Внешняя политика
Обозреватель - Observer



 ИНДИЯ:
 слагаемые национального единства
 
А.ПРАЗАУСКАС,
доктор исторических наук
 

Индия, несомненно, занимает первое место в мире по сложности этнического состава населения. По данным переписей, в Индии зафиксировано более 1600 языков, хотя лингвисты склоняются к более скромным цифрам - 180 языков и около 500 диалектов. При общей численности населения около 950 млн. чел. в Индии насчитывается более десятка крупных народов численностью от 30 до 70 млн. чел. (маратхи, бенгальцы, телугу, тамилы, гуджаратцы и др.), в то время как хинди - официальный язык страны - считается родным лишь для 1/5 населения.
Этническая пестрота, межнациональные и религиозные (прежде всего между индусским большинством и мусульманским меньшинством) конфликты служили и продолжают служить поводом для пессимистических прогнозов относительно будущего Индии как единой страны. Британские колонизаторы были уверены, что после их ухода Индия распадется на десятки самостоятельных государств. Этого не произошло, но и сегодня в Индии нередко, особенно в ходе предвыборных кампаний, можно услышать знакомый клич: "Отечество в опасности!"
Поводом для опасений относительно территориальной целостности служат прежде всего сепаратистские движения, которые в северо-восточных горных районах продолжаются уже несколько десятилетий, а с 80-х годов охватили также Пенджаб и Кашмир. Вооруженные выступления в этих районах привлекают внимание индийской и мировой общественности, и даже серьезные аналитики как бы не замечают того факта, что 99% индийцев - лояльные граждане и что среди крупных народов, за исключением пенджабцев (точнее, определенной части сикхской религиозной общины), ни одна региональная политическая группировка не выступает с требованиями суверенитета и права на самоопределение, ни один штат не преобразовался в президентскую республику со всеми атрибутами собственной государственности.
На фоне острейших социально-экономических, демографических, экологических и многих других проблем политику национально-государственной интеграции в Индии следует расценивать как несомненный успех, а индийский опыт в этой области явно может быть очень полезным для других многонациональных стран.


Фундамент национально-государственного единства

Корни исторического единства Индии уходят в глубокую древность. Традиционным названиям страны Бхарат и Индия (от названия реки Инд - Синдху, Хинду) более двух тысяч лет. Хотя периоды политического объединения никогда не были продолжительными, идея субконтинентального единства всегда оставалась идеалом, к которому с древнейших времен стремились правители крупных государств субконтинента.

Наибольших успехов в создании субконтинентальных империй добились династии Маурья (IV-II вв. до н.э.), Гупта (IV-V вв.), Харша (VII в.), делийские султаны (XIII-XIV вв.), потомки Тамерлана и Чингисхана - Великие Моголы (XVI-XVIII вв.), а в новое время политическое объединение Индии завершили британские колонизаторы.

Живучести имперской традиции способствовало и то обстоятельство, что в Индии, за исключением южной оконечности полуострова, практически не было тенденции к формированию "национальных" государств.

Решающей силой политической сплоченности стало освободительное движение. В Индии оно развивалось в течение всей жизни нескольких поколений и за длительный период сформировало традицию межэтнического сотрудничества, общеиндийское гражданско-политическое сознание (понятие "индийской нации") и основы современной политической системы. Далеко не последнее значение имеет и тот факт, что объединение страны внешней силой исключило возможность воспринимать какой-либо крупный народ Индии в качестве завоевателя. Столица страны - Дели - ни у кого в Индии не вызывает ассоциаций с экспансией и завоеваниями.

Второй фактор единства Индии - это культурная, точнее, цивилизационная общность. Общая история и сходство природных условий за несколько тысяч лет определили формирование специфической индийской цивилизации. Мифология, в особенности известные каждому индийцу сюжеты эпосов "Махабх араты" и "Рамаяны", основные социальные нормы и обычаи, кастовая система, менталитет отличают индийцев от жителей соседних мусульманских стран, Китая, буддистских Шри-Ланки и Бутана. Популярный официальный девиз "Единство в многообразии" отражает реалии жизни индийского общества.

В регулировании межэтнических отношений роль политической системы резко возросла после провозглашения независимости Индии в 1947 г. Закон об управлении Индией 1935 г. составил основу (примерно 2/3) Конституции, принятой в 1950 г. Переход к демократии, как и во всех многонациональных странах, сопровождался всплеском этнорегиональных или национальных движений. Но это не привело ни к гражданской войне, ни к военной диктатуре.

Национальные движения настаивали на территориальной реорганизации - создании "лингвистических" или, по привычной для нас терминологии, национальных штатов. Такая реформа означала полную перекройку политической карты страны, и руководство правящей партии - Индийского национального конгресса (ИНК) не без оснований опасалось, что взаимные территориальные притязания могут взорвать страну. Все же под давлением национальных движений и вследствие крупных поражений на выборах оно было вынуждено уступить. Специальная комиссия реорганизации штатов, за три года изучив тысячи документов и исколесив всю страну, в 1955 г. представила объемистый отчет и свои рекомендации.

Суть их состояла в том, что наряду с культурно-языковыми факторами при реорганизации предлагалось учитывать также экономическую и политическую целесообразность, а вновь создаваемые штаты должны представлять собой крупные и способные к самообеспечению единицы. В результате реформы Индия стала первой среди демократических стран, применившей федерализм как инструмент регулирования межнациональных отношений.

Наряду с историческими провинциями хиндиязычного Севера были созданы "национальные" штаты для всех крупных народов. Позже в поисках политического решения проблемы племен нага, поднявших вооруженный сепаратистский мятеж, в 1963 г. был образован штат Нагаленд с населением 0,4 млн. чел. Эта уступка вдохновила лидеров национальных движений других малых народов, и в последовавшие годы ряд союзных территорий был преобразован в небольшие штаты.

С 1987 г. федерация включает 25 штатов, 6 союзных территорий и столичный округ Дели. Крупнейший штат - Уттар Прадеш (139 млн. чел.), Бихар (86 млн.), Махараштра (79 млн.). Западная Бенгалия, Андхра Прадеш, Мадхья Прадеш и Тамилнаду (более 50 млн. чел. каждый). В то же время в восьми штатах население менее 3 млн. чел. в каждом, в том числе в двух (Ми-зораме и Сиккиме) менее 1 млн. жителей.

Основные черты индийского федерализма

В 1947-1949 гг. многие княжества вошли в состав Индии, подписав договор о присоединении и передаче в ведение центрального правительства вопросов внешних сношений, обороны, коммуникаций и других. Однако десять лет спустя никто уже, за исключением бывших князей, не вспоминал об этих договорах, поскольку все княжества были ликвидированы. Лишь Кашмир сохранил некоторые атрибуты государственности, среди них - собственную Конституцию. В конституционном устройстве Индии почти нет следов договорной федерации, да и сам термин "федерация" в Конституции отсутствует. Согласно Основному закону республика представляет собой "Союз штатов".

Все же государственное устройство Индии включает основные элементы федерации: самоуправляющиеся территориальные единицы (штаты), закрепленное в Конституции распределение полномочий между Союзом и штатами, двухпалатный парламент. Штаты, за исключением занимающего особое положение Джамму и Кашмира, не имеют своих конституции, гражданства, собственных гербов, флагов и прочих атрибутов государственности. Еще более примечателен тот факт, что Конституция не гарантирует самого существования конкретных штатов. Парламент вправе упразднять и создавать новые штаты, менять их границы.

Это не означает, что любой штат можно легко ликвидировать: для этого требуется большинство в 2/3 в обеих палатах, а главное, упразднение крупного штата или уменьшение его территории сопряжено с большим политическим риском. Штаты не могут выйти из Союза - это запрещено Конституцией, но и Союз реально не волен распоряжаться судьбой каждого штата.

Распределение властных полномочий между Союзом и штатами четко разграничено по трем спискам: к ведению центра отнесено 97 вопросов; в списке полномочий штатов - 66 вопросов, включая поддержание общественного порядка, здравоохранение, коммуникации местного значения, сельское хозяйство, внутреннюю торговлю, местную промышленность; 47 вопросов отнесено к совместной компетенции. В целом объем прав штатов намного уже, чем у субъектов Российской Федерации, США, Германии и даже маленьких Швейцарии и Австрии.

Конституционными главами штатов считаются губернаторы, которые не избираются населением штата, а назначаются и смещаются президентом страны (фактически - премьер-министром, поскольку Индия - не президентская, а парламентская республика). Все законы, принимаемые законодательным собранием штата, вступают в силу после подписания губернатором, а он вправе настаивать на внесении корректив и, главное, может отправить законопроект на рассмотрение президенту, и поскольку сроки этой процедуры не оговорены Конституцией, фактически губернатор обладает правом так называемого отлагательного вето.

По сложившейся практике, губернаторами штатов никогда не назначаются местные политики: эту должность обычно занимают авторитетные деятели из других районов, и в порядке вещей, что губернатором Пенджаба назначается бенгалец, а губернатором Западной Бенгалии - пенджабец. Губернатор с санкции президента может распустить законодательное собрание и ввести президентское правление сроком до шести месяцев при условии, что обе палаты парламента в течение месяца утвердят указ президента. Губернатор поручает партии, победившей на выборах, сформировать кабинет министров, и если ни одна партия или блок не получают очевидного перевеса, губернатор может поступать по своему усмотрению. На практике это означает, что губернатор часто действует в интересах той партии, которая находится у власти в центре, и по существу выполняет волю премьер-министра. В тех штатах, в которых у власти находится правящая в стране партия, главного министра также нередко присылают непосредственно из Дели.

В отличие от большинства федераций в Индии функционирует единая судебная система, и высшие суды штатов непосредственно подчинены Верховному суду. Выборы в парламент и законодательные собрания штатов проводятся под контролем единой избирательной комиссии. Помимо конституционных механизмов у федерального центра есть и другие эффективные рычаги воздействия на штаты: финансовые средства, общеиндийские службы, силовые структуры.

На стороне централизованного государства выступают крупный капитал, оперирующий в масштабах всей страны, общеиндийские политические партии. Для индийской федерации характерны высокая степень централизации, ряд унитарных черт, и политический вес штата определяется численностью электората, уровнем благосостояния и культуры. Даже в Совете штатов - верхней палате парламента, обладающей довольно ограниченными полномочиями, крупные штаты имеют больше мест, чем маленькие: Уттар Прадеш - 34, Махараштра - 19, а малые северо-восточные штаты, Сикким и Гоа - по 1.

В то же время штаты пользуются широкой автономией в сферах языка, культуры, управления сельским хозяйством, т.е. как раз по тем проблемам, где местная специфика имеет существенное значение для каждого гражданина. Есть все основания говорить и о политической автономии штатов: во многих "национальных" штатах к власти приходят местные национальные партии либо же роль таковых выполняют штатовские организации общеиндийских партий. Например, в Западной Бенгалии почти двадцать лет правит компартия (марксистская). Все это в целом удовлетворяет местные элиты, и не случайно попытки отдельных штатов добиться существенного расширения автономии не находят в союзном парламенте достаточной поддержки со стороны представителей большинства регионов.

Чрезвычайные ситуации

За полвека независимости в Индии движения под этнорегиональными лозунгами никогда не прекращались и нередко принимали насильственную форму. На северо-востоке страны христианские племена нага и мизо около тридцати лет вели партизанскую войну за независимость, с 1980 г. развернулось вооруженное движение в Пенджабе за создание независимого сикхского государства - Халистана, чуть позже - аналогичное движение в Кашмире, единственном мусульманском штате Индии. Обычны столкновения между племенами, представляющими собой наиболее обездоленную часть населения, и доминирующим этносом.

В результате Индия накопила богатый опыт решения этнорегиональных проблем, а в ее политической системе сложились достаточно четкие механизмы преодоления кризисных ситуаций. Что бы ни происходило в различных регионах, во всех случаях под рукой пакет соответствующих законов и мер: законы о беспокойных районах, поддержании внутренней безопасности, превентивном заключении, чрезвычайном положении, порядке привлечения федеральной полиции, армии.

Хотя аналитики и многие политики не без основания обвиняют центр в неэффективности его действий в кризисных ситуациях, все же нельзя отрицать главного - во всех ситуациях есть ясность, что и как можно и чего нельзя делать.

Поиск мирных решений и готовность к компромиссу составляют характерную особенность индийской политической культуры. Какая бы партия ни стояла у власти, ее лидеры всеща стремятся к политическому решению даже самых острых проблем и неохотно идут на применение военной силы. Переговоры с лидерами сепаратистских и экстремистских движений обычно ведут руководители министерства внутренних дел, специально создаваемые парламентские комиссии, но в чрезвычайных ситуациях и на решающих этапах подключается и премьер-министр.

Об участии военных в переговорном процессе, даже в условиях вооруженного противостояния, не может быть и речи: армия в Индии вне политики - вплоть до того, что командующие военными операциями не дают никаких интервью и не выступают с заявлениями в прессе или по телевидению.

Один из главных инструментов контролирования кризисных ситуаций - это введение чрезвычайного положения. Оно объявляется президентом на основе рекомендации губернатора штата в случаях, если возникает угроза безопасности территории вследствие войны, внешней агрессии или вооруженного мятежа. При этом для объявления ЧП достаточно потенциальной возможности войны, агрессии или мятежа. К числу чрезвычайных мер относится также президентское правление, которое вводится, если в штате нарушен конституционный порядок либо в результате противоборства политических фракций парализована нормальная деятельность законодательного собрания штата.

Поскольку нестабильность представляет собой обычное для политической жизни Индии явление, президентское правление в различных штатах вводилось более 50 раз. Неоднократно случалось, что, одержав убедительную победу на парламентских выборах, новый союзный кабинет распускал оппозиционные законодательные собрания как утратившие доверие избирателей и, после промежутка президентского правления, назначал новые выборы.

В условиях президентского правления исполнительная и законодательная власть осуществляется федеральными органами. Указы о введении чрезвычайного положения и президентского правления должны быть одобрены обеими палатами парламента и действуют в течение шести месяцев, после чего могут продлеваться на такие же сроки, но президентское правление не может длиться более трех лет подряд.

* * *

Опыт многонациональных стран однозначно свидетельствует о том, что никакого "окончательного решения" национальных проблем не существует (исключая, естественно, полную ассимиляцию и геноцид). Индия в этом отношении не исключение, и национальная проблематика составляет одну из главных осей политической жизни. Практически во всех штатах значителен удельный вес этнических меньшинств, права которых так или иначе ущемляются: местные власти, как правило, проводят ассимиляторскую политику, в обход Конституции резервируют большинство мест на предприятиях, в учреждениях и вузах для коренных жителей (бхумипутра - "сыновей земли").
Находящиеся у власти региональные партии, как правило, требуют расширения прав штатов, многие штаты недовольны объемом получаемых дотаций, а руководство более преуспевающих регионов требует снижения отчислений в федеральный бюджет. Типичны взаимные претензии штатов по поводу границ, строительства крупных предприятий, использования водных ресурсов.
Никак не удается окончательно решить и проблему официального языка: по Конституции намечалось, что к 1965 г. хинди полностью заменит английский, но из-за сопротивления южных штатов основным языком межрегионального общения, науки и высшего образования, в особенности технического и медицинского, остается английский язык.
Все эти и многие другие проблемы постоянно обсуждаются в прессе, парламенте, анализируются учеными. Внимание к нерешенным проблемам вполне понятно. Но оно не должно заслонять того факта, что за полвека независимого развития Индия далеко продвинулась в упрочении единства своих многочисленных народов. Интеграционные процессы явно преобладают над центробежными тенденциями, и есть все основания говорить об индийском народе как сформировавшейся не только гражданской, но и социально-политической и социо-культурной общности.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]