Экономика
Обозреватель - Observer



ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
на 1995-1997 гг.
 
В.МЕТНЕВ,
кандидат экономических наук,
И.НИКОЛАЕВА
 


1995 г. может стать переломным в развитии экономического кризиса в России. Ключевым вопросом в решении этой задачи является активизация инвестиционного процесса.

Главная особенность ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ в 1995 г. - создание благоприятной среды для расширения внебюджетных источников финансирования капитальных вложений и привлечение частных (отечественных, а также иностранных) инвестиций в экономику на основе нормативно-законодательной базы и государственной поддержки эффективных инвестиционных проектов. Такая политика предусматривает постепенное наращивание накоплений в частном секторе экономики, включая мобилизацию сбережений населения и их перевод в инвестиции.

Активизация инвестиционного процесса существенно зависит от его нормативно-законодательного обеспечения. Сложность современной ситуации определяется тем, что основополагающие законы "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" и "Об иностранных инвестициях в РСФСР" были приняты в правовом поле советской экономики, в котором вообще не было места для законодательства по ценным бумагам, без чего рынок капитала, являющийся основным источником инвестиций, невозможен. Необходимость осмысливания опыта функционирования в современных условиях для создания нормативной базы потребовала подготовки указов Президента, открывающих новые подходы к организации инвестиционного процесса, и решений Правительства, вносящих изменения в существующую практику.

Новый подход к инвестиционной политике на 1995 г., предусматривающий переход от распределения государственных инвестиций на производственные цели к их размещению на конкурсной основе, определен: постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 1994 г. № 744 "О порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе", Указом Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 г. № 1928 "О частных инвестициях в Российской Федерации".

В развитие Указа Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 г. № 1929 "О развитии финансового лизин га в инвестиционной деятельности" в Правительство внесены проекты Временного положения о лизинге, постановления Правительства Российской Федерации "О развитии лизингов инвестиционной деятельности", а также Закона Российской Федерации "О лизинге".

Важнейшей предпосылкой для развития инвестиционной деятельности в 1995 г. будут существенные институциональные изменения, обусловливающие расширение негосударственного сектора экономики. Если в 1993 г. капитальные вложения частных предприятий и предприятий смешанной формы собственности составляли 34% от общего объема инвестиций в российскую экономику, то в 1995 г. эта доля возрастет до 53 %.

Систематическая переоценка стоимости основных фондов предприятий и применение механизма ускоренной амортизации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 1994 г. № 967 "Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов" позволят повысить роль амортизационных отчислений как одного из основных источников финансирования инвестиций.

В 1995 г. получит дальнейшее развитие работа по привлечению иностранных инвестиций, чему будет способствовать постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1994 г. № 1108 "Об активизации работы, по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации", а также подготовка поправок к Закону об иностранных инвестициях. В связи с этим увеличение объема иностранных инвестиций предусматривается с 3 трлн. руб. в 1994 г. до 8 трлн. руб. в 1995 г., или почти в 3 раза.

С 1995 г. начнут действовать два упомянутых выше указа Президента Российской Федерации, направленные на максимальное привлечение в инвестиционную деятельность коммерческого капитала, что является реальной поддержкой в развитии инициативы частных инвесторов.

Важную роль в нормализации инвестиционной сферы будет играть подготавливаемый в настоящее время проект Указа Президента Российской Федерации "О страховании инвестиций от некоммерческих рисков", направленный на обеспечение страхования отечественных и зарубежных инвесторов от полной или частичной потери капитальных вложений при реализации инвестиционных проектов.

Указанные меры позволят обеспечить повышение инвестиционной активности в 1995 г. и последующие годы, будут способствовать преодолению спада производства и инвестиций в экономике.

В соответствии с этим ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПОЛИТИКУ в 1995-1996 гг. предусматривается осуществлять на основе следующих принципов:

  • последовательная децентрализация инвестиционного процесса, основывающаяся на развитии и упрочении многообразных форм собственности, и повышение роли собственных источников накоплений предприятий;
  • государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций на основе перехода от безвозвратного бюджетного финансирования к финансированию капитальных вложений за счет средств федерального бюджета на возвратных и платных принципах. Безвозвратное бюджетное финансирование сохраняется исключительно для социально значимых объектов, имеющих некоммерческий (неприбыльный) характер и не располагающих собственными источниками накоплений;
  • усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета, направляемых на инвестиции в форме безвозвратного и возвратного финансирования;
  • размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения в соответствии с федеральными целевыми программами исключительно на конкурсной основе, принятие решений о финансировании на основе результатов экспертизы каждой намечаемой к финансированию инвестиционной программы и проекта на предмет их соответствия целям и приоритетам социально-экономической политики государства;
  • значительное расширение практики совместного (долевого) государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов, в том числе с привлечением капиталов из стран СНГ и независимого бизнеса;
  • использование части централизованных (кредитных) инвестиционных средств на реализацию особо эффективных и быстроокупаемых инвестиционных проектов и объектов малого бизнеса независимо от их отраслевой принадлежности и форм собственности для ускорения структурно-технологической перестройки производства;
  • компенсация сокращения финансовых возможностей бюджетного инвестирования путем расширени я практики страхования и гарантирования поддерживаемых государством инвестиционных проектов (в том числе путем гарантирования выпускаемых частными инвесторами ценных бумаг), обеспечивающей повышение выгодности вложений капитала и снижение связанных с ней рисков;
  • создание нормативно-правовых и экономических условий для стимулирования сбережений мелких вкладчиков и населения в сети различных институциональных инвесторов, в том числе в надежных инвестиционных фондах и банках, пенсионных фондах и страховых компаниях и последующей трансформации аккумулируемых в них средств в инвестиции в реальный сектор экономики;
  • значительное расширение финансовой базы инвестирования за счет осуществления практики платной приватизации на втором этапе реформы собственности, в том числе путем привлечения средств в инвестиционную сферу через вторичную эмиссию акций приватизированных предприятий, выпуск иных ценных бумаг, а также за счет реализации части принадлежащих государству пакетов акций ранее приватизированных предприятий, снятия ограничений на приобретение прав собственности и контроля за ними со стороны крупных, независимых инвесторов.

В условиях, когда в экономике начали складываться предпосылки перехода от кризисного спада к депрессии, важно не допустить длительного периода застоя и стагнации производства и создать условия для экономического роста. Это возможно путем активной государственной поддержки отдельных производств, способных уже в ближайшей перспективе стать "точками роста" в депрессивной экономике и по существу являющихся "локомотивами" вывода ее из кризиса.

С учетом нынешней низкой конкурентоспособности отечественной продукции и интеграции экономики в систему мировых хозяйственных связей названными зонами экономического роста с большой вероятностью станут прежде всего производства, ориентированные на внедрение прогрессивных технологий, не имеющих зарубежных аналогов. Их уникальность обеспечит им устойчивый спрос как на внутреннем, так и внешнем рынках и тем самым - возможности для динамичного развития.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]