Обозреватель - Observer
Внутренняя политика



Точка зрения

ПАТРИОТИЗМ ИСТИННЫЙ И ЛОЖНЫЙ
 
В. ЗОРЬКИН,
доктор юридических наук,
член Конституционного суда РФ
 


Сегодня, пожалуй, в России не осталось ни одного политика, не заявлявшего громогласно и публично о своем самом искреннем, глубоком и пламенном патриотизме. Растроганной таким внезапным наплывом бурных патриотических чувств публике остается тем не менее совершенно непонятным, как при этаком обилии беззаветных "борцов за благо Отечества" мы в считанные годы умудрились развалить крупнейшее в мире государство, бросить на произвол судьбы 25 миллионов наших "зарубежных" русских соотечественников, вдвое сократить производство и отбросить треть граждан чуть ли не за черту физиологического выживания. Вот и гадает сбитый с толку россиянин: что за бес попутал государственных мужей, в порыве столь странного "патриотизма" пустивших по ветру державное наследие многовековой русской истории?

Ответ между тем тривиален и прост. Сегодня строгий и возвышенный лик "патриота" является столь же необходимой принадлежностью респектабельного политика, какой еще совсем недавно была "крутая" демократическая риторика. И Нина Андреева, и Егор Гайдар (да-да, теперь и он тоже!), рассыпаясь в признаниях своей приверженности патриотическому мировоззрению, забывают, однако, упомянуть, что разумеют под этими словами содержание, полярно противоположное, но равно неприемлемое для естественного, эволюционного и последовательного развития российской государственности.

Ибо для одних великая Россия есть непременно интернациональная тоталитарная империя сталинского типа, лишенная всякой национальной самобытности, коснеющая в убогих идеологических догмах, разделенная внутренними "классовыми" противоречиями. Страна, медленно, но неуклонно хиреющая под непосильной ношей "добровольной" помощи многочисленным "братским" народам. Для других же "великая" Россия видится обязательно и непременно вошедшей (пусть на правах бедного родственника) в вожделенное "международное сообщество", ударными темпами строящая "развитой капитализм", не обращая никакого внимания на такие мелочи, как развал государства, межнациональные конфликты, обнищание населения, превращение в сырьевой придаток богатого Запада, на нравственную и духовную деградацию общества.

Учитывая постоянно растущее число желающих прослыть записным патриотом (и получить соответствующие политические дивиденды), сегодня представляется существенно необходимым определить истинное, конструктивное, исторически оправданное содержание понятия "российский патриотизм". Лишь после того, как это будет сделано (и закреплено в массовом сознании), можно рассчитывать на нормальную политическую атмосферу, столь необходимую для выхода из затянувшегося кризиса.

Настоящие патриоты просто обязаны сделать все, чтобы не допустить паразитирования на идеологии российского возрождения разного рода экстремистов, провокаторов и симулянтов, способных в считанные месяцы дискредитировать самые благородные начинания. Подобная метаморфоза уже произошла с высокими демократическими идеалами прямо на наших глазах. Неужели мы будем столь наивны и беспечны, что допустим повторение этого отвратительного и циничного явления?..

Если сказать совсем коротко - патриотизм необходим сегодня России для того, чтобы восстановить свое попранное национальное достоинство и занять приличествующее ей место в сообществе цивилизованных государств на международной арене - должен быть патриотизмом миротворческим, державным, исторически преемственным, национально осмысленным, социально ориентированным, просвещенным и духовно наполненным. Такие его качества являются важнейшим залогом действенности и конструктивности современной идеологии российского возрождения, а потому требуют отдельного и более подробного рассмотрения.

МИРОТВОРЧЕСТВО РОССИЙСКОГО ПАТРИОТИЗМА. Это его драгоценное качество связано в первую очередь с уникальным характером российской государственности.

В отличие от западноевропейских империй (и их наследниц - современных "развитых стран"), формировавшихся в средние века по большей части путем грубой ассимиляции главенствующим, "титульным" народом всех других племен, а иногда и путем неприкрытого геноцида (пример североамериканских индейцев хрестоматиен, но далеко не одинок), Россия исторически развивалась по иным законам. Ее держава возрастала из века в век путем преимущественно мирного собирания земель. Неспешно, но целенаправленно и неуклонно Русь "стягивала" вокруг себя племена и народы, страны и государства, согласные разделить с ней ее нелегкую и бурную судьбу. Такой путь русского государственного строительства лучше всего объясняется тремя фундаментальными факторами соответственно геополитического, нравственно-религиозного и этнопси-хологического характера.

Во-первых, континентальный характер российских территорий, со всех сторон открытых для вторжения и окруженных не слишком-то доброжелательными соседями, исключал радикально-силовой путь создания страны, как непосильный для народа и бесперспективный для государства.

Во-вторых, сильнейшее нравственно-организующее влияние православной церкви, с ее высокими этическими максимами и бескомпромиссными моральными императивами, властно сдерживало государственную политику в русле эволюционных, плавных и ненасильственных сценариев развития.

В-третьих, свой неизгладимый отпечаток на этот процесс наложили такие всемирно известные и ярко выраженные черты русского национального характера, как терпимость, добродушие, незлобливость, уживчивость и милосердие. Благодаря совокупности всех этих факторов и было (случай в истории беспримерный!) на протяжении многих веков сохранено без потерь то национальное многообразие и многоцветие, которое до сих пор отличает Россию.

ДЕРЖАВНОСТЬ РОССИЙСКОГО ПАТРИОТИЗМА. Эта его черта отражает тот несомненный исторический факт, что в течение большей части своей истории Россия являлась великой державой - одним из тех немногих государств мира, которые в силу своей величины и мощи несли особую ответственность за поддержание глобального порядка и стабильности в международных отношениях. Геополитическое положение нашего Отечества таково, что в иной форме Россия существовать просто не может - она является естественным гарантом евроазиатской стабильности, залогом мирного и безопасного развития "постсоветского пространства", преградой на пути кровавых смут с непредсказуемыми последствиями, которые, в случае исчезновения российского "центра силы", грозят охватить гигантские пространства континента.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ РОССИЙСКОГО ПАТРИОТИЗМА. Жизнедеятельность общества, ясность национального самосознания и бесперебойное функционирование государственных механизмов немыслимы без общности исторической памяти и исторического воспитания. Преемственность форм развития для России есть условие обязательное - мы слишком дорого и страшно заплатили за то, что позволили жестоко и бездумно разрушить ее в порыве "революционного энтузиазма" после октябрьских бурь 1917г.

В нашей исторической памяти, однако, есть "много чего". Русская история хранит в себе равно хорошее и дурное, святое и грешное: есть страстотерпцы Борис и Глеб, но есть и братоубийца Святополк Окаянный; есть Пушкин ("ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество") и Печерин ("как сладостно отчизну ненавидеть и жадно ждать ее уничтоженья"). Наше прошлое знает высоты бескорыстия и самоотвержения наравне с крепостным произволом; кроткого богомольца, "освятованного царя" Федора Иоанновича наравне с Иоанном Грозным и деспотичным Петром. Поэтому важнейшей задачей здесь является кропотливая и тщательная работа по "сортировке" того опыта, который мы из прошлого собираемся взять с собой в будущую Россию.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОСМЫСЛЕННОСТЬ РОССИЙСКОГО ПАТРИОТИЗМА. Она предполагает в первую очередь решение чрезвычайно болезненного, но архиважного сегодня "русского вопроса". С одной стороны, пора без лукавства признать, что единственно реальной силой, способной в нынешних условиях поддержать межнациональный и межрелигиозный мир на территории бывшей советской "империи", является русский народ. Примеры Осетии и Абхазии, Таджикистана и Приднестровья говорят сами за себя.

С другой стороны, нельзя забывать, что русское национальное самосознание переживает нынче пору жесткого кризиса. И мы должны приложить все усилия, чтобы кризис этот разрешился мирно, конструктивно и благотворно для всего мира. Долгое и демонстративное игнорирование нужд 85%-ного русского большинства сделало сегодня вполне возможным неконтролируемый взрыв оскорбленного национального самолюбия. Но мы любой ценой должны изжить гибельный соблазн национального экстремизма. Прекрасную формулу такого соблазна дал в свое время Владимир Соловьев: "Национальное самосознание - национальное самодовольство - национальное самообожание - национальное самоуничтожение". Если события станут развиваться по такому пути, перед их последствиями побледнеют самые мрачные сегодняшние прогнозы. Социальная ориентированность российского патриотизма. Как бы кто ни относился к революции 1917г., к коммунистической идеологии и советскому периоду русской истории, нельзя не признать очевидных успехов СССР в деле социального обеспечения своих граждан. Относительная социальная справедливость советского общества была куплена народами страны ценой огромных жертв и страданий двух поколений, вынесших на своих плечах две мировые войны, революцию и гражданскую бойню, репрессии и коллективизацию. Сегодня все "завоевания социализма", а говоря проще - условия для мало-мальски сносного существования подавляющего большинства населения пошли прахом стараниями экстремистов-реформаторов, борцов за "светлое капиталистическое будущее" нашей страны.

При этом всем нам следует помнить, что идеалы социальной справедливости являются древней и глубоко укоренившейся чертой нашей национальной психологии, а вовсе не изобретением коммунистических идеологов эпохи застоя. В то же время нелепо отрицать, что исторический опыт нашего народа включает в себя и опыт советской эпохи, из которой надо взять все ценное, отвергнув лишь ее неприемлемые, тоталитарные черты. Такой вот ценностью и являются механизмы обеспечения социального равенства россиян, не задействовав которые, мы не сумеем предотвратить мощнейший социальный взрыв, который, скорее всего, сметет с политической сцены без разбору всех - правых и виноватых, космополитов и коммунистов, националистов и либералов.

ПРОСВЕЩЕННОСТЬ РОССИЙСКОГО ПАТРИОТИЗМА. Она основывается прежде всего на многовековых достижениях нашей отечественной культуры вкупе с лучшими образцами культуры общемировой.

Вообще говоря, поразительно, с каким спокойствием мы сами себя обокрали, отторгнув от современной общественной и культурной жизни огромный пласт отечественных мыслителей прошлого века - своеобразный "золотой фонд" русской мысли! Долгие десятилетия ид оологический пресс коммунистических догм исключал возможность широкого ознакомления национальной элиты с их трудами. Но теперь все это в прошлом; так что же мешает нам в решении нынешних проблем использовать бесценный опыт как "западников", так и "славянофилов", как "либералов", таки "консерваторов"? Имена, подобные братьям Аксаковым, Хомякову, Данилевскому, Леонтьеву, Каткову, Победоносцеву, Розанову, с одной стороны, и Карамзину, Чаадаеву, Борису Чичерину, Вл. Соловьеву - с другой, способны составить честь и славу любому народу.

Одновременно с активным возвратом к своему отечественному наследию необходимо так же вдумчиво и тщательно рассмотреть лучшие образцы общемировой культуры. Другое дело, что подходить к этому надо взвешенно и объективно, со здоровой долей критичности и исходя из главного критерия: насколько приемлемо все это в специфических российских условиях? Здесь равно неуместны розовая восторженность и огульное отторжение, характеризующие, скорее, приверженность текущей политической конъюнктуре, чем способность к серьезной работе.

ДУХОВНАЯ НАПОЛНЕННОСТЬ РОССИЙСКОГО ПАТРИОТИЗМА. Эта его черта является закономерным следствием того нравственно облагораживающего влияния, которое оказывала и оказывает на нашу жизнь Русская Православная Церковь. Можно быть человеком верующим, сомневающимся или вовсе атеистом, но нелепо отрицать тот очевидный факт, что на протяжении тысячи лет церковь являлась единственным общественным институтом, который квалифицированно и деятельно занимался воспитанием народной души, являясь бессменным хранителем народных святынь и общественных представлений о добре и зле, истине и лжи, чести и бесчестьи. Поэтому нынешний взлет массовой религиозности (характерной, кстати, не только для России, но и для всего мира) -явление конструктивное и вполне закономерное.

Памятуя о наличии на территории России и других массовых традиционных конфессий, к сказанному необходимо добавить, что все они достойны глубокого уважения и всяческой поддержки, особенно в регионах компактного проживания своих приверженцев. Речь идет не о делении религий на "первосортные "и "прочие", а о том, что в нынешних условиях религиозно-нравственное воспитание общества осталось едва ли не единственным препятствием на пути к полнейшему моральному беспределу, спровоцированному обилием в средствах массовой информации насилия и непристойностей растлевающе действующих на массовое сознание.

Для того, чтобы наметился, наконец, реальный выход из той трясины, в которой за последние годы погрязла Россия, необходимо, чтобы все вышеописанные качества российского патриотизма явили себя в общественной жизни зримо и качественно. Применительно к области государственно-политической это означает, что они должны быть в полном объеме реализованы на следующих важнейших направлениях российского возрождения:

  • государственное строительство;
  • внешняя политика;
  • военно-оборонительная политика;
  • внутренняя и социальная политика;
  • национальная политика;
  • религиозная (конфессиональная) политика;
  • информационная политика;
  • демографическая политика.

Рассмотрим их хотя бы вкратце, попутно указав на те крайности "справа" и "слева", которых надо непременно избежать. Такие указания сегодня вполне оправданны, ибо в деле воссоздания нашего Отечества здоровым силам общества предстоит пройти "по лезвию бритвы" между псевдодемократической Сциллой экстремистов-реформаторов, готовых буквально растерзать изнемогающую страну во имя своих "рыночных" утопий, и псевдопатриотической Харибдой экстремистов-империалистов, намеревающихся чуть ли не в однодневный срок восстановить Россию в границах 1913 (СССР в границах 1945, 1975, 1985 и т.д.) года.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО. Каким должно быть Российское государство? Это важнейший, фундаментальный вопрос, не решив который, невозможно двигаться вперед. Между тем, здесь необходимо умело и решительно избежать двух крайностей: децентрализации и унитаризма. Вряд ли все проблемы удастся преодолеть разом, но основу для этого должно заложить взаимопонимание по двум вопросам. Во-первых, мы непременно обязаны сохранить единую и неделимую Россию, положив предел всяким поползновениям учредить на ее территории "самостийные" уделы, под каким бы видом они ни возникали. Во-вторых, нынешние субъекты Федерации должны получить всю необходимую для регионального управления власть, но при этом - и все связанные с такой властью обязанности, всю полноту ответственности в сфере своей компетенции.

Со временем жизнь покажет, какая форма взаимоотношений Центра с регионами наиболее жизненна. Я склонен считать, что здесь возможны разные решения для разных случаев. Важно, чтобы в выигрыше оказалась Россия в целом. Нелишне будет и обращение к нашему историческому опыту: мало кто знает, что даже в Российской Империи благополучно существовали черты конфедеративного) устройства: различные народности имели различные обязанности перед центральной властью (в частности, не все на равных условиях несли военную службу), но зато столь же различными были и их права, и возможности влиять на государственную политику.

Не так уж важно, как все это будет называться. Сегодня модно говорить о безальтернативности федерализма. Что ж! Пусть будет Федерация, но Федерация равноправная, где нет субъектов первого и второго сорта...

Само собой разумеется, что Россия должна предпринять все усилия для воссоздания единого государства с участием Украины, Белоруссии и Казахстана. Столь же очевидно, что должен быть откровенно поставлен вопрос о территориях, компактно населенных русскими и русскоязычным населением, а также о других образованиях, изъявивших добровольное желание войти в состав Российского государства. Мы больше не имеем права замалчивать эти проблемы. Или мы сумеем их решить мирно - или они будут решены без нашего участия насильно, ибо наивно полагать, что существующую ситуацию можно законсервировать на длительное время.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА. В этой области равно неприемлемыми крайностями являются: активное участие в современной мондиалистской утопии "нового мирового порядка" и его противоположность - изоляционизм и ксенофобия "окруженной крепости", стимулирующие непрестанный поиск врагов. Необходимо найти такое решение внешнеполитических проблем, которое, с одной стороны, гарантировало бы максимально возможное дипломатическое обеспечение российских интересов на международной арене, а с другой - исключало бы необоснованный расход сил и средств, возможность втягивания ослабленной страны в какие бы то ни было внешнеполитические авантюры.

Вообще, результатом всероссийского погрома, учиненного в последние годы экстремистами-политиканами, стало крайнее ослабление российских позиций в мировой политике. И нам надо ясно отдавать себе отчет, что восстановить утраченные позиции в одночасье невозможно (а есть такие регионы, ще это и не нужно). Нам предстоит неизбежный и достаточно длительный мобилизационный период, в ходе которого тяжело больная Россия будет мало-помалу изживать последствия кризиса. При этом задача политиков как раз заключается в том, чтобы период этот был минимально протяженным и максимально эффективным. В содействии таким процессам российского возрождения и состоит главная ближайшая задача внешней политики.

ВОЕННО-ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. Она, по сути, должна решать те же самые задачи, что и дипломатия, но иными средствами. Самое главное сегодня - удержать военное производство и боеготовность российских Вооруженных Сил на уровне, обеспечивающем гарантированное невмешательство в наши внутренние дела каких бы то ни было внешних сил. Сегодня ни для кого не секрет, что наряду с официальной позицией Запада, внешне достаточно лояльной по отношению к нашей стране, в "развитых странах" весьма популярна совершенно иная концепция, предполагающая, что только максимально ослабленная Россия, раздробленная, разделенная на сферы влияния и находящаяся под опекой "международного сообщества" соответствует долговременным западным интересам. По этому поводу нет нужды впадать в истерику, но знать и учитывать все возможные варианты событий необходимо.

Соответственно, поддерживая обороноспособность на необходимом уровне, следует избегать как чрезмерной милитаристской нагрузки на обессиленную экономику, так и преступного равнодушия к нуждам армии и ВПК.

Внутренняя и социальная политика. Для ее эффективного осуществления следует первым делом преодолеть паралич политической воли у руководства страны и восстановить систему внутреннего государственного управления, законность и порядок. Это позволит приступить к решению двух важнейших задач: беспощадной борьбе с обнаглевшей преступностью и обеспечения необходимого социального минимума беднейшим слоям населения.

Что касается борьбы с преступностью, то рассуждать на эту тему сегодня, после всего того, что уже было сказано, даже как-то неловко. Проблема же заключается в том, что нынешний криминализованный режим, несмотря на всю свою трескучую риторику, никогда не будет по-настоящему бороться с организованной преступностью и коррупцией среди высшего чиновничества (нельзя же "своих" обидеть!). Глядя на больших начальников, "берущих" направо и налево, разлагается жаждой неправедной наживы и вся вертикаль власти до самого низу. В результате конкретный исполнитель вместо того, чтобы героически, но безвозмездно (исключая зарплату) бороться с преступностью, предпочитает договориться "по душам", не забыв, естественно, оговорить дотации "детишкам на молочишко". Выход отсюда один: кардинальное ужесточение уголовного законодательства и решительная массовая "чистка" коммерческих, государственных и иных структур от криминальных элементов. Реально осуществить это, однако, сможет лишь новая власть.

Она же должна принципиально изменить подход к обеспечению в обществе социальной справедливости. Когда 10% населения лопается от жира на глазах у 50, едва сводящих концы с концами, и еще 10 - просто голодающих, результат может быть лишь один: безудержный взрыв классовой ненависти.

Преступникам - тюрьма, сверхприбылям - сверхналоги, неимущим - государственная помощь: таков должен быть лозунг момента, если мы не хотим скатиться в пропасть ожесточенных социальных конфликтов.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. "Каждый народ, - говорил Иван Ильин, - имеет национальный инстинкт, данный ему от природы (а это значит-от Бога)... И у каждого народа инстинкт и дух живут по-своему и создают драгоценное своеобразие. Этим русским своеобразием мы должны дорожить, беречь его, жить в нем и творить из него; оно дано нам было искони, в зачатке, а раскрытие его было задано нам на протяжении всей нашей истории. Раскрывая его, осуществляя его, мы исполняем наше историческое предназначение..." Сказанное, конечно, в равной степени относится к национальному своеобразию любого народа, а не только русского.

В любом случае надо решительно кончать с практикой двойных стандартов, согласно которой национальное возрождение "малых" народов - это хорошо, а вот что касается русского, то... как бы чего не вышло. Межэтнический мир в России недостижим за счет подавления национального самосознания одного большого народа в пользу многих малочисленных. От этого в конечном итоге страдают все. Поэтому новая национальная политика, которая должна прийти на смену судорожным метаниям нынешнего режима в этом вопросе, будет базироваться на принципе поддержки национальной самобытности всех народов России, равно отметая, как неприемлемые крайности, слепой национальный эгоизм маргиналов и губительный национальный нигилизм "общечеловеков".

КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. Ее принципы совершенно идентичны основным положениям политики национальной. Исторически сложившиеся традиционные религиозные культы должны всемерно приветствоваться и поддерживаться постольку, поскольку они способствуют нравственному оздоровлению общества и помогают противостоять удушливой волне пошлятины, упакованной в блестящую обертку "масс-культуры". По понятным причинам эта поддержка Русской Православной Церкви должна оказываться на общегосударственном уровне, остальным религиям (исламу или буддизму, например) - на региональном.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА. Первое, что надо здесь сказать, - такая политика, причем гласная, официальная, государственная, обязательно должна быть. Недопустимо использовать огромную мощь СМИ так, как это делает нынешний режим, осуществляя целенаправленные кампании по "промыванию мозгов" в корыстных интересах узкого круга политиканов, всеми силами цепляющихся за ускользающую власть. Вспомним, какой огромный заряд нетерпимости, ненависти и злобы был выпущен телевидением, радиовещанием и "демократическими" изданиями в процессе нагнетания истерии вокруг "коммуно-фашистского" Верховного Совета. Как, попирая все нормы морали, продажные журналисты приветствовали с экранов телевизоров и страниц газет избиения мирных москвичей, клеймя их "быдлом", "люмпенами", "красно-коричневыми"!

Короче, стараниями нынешней политической верхушки СМИ превращены в настоящее "информационное оружие", направленное против собственного народа. Этому необходимо положить конец, и такая задача - первая, которую следует решить в процессе выработки честной и непредвзятой информационной политики. В одном ряду с ней стоят неотложные меры по расчистке экрана от засилья иностранной "чернухи", "порнухи", да и просто низкосортного телевизионного ширпотреба: поддержка отечественных высокохудожественных программ и многое другое в том же духе.

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА. Здесь надо признать, что стараниями правящего режима Россия вплотную приблизилась к демографической катастрофе. Проще сказать -страна вымирает, и государственная власть обязана предпринять самые решительные меры, чтобы остановить этот жуткий процесс. Естественно, что сделать это в обнищавшей, охваченной смутой стране будет очень непросто. Значит, до тех пор, пока настоящие - а не бутафорские, подобно нынешним кремлевским, - патриоты не придут к власти, ожидать существенных изменений к лучшему не приходится. Это в той же степени относится и ко всем другим областям, положение в которых мы обсуждали выше...

Итак:

  • Просвещенный патриотизм, - залог возрождения великой России.
  • Объединение всех здоровых общественных сил - единственный шанс пресечь смуту.
  • Устранение с политической арены обанкротившихся политиканов - непременное условие движения вперед.

Если мы осознаем эти простые истины ясно и до конца, Россия получит реальный шанс на долгожданный гражданский мир, общенациональное согласие и выход из губительного кризиса. Не сомневаюсь - так непременно случится! Россия должна вновь поверить в себя!

Июль 1994г.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]