Экономика |
Обозреватель - Observer
|
ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ на 1995-1997 гг. В.МЕТНЕВ,
кандидат экономических наук, И.НИКОЛАЕВА 1995 г. может стать переломным в развитии экономического кризиса в России. Ключевым вопросом в решении этой задачи является активизация инвестиционного процесса.Главная особенность ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ в 1995 г. - создание благоприятной среды для расширения внебюджетных источников финансирования капитальных вложений и привлечение частных (отечественных, а также иностранных) инвестиций в экономику на основе нормативно-законодательной базы и государственной поддержки эффективных инвестиционных проектов. Такая политика предусматривает постепенное наращивание накоплений в частном секторе экономики, включая мобилизацию сбережений населения и их перевод в инвестиции. Активизация инвестиционного процесса существенно зависит от его нормативно-законодательного обеспечения. Сложность современной ситуации определяется тем, что основополагающие законы "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" и "Об иностранных инвестициях в РСФСР" были приняты в правовом поле советской экономики, в котором вообще не было места для законодательства по ценным бумагам, без чего рынок капитала, являющийся основным источником инвестиций, невозможен. Необходимость осмысливания опыта функционирования в современных условиях для создания нормативной базы потребовала подготовки указов Президента, открывающих новые подходы к организации инвестиционного процесса, и решений Правительства, вносящих изменения в существующую практику. Новый подход к инвестиционной политике на 1995 г., предусматривающий переход от распределения государственных инвестиций на производственные цели к их размещению на конкурсной основе, определен: постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 1994 г. № 744 "О порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе", Указом Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 г. № 1928 "О частных инвестициях в Российской Федерации". В развитие Указа Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 г. № 1929 "О развитии финансового лизин га в инвестиционной деятельности" в Правительство внесены проекты Временного положения о лизинге, постановления Правительства Российской Федерации "О развитии лизингов инвестиционной деятельности", а также Закона Российской Федерации "О лизинге". Важнейшей предпосылкой для развития инвестиционной деятельности в 1995 г. будут существенные институциональные изменения, обусловливающие расширение негосударственного сектора экономики. Если в 1993 г. капитальные вложения частных предприятий и предприятий смешанной формы собственности составляли 34% от общего объема инвестиций в российскую экономику, то в 1995 г. эта доля возрастет до 53 %. Систематическая переоценка стоимости основных фондов предприятий и применение механизма ускоренной амортизации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 1994 г. № 967 "Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов" позволят повысить роль амортизационных отчислений как одного из основных источников финансирования инвестиций. В 1995 г. получит дальнейшее развитие работа по привлечению иностранных инвестиций, чему будет способствовать постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1994 г. № 1108 "Об активизации работы, по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации", а также подготовка поправок к Закону об иностранных инвестициях. В связи с этим увеличение объема иностранных инвестиций предусматривается с 3 трлн. руб. в 1994 г. до 8 трлн. руб. в 1995 г., или почти в 3 раза. С 1995 г. начнут действовать два упомянутых выше указа Президента Российской Федерации, направленные на максимальное привлечение в инвестиционную деятельность коммерческого капитала, что является реальной поддержкой в развитии инициативы частных инвесторов. Важную роль в нормализации инвестиционной сферы будет играть подготавливаемый в настоящее время проект Указа Президента Российской Федерации "О страховании инвестиций от некоммерческих рисков", направленный на обеспечение страхования отечественных и зарубежных инвесторов от полной или частичной потери капитальных вложений при реализации инвестиционных проектов. Указанные меры позволят обеспечить повышение инвестиционной активности в 1995 г. и последующие годы, будут способствовать преодолению спада производства и инвестиций в экономике. В соответствии с этим ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПОЛИТИКУ в 1995-1996 гг. предусматривается осуществлять на основе следующих принципов:
В условиях, когда в экономике начали складываться предпосылки перехода от кризисного спада к депрессии, важно не допустить длительного периода застоя и стагнации производства и создать условия для экономического роста. Это возможно путем активной государственной поддержки отдельных производств, способных уже в ближайшей перспективе стать "точками роста" в депрессивной экономике и по существу являющихся "локомотивами" вывода ее из кризиса. С учетом нынешней низкой конкурентоспособности отечественной продукции и интеграции экономики в систему мировых хозяйственных связей названными зонами экономического роста с большой вероятностью станут прежде всего производства, ориентированные на внедрение прогрессивных технологий, не имеющих зарубежных аналогов. Их уникальность обеспечит им устойчивый спрос как на внутреннем, так и внешнем рынках и тем самым - возможности для динамичного развития. |
|