Экономика |
Обозреватель - Observer
|
Инвестиционный комплекс О ПРЕОДОЛЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА? А.МАЛЫГИН,
доктор экономических наук, профессор Экономика и воспроизводство основного капитала Экономическая реформа в России до крайности осложнила положение в стране, доведя его с помощью так называемых монетаристских методов до глубочайшего кризиса практически во всех сферах деятельности и прежде всего в воспроизводстве основных средств. Наибольший спад деловой активности наблюдается в инвестиционной сфере, т.е. там, где должны формироваться конструктивные возможности выхода из экономического кризиса. Положительные структурные изменения, повышение технического уровня производства, создание конкурентной среды в материальном производстве невозможны в требуемых масштабах при сокращающихся объемах капитальных вложений. Приведенные в табл.1 статистические и расчетные данные говорят не только об опережении инвестиционного кризиса, но и о деградации воспроизводственных пропорций в развитии материальной части производственного потенциала. Если за 1992 и 1993 г. валовой внутренний продукт сократился на 29 %, объем промышленного производства - на 31,3%, то капитальные вложения и вводы основных фондов - почти вдвое, а производственные инвестиции уменьшились на 64%.
Таблица 1
трлн.руб.
Еще хуже положение в отраслях народного хозяйства. Так, за два последних года почти в пять раз сократились объемы капитальных вложений в сельское хозяйство. Практически лишилась возможности обновления материальная база строительного производства. При сокращающихся инвестициях растет незавершенное строительство, снижается обновление капитала, при его практически неизменном объеме. Оказались нарушенными источники финансирования капитальных вложений. Доля амортизации в общем объеме капитальных вложений снизилась почти в пять раз в 1993 г. против ее обычного уровня. Это связано с инфляцией и несвоевременной, некачественной переоценкой основных фондов. Все больше требуется капитальных затрат на единицу ввода основных фондов. Инфляция в инвестиционной сфере более высокая по сравнению с другими отраслями народного хозяйства. Цены по капитальным вложениям за 1992 и 1993 г. выросли в 187 раз. Резко снизилась результативность капитального строительства, так, в 1991-1992 гг. на единицу вложенных средств было создано в 4 раза меньше рабочих мест, чем в предшествующие годы.
Повышение инвестиционной активности предполагает как увеличение размеров инвестирования, так и повышение эффективности вкладываемых средств. Чтобы приостановить спад производства и приступить к его результативному восстановлению, а вернее, возрождению на новой технической основе и качественно более высоком конкурентном уровне, необходимо увеличить масштабы инвестиционной деятельности в 1994-1995 гг. примерно в два раза-против 1993г., а по результативности-в два-три раза. Конечно, такая задача, особенно в условиях кризиса, не из легких, а скорее проблематичных, и решает она не Бог весть какую проблему - всего лишь стабилизацию производства на ранее достигнутом уровне. А нужна-то не только стабилизация, но и подъем производства на качественно новой основе. Сложность поставленной задачи заключается в том, что в 1994 г. негативные тенденции продолжали развиваться. В первом квартале, по статистическим данным, освоено капитальных вложений на 28% меньше соответствующего периода прошлого года. Объем подрядных работ в том же сравнении составил 76%. Структура инвестиций по формам собственности практически не меняется. На частную и муниципальную форму собственности приходится, как и в 1993г., 14% от всех инвестиций первого квартала, на акционерные общества - 25%, на государственные и кооперативные предприятия - остальные 61 % квартальных инвестиций. Практически остановлены работы на объектах, осуществляемых за счет федерального и местных бюджетов, поскольку подрядные организации не могут продолжать строительство без оплаты за выполненные объемы работ. Катастрофическое положение с освоением капитальных вложений складывается в отраслях материального производства. В металлургическом комплексе, по предварительным данным, освоено в первом квартале 1994 г. лишь 0,5% годового объема, по химической и медицинской промышленности - менее 5% годового объема, по химической и медицинской - менее 5% годового объема, в отраслях лесной промышленности - около 9%. По машиностроительному комплексу положение с освоением капитальных вложений более благоприятное, однако по строительно-дорожному и коммунальному машиностроению, приборостроению годовые объемы в первом квартале 1994 г. освоены соответственно на 7,6 и 5,4%.
Снижение объемов капитальных вложений в странах Содружества сопровождалось сокращением ввода в действие производственных мощностей. Так, в России число пусковых объектов, финансируемых из бюджетных средств, составило 58 вместо 128, первоначально намечавшихся к вводу. Из 306 пусковых объектов для федеральных государственных нужд с начала года приняты в эксплуатацию только 6. На Украине из объектов и мощностей, включенных в пусковую программу государственного контракта на 1994 г., за девять месяцев введено в эксплуатацию только 2% от общего количества. В странах СНГ в I полугодии 1994 г. по сравнению с аналогичным периодом 1994 г. на 80% сократился ввод в действие сборных железобетонных конструкций, на 42% - мощностей по производству мяса. Только в России увеличился ввод мощностей по производству обуви, цельномолочной продукции (более чем вдвое). В январе-сентябре 1994 г. в странах СНГ не было ввода мощностей по добыче угля, магистральных нефтепроводов, металлорежущих станков.
по государствам Содружества в январе-сентябре 1994 г.
(По данным Статкомитета СНГ.) Выделение капитальных вложений на инвестиционные нужды - это только часть решения поставленной задачи, другая часть связывается с направлениями их использования. Инвестиции должны направляться прежде всего на осуществление эффективных жизненно важных мероприятий с четкими сроками реальной отдачи, связанных с перепрофилированием производства, повышением качества продукции, диверсификацией производства. Недопустимым становится дальнейшее наращивание незавершенного строительства за счет начинаемых новостроек и незаканчиваемых работ по реконструкции и расширению предприятий. Переоснащение действующего производства может быть результативным, когда инвестиционная программа увязана с конкретными результатами инновационной деятельности, реальной эффективностью инвестиционных проектов. Это относится к инвестиционным программам как действующих, так и вновь создаваемых предприятий. Восстановление объемов финансирования капитальных вложений должно происходить как за счет увеличения бюджетных средств, так и в результате оживления собственных источников предприятий. Надеяться в нынешних условиях на другие способы расширения инвестиционного процесса в стране, например, с помощью портфельных инвестиций, нам представляется преждевременным, хотя такой способ привлечения инвестиций для рыночной экономики является наиболее распространенным. В 1993 г. централизованные инвестиции составили из республиканского бюджета 15%, из местных бюджетов - 16%. Средства предприятий определились в размере 70 %. В перспективе доля последних должна увеличиться до 75-80 %. Опережающая спад производства инфляция, определяющая экономическое положение в стране, и мировой опыт показывают, что вывод экономики из кризиса возможен прежде всего на базе инвестиций, их увеличении и результативном использовании. Повышение инвестиционной активности должно достигаться в первую очередь на действующих предприятиях. Здесь наибольшие возможности как по увеличению капиталовложений, так и по ускорению их отдачи и повышению эффективности.
Перелом негативных тенденций в инвестиционной деятельности объективно связан с подавлением инфляции. Снижение инфляции влечет за собой сокращение процентных ставок банками и увеличение сроков кредитования. Понижение инфляции и процентных ставок является основой стабилизации курса рубля, что, в свою очередь, способствует сбережению средств и их инвестированию. Повышение инвестиционных возможностей способствует росту спроса на инвестиционные товары, что постепенно оживит производство других отраслей экономики. В результате будут формироваться благоприятные условия для среднесрочного, а затем и долгосрочного инвестирования. Уже в нынешних условиях кризисной экономики накопились достаточные инвестиционные ресурсы. Однако при финансовой нестабильности, высоких темпах инфляции они идут в торговый оборот, валютные операции. Задача состоит в том, чтобы направить их в производство, на его развитие. Представляется, что решение этой задачи зависит от преодоления кризиса неплатежей, совершенствования банковской системы, изменения ее структуры, создания инвестиционных банков. Эти процессы нуждаются в управлении - постепенном воздействии на формирование благоприятных условий для их инвестиционной деятельности. Как нам представляется, воздействие на активизацию воспроизводственных процессов в кризисных условиях должно осуществляться прежде всего на базе действенной законодательной поддержки, активной роли государства с его возможностями по законодательной инициативе и прямом административном воздействии на инвестиционную деятельность, осуществляемую в рамках бюджетных средств. Другая, не менее важная группа мероприятий по активизации инвестиционной деятельности должна увязываться с формами организации и управления материальным производством. Ибо источники инвестиций находятся там, где производится пользующаяся спросом продукция, имеется действующий механизм ее реализации. Сегодня важны не просто "предприятия", нужны совокупности взаимосвязанных предприятий, со снабженческо-сбытовыми и финансовыми звеньями, другими словами, структуры, адекватные рыночной экономике.
Воспроизводство основных средств на новом техническом уровне при сложившихся условиях должно опираться на государственную поддержку и прежде всего на мероприятия, мобилизующие финансовые ресурсы на переоснащение и развитие производства, что может быть реализовано на базе своевременного законодательного обеспечения. Необходим закон для защиты обновления и развития основного капитала предприятий, закон, охватывающий и регулирующий финансовое обеспечение воспроизводства капитала, как одного из отправных пунктов по стабилизации экономики и выходу ее из кризисного состояния. Поддержание и сохранение с помощью государства финансовых источников воспроизводства на предприятиях всех форм собственности может быть реализовано на базе своевременного законодательного обеспечения этого процесса. Требуемый законодательный акт должен предопределить ведущую роль государства в поддержании инвестиционной активности в народном хозяйстве посредством создания наиболее благоприятных условий для формирования важнейших источников финансирования инвестиций, которыми являются бюджетные средства, амортизационные отчисления и инвестируемая хозяйствующими субъектами прибыль, а также кредиты, ценные бумаги, займы и другие привлекаемые средства в виде налоговых кредитов, лизинговых и арендных услуг. Законодательством должно предусматриваться государственное регулирование воспроизводства капитала путем создания действенного механизма налоговых и кредитных льгот, размеров налоговых отчислений, норм и нормативов, регламентирующих формирование и использование инвестиционных средств, создание стабильных условий долгосрочного кредитования инвестиционных мероприятий, процентных и арендных ставок. На законодательной основе должны определяться и создаваться экономические и правовые условия воспроизводства основного капитала. Исполнительным структурам должны предоставляться права по оперативному регулированию финансового обеспечения воспроизводства капитала всех форм собственности. Законодательно должны предусматриваться меры по формированию источников финансирования производственных активов, накоплению и использованию финансовых средств. Законодательство, регулирующее на основе финансового механизма воспроизводственную деятельность, должно быть направлено на стимулирование инвестиционной активности, научно-технического прогресса, сокращение инвестиционного риска с помощью предоставления инвесторам определенных льгот и гарантий. Достижение таких целей, естественно, предполагает повышение эффективности использования инвестиционных средств путем создания конкурентоспособных производственных подразделений, устраняющих существующие структурные диспропорции и сокращающих возможности возникновения негативных экономических последствий.
Образование крупных организационно-хозяйственных структур как совокупностей взаимосвязанных самостоятельных производственных, снабженческо-сбытовых, торговых, финансовых, строительных и других предприятий и организаций создает благоприятные условия для эффективного управления производством и его развитием. У взаимозависимых предприятий появляются возможности планирования производства, оперативного выявления "тормозящих" звеньев и устранения их общими усилиями, т.е. появляются стимулы для выделения инвестиционных средств по результативным жизненно важным для всей совокупности предприятий направлениям. Создание финансово-промышленных групп в соответствии с Указом Президента № 2095 от 5.12.1993 г. является важной своевременной мерой по оздоровлению и развитию экономики. Эти группы создаются в целях объединения материальных и финансовых ресурсов участников групп для решения общих задач повышения конкурентоспособности и эффективности производства, совершенствования технологических и кооперативных связей, внедрения достижений научно-технического прогресса, самоуправления производством и его развитием, проведения активной структурно-инвестиционной политики. Повышение управляемости производством и консолидация ресурсов объективно создают условия для активизации инвестиционной деятельности. В основу формирования финансово-промышленных структур, видимо, было бы целесообразным положить современные комплексные целевые инвестиционные программы. По мере их осуществления (ввода создаваемых предприятий в действие, освоения мощностей, обеспечения ресурсами, налаживания сбыта продукции, установления хозяйственных связей) могло бы развиваться и управление до уровня зрелых хозяйственно-финансовых и инвестиционных структур. Крупные организационно-хозяйственные структуры, не нарушающие антимонопольного законодательства, не противоречат, как показывает зарубежный опыт, развитию мелкого частного предпринимательства. Они придают экономике в целом стабильность и управляемость, восприимчивость к научно-техническим достижениям. Мелкие же частные предприятия образуют конкурентную среду, придают производству гибкость и динамизм.
Решение задач по реконструкции и техническому перевооружению предприятий, структурной перестройке материального производства немыслимо без соответствующей организации подготовки проектов, отвечающих требованиям экономической ситуации. Проблема состоит в том, что к настоящему времени мало что осталось от прежних проектных организаций, нет требуемого задела по предпроектному обоснованию современного производства, а следовательно, нет и самих прогрессивных проектов. Ограниченные инвестиционные возможности кризисной экономики не позволяют рассчитывать на разработку крупных инвестиционных проектов с продолжительными сроками их изготовления и с еще большей продолжительностью их реализации. Если в дореформенные годы средняя продолжительность проектирования предприятий, скажем, по стадии "технический проект" и рабочие чертежи на годовой объем работ составляла 1,5-3 года, а продолжительность строительства 7-9 лет, то теперь для начала оживления инвестиционной деятельности нужны результативные проекты с как можно более короткими сроками их разработки и реализации. Все долгосрочные целевые программы необходимо разделять по краткосрочным объектам, очередям, этапам с конкретными результативными выходами, работающими на реализацию последующих этапов программ. Реально результаты инвестиционных мероприятий при высоких темпах инфляции могут предполагаться на короткие сроки, видимо, не более года. Таковыми сегодня по продолжительности осуществления от начала работ до получения продукции должны быть инвестиционные проекты, предназначенные как для переоснащения действующего или остановленного производства (строительства), так и для объектов целевых инвестиционных программ. Народному хозяйству нужны короткие по времени результативные инвестиционные проекты, нужен рынок проектной продукции: аукционы, конкурсы, реклама - все, что способствует удовлетворению нужд производства в проектной продукции и ее претворению в дело. На основе экспертных оценок можно количественно представить некоторые характеристики разрабатываемых инвестиционных проектов, соответствующие нынешней экономической ситуации и последующей перспективе (см. табл. 2).
Таблица 2
для разработки инвестиционных проектов на период до 2005 г. (экспертные оценки) трлн.руб.
Погашение инвестиционного кредита начинается с даты начала возврата средств, т.е. после завершения строительства, ввода и освоения мощности. Проценты начисляются с момента получения кредита, а выплата по процентам заемщиками начинается со времени возврата средств, после ввода и освоения производственной мощности. Указанная рентабельность и условия погашения и выплаты процентов за кредит позволяют с учетом амортизации оставить инвестору половину прибыли на другие платежи. В табл. 2 показаны предельные величины ограничений по продолжительности реализации и эффективности инвестиционных проектов. Конечно, по сравнению с коммерческими краткосрочными кредитами указанные процентные ставки и сроки погашения кредитов выглядят для существующего кредитного рынка неестественно, но важно обеспечить пути и выход из экономического кризиса. В известной мере указанные параметры условий требуемых проектов являются как бы льготными. Государство обязано в сложившихся условиях регулировать инвестиционный процесс, исходя из своих финансовых возможностей, маневрируя льготами и масштабами осуществляемого строительства. Из табл. 2 следует, что в обозримой перспективе главным в инвестиционной сфере (капитальном строительстве) остается положение о соблюдении кратчайших сроков (до 2-х лет) реализации инвестиционных проектов и необходимости их экономической эффективности. Это положение относится ко всем инвесторам независимо от формы создаваемой ими собственности. Успех дела зависит от конкретного инвестора. Хорошо, когда инвестор является носителем идеи проекта и способен продвигать его до полного осуществления и получения экономического эффекта. Проектное и предпроектное предпринимательство, охватывающее разработку современных проектов, нуждается сегодня в государственной поддержке. Ведь в разработке проектов реконструкции и переоснащения производств нуждаются прежде всего убыточные и низкорентабельные предприятия. Денег у них нет, поэтому было бы целесообразным выделить из централизованных капитальных вложений некоторые суммы целевого назначения отраслевым проектным институтам на формирование современного проектного задела, отвечающего нуждам производства и активизирующего последующую инвестиционную деятельность.
В кризисной ситуации возможность получения и привлечения заемных средств, использования собственных накоплений для инвестора является первейшим условием для обоснования инвестиционных начислений. При этом, естественно, должны учитываться масштабы принимаемых решений, соразмерность их с возможностями финансового и ресурсного обеспечения. Далее, определяющее качественное значение имеет экономическая эффективность инвестиционных мероприятий. Рамки приведенных требований на обозримый период показаны в предыдущем разделе (табл.2). Для проведения расчетов по определению эффективности инвестиционных проектов и связанных с ними целевых программ при их обосновании и оценке по мере подготовки проектов к эксплуатации введенных предприятий, использовании новой техники, технологических процессов, организационно-технических и других мероприятий, реализуемых за счет инвестиционных средств, а также при определении целесообразности приобретения земли и строительства объектов непроизводственной сферы, проектирования и возведении природоохранных сооружений необходимы и своевременные методы и рекомендации, соответствующие мировой практике. Недостатком нашей практики являлось обоснование проектов под заданную продукцию, сегодня же требуется обосновывать наиболее эффективное применение капитала, а после этого - конкретного инвестиционного проекта. Отсутствие удобных компьютерных моделей, учитывающих наши условия и международную методологию (ЮНИДО, Мирового банка), затягивает принятие решений по готовым проектам. Имеющиеся во многих организациях модели, хотя и позволяют рассчитывать многие варианты реализации проектов с различной коммерческой эффективностью, совершенно недостаточны. Нужна методология и методика обоснования и разработки инвестиционных проектов, а не только их выбора. Инвестор должен располагать надежными методическими рекомендациями по обоснованию и выбору инвестиционных решений. Руководствоваться зарубежными методиками в российских условиях препятствует сложившаяся нормативная база проектирования, система учета и отчетности в капитальном строительстве и материальном производстве. Зарубежная практика требует существенной адаптации для использования в наших условиях отечественными и иностранными инвесторами. В условиях рынка инвестиционный проект предусматривает вложение средств с целью получения прибыли или непосредственного удовлетворения потребностей общества, минуя производство. Экономическая эффективность - прибыль (или другой социальный эффект), отнесенная к затратам инвестиционного проекта может быть приемлемой, если рассматриваемый проект отвечает требованиям социальной, технической и экологической безопасности, не влечет за собой негативных последствий в окружающей среде. Такие требования должны распространяться на все инвестиционные мероприятия, разрешенные законом и осуществляемые на территории Российской Федерации, в том числе и на проекты, реализуемые с иностранным участием. При инвестиционном проектировании на определяющих стадиях подготовки проекта обязательным условием обоснования и оценки капитальных затрат должно стать соблюдение народнохозяйственного (общеэкономического) подхода. Инвестиционный проект должен обеспечивать не только достаточную коммерческую эффективность (по чистой прибыли инвестора), но и повышать экономическую эффективность, рассчитываемую по всему создаваемому по данному проекту и в сопряженных с ним звеньях доходу (по приросту валового национального продукта), то есть определяется влияние инвестиционного проекта на экономику народного хозяйства.
Экономическое положение в стране дает основание предполагать, что в обозримой перспективе (1995-2005 гг.) объектами инвестиционных интересов частных, государственных и иностранных инвесторов неминуемо будут в основном несостоятельные предприятия, законсервированные стройки и незавершенное строительство. Для оценки имеющихся возможностей воспользуемся данными последней переоценки основных фондов, незавершенного строительства и неустановленного оборудования по состоянию на 1.01.94 г. Из всей совокупности указанных ценностей следует выделить те, которые могут иметь значение реальных инвестиционных ресурсов, требующих дополнительных капитальных вложений для их использования в народном хозяйстве.
Таблица 3
на период до 2005 г. трлн.руб.
* Из практики реконструкции и переоснащения производства известно, что 25-30% основных средств реконструируемых предприятий остается в обновленном производстве. ** Определено по средней готовности осуществляемого строительства - на уровне 40% от суммарной сметной стоимости. Из приведенных в табл.3 данных видно, что объемы материализованных инвестиционных ресурсов при стабилизации капитальных вложений на уровне 1994 г. в обозримом 12-летнем периоде достаточно значительны и по объему равнозначны централизованным капитальным вложениям. Активное вовлечение материализованных инвестиционных ресурсов в воспроизведенный процесс обеспечивает с приведенными минимальными капитальными вложениями обновление основных фондов как за счет возмещения выбытия (1,5-2% в год), так и в результате их годового прироста в пределах 1-1,5%. Выход из экономического кризиса при возможных капиталовложениях выгодно увязывается в обозримом периоде с их целевым назначением для проведения реконструкции и технического перевооружения производства с широким использованием ранее вложенных средств по начатому и незавершенному строительству. Мобилизация так называемых материализованных инвестиционных ресурсов для создания современного эффективного производства сама по себе реализоваться не может. Она должна стать содержанием государственной инвестиционной политики, что может быть реализовано при продаже государственных незавершенных строительных объектов, несостоятельных производств, или при передаче их в руки активных инвесторов, поддерживаемых государством. Эта поддержка должна выражаться в виде первоочередного предоставления кредитов на реконструкцию предприятий, льгот при налаживании производства, в форме предоставлений полной информации, а также путем содействия в организации соответствующих целевых объединений (консорциумов) как со стороны заказчиков, так и подрядчиков. Разработка и реализация долгосрочных целевых программ должны тесно увязываться с реконструкцией и переоснащением действующего производства, ранее выполненных капитальных работ, быстрейшим поэтапным вовлечением их в хозяйственный оборот. Централизованные капвложения в этих условиях особенно важны. Они необходимы прежде всего для поддержания:
Объемы финансирования этих работ экспортно оцениваются в пределах не более 7-10% от объема централизованных капиталовложений. Содержание антикризисной инвестиционной политики определяется конкретными направлениями государственной деятельности по поддержанию и развитию инвестиционной активности. Она должна проявиться прежде всего в законодательном обеспечении воспроизводственного процесса, его финансовом регулировании, в создании стимулирующих условий для проведения антикризисных мер. Мобилизация инвестиционных ресурсов на обновление и переустройство производственного аппарата с целью достижения его эффективности и конкурентоспособности предполагает привлечение в первую очередь собственных средств и возможностей. Такие возможности связаны как с налаживанием действенного управления производством на базе современных корпоративных форм его организации, так и целевым использованием имеющихся и воспроизводимых инвестиционных ресурсов. Воспроизводство современного производственного потенциала как главного фактора, выводящего экономику из кризисного состояния, должно опираться на достижения научно-технического прогресса, реализуемые в прогрессивных инвестиционных проектах и программах. Поддержание и развитие проектно-сметного дела является важнейшей задачей инвестиционной политики на весь обозримый период. Разработка актуальных результативных проектов реконструкции и технического перевооружения экономически несостоятельных производств, а также законсервированных строек и объектов является реальным средством по вовлечению в хозяйственный оборот огромных ранее материализованных инвестиционных ресурсов. Их использование практически удваивает инвестиционные возможности народного хозяйства. Оно требует повсеместного содействия и государственной поддержки во всех возможных формах ее оказания. |
|