Внутренняя политика
Обозреватель - Observer



ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ ИЛИ РЕПАТРИАНТЫ
(что скрывается за терминологическими тонкостями)
 
А.НАЗАРОВ,
кандидат исторических наук
 


Конституция Российской Федерации гарантирует права и свободы всем лицам, находящимся на территории России, но только не россиянам, возвращающимся в страну из новых соседних государств.

Для многих из них недоступными в повседневной жизни оказываются права на гражданство, участие в приватизации, возможность приобретения земельных участков, прописка, социальные гарантии, беспрепятственный переезд в Россию, обращение в суды и многое другое. До сих пор не разработаны определенные законодательств ом РФ механизмы предоставления дополнительных гарантий со стороны государства вынужденным переселенцам и беженцам как категории граждан, в данный момент особо нуждающихся в социальной защите. Практически всем им в который раз в своей жизни приходится доказывать право на существование, но теперь уже на исторической родине. "Презумпция невиновности" в отношении их сегодня не работает. Каждый из возвращающихся соотечественников должен документально подтвердить властям России факт преследования или насилия над ним или членами его семьи.

Не хочется верить, что все это происходит в стране, продекларировавшей всему миру бесповоротный разрыв с тоталитарным прошлым, стремление строить открытое демократическое общество, следовать общечеловеческим ценностям. Вот и почти одновременно подписанные в августе 1994 г. указы Президента РФ "О федеральной миграционной программе" и "Об основных направлениях государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом" направлены, как видим, на устранение скопившихся недоработок и проблем. Однако многие ученые считают, и небезосновательно, что эти меры значительно запоздали, если не устарели вовсе, еще не появившись.

Сегодня появляется все больше косвенных и прямых доказательств того, что миграционные процессы, независимо от воли и желания властных структур, вышли на качественно новый уровень и требуют иного, на порядок выше, у ровня осмысления, изменения концептуальных подходов к миграции в целом.

Продолжительное игнорирование властными структурами Российской Федерации того вполне очевидного обстоятельства, что в большинстве новых суверенных государств ближнего зарубежья в отношении русских и русскоязычных граждан грубо нарушаются основные права, свободы и общепринятые нормы человеческого общежития, зафиксированные в международных документах, привело к нарастанию миграционного потока соотечественников в Россию, оказавшуюся не подготовленной к такому повороту событий.

Ныне в стране насчитывается 2,5 млн. вынужденных переселенцев и беженцев, из которых только 640 тыс. зарегистрированы официально. Специалисты Федеральной миграционной службы (ФМС) России полагают, что в ближайшие годы их число достигнет 6-8 млн., хотя еще недавно приток мигрантов даже в критической ситуации оценивался на уровне 4-6 млн.*

Предстоящее переселение в Россию в столь значительных масштабах, в сочетании с нерешенностью проблем жизнеобеспечения, немалой части россиян-старожилов способно резко обострить ситуацию как в отдельных регионах, так и в государстве в целом, поставить на грань срыва проводимые в стране социально-экономические преобразования.

О том, что такая перспектива вполне реальна, свидетельствует хроническое запаздывание официальных органов в осмыслении процессов, происходящих в этой сфере, неадекватное реагирование на стихийно складывающиеся тенденции.

Так, растянувшаяся на годы работа по созданию правовой базы для регулирования миграционных процессов, завершившаяся в начале 1993 г. принятием законов РФ "О беженцах", "О вынужденных переселенцах", уже вскоре выявила их серьезное несоответствие сложившейся к тому времени действительности. Предусмотренные в них статусы беженцев и вынужденных переселенцев, с минимальным набором материальных благ, оказались по существу недоступными для абсолютного большинства мигрантов из-за подзаконных актов, согласно которым эти льготы распространялись лишь на прибывающих из зон боевых действий (Таджикистан, Грузия и т.д.). Правда, вскоре к этому перечню были добавлены вполне мирные Киргизия, Казахстан и некоторые другие республики бывшего СССР, где в силу обстоятельств разразилась обвальная миграция, что еще больше запутало ситуацию, поскольку на местах по инерции продолжали руководствоваться прежними установками.

Кроме того, выяснилось, что статус беженца, например, таков, что по его параметрам к нему в одинаковой мере могут относиться этнические россияне из стран ближнего зарубежья и иностранцы, прибывающие из Сомали, Эфиопии, Афганистана и т.д. Иными словами, первоначальный смысл этих терминов стал утрачиваться, звучать двусмысленно, поскольку относился все чаще не к обездоленным беженцам и переселенцам первых межэтнических конфликтов на рубеже 80-90-х годов, а к вполне обеспеченным и энергичным людям, сознательно покидающим прежнее место жительства.

Следует отметить, что для переезда всех желающих к настоящему времени просто не создано необходимых условий. Так, в 1994 г. из 1,9 трлн. руб., запрошенных для осуществления мер, намеченных Федеральной миграционной программой, официально подтверждено лишь 550 млрд., из которых на 10 октября фактически выделено всего 160, и еще 120 обещано до конца года**. Это составляет около 15 % к предусмотренным программой расходам по оказанию содействия в переезде в Россию 400 тыс. чел. ежегодно, т.е. в нынешнем году профинансирован переезд лишь около 60 тыс. соотечественников.

В этой связи крайне важно подчеркнуть, что значительное число семей русского и русскоязычного населения в ближнем зарубежье, в частности в Центральной Азии, на долю которой приходится до 60 % переселенцев (по некоторым данным, 2 из каждых 3 семей), уже имеют в России своих "представителей", выехавших в надежде закрепиться и затем забрать своих близких. Чаще всего они не ограничиваются только членами своей семьи или родственниками: посильное содействие в переезде оказывается друзьям, соседям, коллегам по прежней работе. Иными словами, число переселенцев в Россию в ближайшие годы только за счет этого фактора, который, судя по всему, никем не учитывается, может возрасти в 3-4 раза. При этом вряд ли все они обратятся за помощью в государственные органы: с ходатайством о предоставлении статуса вынужденного переселенца в органы ФМС обращаются не более 10-12% соотечественников, переезжающих в Россию из Центральной Азии.

Иными словами, по воле обстоятельств, не рассчитывая на какую-то особенную поддержку государства, а полагаясь прежде всего только на самих себя, в Россию перебираются сильные и волевые люди, не склонные считать себя ни беженцами, ни вынужденными переселенцами. Учитывая все это вместе взятое, можно говорить о появившемся качественном изменении в миграционном процессе.

Вот и по свидетельству специалистов ФМС России, происходит постепенная трансформация миграции из рефлекторной, т.е. привязанной к конкретной сиюминутной ситуации (военные конфликты и т.д.), в эволюционную, обусловленную более устойчивыми и комплексными причинами. К ним относятся: широко бытующая практика дискриминации по национальному признаку во всех вновь образовавшихся на территории бывшего СССР государствах, резкое падение уровня жизни, межклановая борьба за землю и власть в ряде стран СНГ.

Теоретический уровень осмысления всего того, что наметилось и уже происходит в миграционном процессе, отстает от реальной практики. По существу, все то, что происходит сегодня в миграционной практике, есть не что иное, как репатриация - естественный, давно апробированный в мировой практике процесс возвращения на историческую родину, имеющий устоявшиеся правовые критерии. Некоторые ученые, кстати, уже давно используют этот термин для характеристики современных миграционных процессов на территории бывшего СССР.

Полагаем, что результатом научного анализа этого явления должны стать разработка и принятие Закона Российской Федерации "О репатриации". Этот законопроект должен вывести работу с соотечественниками, возвращающимися в Россию из ближнего зарубежья, в самостоятельное и приоритетное направление государственной политики, создать совершенно новую модель приема, обустройства и включения их в нынешние экономические, социальные и общественные преобразования, происходящие в стране. Тем более, что в мире давно существует прецедент: 5 июля 1950 г. в Израиле был принят Закон о возвращении, обеспечивающий репатриантам не только гражданство, но и подъемные, и средства переезда, и пусть со сложностями, но работу и квартиру. Государство с населением немногим более 4 млн. чел. за четыре года приняло только из России полмиллиона граждан, т.е. каждый девятый в стране - репатриант.

Как известно, все новое - это хорошо забытое старое. Вот и отдельные аналитики напоминают, что закон о репатриации у нас уже однажды принимался. На основании его в СССР из Китая в конце 40-х годов привезли 50 тыс. бывших граждан Российской империи, а также на родину съезжались со всего света армяне и украинцы. О том, что такой закон нужен современной России, говорилось на I Всероссийском съезде организаций и предприятий вынужденных переселенцев и беженцев в июне 1994 г., на парламентских слушаниях в Государственной Думе 11-12 октября 1994 г., неоднократно отмечалось в печати.

На наш взгляд, представляется целесообразным строить этот закон на следующих основополагающих принципах:

1. Не должно подвергаться сомнению право каждого репатрианта на признание его полноправным гражданином России со всеми вытекающими из Конституции РФ гарантиями, правами и обязанностями.

2. Учитывая, что наиболее болезненной для переселенцев остается проблема реализации прав собственности по месту прежнего проживания в республиках, прежде входивших в состав СССР, отсутствие возможностей эквивалентного обмена ее в официальном порядке, следует разработать и включить эффективный экономико-правовой механизм, препятствующий разорению и одномоментному превращению репатриантов из лиц, достигших определенных жизненных благ, располагающих, как правило, приватизированными квартирами или собственными домами, годами нажитым имуществом, обладающих соответствующим социальным статусом, в маргиналов, вынужденных после возвращения на историческую родину рассчитывать исключительно на помощь государства, начинать все сначала.

3. Должна быть позитивно, в интересах репатриантов и общества, разрешена проблема трудоустройства: с предоставлением возможности трудиться по имеющейся специальности или профилю. В этом случае репатриант с меньшими издержками сумеет интегрироваться в новую среду, почувствовать себя на деле полноправным членом общества.

4. Следует привлечь усилия ведущих психологов, социологов, политологов, юристов, журналистов, политиков для разработки мер по безболезненной адаптации репатриантов в современное российское общество, предпринять все зависящее от государства по предотвращению отторжения их от сложившегося социума. Ведь сумела же Франция, изнуренная войной в Алжире, организовать достойное возвращение своих соотечественников из этой страны. Россиянам, возвращающимся из ближнего зарубежья, нужно понимание и человеческое участие. На это они вправе твердо рассчитывать.

К тому же, на историческую родину возвращаются далеко не худшие. Это предприимчивые, толковые и энергичные люди. Некоторые из них - потомки репрессированных. Жизнь в чужеродной среде закалила их характеры, они переняли немало положительных черт у местного населения - гостеприимство, уважение к старшим, терпимость и трудолюбие.

В своей массе они становятся носителями поистине новых рыночных отношений в России. У этой категории граждан высокая мотивация труда, ведь успех дела для них, в силу новых обстоятельств, буквально равен смыслу жизни. И что особенно важно - это, как правило, высококвалифицированные специалисты. Опыт ФРГ показывает, что даже прекрасно организованный и безукоризненно осуществленный процесс репатриации имеет долгосрочные политические последствия для самих репатриантов и их потомков. В то же время приходится констатировать, что среди значительной части населения России до сих пор не находят понимания даже довольно ограниченные меры по регулированию миграции, осуществляемые сегодня. Это происходит не только потому, что общество, изнуренное малопонятными и жесткими реформами, не готово сострадать и содействовать своим соотечественникам, оказавшимся в не менее трудном положении. В определенной мере это связано с тем, что осуществляемые меры помощи репатриантам носят административный характер, отсутствует широкая разъяснительная работа среди населения, чем пользуются экстремистские силы, успешно разыгрывающие эту "карту" в своих политических целях. Выборы, состоявшиеся в декабре 1993 г., это подтвердили.

А между тем достаточно вспомнить, что около 80 млн. граждан в России связаны родственными узами с соотечественниками, оказавшимися в новом зарубежье. Они вряд ли останутся равнодушными к судьбе своих родственников в трудную для них минуту. Таким образом, в России, на наш взгляд, есть все необходимые предпосылки для разворачивания широкомасштабной работы по репатриации желающих возвратиться на родину соотечественников. Наблюдаемое сегодня невнимание государств и общества к проблемам миграции, ее современным особенностям происходит, думается, из-за отсутствия научного предвидения, понимания важности момента, прогнозирования реальных возможностей и целесообразности перемен, объективной основы для подобного масштаба действий в специфических условиях российского общества.


* Информационно-аналитический бюллетень ФМС России, 1994, № 2, с. 3.

** Эти данные были приведены руководителем ФМС России Т.Регент на парламентских слушаниях в Госдуме 11 октября 1994 г.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]