Пресса
Обозреватель - Observer



"ЦЕНТР" НАЧИНАЕТСЯ ВДАЛИ
ОТ… МОСКВЫ
(Взгляд на некоторые проблемы
провинциальной журналистики)
 

О.САВИНОВА,
начальник пресс-центра администрации Нижнего Новгорода,
кандидат исторических наук
 

В. СУХОМЛИНОВ,
первый заместитель председателя
Международной конфедерации
журналистских союзов
 


1. "Все хорошо, прекрасная маркиза?"

Нижний Новгород - третий, после Москвы и Санкт-Петербурга, город России. И ситуация в Нижнем Новгороде и области не столь проста и малопроблемна, как ее частенько представляют центральные да порой и местные издания, ТВ, радио.

На первый взгляд город - в пионерах экономических и общественно-политических реформ. Здесь впервые стала внедряться программа приватизации мелких и средних предприятий, прошли первые аукционы по продаже недвижимости, возрождаются традиции всемирно известной до октября 1917г. нижегородской ярмарки. Смело проводится политика "открытых дверей" - особенно тесными становятся контакты с 7 городами-побратимами, среди которых такие, как Филадельфия (США), Эссен (Германия), Брно (Чехия), Болонья (Италия), Цзинань (Китай).

Внешне стабильна общественно-политическая ситуация в регионе, Бог миловал Нижний и от "чести" быть в лидерах по росту преступности.

Однако есть моменты, которые ради объективной оценки положения дел нельзя не принимать во внимание.

Если в целом по России спад промышленного производства составил за 9 месяцев 1994 г. - 21-22%, в Нижнем -достиг более чем 30%. Для региона, напичканного предприятиями ВПК, это может иметь нешуточные последствия. Как и то, что по обнародованным в местной прессе данным доходы богатых здесь превышают доходы бедных в б раз, а по неофициальным - в 17-20 раз. Расслоение становится вопиющим, множится люмпенство. Подчас проявляется не просто брюзжание - протест. Осенью состоялась забастовка, которую, кстати, обошла вниманием наиболее массовая в регионе пресса, на крупном машиностроительном заводе. Недовольство зреет и в иных слоях общества, в частности на селе.

В период с 10 по 15 октября прошлого года в двух райцентрах области состоялись по воле самих людей сельские сходы, на которых были представлены фактически все основные круги крестьянства и сельской инфраструктуры. Информация об этих вынужденных "тусовках" сельчан была в местной прессе скупой и маловразумительной (в скобках скажем, что в области, как и в стране, СМИ обходят стороной глубинные проблемы сельской жизни). Между тем на сходах резко высказывались претензии в адрес местных и федеральных властей, отмечалось: предстоящая зима может обернуться для волжской глубинки холодом, а кое-где - голодом. Настроение многих - у черты отчаяния, перспективы - мрачны.

Таким образом, ситуация в регионе характеризуется соперничеством двух тенденций - набирающие силы экономические и политические реформы, которые раскрепощают способности и инициативу людей, особенно молодых, как бы сталкиваются не столько с противостоянием политической оппозиции, сколько с проблемами, порожденными общей неразберихой в стране, непродуманностью стратегической линии со стороны центральной власти и как итог растущей неудовлетворенностью людей, разочарованиями в московских реформаторах, включая президента, а подчас и в самих преобразованиях, по крайней мере в методах их проведения.

Забегая вперед, заметим, что тенденция защитить свои власти, "своего" Б. Немцова и перенаправить вектор недовольства на Москву, на Центр явно выпирает из контекста нижегородской прессы. Причем это мало зависит или вовсе не зависит от политической направленности или политических симпатий того или иного органа информации, как и от состава его учредителей. Разница лишь в степени и системности подобных невольных или осознанных усилий.

Это еще более оттеняется явно проявляемой и ощущаемой людьми заботой местных властей о решении таких жизненно важных проблем, как, скажем, работа транспорта - он функционирует более эффективно и четко, чем, например, в Москве, и при этом не столь сказывается на кошельке каждого отдельного человека. Находит "в народе" отклик внимание областной и городской администраций к проблемам культуры, поддержки местных театров, художников, народных ремесел, промыслов. Это, кстати, получает заметное отражение на страницах изданий, в передачах ТВ и радио.

Словом, у жителя города, области, не отгородившегося от воздействия СМИ, исподволь складывается представление такого примерно порядка: наши тут бьются-стараются, а там, в Москве, лишь политические игры да интриги.

Примечательно, что такое своего рода "противостояние" местных СМИ Центру происходит в условиях, когда фактически нет координирующего деятельность и политику прессы "агитпропа", когда областные газеты и телерадиостудии фактически самостоятельно определяют позицию, не испытывая, если исходить из десятков бесед с журналистами, "руководящего зуда" или преследований со стороны властей.

Думается, что все это сказывается и на отношении населения региона к так называемой центральной прессе. Помимо естественно возрастающего интереса к местным новостям и событиям (что? где? по какой цене?) лишь растущими несимпатиями к Москве и ее "лживой проельцинской прессе" (так считают зачастую, конечно, необъективно) можно объяснить рост доверия к местным газетам, теле- и радиопрограммам. И подписка на 1995 г. подтверждает: все большее предпочтение отдается местной печати.

Тенденция к снижению авторитета Москвы как центра государства, законодателя мод, традиций и т.п. представляется тревожной, а может быть, и опасной. И это происходит на фоне того, что прорастающий непоказной патриотизм, стремление гордиться Россией, возрождать утерянное, но не забывать и завоеванного за прошедшие десятилетия и столетия (в том числе и в советский период) в заметной степени характеризует содержание нижегородской прессы, если брать ее как информационный комплекс.

Фактом можно считать появление среди местных журналистов, особенно телевизионщиков, авторитетных для широких кругов населения ведущих, телезвезд, какими в свое .время воспринимались во всем Союзе Э. Сагалаев или В. Молчанов, - это прежде всего О. Носкова, А. Блудышев, Н.Зверева, А. Цирульников, Ю. Кириков, Н. Захтаренко, радиожурналисты О. Янова, И. Становов, газетчики В. Шабанова, В. Се-мисалов, В. Носков.

В еще более общем плане можно утверждать, что на системе СМИ области уже сказываются утвердившиеся за последние годы завоевания - начат путь к обретению и укреплению свободы слова, меньшей зависимости от властей. Появилось большее число местных органов СМИ, в том числе электронных, рассчитанных на различные категории населения, утверждается плюрализм мнений. Несмотря на отток части талантливых журналистов на более "хлебную" работу, все это отражается на деятельности прессы Нижнего Новгорода, области. Есть основания утверждать, что, преодолевая большие трудности и "внутренние болезни", журналистика здесь все-таки успешно "вростает" в новую ситуацию. И свое слово, свой "голубой" экран вызывают у людей все больше доверия, чем московский. Раньше глотком воздуха были передачи заглушаемой "Свободы", сейчас она в свободном эфире. Но глотка воздуха все чаще ждут не от нее даже и уж тем более не от "Эха Москвы", а от своей телестанции "Волга", от своего "Нижегородского меридиана".

2. Штормовой остров в штормовом море

По данным на октябрь 1994 г., только в Нижнем Новгороде зарегистрировано и выходит (иные, правда, с нарушением объявленной периодичности) 65 газет, еженедельников, ежемесячников. Появились новые, включая частные (18), газеты и агентства; расширился спектр изданий по интересам - особенно возросло число газет для предпринимателей, деловых людей (8), рекламных изданий и приложений (5);

прикладных, " практических " газет типа " Сад-палисад ", пользующихся растущей популярностью, а также изданий экологической направленности - газета "Берегиня", например, выходит с участием немецких "зеленых".

В то же время за последние полгода-год закрылось, не выдержав "экономического нажима" , около двух десятков многотиражных изданий, сверкнуло и погасло несколько частных газет, например, "Факс", "Русский бизнес".

Многие с сожалением говорят об исчезновении - до донышка -вузовской печати. А ведь институтские многотиражки были для студентов и преподавателей притягательными центрами, "точками" клубных сборов, общественной трибуной.

А вот другой штрих к рассказу о газетной палитре радует: в области нет "своих" изданий эротической и националистической направленности. В киосках попадается эротическая периодика, выходящая в Москве, других местах РФ, СНГ, но ощутимым спросом она не пользуется.

О консерватизме (может быть, со знаком "плюс") читательских вкусов нижегородцев свидетельствует тот факт, что наиболее тиражными остаются традиционные областные издания - это "Нижегородская правда" (40 тыс. экз.), "Нижегородский рабочий" (23 тыс. экз.), газета областного Законодательного собрания "Нижегородские новости" (28 тыс. экз.). Самым массовым тиражом (64 тыс. экз.) выходит еженедельник "Земля Нижегородская" - пожалуй, единственное издание, глубоко пишущее на сельские темы и пользующееся у нищающего крестьянства авторитетом в такой мере, что люди готовы платить за подписку.

Впрочем, ряд изданий "новой волны" наступает фаворитам на пятки - это еженедельник "Биржа" (40 тыс. экз.), "Нижегородская ярмарка" (24 тыс. экз.), "Для Вас" (58 тыс. экз.). Находят читателя такие издания, как выходящая 1 раз в месяц газета "РВС" (служба выживания семьи), еженедельник "Робинзон", ежемесячники "Свой взгляд" и "Прикольный анекдот". Большой тираж имеет рекламный собрат московской "Экстра М" - "Экстра НН" (130 тыс. экз.).

Отдельно стоит заметить, что из традиционных изданий резко "сдала" лишь молодежная газета "Ленинская смена". Некогда одна из самых читаемых, сейчас, потеряв лучшие кадры и скатываясь к поверхностности, голому эпатажу в содержании, она едва набирает тираж 7 тыс. экз.

Сильно изменился за последние два года состав учредителей. В их числе администрации, Законодательное собрание, коллективы редакций, разного рода фирмы, АО, торговые дома, союзы предпринимателей, профсоюзы, банки, концерны, трудовые коллективы промышленных предприятий, частные лица. Преобладает смешанный тип учредительства (ряд организаций плюс частные лица). Все меньше степень участия государственных структур.

Что интересного тут? Если в областном центре проблема учредительства решалась, как правило, на основе согласия и компромиссов, то в ряде районов случались шумные трения. Отголоски их слышны до сих пор, например, в райцентрах Сергач, Лысково, Княгинино, где местные власти, не найдя общего языка с газетчиками и действуя силовыми методами, создали, так сказать, альтернативные газеты. По квалификации журналистов, содержанию они явно уступают "старым", но пользуются финансовой поддержкой администраций - "свои"!

То есть вполне очевидно, что проблема учредительства напрямую связана с проблемой финансовой стабильности изданий, в том числе и с проблемой государственных дотаций. Если в изданиях смешанного типа учредительства проблема финансирования решается соучредителями, как правило, цивилизованно, на базе общих возможностей и интересов, то с изданиями, учреждаемыми госструктурами, ситуация сложнее. Положение, когда дотации распределяются через местные власти (как бы из их кошелька), с неизбежностью ведет в перекосам, неравноправию. В связи с этим у практиков популярна такая точка зрения: дотации в переходный период нужны, однако решать, кому и сколько дать, должны специальные отделы или комиссии при администрациях - с обязательным участием журналистской общественности. В любом случае неотрегулированность проблемы в законодательном плане на федеральном уровне больно бьет по местной печати, особенно районной.

Все это влияет и на степень ангажированности журналистов. Из бесед с руководителями изданий, рядовыми журналистами складывается впечатление, что в регионе, по крайней мере в областном центре, власти не вмешиваются напрямую в деятельность редакций, осваивают науку деликатности в отношении журналистов.

В частности, у администрации Нижнего Новгорода уже сложилась своя система работы со СМИ: 1) раз в месяц большие пресс-конференции с участием мэра; 2) 2-3 раза в месяц брифинги по текущим вопросам; 3) еженедельно пресс-центр мэрии готовит обзоры документов, принимаемых мэрией; 4) осуществляется практически ежедневный контакт представителей мэрии с новостными программами ТВ и радио, информслужбами газет; 5) газета "Нижегородский рабочий" 1 раз в месяц публикует официальные документы, принятые мэром и городской Думой; 6) по средам и субботам руководители города, депутаты выступают на ТВ и радио в программах "Депутатский канал", по вторникам и субботам в ТВ-программе "Нижегородский меридиан".

Все это позволяет журналистам и потребителям их продукции сориентироваться в направлениях деятельности руководителей города, депутатского корпуса, сформировать свое отношение к ним. Примерно такая же система взаимодействия складывается и в цепочке "областная администрация - пресса". Напрашивается констатация: взаимосвязь властных структур и прессы носит преимущественно демократический характер, развивается в рамках цивилизованных норм, хотя нельзя отрицать и появления "нового" внутреннего журналистского цензора, в чем признаются отдельные журналисты. Нет указующего перста, его заменил страх. Так что до подлинной свободы слова еще далеко.

Вот мнение на этот счет одного из ведущих журналистов области А. Пашкова, обозревателя газеты "Нижегородские новости":

- Ушла политическая цензура, сменившись финансовой, - это сеет тревогу, неуверенность. Социально-психологический климат двойствен. Как бы никто не командует, но работаем с оглядкой. Беспокоит и отсутствие защищенности журналистов - не спасет ни царь и ни герой, а закон не действует...

Как подтверждение этого - скудость, эпизодичность серьезных критических материалов о деятельности "верхушки". Губернатора Б. Немцова, можно сказать, вообще только что не носят на руках. Это, по нашему мнению, может сослужить ему и делу в конечном итоге плохую службу.

Словом, журналисты словно бы страхуются от возможного гнева "сверху".

Но можно найти и другое объяснение (или другую сторону) спокойного тона в отношении местных властей. Им как бы дали передышку: мол, давайте, ребята, а там видно будет... Кроме того, общество просто устало от "чернухи". И не случайно превалировавший еще 2 года назад тон агрессивности, безапелляционности все явственнее сменяется более рассудительной и взвешенной интонацией. Кроме того, в области на глазах фактически сложилась система изданий, отражающих широкий спектр сил и интересов. Газетам уже не надо спорить на страницах самим с собой - есть естественные оппоненты.

Но о том, что пресса начеку, говорит такая тенденция. Спокойный тон публикаций может быть "взорван" в период острых ситуаций, в частности, выборных кампаний. Например, в ходе выборов мэра Нижнего Новгорода в марте 1994 г. симпатии и антипатии журналистов выплеснулись наружу (в итоге 4 судебных иска к разным изданиям) .

Еще один важный вопрос: отражают ли газеты напрямую "глас народа"? Увы, в значительной мере нет (исключение, может быть, одно - еженедельник "Земля Нижегородская").

Во-первых, это считается как бы дурным тоном, хотя такая точка зрения по меньшей мере спорна. Во-вторых, самим читателям писать в газету - это дорого, и сегодня недосуг. Да и зачем? Все равно никто не отреагирует. А тоща к чему чернила переводить?! Тенденция печальна.

Вместе с "простым" читателем-автором исчезает и былой автор-профессионал. Во многих изданиях по экономическим и политическим проблемам выступают одни и те же люди. Нет специалистов? Вряд ли. Скорее всего журналисты или плохо ищут, или не хотят делиться славой и гонораром. Однако очевидно, что газетная журналистика тем самым явно обедняет себя. И, отказавшись от "партийности" и "народности", подняв знамя "объективности" и "информативности", сбивается подчас на пресность и засушенность. Да, газета не должна быть бюро жалоб, однако традиция русской журналистики - журналистики Пушкина, Успенского - отражать чаяния народа.

Если подвести краткий итог этому разделу, посвященному печатной прессе, можно тем не менее констатировать, что именно она при всех издержках являет собой в системе СМИ остров наибольшей культуры и содержательности, наименьшей коммерциализации и американизации, стремится доносить сведения, помогающие гражданам выжить и не разбиться на том крутом жизненном повороте, на который зашла Россия.

3. Такие разные волны

3a последние годы большие изменения произошли и в нижегородском эфире. Прежде всего - появилось многоголосье. В квартирах, радио- и телеточках на автомобилях, в магазинах, парикмахерских - всюду, куда доходит теле- и радиосигнал, - слышатся не только позывные "Маяка" и волнуют людей, как уже отмечалось, не только "Новости" из Останкино.

Нижегородский радиоэфир заполняет областное радио - в составе федеральной телерадиокомпании "Нижний Новгород", которое вещает на 1 кнопке 14 часов в неделю; межрегиональное "Радио 5+1" - 70 минут в неделю на первой кнопке; коммерческое "Радио Рандеву" - 40 минут ежедневно на 1 кнопке и 15 часов ежедневно в УКВ-диапазоне, а также "Радио 101" - 16 часов ежедневно в УКВ-диапазоне. Это ведущие вещатели. Есть еще районное радио, в том числе в Автозаводском, Приокском, Сормовском районах Нижнего Новгорода, но аудитория его слушателей, конечно, невелика.

Наиболее популярна на областном радио информационно-публицистическая программа "Акцент". Она идет в прямом эфире дважды в неделю: в понедельник - утром, в четверг - утром и вечером. Привлекает программа широтой тематического охвата, актуальностью проблем, участием компетентных специалистов, доверительной интонацией.

Творческое объединение "Акцент" готовит еще 2 программы, их ведут не журналисты. Одна - "Россия между прошлым и будущим" - это комментарии политолога, вызывающие, как правило, немалую почту - как "за", так и "против" комментариев. И родственная ей программа "Параллели", которую ведет руководитель отдела по связям с общественностью областной администрации. Тут свои параллели: раньше - сейчас, жизнь Центра - жизнь провинции... Передача также имеет отклики.

Тем не менее надо признать, что областной радиоэфир в большей мере, чем газеты, несет налет провинциальности и не дотягивает, например, до "Маяка" и в содержательном уровне, и в тематическом разнообразии, да и шармом ведущих.

Из других передач областного радио стоит отметить программы новостей, которые, однако, идут в эфир в записи, что заведомо снижает оперативность. Реклама в сравнении с общим эфирным временем и федеральным "эталоном" ("Маяк", "Радио России") не досаждает - примерно 25 минут в неделю. Качество же нередко вызывает нарекания - она прямолинейна, а то и примитивна. Может, еще и поэтому рекламодатель не идет на радио?

Гораздо более высоким качеством звучания отличается "Радио Рандеву", работающее на добротной европейской технике. Это местный молодежный канал: развлекательные программы, перемежаемые короткими блоками новостей, как правило, уже "с бородой", разговорами, вернее сказать, трепом ни о чем, а также конкурсами и рекламой. Все как будто слушается, проглатывается молодыми людьми, однако у наблюдателей порождает и многочисленные вопросы. По сути, избран самый легкий путь - крутить европейские и американские кассеты, роль ведущего свести до диск-жокея, чуть коверкающего русский язык, с полудефективной дикцией, но большой напористостью.

При этом надо учесть, что "Радио Рандеву" начинало с более глубоких и содержательных программ, посвященных, например, культуре, но затем вытесненных. Между тем на Западе, скажем, в Испании, Италии, Франции и других странах, выходят в свет подобного рода местные развлекательные передачи, в которых делают упор на фольклор, рок, песню, поэзию, культуру, исполнителей из своей местности.

Конечно, никто не призывает отказываться от коммерческого интереса, забывать о выгоде, но это не должно быть самодавлеющим. Радио ведь - духовный продукт. В том, что это путается, виновата, очевидно, и федеральная власть, которая не смогла выработать четкой телерадиовещательной политики в отношении как государственных, так и коммерческих, частных каналов. А это - почва для радиобеспредела и примитивизма.

"Голубой экран" нижегородцев, помимо идущих в полном объеме двух российских и санкт-петербургского каналов, заполняют еще шесть своих крупных телекорпораций. Это Государственная федеральная телерадиокомпания-ФТРК (25,5 час в неделю, учредитель-Министерство печати и информации РФ), Нижегородская государственная областная телестудия - ННТВ (24 часа в неделю, учредитель - областное Законодательное собрание), телекомпания "Волга" (более 90 часов в неделю, учредитель-издательство "Курьер"), телекомпания "Сети Нижнего Новгорода" (примерно 27 часов в неделю, учредитель - группа журналистов), городская телерадиостудия "Нижегородский меридиан" (2,5 часа в неделю, учредитель - городская администрация), Дзержинское телевидение - ДТВ (12 часов по субботам, учредитель - администрация г. Дзержинска). Есть 8 телестудий районного масштаба.

Государственные телерадиокомпании (ФТРК, ННТВ, "Нижегородский меридиан") поочередно делят между собой 3-й канал "Российские университеты", выходя, таким образом, в эфир через день, а городская - всего лишь дважды в неделю. Коммерческие каналы приходят к зрителю ежедневно.

В иные дни на пяти каналах толкутся по 8 телекомпаний, а для местного человека достаточно привычная схема телевещания. Хотя ясно, что подобное могло сложиться лишь по нашей бедности.

Думаем, читатели уже поняли и то, что при таком раскладе государственные компании изначально проигрывают коммерческим - прежде всего "Волге" - в возможности системного воздействия на зрителя и в оперативности. Да и объем их вещания, даже общий, фактически вдвое уступает "Волге", а каждой в отдельности - и "Сетям НН". При этом можно сколько угодно спорить о качестве (что подчас и делают телепрофессионалы Нижнего), однако человек включает телевизор ежедневно, настраиваясь получить свежие новости, известия с биржи, узнать о сенсациях, причем своих, местных.

С определенной мерой условности студии можно поделить на две категории: традиционное, в какой-то мере официальное или респектабельное ТВ - это государственные компании (кроме ДТВ), и-экспериментальное, "новое" телевидение, к коему можно причислить именуемые, в силу нашей привычки побыстрее наклеивать ярлык, коммерческие (смысл вкладывается плохой) каналы.

Впрочем, в штампах есть своя правда. Обе областные госкомпании, конечно, во многом превосходят частные - прежде всего в объеме собственных программ, уровне профессионализма, тематическом и жанровом разнообразии, добротности информации, широте охвата интересов различных категорий населения, т.е. по существу по всем компонентам.

Более того, ряд программ ФТРК и ННТВ (например, видеоканал "Ключ", передача "Шестое И" на ННТВ или видеоканал "Пятница" на ФТРК, целый ряд детских, спортивных передач и сюжетов, а также отдельные новостные подборки) сделали бы честь "Останкино" или ВГТРК. В них нередко есть и смелость, и выдумка, и вкус, и человечность. Оба канала глубоко и последовательно разрабатывают тему культуры, сохранения духовных ценностей. Н ебездумен подход к рекламе, хотя проскакивают и дешевые ролики. Но, например, встречается добротная антиреклама - водки, табака, негодной продукции, скажем, болгарского кетчупа, чего фактически не встретишь на московских телеволнах.

Привлекают новостные программы: при скудных финансовых и технических возможностях журналисты ухитряются привносить в каждый из двух-трех выпусков новостей свежие местные сюжеты, избегать повторов, тщательно отсеивать федеральную информацию, сообщения из стран СНГ, дальнего зарубежья. При этом ФТРК и ННТВ имеют каждая свой стиль, свое лицо. И все же никак не можешь отделаться от вопроса: а зачем нужны-то в области госкомпании? Не лучше ли объединить силы, средства? Дело, очевидно, упирается в чьи-то амбиции, в нежелание делиться каналом влияния. Возникает и другой вопрос: какой смысл в трансляции на Нижний Новгород, да еще в полном объеме, санкт-петербургского ТВ? Его в Нижнем, судя по всему, смотрят лишь те, у кого работает только четвертый канал, по которому транслируется Санкт-Петербургское ТВ.

Хотелось бы отметить и следующее. Несмотря на явные, казалось бы, преимущества государственных телекомпаний, очевидно, не следует относиться к коммерческим каналам лишь как к рассадникам бескультурья, безвкусицы, прокатчикам не лучших западных кинофильмов - эдаким плейбоям из нижегородской подворотни.

Да, на этих каналах встречается всякое. Да, их растущую популярность можно объяснить массовым бескультурьем, духовным потребительством. Можно прийти и к более жестким выводам - диверсия-де Запада, и найти подтверждения: невзыскательность в выборе кинофильмов, их явно американский акцент, засилие рекламы, впопыхах сделанные местные новости. Удручает речь, внешний вид иных ведущих (вернее, вещателей) - их словно специально отбирали среди двоечников по русскому языку. Многое удручает. Но есть не только это.

Есть и свое, довольно интересное - например, познавательные подборки международных сюжетов в утренних "Сетях НН". Или очень полезная информация в рубрике "Витрина оптовой торговли" на "Волге". Хороша детская передача "Часы с кукушкой" там же. Как и детский, и подростковый видеоканал "Один дома" в воскресных "Сетях НН". Полезен "Автосалон" той же компании. Не всегда на обоих каналах идут лишь боевики и фильмы ужасов - бывают запоминающиеся знакомства с фантастическим жанром, отдельными отечественными лентами.

Телевидение - уникальный источник воздействия на людей, ристалище политических интересов. Оно может или существенно помогать становлению демократии и нормальной жизни в России, или тормозить эти процессы. Тем важнее взыскательный и комплексный подход к разрешению проблем ТВ, максимальный учет различных точек зрения, видение перспективы.

В связи с этим нельзя не отметить, что не редкостью являются и такого рода оценки (причем со стороны профессионалов): "Утрачена былая культура отечественного ТВ, ушли многие талантливые кадры, наблюдается катастрофическое засилье американской продукции, коммерциализация, самолюбование с экрана, бесцеремонное вмешательство в частную жизнь приглашаемых на беседы людей, жгучий интерес к чужим постелям, женам, любовницам, карманам. Герои новостей - бизнесмены, банкиры, элита. Телевидение и жизнь не соприкасаются, ТВ - духовный наркотик. О том, что существуют те, кто строит, возит, лечит, кормит, не вспоминают - они вне кадра, в очередях за акциями МММ. Телевидение реализует политику власти, стремящейся остаться у власти".

Согласитесь, эта оценка похожа на брюзжание, однако мы приводим эту оценку, ибо за ней - позиция немалого числа людей, к которым, на наш взгляд, следует прислушаться. Не все так было плохо в Датском королевстве...

Нельзя не привести еще одно мнение профессионального, опытного телевизионщика: "Нужны ли "Сети НН"? Нужны. Однако пусть это идет по кабелю, а тут отдается столько "народного" эфира! Сколько собственного вещания и какого оно качества - вот главный критерий при выдаче лицензии. Заниматься пиратством клипов и фильмов-много ума не надо..."

И все-таки, какое оно, общее впечатление о телевечере в Нижнем? Скучать не придется. Выбор куда более интересный, чем 2-4 года назад. Вы сможете побывать и в России, и за границей, но вам не дадут забыть, что вы в Нижнем Новгороде. Отдохнуть, развлечься удастся. Может, это сейчас как раз то, что нужно человеку, утомленному непростыми дневными заботами? Хотя все-таки очень хочется больше культуры, вкуса, доброты, своих хороших песен...

    Подводя итог, можно говорить, что если брать СМИ как комплекс, то происходит взаимодополнение "государственной" и "коммерческой" прессы. В чем-то лидерствуют одни, в чем-то другие - мы постарались показать. Причем это касается и печатной, и электронной прессы. Можно говорить об их взаимообогащении.

    Важно и то, что гласность - это уже не просто свет в конце туннеля, а реальность, хотя остаются еще и "запретные темы", не хватает профессионализма, умения видеть и слышать.

    Информация о мире, стране, соседях, о себе выстраивается в достаточно гармоничную, хотя и не без пробелов, структуру. Обделенными "информацией о себе" могут считать себя, пожалуй, сельские жители и молодой нижегородец - юношей и девушек интересуют, к счастью, не только секс, рок, западные кинофильмы. Есть проблемы выбора профессии, места в жизни, нравственных ориентиров и т.п. Это приглушено.

    Можно говорить и о соперничестве, конкуренции в СМИ - это тоже реальность, причем жесткая.

    Следует отметить и то, что повсюду, особенно в электронных СМИ, преобладает информация, реклама, " развлекаловка". Гораздо меньше серьезной журналистики, фактически нет "королей" очерка и исследования. Кроме того, журналистская профессия все ощутимее феминизируется.

    Примечательно, что в последнее время наметился поворот в сторону помощи людям, сочувствия им, желания поддержать в переходный период. Произошла и происходит смена журналистских кадров. Много непрофессионалов, подчас талантливых, но им еще многому надо учиться. Этим, по сути, - в системном плане - не занят никто.

    Душат налоги-это безумие устанавливать также налоги на информационный продукт. Требуется выработать перспективные подходы по укреплению материально-технической базы СМИ. Государство не в полной мере осознало, какая пресса нужна, чтобы поддерживать духовное здоровье нации. Но пресса доказывает, что со временем она все-таки станет "четвертой властью".



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]