Экономика
Обозреватель - Observer



Статистика


Основные тенденции
в развитии розничной торговли
и конъюнктура потребительского рынка
 

По мере углубления рыночных преобразований в России заметнее становится ориентация экономики на интересы потребителя. В составе валового внутреннего продукта увеличивается доля расходов на конечное потребление, прежде всего домашних хозяйств. Производство все в большей степени определяется спросом, а спрос - населением. Наиболее рельефно результаты происшедших экономических преобразований проявились в торговле, хозяйственная деятельность которой непосредственно направлена на удовлетворение потребностей населения.

Изменение ситуации на потребительском рынке за период с 1992 г. характеризуется следующими основными тенденциями:

  • практически ликвидирован дефицит потребительских товаров, являющийся наиболее характерной чертой предреформенной торговли;
  • значительно расширился и обновился ассортимент предложения, однако это во многом происходит за счет товаров, закупаемых по импорту, отечественные товары вытесняются ими как более конкурентоспособными;
  • постепенно сглаживаются территориальные диспропорции в обеспечении потребностей населения в товарах народного потребления и стирается грань между уровнем товарной насыщенности розничной торговли российской провинции и центральных городов;
  • прирост физического объема розничного товарооборота за последние два года составляет, по оценке, ежегодно примерно 2-3%;
  • коэффициенты товарной насыщенности розничной торговли возросли с 20% в декабре 1991 г. до 89% в августе 1994 г.;
  • удельный вес непродовольственных товаров в объеме розничного товарооборота составляет 55% (в 1990 г. - 53%);
  • на негосударственный сектор торговли приходится около 80% розничного товарооборота;
  • неорганизованный оборот составляет свыше четверти розничного товарооборота;
  • доля отечественных товаров в объеме ресурсов сократилась по сравнению с предреформенным периодом в 1,5 раза, завозных - увеличилась более чем в 2 раза.


1. Достаточно быстрое формирование основ рыночной экономики в торговле
способствовало достижению относительной стабилизации
потребительского рынка.

На начальном этапе реформ равновесие между спросом и предложением было достигнуто за счет резкого снижения покупательной способности населения. В последующие годы опережающий рост денежных доходов по отношению к росту розничных цен обеспечил ее устойчивое нарастание. В августе 1994 г. покупательная способность денежных доходов населения в пересчете на такие повседневные продукты питания, как говядина, колбаса полукопченая, масло животное, яйца, яблоки, и непродовольственные товары массового спроса, как пальто женское демисезонное, платье полушерстяное для девочек, телевизоры цветного изображения, табачные изделия и др., была заметно выше, чем в декабре 1991 г., хотя в целом уровень покупательной способности и остается еще ниже предреформенного. С ростом покупательной способности населения менялась и структура розничного товарооборота. В 1992 г. большая часть населения направляла денежные средства преимущественно на покупку продовольственных товаров. В дальнейшем для розничного товарооборота были характерны более высокие темпы роста продажи непродовольственных товаров по сравнению с продовольственными. По данным Госкомстата Российской федерации, в 1994 г. на долю непродовольственных товаров приходилось 55% общего объема розничного товарооборота, продовольственных - 45% (в 1992 г. - соответственно 40 и 60%, в 1990 г. - 53 и 47%).

Одновременно нарастала товарная насыщенность предприятий розничной торговли. Коэффициенты насыщенности розничной торговли продовольственными товарами повысились с 48% в марте 1992 г. до 87% в августе 1994 г., непродовольственными товарами - соответственно с 60 до 93%. Постепенно восстанавливался физический объем розничного товарооборота.

Материалы выборочного обследования деловой активности торговых предприятий, проведенного Центром экономической конъюнктуры в прошедшем году, также свидетельствуют об улучшении положения на потребительском рынке. От 45 до 56% руководителей предприятий сообщили об увеличении поступлений товарных ресурсов, росте объемов продаж и товарных запасов в натуральном выражении, расширении товарного ассортимента. Только около 10% ответивших считают, что происходит ухудшение ситуации. Примерно третья-четвертая часть респондентов оценила уровень этих показателей, как стабильный. При этом основные показатели, характеризующие состояние розничной торговли во 2 полугодии 1993 г. и в 1 полугодии 1994 г., практически совпали.

По оценке Центра, динамика объемов реализации населению потребительских товаров и услуг в сопоставимых ценах характеризуется данными табл.1.

Таблица 1

%




Годы

Объем реализации
потребительских товаров и услуг*

всего

в том числе
розничный товарооборот

1992

1993

январь—сентябрь 1994 г.

75

102

99—100

75

103

102—103



* Данные приведены к соответствующему периоду предыдущего года.


Динамика физического объема продаж населению потребительских товаров в последние годы определялась прежде всего изменением реальных денежных доходов населения. По мере товарного насыщения внутреннего рынка и снижения темпов инфляции постепенно менялось потребительское поведение населения. В условиях высокой инфляции население стремилось защитить свои доходы, вкладывая их преимущественно в материальные блага. Со снижением темпов инфляции у населения появилась заинтересованность в накоплении, в приобретении недвижимости, что вызывает уменьшение спроса на потребительские товары.

Существенные структурные изменения произошли в сфере услуг. При резком сокращении видов услуг, ранее популярных у населения, успешно развивались новые, присущие рыночной экономике. Вместо традиционных предприятий службы бытовых услуг нарастают масштабы деятельности неорганизованного сектора оказания услуг.

2. Одним из главных факторов, определяющих тенденции в развитии
потребительского рынка, является динамика товарных ресурсов.

Основным источником обеспечения населения товарами до 1992 г. являлось отечественное производство. На предприятиях Российский Федерации создавалось около 80% объемов товарных ресурсов, направляемых для продажи населению.

Объемы производства товаров народного потребления в России сократились по сравнению с предыдущим годом:

  • в 1992 г. - на 15%;
  • в 1993 г. - еще на 11%;
  • в январе-августе 1994 г. - на 28%.

Однако потери ресурсов отечественных потребительских товаров от спада производства восполнялись увеличением импортных поступлений.

Либерализация экономики и внешней торговли способствовала созданию новых каналов товародвижения из ближнего и дальнего зарубежья. Одновременно нарастали масштабы неорганизованного ввоза потребительских товаров физическими лицами.

Если в предреформенный период розничный товарооборот примерно на 20% обеспечивался за счет завозной продукции, то в текущем году доля таких товаров возросла более чем вдвое.

В объеме ресурсов на долю отечественных телевизоров приходится около половины, холодильников - примерно 30%, мяса и масла животного-свыше 40%, обуви - более половины.

Прежняя централизованная хозяйственная система обеспечивала распределение и доведение до населения товаров народного потребления. Функции главного организатора товароснабжения выполняли оптовые предприятия торговли, с участием которых формировалось и доводилось до розничной сети примерно 85% всей товарной продукции. С ликвидацией прежнего хозяйственного механизма постепенно формируется новая товаропроводящая система, отвечающая рыночным условиям.

В настоящее время благополучие потребительского рынка достигается в результате активной хозяйственной деятельности торговых предприятий и коммерческих структур в поисках дополнительных источников поступления товаров, налаживания новых хозяйственных связей взамен прежних, утраченных.

Данные выборочного обследования деловой активности торговых предприятий, проведенного Центром экономической конъюнктуры, наглядно показывают структурные изменения в источниках формирования товарных ресурсов. Более 40% обследованных предприятий отметили, что имеют прямые поставки товаров непосредственно от промышленных предприятий своего региона, и четвертая часть - от предприятий промышленности других регионов России.

Примерно у пятой части предприятий налажены прямые связи с сельскохозяйственными предприятиями местного рынка. Свыше 40% предприятий указали в качестве источника поступления товаров оптовые фирмы своего региона, и пятая часть - оптовые фирмы других территорий России. Примерно такая же часть предприятий получает товары с участием различных посреднических фирм. Более 40% обследованных предприятий пополняют товарные ресурсы за счет деятельности частных лиц своего региона, и пятая часть - частных лиц других территорий России. Часть товарных ресурсов поступает непосредственно от юридических и физических лиц из ближнего и дальнего зарубежья.

Более широкие межтерриториальные связи с поставщиками характерны для предприятий частного сектора торговли. Так, среди акционерных обществ доля предприятий, указавших в качестве источников поступления товаров другие регионы, в 1,3-1,9 раза выше, чем в государственном секторе.

Наибольшую потребность в поступлениях товаров из других регионов испытывают непродовольственные магазины. Например, только у шестой части обследованных продовольственных магазинов имеются прямые поставки товаров из других регионов России. Для непродовольственных магазинов доля таких предприятий составила почти половину.

Все более заметным становится значение личных подсобных хозяйств населения в формировании ресурсов продовольствия в стране. В 1993 г. населением было произведено свыше 80% картофеля, две трети овощей, примерно 30-40% яиц, молока и мяса. Если в предреформенный период на долю личных подсобных хозяйств приходилось примерно четвертая часть валовой продукции сельского хозяйства, то в 1993 г. - 38% (включая фермерские хозяйства).

Активизируется торговля на городских рынках. Темпы роста физического объема продаж на городских рынках значительно выше, чем в розничной торговле. В 1994 г. по сравнению с январем-августом 1993 г. физический объем товарооборота городских рынков увеличился в целом на 7%, в юм числе продуктов животноводства - на 25%.

Тенденция опережающего роста цен на городских рынках по сравнению с ценами розничной торговли, характерная для прежних лет, сменилась на противоположную. Происходит устойчивое сближение уровней этих цен. Если в 1992 г. на городских рынках цены на мясные и молочные продукты, картофель, овощи и фрукты были в 1,5-4,5 раза выше, чем в розничной торговле, то в текущем году этот разрыв сократился до 1,2-2,2 раза.

Характерной особенностью развития потребительского рынка в период рыночных преобразований является интенсивное нарастание масштабов неорганизованного оборота. Организованная торговля по различным причинам оказалась не в состоянии полностью обеспечить потребности населения в товарах народного потребления.

Либерализация экономической жизни способствовала превращению неорганизованной торговли в дополнительный источник товаров для населения. Ресурсы этого сектора торговли складываются в значительной мере за счет деятельности физических лиц по закупкам товаров в ближнем и дальнем зарубежье. Широкое распространение получил неорганизованный ввоз продуктов питания гражданами из ближнего зарубежья на территорию России.

Пооценкам Госкомстата России, на долю неорганизованного сектора торговли приходится свыше четверти общего объема розничного товарооборота. Здесь население совершает до 70% покупок швейных и трикотажных изделий, обуви- 40%, чулочно-носочных изделий - примерно третью часть. При этом цены на рынках часто доступнее, чем в организованном секторе торговли.

В условиях формирования в стране резервной рабочей силы этот сектор экономики также сглаживает последствия растущей безработицы среди населения. По оценкам, число занятых торгово-посреднической деятельностью (в порядке частной инициативы) составляет до 2,0-2,5 млн. чел.

3. Состояние потребительского рынка во многом характеризуется качеством предлагаемой продукции и разнообразием ее ассортимента.

Несоответствие ассортимента и качества товаров спросу населения было отличительной чертой потребительского рынка в течение длительного периода.

По информации торговых корреспондентов ВНИИ потребительского рынка и маркетинга Комитета Российской Федерации по торговле, в 1990-1991 гг. в розничной торговле средний ассортимент наличия основных продуктов питания, швейных и трикотажных изделий, обуви, товаров хозяйственного обихода состоял из 2-4 наименований, электро- и радиоэлектронных бытовых изделий - из 1-2 наименований. В середине прошлого года холодильники, телевизоры, стиральные машины, часы наручные, блузки, костюмы спортивные, чай, конфеты шоколадные представлены в розничной торговле в среднем 10-19 наименованиями, колбасы, электробытовые приборы, видеомагнитофоны - 5-6 наименованиями.

Если до 1992 г. наборы кухонной, мягкой и корпусной мебели можно было приобрести в основном по записи после нескольких лет ожидания или со значительной переплатой на "черном рынке", то в прошлом году эти товары имелись постоянно в продаже в количестве 5-8 наименований. Вместе с тем расширение ассортимента предложения потребительских товаров происходит во многом за счет импортной продукции. По многим товарным группам импортные изделия представлены большим количеством наименований по сравнению с отечественными. Это в первую очередь - бытовая радиоэлектронная аппаратура, многие виды электробытовых изделий, одежды и обуви, табачных, парфюмерно-косметических, ликеро-водочных, мучнистых кондитерских изделий и др. Отечественная промышленность не смогла оперативно перестроиться на выпуск нужной продукции, освоить массовый выпуск принципиально новых изделий, способных выдержать конкуренцию со стороны импортных.

С ростом материальных возможностей и насыщением потребительского рынка постепенно меняется покупательское поведение населения. Спрос переключается на товары с более высокими потребительскими свойствами. В связи с этим обострилась проблема реализации на внутреннем рынке многих отечественных товаров, которые постепенно вытесняются импортными.

На состояние потребительского рынка оказывает заметное влияние усиленный процесс дифференциации населения по уровню доходов. Однако сложившаяся в торговле и промышленности практика ориентации на ассортимент товаров для "усредненного покупателя" без учета интересов и предпочтений различных категорий населения преодолевается медленно.

Как показали данные выборочного обследования деловой активности торговых предприятий, две трети обследованных предприятий не учитывают в своей деятельности особенности спроса и возможности конкретных групп населения. Только 1% из них сориентирован на высокодоходного покупателя и 5% - на покупателя с низкими доходами.

На начальном этапе реформ резко возрос поток недоброкачественных потребительских товаров на внутренний рынок. В дальнейшем в результате мер, направленных на усиление ответственности изготовителя и продавца за качество реализуемой населению продукции, ситуация несколько улучшилась. Вместе с тем доля продукции, не соответствующей требованиям нормативных документов к качеству (по показателям безопасности, органолептики), выявляемая при выборочных проверках Государственной инспекцией по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Роскомторга, значительно выше, чем аналогичный показатель в конце 80-х годов.

4. Реализация программы первого этапа приватизации привела к демонополизации
государственной сферы торговли, предприятия которой обеспечивали
свыше трех четвертей объема розничного товарооборота.

В 1994 г. примерно пятая часть объема розничного товарооборота приходилась на долю предприятий государственной формы собственности.

В то же время процесс приватизации не ведет к немедленному повышению эффективности хозяйственной деятельности торговых предприятий. Значительная часть приватизированных предприятий медленно адаптируется к условиям функционирования рыночной экономики. По данным выборочного обследования деловой активности, основные показатели, характеризующие результаты хозяйственной деятельности торговых предприятий различных форм собственности, незначительно различаются между собой (табл. 2).

Таблица 2

%



Предприятия

Оценка
экономического положения

благополучное

неблагополучное

Государственные

39

14

ТОО

40

10

Акционерные общества

37

13

Совместные

35

13

Кооперативные

35

34



* Данные приведены к числу руководителей предприятий.


Одной из причин, сдерживающих качественные изменения в уровне торгового обслуживания населения, является отсталая материально-техническая база розничной торговли. В то же время инвестиционная деятельность в отрасли очень слабая. Только 3% опрошенных предприятий вкладывают средства в создание новых предприятий и 9% - в увеличение торговых и складских помещений. При этом в государственном секторе доля таких предприятий составляет лишь 1 и 5%. Более активно осуществляет инвестиционные вложения частный сектор (акционерные предприятия - соответственно 4 и 13%, совместные предприятия - 13 и 17%).

Рост товарной насыщенности розничной торговли и усиление конкуренции вынуждают торговые предприятия изучать спрос населения и организовывать рекламные мероприятия. В большей мере это коснулось магазинов, осуществляющих продажу непродовольственных товаров. Согласно данным выборочного обследования, по товарам длительного пользования организует рекламу каждый пятый магазин, по непродовольственным товарам текущего потребления - каждый шестой, по продовольственным товарам - только один из тринадцати. Средства на изучение спроса населения отчисляет каждый седьмой непродовольственный магазин и каждый десятый продовольственный.

Однако 54% обследованных предприятий не осуществляют отчисления средств на развитие и расширение торговой деятельности. Среди государственных предприятий эта доля значительно выше (61%).

5. К позитивным процессам в развитии потребительского рынка относится
начавшееся сглаживание диспропорций в обеспечении потребностей населения
различных регионов товарами народного потребления.

В дореформенный период объемы поступлений в торговлю потребительских товаров (в расчете на душу населения) различались по территориям до 3-4 раз. С ликвидацией централизованной системы распределения ресурсов ситуация заметно изменилась. В 1994 г. практически бесперебойная торговля основными продуктами питания и непродовольственными товарами осуществляется в большинстве из 130 российских городов (где проводится еженедельная регистрация розничных цен).

Коэффициенты товарной насыщенности розничной торговли в городах Центрального, Центрально-Черноземного, Волго-Вятского, Уральского и других регионов (ранее с высокой степенью дефицитности товарных рынков) постепенно приближаются к столичному уровню. Вместе с тем межтерриториальная дифференциация в товарной насыщенности розничной торговли по-прежнему сохраняется. Более низким остается уровень товарной насыщенности в Северо-Кавказском и Восточно-Сибирском регионах.

Продолжает ухудшаться положение с обеспечением потребительскими товарами территорий, находящихся в особо сложных условиях (районы Крайнего Севера и приравненные к ним, закрытые административные образования и др.). По данным Госкомстата России, в I полугодии 1994 г. поступление основных продуктов питания в районы Крайнего Севера и приравненные к ним сократилось в 3-б раз по сравнению с таким же периодом 1993 г. В расчете на душу населения фактически поступило:

  • макаронных изделий, круп, кондитерских изделий, масла растительного и животного по 1,1-2,4 кг,
  • мясных и плодоовощных консервов, сахара, мяса и мясопродуктов по 3,2 - 5,6 кг,
  • чая и сыров, включая плавленый, - по 0,3 кг.

В июне 1994 г. коэффициенты насыщенности по группе продовольственных товаров в Новом Уренгое, Норильске, Салехарде составляли 61-69%, что ниже средне-российского уровня в 1,2-1,4 раза, Сургуте - 49% (в 1,7 раза).

Центр экономической конъюнктуры
при Правительстве Российской Федерации



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]