Обозреватель - Observer
Экономика



КАТАСТРОФА ЭКОНОМИКИ
 
Н.РАДУГИН,
доктор экономических наук
 


Зрелая рыночная экономика, которую стремятся скопировать руководители бывших стран с плановой экономики Центральной и Восточной Европы, сформировалась за несколько веков эволюционного развития. Пришедшие к власти новые руководители этих стран и их советники из Западной Европы и Америки стараются навязать народам преобразования в виде "большого скачка вперед". Теперь наиболее часто этот процесс называют "шоковая терапия" или "сильный удар". Уже в 1992 г. нам стало совершенно понятно, что в Российской Федерации все это кончится новой большой катастрофой.

Во всех странах Центральной и Восточной Европы, осуществляющих реформирование плановой экономики, имеет место нарастающее падение производства, резкое снижение капиталовложений, рост безработицы, ухудшение жизненного уровня населения. Прошедшее время со всей очевидностью показало, что экономику капиталистического рынка нельзя ввести ни декретом, ни указом Президента.

В этой связи совершенно необходимо дать объективную и всесторонне обоснованную оценку стратегии реформы, начатой в нашей стране в конце 1991 г., тем более что эта стратегия порождена обязательными условиями Международного валютного фонда, на которых предоставляются займы Международным банком реконструкции и развития странам, имеющим отстающую рыночную экономику и слабую валюту, - так называемым развивающимся странам третьего мира.

Поэтому целесообразно выявить сильные и слабые стороны осуществляемых в Российской Федерации реформ и предложить некоторые подходы, которые являются наиболее важными для корректировки проводимых социально-экономических преобразований.

Основным положением преобразований, предложенным МВФ и принятым в нашей стране, является отказ от идеи централизованного планирования и замена его системой децентрализованных инициатив субъектов экономики. Кроме того, в набор факторов реформирования такая стратегия включает дополнительно:

  • значение частной собственности в определении прав и обязанностей руководителей и исполнителей в процессе производства, распределения и функционирования;
  • координацию рынком частных децентрализованных инициатив;
  • уменьшение вмешательства государства в регулирование экономической деятельности;
  • упор на стабилизацию денежной системы и либерализацию цен. Многие экономисты и политологи согласны с преимуществами системы децентрализованных инициатив и полезностью других вышеназванных факторов. Почему же тогда программу, инспирированную МВФ в нашу страну, как и в другие центральные и восточноевропейские страны, следует считать совершенно неудовлетворительной и полностью провалившейся.

Главный критерии любой реформы - это полученные результаты. Проанализировав положение, сложившееся в важнейших отраслях народного хозяйства, можно оценить его как чрезвычайное и катастрофическое. Объем производства в целом по хозяйству страны в 1994г. упал вдвое по сравнению со среднегодовым в 1986-1990 гг. За девять месяцев 1994 г. останавливались 4400 предприятий, полностью не работали 500 предприятий, потери на одного работающего составили 14 дней, жизненный уровень за этот же период упал втрое, инвестиции на развитие производства из федерального бюджета практически прекращены, распределение доходов становится все более неравномерным (средняя заработная плата в октябре 1994 г. приведена в табл. 1).

Таблица 1


СФЕРА ЗАНЯТОСТИ

Средняя
заработная плата
в октябре 1994 г.,
млн,руб.


СФЕРА ЗАНЯТОСТИ

Средняя
заработная плата
в октябре 1994 г.,
млн.руб.

Промышленность:

Образование

0,195

газовая

1,014

Наука и научное обслуживание

0,205

нефтеперерабатывающая

0,547

Сельское хозяйство

0,135

электроэнергетика

0,494

Частные фирмы

2,500

транспорт

0,411

Центральный банк

3,150

строительство

0,369

Коммерческие банки

4,000

Здравоохранение

0,196

фирмы, вывозящие нефть и металл

20,000


Общий потенциал безработицы по состоянию на 1 ноября 1994 г. составил 9,3 млн. чел., или 12% экономически активного населения.

Но это только одна сторона катастрофы нашей экономики, а есть и вторая.

В условиях двукратного падения производства экспорт многих видов ресурсов из России растет. В результате на мировом рынке цены на многие виды сырья упали до самого низкого за послевоенный период времени. Цена на цезий, например, снизилась почти в 1000 раз. Из-за российского демпингового экспорта сырья и металлов на Западе даже приостановилась инфляция. В 1994 г. вывоз сырья из России увеличивался в убыток стране. Так, российская нефть в январе-феврале текущего года продавалась по 88 долл. за 1 т при себестоимости, досчитанной по стандартным методикам, в 92 долл.

Из страны за рубеж во все возрастающих масштабах и все дешевле вывозятся алюминий, свинец, цинк, никель. Эстония вышла на 6-е место в мире по экспорту цветных металлов- наших, российских. Экспорт минеральных удобрений за последние 3 года увеличился более чем вдвое - с 1,2 до 2,5 млн. т действующего вещества.

По оценкам отечественных и зарубежных специалистов, из России ежегодно нелегально вывозится около 20% добытой нефти, 34% минеральных удобрений, громадное количество древесины, стратегическое сырье и другие ресурсы. В иностранных банках ежегодно оседает от 18 до 20 млрд. долл., принадлежащих Российской Федерации. Развал собственной промышленности и сельского хозяйства повлек за собой наполнение страны не только иностранным продовольствием, но и иностранной техникой.

Если взять агропромышленный комплекс, обеспечивающий страну продовольствием, то за период реформ положение в этой важнейшей области экономики выглядит следующим образом.

В 1994 г. общее сокращение сельскохозяйственных угодий составило 3,8 млн. га, пашни - 2,3 млн. га.

Спад производства продукции в 1994 г. в сельскохозяйственных предприятиях всех форм собственности по сравнению со среднегодовым производством в 1986-1990 гг. составил, по оценке, 45-50% (табл. 2, 3, 4).

Таблица 2

СЕЛЬСКО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ

Среднегодовое производство, млн. т

1994г.

1986—1990гг.

Зерновые (в весе после доработки)

82

104,2

Сахарная свекла

14,0

33,2

Подсолнечник

2,6

3,1

Картофель

34

35,8

Овощи

9,3

11,2



Таблица 3


ПРОДУКЦИЯ ЖИВОТНОВОДСТВА

Сокращение поголовья скота
в 1994 г. к 1990 г.

млн. голов

%

Крупный рогатый скот

17,1

37

Свиньи

15,9

51

Овцы и козы

22,2

56



Таблица 4

Падение поголовья скота
и производство животноводческой
продукции (до уровня), год


ПОКАЗАТЕЛИ

Год

Поголовье скота:

крупный рогатый скот

1964

в том числе коровы

1965

свиньи

1959

овцы

1941

птица

1980

Сельхозпродукция:

мясо

1973

молоко

1966

яйца

1980

шерсть

1951



Закупки сельскохозяйственной продукции у отечественных производителей уменьшились на 30-70%.

В 1994 г. производство минеральных удобрений составило 50% к 1990 г., а их поставка сельскому хозяйству - 13%. Уровень внесения минеральных удобрений в почву в 1994 г. в действующем веществе был- не более 20 кг на гектар, что в 4-5 раз ниже по сравнению с 1990 г., в 10-20 раз меньше, чем в странах Европейского сообщества. Падает урожайность сельскохозяйственных структур в связи с прекращением работ по повышению плодородия земель.

В январе-ноябре 1994 г. не работала половина предприятий сельхозмашиностроения, остальные работали по сокращенному графику (табл. 5).

Таблица 5


СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ТЕХНИКА

Сокращение производства в 1994 г. к 1986—1990 гг., раз

Производство
в 1994 г. к 1990 г. %

Тракторы

Зерноуборочные комбайны

Культиваторы, косилки, машины для внесения в почву минеральных удобрений

3,9

4,7


8,2

10

6.4


13



Из-за нарушения паритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию хозяйства всех видов собственности оказались неплатежеспособными, что отрицательно повлияло на подготовку к уборке урожая. За 1991-1994 гг. совокупные цены на сельхозпродукцию выросли в 367,8 раза, тогда как на потребляемые в аграрной сфере промышленные средства - в 2041,9 раза.

Ликвидируются крупные товарные хозяйства, себестоимость производства продукции в которых, как и в мировом сельском хозяйстве, самая низкая. На селе, например в Шаховском районе Московской области. Нижегородской и других областях, поспешно, без научно-экономического обоснования насаждается мелкое производство, убыточное и разорительное.

В упадок приходит самое ценное для будущего страны - интенсивные технологии, достижения науки и техники. Уничтожается созданный многими поколениями ученых генофонд высокопродуктивного скота и птицы, свертываются селекция и семеноводство. Перекрыто финансирование науки, что разрушающе действует на ее состояние.

Ценовая, кредитная, налоговая и инвестиционная политика полностью расстроила финансовое состояние отрасли, остановила процесс воспроизводства в агропромышленном комплексе России. В 1994 г. выход из строя основных фондов сельскохозяйственного назначения превысил их ввод более чем в 4 раза. Резкое снижение фондовооруженности, рост нагрузки на технику привели к невыполнению многих видов сельскохозяйственных работ, огромным потерям выращенной продукции.

Несмотря на явные признаки надвигающейся катастрофы, Правительство Российской Федерации не принимает кардинальных мер по спасению АПК, не выполняет собственные решения по стабилизации производства в агропромышленном комплексе.

По постановлению Правительства от 23 февраля 1994 г. № 126 бюджетные ассигнования в АПК в 1994 г. должны были составить 20 трлн. руб. В бюджете, принятом Федеральным Собранием, они предусмотрены в сумме 18,2 трлн. руб. В 1991 г. доля АПК в расходной части бюджета составляла 19%, тогда как в 1994 г. всего только 8,5%. За одиннадцать месяцев 1994 г. финансирование АПК составило 58,9% от предусмотренной в бюджете годовой суммы.

Из-за низкой покупательной способности населения и осуществляемой экономической политики государства спрос на продукты сельского хозяйства уменьшается, большое количество животноводческой продукции и зерна остается невостребованным. Одновременно осуществляется усиленный завоз из западных стран продуктов питания по демпинговым ценам, что в конечном счете приведет к полному уничтожению собственного сельскохозяйственного производства. В настоящее время молочные заводы Москвы, Санкт-Петербурга и ряда других Городов выпускают 70-80% продукции из импортного сухого молока очень низкого качества. В результате регионы вынуждены резко сокращать производство цельного молока.

Совершенно неудовлетворительное положение сложилось на птицефабриках, где мощности используются на 50%, а яйцо и мясо птицы не реализуются, и в овцеводстве, где у предприятий и на фабриках первичной обработки скопилось более 60 тыс. т не востребованной промышленностью шерсти. В табл. 6 приведены данные по импорту продуктов питания за девять месяцев 1994 г.

Таблица 6

ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

Закупки
по импорту,
тыс. т.

Прирост в 1994 г. к 1993 г., раз

Мясо свежемороженое

334

5,5

Мясо птицы

348

8

Масло сливочное

141

3,2

Цитрусовые

736

5,6

Яблоки свежие

191

5,7

Картофель

21

2,1

Чай

70

1,8

Сахар

1060

7



Резко свернуты или практически прекращены государственные программы: роста плодородия земель, сельскохозяйственного машиностроения , строительства объектов по переработке сельскохозяйственных продуктов, возведения дорог, объектов газификации, электрификации, водоснабжения, жилищного и культурно-бытового строительства.

Снижение объемов производства в производящих отраслях АПК сильно сказалось на перерабатывающих отраслях. Так, производство продуктов питания на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности в 1994 г. снизилось к 1990 г. на 30-70%, выпуск витаминов упал на 50-60%. В результате в 1994 г., по сравнению со среднегодовым в 1986-1990гг., потребление населением мяса, молока, животного масла, сахара, масла растительного, фруктов, рыбы уменьшилось вдвое. Дефицит белка в потребляемых продуктах питания составил 35-40%, витаминов-50-60%.

Выработка продуктов детского питания вместе с закупкой по импорту составляет 15-29% от потребности.

Тяжелейшее положение с продовольствием в России отрицательно сказывается на демографической ситуации. С 1992 г., впервые за последние годы, численность населения в России стала уменьшаться. В 1993 г. число умерших превысило число родившихся на 737 тыс. чел. На 1000 чел. родилось 9,4, а умерло 14,4 чел.

В 1993 г. суммарный коэффициент рождаемости в России снизился до 1,3 рождений на 1 женщину, тогда как для простого воспроизводства он должен быть примерно на уровне 2,1.

В 1993 г. продолжительность жизни в России сократилась до 66 лет (к примеру, в США и Великобритании она составляет 75 лет, Канаде-76, Швеции-78, Японии - 79 лет).

Все, что было признано во всем мире, - гарантированное право народа на труд и отдых, бесплатное образование и здравоохранение, защита материнства и детства, высочайшее развитие фундаментальных и прикладных наук, другие социальные блага - развалено полностью за 3 года реформ.

Несмотря на полнейший провал, авторы реформы упрямо продолжают осуществлять обанкротившийся курс преобразований. На наш взгляд, этому есть две причины: политическая и экономическая.

Первая. Российское руководство продолжает использовать разрушительные программы неограниченной экономической либерализации как средство, исключающее возврат к плановой экономике и социалистическому способу производства. В этом заключается главная заинтересованность США, ЕС и МВФ, которые, прежде чем оказать экономическую и финансовую помощь, хотят убедиться, что проводимые реформы"направлены на смену способа производства и политических общественных формаций в центральных и восточноевропейских странах.

Вторая. Среди экономических причин главное - это заблуждение, что экономика капиталистического рынка возникает спонтанно, стихийно, сама по себе, как только утвердится частная собственность, будет проведена либерализация цен и производства, осуществлена стабилизация денежной системы и проведена продажа государственной собственности частным лицам и (или) организациям.

Представление о возможности создания рынка простым освобождением цен и производства из-под контроля государства и созданием частной собственности коренится в глубоком недопонимании функционирования рыночного капитализма. Рынок - это не "божественная машина", не какая-то таинственная сила, управляемая невидимой рукой, а общественный институт, который со времен Адама Смита пестовался и развивался сознательным человеческим воздействием. Рынок, кроме того, целая сеть сигнальных механизмов, только один из которых представлен ценами, определяемыми в ходе добровольного обмена имеющимися товарами и услугами между людьми.

Успешное введение рыночного механизма возможно только в условиях реконструкции всей социально-экономической ткани экономики, ранее подвергавшейся централизованному планированию. В смешанном рыночном хозяйстве Западной Европы социальная и экономическая среда, в которой возникал рынок, складывалась в результате комбинированного действия спонтанных сил и вмешательства государства. Существующие в настоящее время в Центральной и Восточной Европе условия не допускают такой роскоши, как ожидание стихийного возникновения рынка, и поэтому неизбежным становится именно сознательное действие. Ошибка "спонтанности" создает массу трудностей, так как не учитывает, что рынок - это социальная среда, создаваемая усилиями людей. Рональд Коуз, лауреат Нобелевской премии 1991 г., четко показал, что рынки должны создаваться (как это и было всегда). Создание рынка - это чисто предпринимательская задача, и это должно быть осознано в действиях прежде всего государства.

Проделанный до сих пор в странах Восточной Европы и России путь к капитализму привел к образованию лишь такого рынка, на котором идет обмен уже ранее созданными товарами и ценностями. Все это делается в спекулятивных целях в отсутствие стимулов к увеличению производства и капиталовложений.

Капиталистические рынки характеризуются способностью побуждать производителей создавать дополнительную продукцию и стоимость.

Рынок - это общественный институт, который в разное время и в разных условиях принимал различные формы. "Рынок" строится на отношении между продавцами и покупателями. Посредник, который устанавливает связь между ними, выступает в качестве создателя рынка.

Все функции посредника основываются на необходимой правовой и законодательной базе. Поэтому для создания и нормального функционирования рынка необходимы свод законов и эффективно действующая правовая среда, обеспечивающие выполнение контрактов.

Поэтому ошибка авторов реформ в Российской Федерации заключается в том, что в их программе преобразований не нашлось места проблемам формирования рынка.

Рынок как сфера товарного обмена не может выдвигать требований по поводу каких-либо определенных форм собственности. Этот механизм не имеет избирательной способности: его содержание - в наличии спроса и предложений.

Те или иные формы собственности нужны постольку, поскольку они могут способствовать ускоренному решению социальных и производственных задач в рамках выбора общества.

Третья. Не менее глубоким заблуждением является пренебрежение социально-экономической средой как важнейшим условием производства и распределения материальных ценностей. Эти вопросы остались полностью за пределом стратегии реформ, осуществляемых в Российской Федерации и соответствующих традиционных программах "типа" МВФ.

Четвертая. Важнейшая ошибка авторов реформ в России заключается в том, что преобразования сосредоточены на трех факторах:

  • стабилизация валютного курса;
  • отказ от регулирования цен и прекращение вмешательства государства в развитие экономики;
  • приватизация.

Быстрое и радикальное осуществление этих мер не сдержало падение производства и сокращение занятости ни в одной стране Центральной и Восточной Европы, принявших такую программу действий.

Из общего числа просчетов, порожденных стратегией осуществляемых реформ, в которых не нашлось места ни для создателей рынка, ни для его социально-экономической среды, мы в самом сжатом виде рассмотрим пять наиболее важных.

Немедленная приватизация государственных предприятий (своего рода принудительная приватизация) препятствует необходимому совершенствованию производства, так как дестимулирует его руководителей уже до проведения подлинной приватизации. Она может и не стимулировать дальнейшего производства, поскольку новые владельцы могут предпочесть спекуляцию отданными им ресурсами (например, землей).

Изучение влияния действующего механизма приватизации по 78 тыс. реорганизованных предприятий нашей страны на достижение ее главных целей: соответствия созданию социально ориентированной рыночной экономики, повышения эффективности производства, социальной защиты населения, создания конкурентной среды - показывает, что ни одно из перечисленных намерений не достигнуто.

По оценке службы "приватизации", вся единая энергетическая система России - РАОЕЭС "Россия" - стоит всего 649 595 тыс. долл., что соответствует уровню годовых инвестиций средней американской нефтяной компании. Крупнейший металлургический комбинат "Норильский никель", производящий львиную долю всего мирового объема цветных металлов, оценен всего в 465 581 тыс. долл.; РАО "Газпром" - 228 256 тыс. долл.; Горьковский автозавод, на котором работают более 100 тыс. чел., - 26,6 млн. долл. Поразительные цены!

Канадскому хоккейному клубу " Ванкувер кэнакс", чтобы заполучить в свою команду известного российского хоккеиста Павла Буре, пришлось заплатить 25 млн. долл. - столько, сколько стоит, по оценке ведомства Чубайса, Горьковский автомобильный гигант. Есть и другие "поразительные" цены: московская гостиница "Космос" (23 525 тыс. долл.), Новороссийский морской порт (22 484 тыс. долл.) или флагман нашей пищевой индустрии-кондитерская фабрика "Красный Октябрь" (21055 тыс. долл.). Всего по 3 млн. долл. стоят (согласно ценам списка пятисот предприятий Российской службы приватизации) Северное морское пароходство, Мурманский траловый флот, питерский мотель "Ольгино".

Проведенный нами анализ проверок хода приватизации государственных сельскохозяйственных и промышленных предприятий позволяет отметить повсеместное снижение производственных и финансовых показателей, массовые случаи длительного закрытия приватизированных промышленных предприятий для ремонта и перепрофилирования, сверхнормативный рост оплаты труда, свидетельствующий об отсутствии сдвигов в сторону накопления средств для реконструкции и повышения эффективности производства.

Освобождение цен в условиях нынешних огромных диспропорций товаров, диспаритета цен на продукты сельского хозяйства, промышленные товары и услуги, объема денежной массы не способно стимулировать рост производства продукции и ее распределение.

Социально-экономическая реконструкция экономики, не полагающаяся на спонтанность возникновения и функционирования рынка, требует активной деятельности государства. В периоды фундаментальных общественных сдвигов исключительно важна роль государства.

В переходный период только институт государства способен достаточно жестко осуществлять регулирование на основе соответствующей законодательной базы, обеспечивая поэтапное формирование рыночного хозяйства. На первом этапе усилия концентрируются одновременно на всех важнейших стратегических направлениях: институциональных реформах, стабилизации экономики, структурной перестройке хозяйства, социальной защите населения. Только при согласованном продвижении по этим направлениям можно рассчитывать на успех и поддержку обществом осуществляемых преобразований.

Анализ показывает, что до недавнего времени институциональные реформы у нас в основном только декларировались, к структурной перестройке хозяйства практики не приступали, социальная защита населения совершенно недостаточна. Сложилось впечатление, что государство не стремится к активному регулированию социально-экономической сферы, полагаясь на механизм ее рыночной самоорганизации, который еще не создан.

Отсутствие экономически мотивированных механизмов и принципов реализации федеративных отношений привело к неравенству субъектов Федерации во взаимоотношениях с Центром, а имеющие место острые проблемы постоянно усугубляются. Процесс разграничения полномочий Центра и территорий протекает стихийно. Региональные органы управления явочным путем присваивают себе полномочия или добиваются их в указах, постановлениях и распоряжениях федеральных властей.

Проблемы бюджетного федерализма привели к самой настоящей налоговой войне территорий с Центром. Постоянно растет фактическое неравенство субъектов Федерации в формировании доходной части федерального бюджета, а также в распределении дотаций и субвенций.

Должна быть сформирована региональная политика государства, реализация которой позволит обеспечить:

  • укрепление социально-экономических основ Российского государства, сохранение его целостности путем обеспечения экономической интеграции российских территорий, укрепление единого экономического пространств? России;
  • создание действенного экономического механизма федеративных отношений, способного обеспечить функционирование национальной экономики как единого целого через сочетание интересов государства и отдельных его региональных составляющих;
  • содействие развитию и углублению экономических реформ, формированию многоукладной экономики на основе равноправного развития различных форм собственности, институциональной и рыночной инфраструктуры;
  • сглаживание изначальных различий в уровнях экономического и социального развития регионов, обеспечение достойного уровня жизни населения;
  • углубление территориального разделения труда, развитие эффективных и конкурентоспособных на внутреннем и мировом рынках направлений специализации хозяйств республик и регионов;
  • обеспечение экономической безопасности России и экономической устойчивости территорий.

Сочетание общегосударственных и региональных интересов может быть достигнуто при безусловном верховенстве федеральной законодательной власти и передаче большей части функций исполнительной власти на месте с обеспечением экономических возможностей реализации этих функций.

При осуществлении реформирования экономики Российской Федерации авторы преобразований пренебрегли историческим опытом.

Исторический опыт "экономического чуда" послевоенного восстановления Западной Европы противоречит принятому в нашей стране мнению о быстроте, стихийности и спонтанности восхождения Европы к вершинам капитализма.

По этому вопросу есть целая историография эволюции экономики Западной Европы. Это особая тема - примененные в послевоенной Западной Европе мероприятия и сроки их исполнения. Вот некоторые из них.

Международный обмен регулировался по тщательно разработанной методике, нацеленной на восстановление многосторонней торговли и ослабления напряжения, вызываемого долларовым дефицитом. Обменный курс валют находился под контролем, а свободное конвертирование валют вводилось в течение 10 лет.

Были введены рациональное экономическое планирование и национальные счета, подкрепленные планом Маршалла, для обеспечения необходимой реконструкции инфраструктуры и ключевых отраслей промышленности, а также сельского хозяйства.

Не допускалось достижение абстрактных монетаристских целей, приводящих к разрушению производственного аппарата.

Приватизация государственной собственности никогда не имела высшего приоритета, контроль над ценами на ключевые товары и субсидии для их поддержания осуществлялся долгие годы, а на продукты сельского хозяйства и энергетику - до настоящего времени.

Активно действовали государственные органы, управляющие рынком и поддерживающие его путем создания соответствующих институтов, правовых структур, а также налоговых и финансовых программ, что было в то время ключевым фактором оздоровления экономики западноевропейских государств.

Монетариетские, выше не раз упомянутые компоненты макроэкономического преобразования экономики были реализованы постепенно, на протяжении примерно сорока лет.

Процесс реконструкции был основан на развитой системе контрольно-регулируемых мер, сдерживающих рост инфляции и рост заработной платы, допускающих управление курсами валют и процентными ставками, одновременно как и ценами на основные товары, а также на наличие государственной собственности. Эта система медленно, постепенно на протяжении сорока лет реформировалась по мере того, как рыночные силы доказывали свою способность решать имеющиеся проблемы.

Важный исторический урок можно извлечь и из успешной модернизации и роста японской экономики, и особенно реформирования экономики Китая, а также "малых тигров": Гонконга, Тайваня, Сингапура и Южной Кореи. Их успех основан на признании и осуществлении важнейшего принципа: рынком необходимо управлять с тем, чтобы обеспечить эволюционный, а не шоковый, теоретически обоснованный, учитывающий важнейшие особенности, поэтапный переход к рынку, более производительному способу производства.

Ни одно из экономических чудес в этих странах не состоялось бы, если бы они пошли по пути быстрого перехода ("шоковой терапии") к капитализму, который сейчас осуществляется в России и бывших странах Восточной Европы с плановой экономикой.

    Основная идея незамедлительных изменений и корректировок проводимых экономических реформ заключается в сосредоточении усилий на социально-экономической перестройке, увеличении производства продукции, росте занятости и благосостояния.

    Нашему обществу предстоит пройти долгий путь, чтобы возникло и сформировалось социальное партнерство. Государство практически не справляется со своими обязанностями, плохо или совершенно неудовлетворительно защищает интересы общества в целом и особенно его малоимущих слоев. Устремленность и строгое выполнение задач, сформулированных в "Договоре об общественном согласии", рухнули.

    Успешная социально-экономическая перестройка возможна только при сильном демократическом государстве, способном сплотить и вдохновить свой народ на добровольное сотрудничество во имя определенных, четко сформулированных целей реформ.

    У общества, живущего в условиях нищеты, беспорядка, насилия, коррупции, преступности, близких к хаосу, формируется сильное желание сплоченности. Во все времена при таких условиях популярна стратегия борьбы с внешним врагом, которого всегда достаточно легко создать.

    Во много раз труднее сплотить людей вокруг конструктивной программы реформ и преобразований.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]