Обозреватель - Observer
Право



От редакции
Комиссия по международно-правовой оценке событий вокруг Союзной Республики Югославии, образованная по инициативе группы юристов-международников Санкт-Петербургского государственного университета и поддержанная Экспертно-консультативным советом по международному праву при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания РФ, рассмотрела имеющиеся в ее распоряжении документы и приняла Заключение, публикуемое ниже.
 
Заключение
Комиссии по международно-правовой оценке событий
вокруг Союзной Республики Югославии
по итогам первой (Санкт-Петербургской) сессии
 
Втечение длительного времени радикально настроенная часть албанского населения Косово предпринимала действия, направленные на отделение от Югославии. В этих целях создавались подпольные группы, параллельные структуры власти, незаконные вооруженные формирования. Противодействуя попыткам отделения Косово, власти Союзной Республики Югославии, к сожалению, не использовали до конца все возможности мирного урегулирования; в ряде случаев реакция федеральных властей была неадекватной, иногда — неоправданно жесткой. Ограничение автономии Косово в 1989 г. нанесло ущерб правам албанского населения, повлекло углубление конфликта. В активной фазе внутреннего конфликта имели место факты насилия против мирного населения Косово, представляющего разные этнические группы. Комиссия заявляет о своей готовности объективно и беспристрастно рассмотреть любые свидетельства подобных фактов.
 
*  *  *
 
Комиссия убеждена, что массовые и грубые нарушения прав человека дают основание для объединения усилий государств с целью их пресечения и предотвращения. Вместе с тем это не должно истолковываться как признание права какого-либо государства или группы государств по своему усмотрению, без санкции Совета Безопасности ООН прибегать к применению силы, в том числе вооруженной. Доктрина так называемой гуманитарной интервенции в обход Совета Безопасности ООН не получила подтверждения в современном международном праве, а ее практическое применение противоречит основным принципам международного права и Уставу ООН.

Комиссия отмечает, что в любом случае недопустимо защищать права одних людей, нарушая или провоцируя нарушения прав других. Действия НАТО против Союзной Республики Югославии имеют ярко выраженную антигуманитарную направленность и привели не к устранению, а к эскалации нарушений прав человека.
 

*  *  *
 
С точки зрения действующего международного права военная акция НАТО против Союзной Республики Югославии является нарушением основополагающих положений Устава ООН, документов ООН и ОБСЕ.

Военные действия НАТО против Союзной Республики Югославии полностью подпадают под Определение агрессии, утвержденное Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1974 г., в котором, в частности, говорится: «будет квалифицироваться в качестве акта агрессии... бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства». В Определении подчеркивается, что «никакие соображения любого характера, будь то политического, экономического, военного или иного характера, не могут служить оправданием агрессии».

Статья 2 Устава ООН предписывает необходимость мирного разрешения международных споров и обязывает воздерживаться от угрозы силы или ее применения в международных отношениях. Главную ответственность за обеспечение быстрых и эффективных действий ООН по поддержанию мира ее члены (а в их число входят все государства — члены НАТО) возложили на Совет Безопасности ООН (статья 24 Устава ООН). Совет Безопасности ООН уполномочен расследовать любой спор или ситуацию, которая может угрожать поддержанию мира и безопасности (статья 34) и, в случае необходимости, применять силу (статья 42), определив, какие из членов ООН будут привлечены с этой целью (статья 48). За исключением случаев самообороны, региональные или любые другие военно-политические организации, в том числе такие, как НАТО, не имеют права применять силу без полномочий Совета Безопасности, они могут быть использованы Советом Безопасности для осуществления принудительных действий под его руководством (статья 53).

Очевидно, что все эти важнейшие положения были нарушены в результате действий НАТО против Югославии, предпринятых в обход Совета Безопасности ООН.

Военная акция государств — членов НАТО в Югославии нарушает также ряд принципов Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. В первую очередь это принципы неприменения силы или угрозы силой, территориальной целостности, нерушимости границ и принцип мирного урегулирования международных споров.

Государства — члены НАТО проигнорировали поддержанные ими ранее положения Хельсинкского документа СБСЕ 1992 г., создавшие структуру и механизмы по предотвращению конфликтов и кризисов, поддержанию мира, включая учреждение поста Верховного комиссара по делам национальных меньшинств, равно как и свои обязательства о продолжении долгосрочной миссии ОБСЕ в Косово, закрепленные в Лиссабонском документе ОБСЕ 1996 г.

Вооруженное нападение государств — членов НАТО на Югославию противоречит положениям Североатлантического договора 1949 г. о создании НАТО. Статья 1 этого Договора возлагает на членов НАТО обязательство, как это обусловлено Уставом ООН, разрешать все международные споры, в которые они могут быть вовлечены, мирными средствами, таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость, воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения каким-либо образом, несовместимым с целями ООН. Статья 5 указанного Договора предусматривает применение силы государствами — членами НАТО лишь в ответ на нападение против одного из них в Европе или Северной Америке. При этом статья 7 подчеркивает, что Договор «не затрагивает... главную ответственность Совета Безопасности ООН за поддержание международного мира и безопасности».

Свои агрессивные действия в отношении Югославии НАТО попыталась оправдать постфактум в решении Вашингтонского совещания руководителей государств — членов альянса. По мнению Комиссии, данное решение юридически несостоятельно, поскольку не может отменять положений Cевероатлантического договора, ратифицированного государствами — членами НАТО в соответствии с установленными в них конституционными процедурами. Кроме того, нельзя не учитывать, что в соответствии со статьей 103 Устава ООН, в случае, когда обязательства членов ООН по Уставу ООН окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу ООН.

Агрессия НАТО обесценила «Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора» от 27 мая 1997 г., предусматривающий использование превентивной дипломатии в качестве основного инструмента предотвращения конфликтов и урегулирования кризисов, отвергла механизм Совместного Постоянного Совета Россия—НАТО, учрежденного для разработки подходов к обеспечению европейской безопасности.
 

*  *  *
 
Комиссия констатирует, что средства и методы военной операции НАТО в Югославии оказались несовместимыми с нормами и принципами международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов.

Согласно положениям Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительного протокола I 1977 г., указанные документы должны применяться в случае объявленной войны или всякого другого вооруженного конфликта, возникающего между двумя или несколькими сторонами, даже в том случае, если одна из них не признает состояния войны. Почти все государства  —члены НАТО являются участниками Женевских конвенций и Дополнительных протоколов. Таким образом, положения международного гуманитарного права, включая Гаагские конвенции 1907 г., Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и два Дополнительных протокола 1977 г. к ним, Конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г., применимы к отношениям, возникшим между Союзной Республикой Югославией и НАТО после 24 марта 1999 г.

Грубое нарушение норм и принципов международного гуманитарного права не было предотвращено использованием НАТО так называемого высокоточного оружия (ВТО) и графитовых бомб, якобы обеспечивающих бескровный характер операции.

Согласно статье 45 Дополнительного протокола I, в случае любого вооруженного конфликта право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является не ограниченным.
Запрещается, в частности, применять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причиняют обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде. Противоправно превращать в объект нападения установки и сооружения, содержащие опасные силы — плотины, нефтехранилища и другие объекты.

В настоящее время невозможно в полном объеме оценить ущерб, нанесенный экологии региона в результате разрушения промышленных предприятий, прежде всего — химических и нефтеперерабатывающих. По мнению экспертов ООН, уровень загрязнения окружающей среды в некоторых районах Союзной Республики Югославии и в прилегающих странах достиг катастрофических масштабов. Необходима объективная оценка экологической обстановки, возникшей в результате военной акции НАТО на Балканах.

Гражданское население и невоенные объекты не должны являться объектами нападения. Однако гражданское население Югославии до сих пор продолжает гибнуть от кассетных бомб, сброшенных во время ракетно-бомбовых ударов НАТО. Вопреки циничной позиции представителей НАТО, гибель мирных людей, разрушение объектов, необходимых для выживания гражданскго населения, не должны и не могут рассматриваться в качестве «побочного эффекта» предпринятой ими военной акции.

Комиссия полагает, что все указанные обстоятельства нуждаются в объективной и беспристрастной проверке, и готова рассмотреть соответствующие свидетельства.
 

*  *  *
 
Комиссия выразила убеждение, что нарушение сторонами конфликта норм международного гуманитарного права является основанием для их международно-правовой ответственности.

Согласно нормам международного обычного права сторона-правонарушитель обязана прекратить правонарушения и восстановить положение, существовавшее до совершения правонарушения. Комиссия исходит из того, что сторона — нарушитель Женевских конвенций 1949 г. или Дополнительного протокола I к этим конвенциям должна возместить потерпевшей стороне причиненные убытки.

Лица, допустившие серьезные нарушения Женевских конвенций и Дополнительных протоколов, в том числе гибель людей, произвольные и проводимые в больших масштабах разрушения имущества, не вызываемые военной необходимостью, должны нести уголовную ответственность.

Комиссия подчеркивает, что на лиц, совершивших военные преступления и преступления против человечности, не распространяется срок давности привлечения к уголовной ответственности.
Неотвратимость наказания тех, кто совершил серьезные нарушения норм международного гуманитарного права, является важнейшим фактором предупреждения повторений их в будущем.
 

*  *  *
 
Комиссия убеждена, что система международной безопасности должна основываться на действующих общепризнанных принципах и нормах международного права. Пересмотр указанных принципов и норм может быть осуществлен лишь международным сообществом в целом, а не ограниченным числом государств в одностороннем порядке. Должны быть решительно пресечены попытки отдельных государств и военно-политических организаций доминировать в международных отношениях.

Очевидно, что принцип неприменения силы и угрозы силой должен оставаться краеугольным камнем системы международных отношений. Отступление от данного принципа чревато разрушением системы международной безопасности и должно расцениваться мировым сообществом как международное преступление.

Председатель Комиссии

доктор юридических наук, профессор    В.И.Кузнецов

Члены Комиссии:

Доктор юридических наук, профессор   А.Х.Абашидзе
Кандидат юридических наук, доцент    С.В.Бахин
Доктор юридических наук, профессор   И.П.Блищенко
Доктор юридических наук, профессор   Л.Н.Галенская
Кандидат юридических наук, доцент     С.А.Егоров
Доктор юридических наук, профессор    В.Б.Исаков
Доктор юридических наук, профессор    Ю.М.Колосов
Кандидат юридических наук                    В.С.Котляр
Доктор юридических наук, профессор    С.А.Малинин
Кандидат юридических наук                    В.Н.Монахов
Доктор юридических наук, профессор    Ю.А.Решетов
Доктор юридических наук, профессор    С.В.Черниченко
Доктор юридических наук, профессор    А.И.Экимов
Ответственный секретарь Комиссии    П.А.Лаптев

город Санкт-Петербург
5 июля 1999 года



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]