Внутренняя политика
Обозреватель - Observer



КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ КРИЗИС РЕФОРМИРОВАНИЯ
 
Г. ОСИПОВ,
академик РАН
В. ЛЕВАШОВ,
кандидат философских наук
А. ХЛОПЬЕВ,
кандидат философских наук


...Влюбленные в практику без науки - словно кормчий, ступающий
на корабль без руля или компаса: он никогда не уверен, куда плывет.

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ


Как известно, до недавнего времени большинство наших ученых и политиков считали, что общество может и должно развиваться бесконфликтно. Утопизм и догматизм в мышлении, игнорирование диалектического подхода привели к такой ситуации, когда наука обходила теорию социальных кризисов, а политическая практика просто закрывала на них глаза. В результате государство и общество переживают глубочайший системный кризис.

Если обратиться к мировой науке, в частности западной, то там существовала и развивалась такая отрасль социальной науки, как конфликтология, которая базировалась на подходах, предложенных К. Марксом, Л. Козером, Р.Дарендорфом и др. Усилия ученых в основном концентрировались вокруг практических запросов общества и правящей элиты: проблем предотвращения социальных кризисов и конфликтов в сфере труда - между работодателями и наемными работниками, вокруг межэтнических, расовых проблем. Предлагаемые теории и рекомендации срабатывали совсем неплохо, пока западная цивилизация развивалась за счет экстенсивных факторов: на базе развития индустриального производства, вовлечения и эксплуатации новых материальных, сырьевых и трудовых ресурсов, расширения потребительского рынка, неэквивалентного обмена между Севером и Югом, роста и стабилизации на этой основе заработной платы основных групп населения в промышленно развитых странах.

Исходя из этих условий и возможностей, разрабатывались различные модели бесконфликтного развития, в том числе так называемая модель "Глобус". Вряд ли они могут зеркально использоваться у нас. Западная цивилизация переживает общий кризис индустриального развития, но находится в относительно стабильном социально-политическом состоянии. У нас кризис принял обвальный катастрофический характер во всех сферах жизнедеятельности: остановлено или стагнирует не только промышленно-индустриальное производство, разрушены старые политические и социальные институты, подвержены эрозии морально-нравственные устои общества. Поэтому нам нужна другая теория и другие инструменты выхода из системного кризиса.

Но вначале необходимо обратить внимание на особенность глобальных процессов.

1. Индустриальная цивилизация и российское общество

Вo второй половине XX века стало очевидно, что индустриальная цивилизация в двух ее крайних антагонистических формах: рыночной - потребительском капитализме и распределительной - административном социализме не только исчерпала себя и завела человечество в тупик, но и стала постепенно подводить планету к черте гибели. Сперва эту зловещую тенденцию выявили немногие ученые-энтузиасты Римского клуба, затем ее поддержала широкая общественность ряда стран и, наконец, ведущие политики мира на Конференции ООН по окружающей среде и развитию.

Бесконтрольная эксплуатация сырьевых ресурсов Земли привела к тому, что потребление нефти на одного среднестатистического жителя планеты- составило в 1991 г. 554 кг. Взяв эту цифру в качестве отправной и перейдя к конкретным странам, мы получаем резкую дифференциацию в потреблении нефти. Так, в США в 1991 г. на каждого человека приходилось 2614 кг, в Канаде - 2415 кг. В Индии же - всего лишь 62 кг, в Эфиопии - 14 кг, Заире - 10 кг. Примерно так же обстоит дело и с другими видами сырья. Скажем, из 100°/о добываемых редкостных металлов 43% расходуется в Японии, 36% - в США.

Произошло резкое размежевание стран по количеству потребляемого сырья. И это размежевание (при сохранении существующего типа развития) необратимо. Экономика развивающихся стран тем временем требует все большего количества сырья. Если же развивающиеся страны попытались бы приблизиться к уже существующему, например, в США, уровню потребления сырья, то его добычу пришлось бы увеличить по разным видам в 75-250 раз. А это в ближайшие одно-два десятилетия почти полностью исчерпало бы природные ресурсы Земли. Сложившаяся экономико-экологическая ситуация предполагает следующие варианты ее разрешения:

o все население планеты и впредь будет работать на "золотой миллиард" вплоть до полного истощения природных ресурсов. Этот период займет, по оптимистическим оценкам, 50-100 лет;

o дискриминируемое население планеты, главным образом развивающихся стран, осознает свою реальную роль и место и потребует соответствующую долю богатства в мире, что практически означает его новый мировой передел;

o произойдет постепенный отказ от экономики расточительного потребления, и начнется переход к новому типу социально-экономического и экономико-экологического развития.

Оказавшийся в 80-х годах перед угрозой углубляющихся экономического, экологического и сырьевого кризисов, "развитый цивилизованный мир" стал склоняться к принятию третьего варианта. Но именно в это время социальная и социально-политическая ситуация в бывшем СССР позволила лет на 10-15 оттянуть крах образа жизни, ставшего привычным для богатых западных стран.

Западные политики и экономисты решили использовать ситуацию в России в своих корыстных интересах, воспользоваться ее природными, материальными и трудовыми ресурсами. И результат не замедлил сказаться. Вследствие развала производства Россия превратилась в поставщика сырья, что привело к резкому падению мировых цен на него. Так, в январе-феврале 1994 г. нефть продавалась по 88 долл. за тонну при себестоимости - 92 долл. Цена на цезий, например, упала в 1000 раз.

Запад выиграл, Россия проиграла. Безопасность государства и граждан превратилась в фикцию. Нефть течет, доллары оседают в западных банках, а в России замерзают города.

2. Предпосылки и причины

Пройдя через политико-государственную экономическую катастрофу развала СССР, Россия оказалась перед лицом социальной катастрофы - распада общества, потери русской, российской социокультурной идентичности. Основная причина нынешней кризисной ситуации не в реформировании как таковом, а в принятых способах радикального реформирования. Негативная суть этих способов реформирования оказалась многоаспектной.

Но главный изъян реформ - отсутствие социального и этического содержания. Реформы осуществляются за счет обнищания большинства населения и обогащения меньшинства, попраны исконно российские нравственные идеалы-долг, справедливость, искренность, патриотизм, национальная гордость, честность. Российское самосознание вопреки сложившемуся в течение веков евроазиатскому заменено самосознанием европоцентристским, процесс деиндивидуализации личности сменился процессом ее нравственной деградации.

Реанимация "экономического детерминизма" в виде однофакторной модели ведет к макросоциальной деградации. Сознательное разрушение веками складывающегося единого геополитического пространства (Русь - Российская Империя - СССР) и ставка на национальное обособление России привели к разрыву и разрушению традиционных экономических связей и разделению труда, свертыванию деятельности ряда важнейших энергетических, транспортных, промышленных и других комплексов, к незаконному присвоению общего национального достояния отдельными национальными территориями вследствие возведения в статус закона деструктивного лозунга, принятого Верховным Советом РСФСР: "Все, что находится на территории России, принадлежит России".

Экономическая "цена", заплаченная обществом за "преобразования", достаточно велика. Именно она решающим образом определила условия расширенного воспроизводства социальных кризисов и конфликтогенных процессов в обществе.

Характернейшей чертой экономической ситуации в 1994 г. стало сохранение и даже углубление спада производства, а не его стабилизация.

В рамках Программы международных сопоставлений ООН Госкомстат России провел сравнение показателей валового внутреннего продукта в 1993 г. Россия по объему ВВП вошла в десятку развитых стран мира, однако по показателю ВВП на душу населения оказалась в шестом десятке, тоща как в 1990-1991 гг. она входила в число 30 развитых стран.

В 1994г. образовался катастрофический дефицит бюджета. Налицо гиперинфляция. Инфляция, по данным отечественных статистических органов, составила в 1993 г. 1000%, а по подсчетам американских ученых - 2000%.

2. Предпосылки и причины

3. Источники социальных конфликтов

Реформирование российского общества по модернизированной формуле "разрушить старый мир до основания, разделить между меньшинством то, чем пользовалось большинство, и практически бросить общество на произвол" привело к ситуации, когда в обществе стали расширенно воспроизводиться источники социальных конфликтов. Среди них в первую очередь необходимо назвать следующие.

ДАЛЬНЕЙШЕЕ СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ.

Исследования Всероссийского центра уровня жизни фиксируют устойчивое увеличение доли бедного населения. По итогам первого полугодия 1994г., она составила примерно 39% в целом по России и колебалась от 20 до 50% в отдельных регионах.

По данным Госкомстата, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума продолжает составлять 23% всего населения России - это 33 млн. чел.

АНТАГОНИСТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ. 20% высокообеспеченного населения располагает 43% всех денежных доходов, а 20% низкооплачиваемого населения - лишь 7%. Сформировалась небольшая социальная группа богачей-порядка 10%, которой противостоят бедняки и нищие. Уже в мае 1992 г. две трети молодежи имели среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, и тенденция эта сохраняется. За два года численность таких молодых людей повысилась среди работающих в два с половиной раза, а среди учащихся вузов и техникумов - в 4,2 раза. Бедность особенно характерна для тех, кто проживает в сельской местности, и для представителей сельскохозяйственных профессий. В городах наиболее высокий процент малообеспеченных - в социальной сфере (здравоохранение, культура). Не сводят концы с концами, постоянно испытывают денежные затруднения в целом 60,9% опрошенных, и их число растет.

В первом полугодии (особенно во II квартале) 1994 г. ощутимо выросла дифференциация денежных доходов населения. Соотношение денежных доходов у 10% наиболее и наименее доходных групп населения выросло с 9,05 до 12,7 раза в целом по России, а в отдельных регионах достигло 15-16 раз.

Проведенная скоростная идеологическая приватизация разрушила доверие общества к реформам. Опросы общественного мнения показывают: население считает себя обманутым. А это означает, что в саму конструкцию реформ архитекторы вмонтировали мины, которые взорвутся в будущем.

УГРОЖАЮЩИЙ РОСТ БЕЗРАБОТИЦЫ. Общая численность экономически активного населения в сентябре 1994 г. составила 74,9 млн. чел., или 50% общей численности населения страны. В их числе 70,2 млн. чел. (94%) имели работу, 4,7 млн. чел. (6%) не имели, активно ее искали и в соответствии с методологией МОТ классифицировались как безработные. Кроме того, 4,6 млн. чел. вынужденно работали в режиме неполной рабочей недели и находились в отпусках.

ВЫНУЖДЕННАЯ МИГРАЦИЯ РУССКОЯЗЫЧНОГО НАСЕЛЕНИЯ ИЗ СТРАН СНГ И БАЛТИИ. В 1993 г. она составила 925,3 тыс. чел. При этом выбыло в ближнее

зарубежье 379,3 тыс. чел., а в дальнее - 115 тыс. чел. Наибольшая миграция шла из Таджикистана (137 757 чел.), Грузии (95 249 чел.), Азербайджана (79 808 чел.), Узбекистана (27 555 чел.), наименьшая - из Белоруссии (17 чел.).

РАЗРУШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА. За последние два года количество научных организаций, работавших на народное хозяйство страны, снизилось на 60-70%, сокращается бюджетное финансирование науки, падает ее престиж и т.д. Если эта тенденция сохранится, то, по подсчетам ученых, к 2013г. специалисты высокой квалификации практически исчезнут как социальная группа.

ОТЧУЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ОТ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОГО ТРУДА И ПРОИЗВОДИТЕЛЯ ОТ СОБСТВЕННОСТИ. Если в условиях советской системы человек просто перестал хорошо трудиться, то в условиях "демократической" системы акцент перенесен на обогащение, а свободный предпринимательский труд оказался задушен налогами. Финансовое положение товаропроизводителей ухудшилось до критического уровня.

ПРОГРЕССИРУЮЩАЯ ДЕПОПУЛЯЦИЯ ОБЩЕСТВА. В 1993г. смертность превысила рождаемость на 1 млн. 100 тыс. чел., а в январе-феврале 1994г. - на 161 734 чел. Среди причин на первом месте ишемические болезни сердца - 104 748 чел. Возросла смертность от случайных (12 335 чел.) и прочих (18 781 чел.) отравлений. По-прежнему растет смертность из-за убийств (7169 чел.). Всего в России в I квартале 1993 г. ушло из жизни 528,5 тыс. чел., а в I квартале 1994 г. - 591,8 тыс. чел., или на 12,1 % больше, чем за тот же период 1993 г.

ДАЛЬНЕЙШАЯ КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.

В 1993 г. убито 30 тыс. чел. Рост преступности в январе-марте 1994 г. составляет примерно 30% по сравнению с аналогичным периодом 1993г. За первые три месяца 1994 г. зарегистрировано 400 тыс. преступлений, из них тяжких-83,3 тыс. Умышленные убийства возросли по сравнению с аналогичным периодом 1993 г. на 11%. В 1993 г. организованная преступность возросла по сравнению с 1990 г. в 3,5 раза и составила 12431 преступление, совершенные организованными группами.

ПОВЫШЕНИЕ УДЕЛЬНОГО ВЕСА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (наркомания, алкоголизм, проституция, самоубийства и т.д.). Численность самоубийств возросла на 33% (за последние пять лет). Уже за два первых месяца 1994 г. покончили жизнь самоубийством 7857 чел.

ДЕГРАДАЦИЯ ЛИЧНОСТИ (рост аморальности, индивидуализма, распад психики и т.д.). Резко возросла численность венерических, психических заболеваний, участились случаи каннибализма и т.п.

ОТЧУЖДЕНИЕ ВЛАСТИ ОТ НАРОДА. Только 1% россиян считают, что власти проявляют заботу о простых людях. Реальное положение дел в стране дает все основания говорить о фактическом невыполнении Правительством положений Послания Президента РФ "Об укреплении Российского государства".

И как результат всех этих непрекращающихся процессов в обществе растет социальная напряженность, которая выражается в:

o росте числа лиц, неудовлетворенных базисными условиями жизни. Например, 44,7% молодых семей отказывают себе в рождении ребенка из-за нестабильности социально-экономического положения общества, 28,7% - из-за тяжелого материального положения;

o росте массовых протестов: митингах, демонстрациях и т.п. на всей территории России;

o росте забастовочного движения (в феврале 1994 г. бастовало 28 % предприятий топливной промышленности; потеряно 60 тыс. человеко-дней);

o эскалации вооруженных межнациональных конфликтов;

o трансформации социальных конфликтов в политические.

2. Предпосылки и причины

4. Пути выхода из кризиса

Важнейшим условием выхода России из системного кризиса является установление национального согласия и проведение властными структурами политики социальной солидарности. Переход к национальному и социальному согласию включает ряд этапов.

Во-первых, необходимо решить вопрос о территориальной целостности и единстве России. Речь в данном случае идет об иерархии приоритетов в переходе к политике национального согласия и социальной солидарности. Требуют незамедлительного разрешения проблемы единой границы России и отказа от сепаратизма и признание всеми партиями и социальными движениями неделимости Российской Федерации.

Во-вторых, должна быть разработана четкая концепция реформирования России. Без ответа на вопросы о том, какое общество строится в России, какими средствами и в чьих интересах, рассчитывать на поддержку народа не приходится. Предлагаемая альтернатива -"примитивный капитализм" или "догматизированный социализм" - не отвечает велению времени. В условиях возрастающей угрозы экологической катастрофы в развитых странах сложился новый тип социально-экономической постиндустриальной жизнедеятельности общества, основывающийся на устойчивом балансе интересов человека, общества и природы и получивший название "рыночный социализм".

В-третьих, необходимо четкое правовое регулирование перехода к рынку, т.е. правовое обеспечение реформирования.

В-четвертых, способ реформирования должен соответствовать объективным требованиям современной социальной практики и теории. Это означает принятие системной модели реформирования. Начиная осуществление любой реформы, необходимо с математической точностью просчитать ее последствия. Так, приступая к экономической реформе, следует точно составить валидный прогноз о ее возможных социальных, политических, социально-психологических, нравственных и других последствиях, т.е. принимать решение со знанием дела. Применение метода "проб и ошибок" при реформировании общества представляется преступным.

Не менее важными для реального реформирования России являются следующие условия:

ЕДИНСТВО СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ РЕФОРМ И НАУКИ. Любая программа, как бы привлекательна она ни выглядела, не будучи научно обоснованной, оказывается в конечном счете очередной утопией или социальным мифом. И поэтому в результате может иметь такие разрушительные последствия, о которых никто и не предполагал. Для продолжения реализации такой программы требуется сила. Тогда на смену разуму и науке приходят танки.

АДЕКВАТНОЕ ПОНИМАНИЕ ДЕМОКРАТИИ. Демократия - это не власть толпы, лозунгов и призывов, а власть Закона и Конституции, перед которыми все равны.

ПРИЗНАНИЕ ПРИМАТА ПРАВА НАД ГОСУДАРСТВОМ. Ни государство, ни Президент не предоставляют гражданам широкий круг прав, а, наоборот, система права, принятая и санкционированная народом, предоставляет возможность использовать и государство, и другие властные структуры как органы народовластия. Источник права - не государство, а народ. Человек - это не только объект, но в первую очередь субъект права. Права личности - высшая ценность современного общества. Средства, обрекающие человека на бесправие, деградацию, унижение, уничтожение и т.д., реакционны.

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ, сохранение и создание "среднего класса" - класса абсолютного большинства, имеющего достойный уровень и качество жизни.

ДЕБЮРОКРАТИЗАЦИЯ СТРАНЫ. Административно-командная экономика разрушена, а взамен страна получила бюрократическую экспансию государственного аппарата, освободившегося от партократического контроля, но не поставившего себя под контроль общества.

ДЕМИФОЛОГИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ. Это отказ от догматизма, идеологизации и социальных утопий, переход к ответственному и самостоятельному научному мышлению.

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ. Индивидуальность личности - величайшее богатство общества. К сожалению, в процессе реализации "старого курса" реформ шло формирование индивидуальности, главным образом коррумпированных и криминогенных личностей.

ОТКАЗ ОТ "СИЛОВОГО", "ЛАТЕНТНОГО" И "ОДНОФАКТОРНОГО" РЕФОРМИРОВАНИЯ, т.е. от схематического неолиберализма в практикой конфронтационного стиля в мышлении.

2. Предпосылки и причины

5. О социальной экспертизе реформирования в 1994 г.

Итак, старый неолиберальный курс реформ себя не оправдал. Унаследованная от Адама Смита и чикагской школы концепция противопоставления общества и государства, экономики и государственной политики в современных российских условиях оказалась ошибочной. Роковым следствием реализации этой концепции явилось движение к прошлому, что абсолютно бесперспективно, более того, губительно для России.

В начале 1994 г. Президент РФ признал ошибки в реформировании России, провозгласив "новый курс" реформ. Премьер-министр попытался сформулировать его основные принципы. Однако при этом:

o ошибки и просчеты реформирования не названы своими именами, четко не сформулирован "новый курс" реформ;

o опущен вопрос о правовых основах перехода к рынку и договорном праве;

o сохраняется старое понимание соотношения права и государства, а следовательно, государство и властные структуры являются "творцами" права;

o не сформулирована программа поддержки малоимущих слоев населения, не указаны материальные источники;

o остается открытым вопрос о проблемах достаточного бюджетного финансирования науки, образования, культуры;

o нет четкого представления о бюджетных взаимоотношениях с регионами;

o остается открытым вопрос конкретной борьбы с коррупцией.

o И, наконец, самое главное - отсутствует целостная концепция консолидации российского общества и укрепления его государственности.

При этом нельзя не одобрить шесть основных направлений дальнейшего осуществления реформ, обозначенных Президентом РФ. Однако неясным остается вопрос о конкретных механизмах, методах, сроках, экономических источниках их реализации.

Анализ "старого курса" и "нового курса" реформ позволяет сделать некоторые социальные прогнозы.

Если возобладает "старый курс" реформ, то катастрофа России станет неизбежной. Это означает окончательный распад российской государственности, превращение страны в сырьевой придаток развитых стран, усиление, если не полное господство, силовых методов управления российским народом, переход к тоталитаризму.

Новый курс реформ может вывести Россию из системного кризиса, но он требует серьезной корректировки на основе новейших достижений современной науки, системного подхода к реформированию. В противном случае разрушительные процессы в России будут продолжаться, а ее ближайшее будущее будет по-прежнему проблематичным.

2. Предпосылки и причины

6. Новые ориентиры

Особенность нынешней эпохи состоит в том, что сейчас смена власти ради самой власти уже немыслима. Приход к власти любой политической силы должен сопровождаться сохранением и умножением накопленных российских ценностей.

Какой бы критике, скажем, ни подверглась известная из истории России триада идей "самодержавие - православие - народность", она тем не менее сыграла конструктивную роль в укреплении российской государственности. Видимо, и сейчас, в новых исторических условиях, необходимо искать созидательные, интегрирующие общество идеи, которые могли бы быть положены в основу возрождения России. Возможно, это- "ДУХОВНОСТЬ", "НАРОДОВЛАСТИЕ", "ДЕРЖАВНОСТЬ".

ДУХОВНОСТЬ включает, во-первых, нравственные начала общественной жизни:

примат добра над злом, терпимость к инакомыслящим, переоценку законов и норм с позиций интересов отдельного человека, нравственность средств в достижении целей;

во-вторых, включение науки в экспертизу применения законов, указов; в-третьих, единство нравственного и этического отношения к действительности.

НАРОДОВЛАСТИЕ требует от государства служения народу, его интересам. Оно исключает использование народа в качестве орудия, средства государства, которое гарантирует соблюдение законов на всех уровнях.

ДЕРЖАВНОСТЬ России как огромного экономического и географического пространства, объединяющего на своей территории многочисленные народы, предполагает: общность границ и единых систем связи, единого энергоснабжения и т.д.; сохранение исторических традиций; полное равенство всех народов и этнических групп.

Итак, встает вопрос: на каких принципиальных основаниях возможен выход России из системного кризиса, прекращение политических и социальных, групповых и этнических, насильственных и вялотекущих, открытых и латентных между государством и обществом конфликтов.

В сфере политики - это переход от "вертикальной" представительной демократии индустриального общества к вертикально-горизонтальной тотальной демократии постиндустриального общества.

В сфере экономики - это переход от рыночно-потребительской индустриальной экономики к экономике социальной и экономической самодостаточности.

В духовно-нравственной сфере - это переход от идеологии и этики силовой конфронтации к мирному сосуществованию и развитию гуманистических культур, традиций, религий.

В социальной сфере - это переход от социального неравенства, эксплуатации к солидарности, партнерству, к всеобщим универсальным гражданским свободам, незыблемости прав личности.

В сфере экологии - это переход от эры покорения и уничтожения окружающей среды к началам ноосферы.

Российское общество проходит непростой этап становления нового самосознания и социокультурной идентификации в меняющемся мире. Прорыв в будущее на путях учета и консолидации национальных интересов неизбежен. Политика "зеркального" пересаживания на российскую почву чужих систем ценностей и способов жизнедеятельности оказалась неэффективной.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]