Экономика |
Обозреватель - Observer
|
о порядке организации и проведения конкурсов по размещению централизованных инвестиционных ресурсов (временные положения) 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящий Порядок разработан во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 г. № 1928 "О частных инвестициях в Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 22 июня 1994 г. № 744 "О порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе". Основными целями конкурсного размещения централизованных инвестиционных ресурсов являются повышение инвестиционной активности и привлечение средств отечественных и иностранных частных инвесторов по ключевым направлениям развития российской экономики, рост общеэкономической и коммерческой эффективности инвестиций по всем видам собственности, включая государственную, сокращение продолжительности строительства предприятий и сооружений. 1.2. Порядок относится к конкурсному размещению централизованных ресурсов по инвестиционным проектам и определяет этапы и условия организации и проведения конкурса, соответствующие функции федеральных органов исполнительной власти. Комиссии по инвестиционным конкурсам при Министерстве экономики Российской Федерации*, права и обязанности организаторов и участников конкурса, основные требования к конкурсной документации и конкурсным предложениям участников, процедуру рассмотрения этих предложений, а также оформление результатов конкурсов. 2.1. Конкурсный отбор строек и объектов осуществляется Комиссией по инвестиционным конкурсам и создаваемой ею рабочей группой по инвестиционным конкурсам, состав которой обновляется ежегодно, экспертной комиссией по оценке проектов и другими органами. Комиссия по инвестиционным конкурсам образована при Министерстве экономики Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 1994 г. № 744 "О порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе". Государственными заказчикамиявляются министерства и предприятия, на которые согласно действующему законодательству возложена ответственность за реализацию проекта или поставку продукции (работ, услуг) для государственных нужд. 2.2. При наличии нескольких альтернативных проектов, обеспечивающих достижение разными средствами одинаковых результатов. Комиссия по инвестиционным конкурсам или - по согласованию с ней - отраслевые органы управления организуют экспертизу, в результате которой определяется наиболее перспективный вариант. Требования, предъявляемые к инициатору и всем другим участникам конкурса, являются тождественными. Принятый подход обеспечивает выбор наиболее эффективного инвестиционного проекта, соответствует принципам равенства и объективности оценок предложений участников конкурса. СРЕДИ ИНВЕСТОРОВ
3.1. Комиссия по инвестиционным конкурсам посредством публикаций в средствах массовой информации доводит до сведения потенциальных претендентов на участие в конкурсном распределении централизованных инвестиционных ресурсов следующие сведения о предстоящем конкурсе: ПО КОММЕРЧЕСКИМ ИНВЕСТИЦИОННЫМ ПРОЕКТАМ
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О частных инвестициях в Российской Федерации" от 17 сентября 1994 г. № 1928 для коммерческих проектов, конкурс по которым проводится согласно предложениям частных инвесторов, обязательными условиями являются: И УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА ПОСЛЕ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ
5.1. Сообщение Комиссией по инвестиционным конкурсам инвестору-победителю является официальным приглашением к подписанию контракта. Контракт должен быть подписан в течение 30 дней после принятия решения Комиссией по инвестиционным конкурсам. 5.2. Контракт подписывается руководителями Министерства экономики Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и является гарантией государственного финансирования в течение периода реализации инвестиционного проекта. Рекомендации по составу контракта, заключаемого согласно итогам конкурса, инвестором и уполномоченными представителями Министерства экономики Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации приводятся в приложении № 4. 5.3. По результатам инвестиционного конкурса оформляются следующие документы: Министр экономики Российской Федерации E.Г.ЯСИН Заместитель министра экономики Российской Федерации В.В.КОСОВ Заместитель министра финансов Российской Федерации А.Л.САМУСЕВ Заместитель министра строительства Российской Федерации В.А.БАЛАКИН РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВУ ЗАЯВКИ ПРЕТЕНДЕНТОВ НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСНОМ РАСПРЕДЕЛЕНИИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕСУРСОВ Заявка претендента, которая представляется им в Комиссию по инвестиционным конкурсам, должна содержать:
* Макет бизнес-плана рассчитан на полный проект, начинающийся со строительства предприятия. Поскольку проекты со сроком окупаемости до двух лет, как правило, не предусматривают строительства, разрабатываются разделы и подразделы 1; 2; 3 (3.3; 3.4; 3.5); 4 (4.4); 5; 6 (6.1; 6.4; 6.5; 6.8); 7; 8. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМЕ АНКЕТЫ ПРЕТЕНДЕНТА ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В КОМИССИЮ ПО ИНВЕСТИЦИОННЫМ КОНКУРСАМ Анкета претендента, которая представляется им в Комиссию по инвестиционным конкурсам, должна включать следующие данные о претенденте:
МАКЕТ БИЗНЕС-ПЛАНА, ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ПРЕТЕНДЕНТОМ В СОСТАВЕ ЗАЯВКИ Бизнес-план представляет собой неотъемлемую часть заявки претендента на участие в конкурсном распределении централизованных инвестиционных ресурсов. Для оформления бизнес-плана рекомендуется использовать приводимое ниже его описание с краткими комментариями. Дополнительные расчетные таблицы при необходимости составляются в соответствии с "Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования"(приложение 7), утвержденными Госстроем России, Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Госкомпромом России 31 марта 1994 г. № 7-12/47.
Название и адрес предприятия. Имена и адреса учредителей. Директор: имя и телефон. Суть проекта (3-5 строк). Совокупная стоимость проекта и источники средств (выпуск акций, займы). Заявление о коммерческой тайне. Весь лист не более 25 строк.
Это реклама проекта, а потому она должна содержать доказательства его выгодности. Показать, в чем сущность проекта, сколько денег потребуется вложить, каков ожидаемый спрос. Отдельно дается обоснование того, почему предприятие добьется успеха. Если реализация проекта позволит решить социальные вопросы (использование труда инвалидов; прокладка хорошей дороги и т.п.), то указать их.
(назначением раздела является указание на характер отрасли - развивающаяся, стабильная, стагнирующая) 3.1. Цель - раскрыть формирование потребности в товаре, отправляясь от общего уровня развития экономики, например, путем привязки продукта к динамике валового внутреннего продукта или его отдельных элементов. Для контроля важно провести подробные сопоставления отдельных развитых стран, например, по среднедушевому потреблению. Период наблюдения - порядка 10 лет. 3.2. Динамика продаж товара за последние 3 года по России. 3.3. Какие и где появились аналоги продукта за последние 3 года. 3.4. Доля предприятия по производству продукции в России (фактически за 3 последних года). 3.5. Потенциальные конкуренты (указать имена и адреса основных производителей товара, их сильные и слабые стороны).
4.1. Описание товара. Сведения о патентах. Торговый знак. Есть ли опыт производства товара. 4.2. Чем предлагаемый к выпуску товар отличается от импортных. 4.3. При каких условиях товар может экспортироваться (цены, маркетинг, создание сети сбыта и т.д.). Необходимость лицензии (заполняется при намерении экспортировать). 4.4. Сведения о самом предпринимателе и его партнерах. Краткая характеристика (возраст, опыт предпринимательской деятельности или руководящей работы). 4.5. Привести аргументы, обосновывающие успех предприятия. (назначение раздела - дать убедительные аргументы о продуманности производственного процесса) 5.1. Специфические требования к организации производства. 5.2. Состав необходимого оборудования, его поставщики и условия поставок (аренда, покупка), стоимость. 5.3. Сырье и материалы: поставщики (название, условия поставок) и ориентировочные цены. 5.4. Альтернативные источники снабжения сырьем и материалами. 5.5. Себестоимость производимого продукта. 5.6. Обеспечение экологической и технической безопасности. (в разделе должно быть показано, что реализация товара не вызовет серьезных проблем) 6.1. Конечные потребители. Характер спроса (равномерный или сезонный). Особенности сегмента рынка, на которые ориентируется проект, и почему он окажется успешнее, чем у конкурентов. Какие свойства продукции или дополнительные услуги делают его предпочтительным по отношению к конкурентам. 6.2. Воздействие на продукт технологических изменений (законодательство по охране природы; продукты-заменители). 6.3. Каких действий конкурентов следует опасаться и каковы основные элементы стратегии противодействия. 6.4. Обоснование цены на продукцию. 6.5. Организация сбыта. Дать описание системы сбыта с указанием фирм, привлекаемых к реализации продукта. 6.6. Соображения по организации рекламы. Примерный объем затрат. 6.7. Сведения о разработке новых продуктов, могущих составить конкуренцию предлагаемому. 6.8. Имеются ли договоры на реализацию товара. 7.1. Форма собственности. По товариществам указываются условия создания и партнерства; по А0 - основные пайщики и принадлежащие им доли. 7.2. Если это открытое АО, то сколько акций уже выпущено и сколько предполагается выпустить. 7.3. Члены совета директоров и их телефоны, краткие биографические справки (если проект реализуется на предприятии, входящем в АО). 7.4. Кто обладает правом подписи финансовых документов. 7.5. Распределение обязанностей между членами руководящего состава. 7.6. Отношения с местной администрацией. Важно привести аргументы, показывающие ее заинтересованность в проекте. 7.7. Указать вопросы, решение которых существенно зависит от отношения к ним местной администрации. (данный раздел является ключевым, по нему определяется эффективность проекта) 8.1. План доходов и расходов. Назначением данного подраздела является определение суммарных доходов и расходов, с которыми связана реализация проекта, с целью определить необходимость привлечения средств. Собственные средства инвестора, включая ранее реализованные акции дополняются привлекаемым и ресурсами за счет кредитов коммерческих банков, иностранных займов, а также за счет прямых ассигнований из федерального, регионального и местного бюджетов, облигационных займов, средств, полученных от реализации принадлежащих государству акций и внебюджетных отраслевых фондов. 8.2. Баланс доходов и расходов по отдельным товарам. 8.3. План денежных поступлений и выплат на период реализации проекта
По строке 1 показывается выручка от продаж. В строке 2 учитываются прочие доходы, например, от сдачи в аренду помещений и оборудования, созданных по проекту. Строка 3 является итоговой: {3} -- {1} + {2}. По строке 4 показываются все платежи, связанные с проектом, а ниже дается расшифровка их основных статей. Внутренняя норма рентабельности определяется как дисконтирующий множитель, приводящий разновременные значения баланса (стр. 5) к началу реализации проекта. Она является минимальной величиной процентной ставки, при которой занятые средства окупятся за жизненный цикл проекта. Исходя из условия, что сумма дисконтированных разностей платежей равна нулю:
где Pt - ежегодная разность платежей (стр. 5); Т - сумма периодов создания проекта и средней продолжительности эксплуатации основного технологического оборудования; n - внутренняя норма рентабельности. Расчеты производятся последовательным подбором n. Принципиальным условием эффективности проекта является положение о том, что внутренняя норма рентабельности должна быть не меньше принятой процентной ставки по долгосрочным кредитам. Срок окупаемости представляет собой период времени, за который величина накопленной чистой прибыли сравняется с инвестициями и отрицательное сальдо погасится положительным сальдо последующих лет. Применительно к условиям конкурса это означает, что отрицательное сальдо 1995 г. по абсолютной величине должноне превосходить сумму за 1996 и 1997 г. Срок окупаемости без дисконтирования рассчитывается по данным приведенной таблицы. Числителем расчетной формулы служит сумма строки 4 за все годы создания проекта, т.е. до освоения производственных мощностей, знаменателем - сумма строки 5 за период .с начала освоения мощностей. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВУ КОНТРАКТА, ЗАКЛЮЧАЕМОГО ИНВЕСТОРОМ И ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ИТОГУ КОНКУРСНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В контракте отражаются следующие условия и обязательства, согласно результатам конкурса:
|
|