и полезных ископаемых.

5. Вся рента от земли, водных ресурсов, полезных ископаемых, являющихся достоянием всего народа, в том числе и будущих поколений, должна присваиваться исключительно народом в лице его государства (на федеральном или местном уровнях), что составляет сумму порядка 400 млрд. долл. в год.

6. Возвращение капиталов, преступным путем вывезенных из России, может дать сумму порядка 50 млрд. долл. Швейцарские банки сами предложили российским властям дать информацию о подозрительных вкладах, однако реакции из России пока не последовало.

7. Создание благоприятных условий для инвестиций в России привлечет в нашу страну как отечественный капитал, не подпадающий под преследование по закону (около 60 млрд. долл.), так и производительный иностранный капитал порядка 15 млрд. долл. ежегодно.

8. Изменение внешней политики и направлений внешнеторговых связей, при следовании исключительно российским, а не американским интересам, способно восстановить потерянные рынки экспорта вооружений и машиностроительной продукции, а также приобрести новые рынки сбыта. Это способно приносить ежегодный дополнительный доход порядка 40 млрд. долл. с его существенным дальнейшим наращиванием до 150 млрд. долл. в год.

9. За счет реструктуризации внешней задолженности Россия способна значительно ослабить бремя внешних долгов. Если внешний долг России составляет около 120 млрд. долл., то другие страны должны нам свыше 140 млрд. долл. Конечно, не все эти долги можно вернуть в денежной форме. Однако часть долгов может быть возвращена товарными поставками, а также недвижимостью за рубежом. Условный эффект от переструктуризации внешних долгов и требований товарных поставок в Россию в счет долгов можно оценивать в 75 млрд. долл.

10. Прекращение дотаций странам СНГ в форме заниженных цен и поставок в невозвращаемый долг (убытки для России ежегодно в 7 млрд. долл.), что означает финансирование сохранения раскола большой исторической России, так как страны СНГ и Балтии экономически не в состоянии выжить без экономической помощи России. За часть российских поставок, которые не могут быть оплачены, следовало бы требовать передачи России в собственность ряда предприятий на территории бывших союзных республик. Такой поворот событий приносил бы России ежегодный доход не менее 10 млрд. долл.

11. В дальнем зарубежье Россия обладает различной собственностью, оцениваемой от 100 до 300 млрд. долл. Разница в оценке связана с тем, что эта собственность даже в полной мере не учтена и эффективно не используется. Наведение порядка в российской собственности в дальнем зарубежье способно приносить ежегодную ренту порядка 15 млрд. долл. ежегодно.

12. Значительная часть ресурсов может быть получена во внутренней розничной торговле за относительно короткий период времени (в течение одного года). Снижение розничных цен в 3 раза может быть осуществлено не методами жесткой финансовой политики по рекомендации МВФ, а через устранение подлинной причины инфляции: в настоящее время от 2/3 до 3/4 и более розничных цен на товары и услуги падают на доходы спекулятивно-посреднических структур, включая коммерческие банки, прокручивающие капиталы в спекулятивном обороте. И все это сверх нормальной прибыли торговых и финансово-кредитных посредников, общественно необходимых для функционирования и развития производства. Если методами государственного регулирования, в том числе налоговой политикой, разорить спекулятивно-посредническую сферу, не затрагивая общественно необходимых посредников в сфере товародвижения и предоставления финансово-кредитных ресурсов, то возникшее в результате этого снижение розничных цен, дополнительные финансовые ресурсы эквивалентны 200 млрд. долл. в год при уровне товарооборота на начало 1990 г. и 400 млрд. долл. в год при наращивании внутреннего товарооборота в ближайшие два года при условии кардинального изменения курса экономических реформ. Кроме того, по аналогичному сценарию снижение оптовых цен на средства производства способно ежегодно приносить 150 млрд. долл. при современном объеме производства и около 450 млрд. долл. при восстановлении объемов производства на уровне 1989 г.

13. Обеспечение государственной поддержки и охраны интеллектуальной собственности, что сменит продажу ее по бросовым ценам, а часто и бесплатное присвоение и разворовывание; ее продвижение на рынок по реальным ценам. Это, не считая существенных вознаграждений авторам, способно ежегодно приносить в доход госбюджета около 20 млрд. долл. и примерно 100 млрд. долл. ежегодно научно-техническим коллективам, итого - 120 млрд. долл.

* * *

Мы рассмотрели неиспользуемые финансовые ресурсы России и оценили их в долларах вовсе не из почтения к валюте, а потому, что нет смысла приводить астрономические цифры в триллионах, обесцененных благодаря реформе рублей. Нужно также иметь в виду, что далеко не все приведенные суммы могут быть конвертируемы в реальные доллары.
В этом нет необходимости. Ведь большая часть товаров и услуг, производимых в России, должна потребляться внутри страны.
Подведем итоги наших подсчетов в форме таблицы.

Мобилизация
неиспользуемых источников финансовых ресурсов
России

                            млрд. долл.

МОБИЛИЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ

Поступления

ежегодное

разовое

Полная монополия государства на производство, импорт, оптовую торговлю алкогольной и табачной продукцией

75

 

Прекращение вывоза капитала вопреки закону или в его обход

70

 

Недопущение разворовывания ценностей внутри страны

200

 

Полная собираемость налогов

150

 

Введение параллельного золотого рубля

50

 

Корректировка приватизации

30

 

Рента от земли, водных ресурсов, полезных ископаемых

400

 

Возвращение в Россию незаконно вывезенного капитала

 

50

Приток в Россию ранее вывезенных капиталов некриминального характера

 

60

Иностранные инвестиции в Россию производительного характера

15

 

Восстановление потерянных рынков сбыта военной техники, вооружения, машиностроительной продукции и приобретение новых рынков

40 (150)

 

Реструктуризация внешней задолженности и активизация деятельности по возвращению долгов со стороны других стран

 

75

Прекращение дотаций и поставок в кредит бывшим союзным республикам

10

 

Доходы от российской собственности в дальнем зарубежье

15

 

Доходы от нейтрализации спекулятивно-посреднической сферы в:

 

 

розничном обороте

200 (400)

 

оптовой торговле средствами производства

150 (450)

 

Охрана и поддержка интеллектуальной собственности

120

 

ИТОГО

1525 (2135)

185



__________

1 "Сегодня", 13 октября 1995 г.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]