Обозреватель - Observer
Экономика



Российская экономика:
стратегические приоритеты
Тезисы Совета по внешней и обороной политике
 
1. Преодоление кризиса российской экономики не может произойти спонтанно. Страна нуждается в целенаправленной экономической политике, проводимой дееспособным государством.

Усиление роли государства никоим образом не предполагает возвращения к директивному планированию, неэффективному по своей природе. Государство призвано определять и реализовывать стратегические направления развития общества, гарантировать права собственности, формировать рыночную инфраструктуру, включая инвестиционную, а также проводить осмысленную денежную и социальную политику, выступая надежным партнером частного и смешанного секторов. В конечном счете все это — инструменты обеспечения минимально необходимой упорядоченности и предсказуемости хозяйственной жизни, без которых страна не сможет нормально развиваться, а капиталы и интеллект будут по-прежнему утекать из нее.

Девяностые годы в России показали, что при слабости правопорядка и обеспечивающего его государственного аппарата, с одной стороны, и неопределенности политической ситуации, с другой — никакая экономическая политика не может быть осуществлена сколько-нибудь последовательно и эффективно. Поэтому абсолютным приоритетом России является преодоление кризиса власти. Любая устойчивая законная власть в России будет благом для ее народа.

Создание дееспособного государства — не только абсолютно необходимое условие для проведения любой экономической политики, но необходимое условие выживания страны, которое кризисом власти поставлено под вопрос уже в краткосрочной перспективе.
 

2. Укрепление правопорядка зависит не только от деятельности правоохранительных органов. Прежде всего необходимо упорядочение и упрощение правовых норм, которые во многом не адекватны реальным потребностям общества и отечественной экономике. Сегодня зачастую невозможно хозяйствовать, не нарушая те или иные нормы. Непродуманное законо- и нормотворчество в ряде случаев привело к стиранию грани между общественно полезным предпринимательством и криминальной активностью. Вместе с тем правовая реформа не может проводиться иначе как опираясь на бескомпромиссное преследование криминала.

3. Роль, которую призвано играть в экономической жизни государство, требует кардинального укрепления его аппарата и превращения государственной службы в привлекательную сферу деятельности для наиболее талантливых, инициативных и образованных членов общества.

Разумеется, привлекательность не должна быть связана с возможностью извлечения коррупционных доходов.
Необходимо формирование нового социального слоя — служивого класса, которому государство гарантировало бы условия жизни, вполне сопоставимые с теми, которые обеспечивают менеджерам преуспевающие частные фирмы (понятно, что речь не идет и не может идти о равенстве текущих доходов: неизбежный и естественный разрыв в них должен компенсироваться для госслужащих, как это имеет место во всем мире, высокими социальными гарантиями).

Официально признаваемому привилегированному положению этого класса, состоящего из лиц, участвующих в принятии ответственных решений, должны соответствовать самые жесткие внутренние требования.
Укрепление государства следует сочетать с разумным ограничением сфер его непосредственной ответственности, а повышение уровня оплаты чиновничества — с оптимизацией структуры госаппарата и улучшением координации его звеньев, активизации их работы, и, как следствие, с резким сокращением его численности.

4. В качестве опоры реформ следует также выделить новый социальный слой, сформировавшийся в течениепоследнего десятилетия. Это люди, активная жизнедеятельность которых начиналась в условиях экономической и политической свободы. Они отличались высокой социальной мобильностью. В силу этого именно они приходили в новые структуры в бизнесе. Именно они в значительной мере смогли воспользоваться возможностями развития, которые появились в годы реформ. Их проблемой, однако, является ориентация на краткосрочные цели (по принципу «схватить и убежать») — во многом задававшаяся политикой самого государства. Тем не менее этим людям уже есть что терять, и сегодня они могут отдать предпочтение долгосрочным интересам, согласиться играть по честным «правилам игры» — если государство окажется способным гарантировать соблюдение этих правил со своей стороны.
 
5. В области отношений собственности ключевое значение имеет обеспечение прозрачности и стабильности. Сегодня права собственности подрываются и размываются за счет просроченной задолженности, которая позволяет обанкротить большинство предприятий.

В то же время государство утратило дееспособность по отношению к своим должникам: оно не может запустить эффективный механизм их санации. Выход лежит в полной и безусловной реструктуризации задолженности предприятий бюджету и социальным фондам на 5—7 лет. По мере устранения причин, порождающих феномен всеобщих неплатежей, необходимо запустить процедуры банкротства по отношению ко всем без исключения «свежим» должникам. Это требует предварительно усовершенствовать действующие механизмы государственной политики по отношению к неплатежеспособным предприятиям, в частности, создать инструмент оздоровления их менеджмента и декриминализовать процедуру банкротства, в первую очередь за счет создания механизмов действенного государственного контроля.
6. Формирование издержек в реальном секторе в огромной степени определяется взаимоотношениями предприятий с естественными монополиями. В конечном счете за ними стоят взаимоотношения естественных монополий с государством, которые формируются под определяющим воздействием этих монополий и остаются для государства непроясненными и непродуманными.

Пора, наконец, определиться, чем являются естественные монополии для государства прежде всего: структурообразующими элементами экономики и в этом качестве — важнейшими компонентами госсектора, пусть и с участием частных акционеров, или же структурообразующими элементами фискальной системы и в этом качестве — наиболее удобными объектами фиска. Не ответив на тот вопрос, невозможно строить последовательную политику ценового и иного регулирования в масштабах всей экономики. Вместе с тем при любом подходе требуется ввести контроль за формированием издержек естественных монополий и обязать их использовать по отношению к поставщикам открытые тендерные процедуры, аналогичные установленным для закупок для государственных нужд.

7. В сфере налоговой политики целесообразно решительное упрощение налоговой системы за счет отказа от налогов, собираемость которых относительно низка, и некоторого повышения налогов, отличающихся высокой собираемостью.

Это предполагает сокращение доли прямых налогов и повышение доли косвенных. Предлагается, с одной стороны, упразднить налог на прибыль предприятий и установить единую невысокую ставку подоходного налога с граждан, с другой — расширить применение налога на вмененный доход от предпринимательской деятельности и акцизов на товары, не являющиеся предметами первой необходимости, а также несколько повысить ставки налогов на имущество.

Упрощение налоговой системы существенно облегчит борьбу с уклонением от налогов и позволит вести ее жестко и эффективно.
 
8. В сфере внешнеэкономических связей важно сохранить преимущества для отечественных производителей,возникшие в результате девальвации рубля. В последние месяцы эти преимущества мы начинаем терять. Соответствующая курсовая политика должна проводиться в течение 4—5 лет.

Для поддержки отечественных производителей оправданно также установление относительно высоких таможенных пошлин, которые должны, однако, постепенно и предсказуемо снижаться. Вместе с тем эти меры принесут плоды, лишь если будут сопровождаться установлением режима максимального благоприятствования для иностранных инвестиций. Патриотизм в экономической политике предполагает заботу о создании как можно большего числа рабочих мест для российских трудящихся и, следовательно, максимальное привлечение прямых инвестиций в Россию, а не искусственную защиту наших наиболее состоятельных соотечественников от зарубежных конкурентов.
 
9. Для выхода из депрессии при помощи роста емкости внутреннего рынка государство должно стимулировать спрос населения и инвестиционный спрос.

Ключевая задача — изменить структуру денежной массы и увеличить ее объемы до нужного экономике уровня. Этот объем должен расти в основном по мере оздоровления управления предприятиями, создания ответственности их руководства. Иначе реальный сектор будет по-прежнему отторгать деньги.

Механизм рыночной реформы нежизнеспособных и не привлекательных для инвесторов предприятий (по крайней мере стратегических и градообразующих, которые нельзя закрыть): государство должно забирать контрольный пакет за вновь сделанные долги, замораживая эти долги и начиная контролировать внешних управляющих. Исполнив программу оздоровления, они должны получать предприятие в собственность. В итоге оздоровление менеджмента и спасение большой части безнадежных предприятий будет совмещено с передачей предприятий в руки вожделенного эффективного собственника.
 
10. Реформа предприятий начнет приносить значимые в макроэкономическом плане результаты не ранее чем через год. До этого стимулировать спрос надо через социальную поддержку населения, в том числе эмиссионную, и поддержку заведомо эффективных проектов реального сектора (в частности, гарантированием и кредитованием государственными банками российского экспорта, а также быстроокупаемых и надежных проектов реального сектора, в том числе в форме переучета векселей).

В силу неизбежных из-за несовершенства управления ошибок оно может создавать угрозы финансовой стабильности. Для их нейтрализации надо обязать Центробанк отказаться от эмиссионных механизмов связывания «горячих» денег (облигаций и депозитов) в пользу роста нормативов обязательного резервирования при необходимой санации банковской системы (включая массовый отзыв лицензий у нежизнеспособных банков). Надо также дать ему право при угрозе спекулятивных атак устанавливать для всех допущенных на ММВБ банков запретительно высокие нормативы резервирования средств, направляемых на покупку валюты.
 
11. В кардинальном реформировании нуждается и сам Центральный банк, исполнение которым разнообразных и не свойственных ему функций порождает конфликт интересов. Задачи проведения монетарной политики государства далеко не в полной мере согласуются с задачами надзора за коммерческими банками и зачастую вступают в прямое противоречие с интересами, порождаемыми участием Центробанка в предпринимательской деятельности.

Самостоятельность Центробанка как эмиссионного центра должна быть сохранена, но при этом его следует освободить от всех иных функций, связанных с участием в предпринимательской деятельности, и финансировать его внутренние нужды за счет федерального бюджета на основе сметы, полностью зачисляя в бюджет доходы от эмиссии и прибыль от операций на вторичных рынках.

Контроль за кредитными учреждениями следует передать специальной Федеральной комиссии, члены которой должны назначаться и освобождаться от должности в порядке, гарантирующем ее независимость как от Правительства, так и от Центробанка, причем она должна иметь возможность использовать ресурсы Центробанка для поддержки банковской системы в целом.

Одновременно стоит на перспективу рассмотреть идею о создании государственно-общественной Федеральной ассоциации по страхованию вкладов, членство в которой было бы добровольным и обусловленным взносами.

Что же касается функции Центробанка как холдинга, владеющего рядом коммерческих банков, она должна быть упразднена посредством передачи соответствующих функций Мингосимуществу, а затем, возможно, — на основе продуманной и экономически выгодной для государства частичной приватизации.
 
12. В отношении коммерческих банков необходимо ввести подлинную прозрачность и принцип субсидиарной ответственности реальных владельцев кредитного учреждения. Сложившиеся формы интеграции банков с промышленными предприятиями и государственными структурами постоянно порождают конфликты интересов и неоправданные риски для вкладчиков. Поэтому необходимо резко усилить контроль за сделками с аффилированными лицами. Это нелепость, от которой уходят даже в США — тем более не оправданная при слабости нашей системы.

В краткосрочной перспективе для восстановления доверия населения и предприятий к кредитной системе и повышения ее устойчивости необходимо всемерно стимулировать приход в Россию крупнейших банков-нерезидентов, рассматривая его как одно из важнейших направлений реструктуризации банковской системы.

Необходимо создание костяка инвестиционной инфраструктуры в виде крупных устойчивых банков, инвестиционная деятельность которых в сферах, определенных государством, пользуется его поддержкой.
Необходимо стимулирование гарантийных операций (в том числе перенос центра тяжести сотрудничества с международными финансовыми организациями с прямого кредитования на предоставление гарантий), лизинга, ипотеки и потребительского кредита под приобретение отечественных товаров.

Все нежизнеспособные банки должны быть закрыты в кратчайшие сроки и под жестким контролем государства, исключающим традиционные злоупотребления.

Жизнеспособные средние и мелкие банки подлежат слиянию и поглощению.
 
13. В сфере социальной политики главная проблема состоит в том, чтобы преодолеть хроническое банкротство государства, обусловленное огромным разрывом между его законодательно закрепленными социальными обязательствами и фактическим уровнем социальных расходов. Решение проблемы не может быть односторонним: кратное повышение социальных расходов невозможно, отказ от активной социальной политики недопустим.

Необходимо на деле сосредоточить имеющиеся бюджетные ресурсы на решении первоочередных социальных задач. Для этого следует резко усилить нормативное начало в бюджетном планировании и наложить мораторий на финансирование за счет государственных средств престижного строительства и других амбициозных проектов, а также не уникального импорта.

Необходимо принятие программы поэтапного воссоздания и повышения качества социальных гарантий на перспективу. В краткосрочном плане приоритетами являются обеспечение прожиточного минимума для всех слоев населения и содействие населению в самостоятельных условиях по повышению уровня жизни.
Непосредственные задачи: возврат задолженности по оплате труда, восстановление систем здравоохранения (в том числе за счет развития профилактики) и образования.
 
14. Учреждениям социально-культурного комплекса (здравоохранения, образования, науки, культуры), которые хронически недофинансируются государством, должны быть предоставлены широкие возможности привлечения дополнительных средств, в том числе за счет снятия ограничений на их коммерческую деятельность и введения дополнительных налоговых льгот. В то же время необходимо упорядочить использование внебюджетных средств этих учреждений, обеспечив максимальную прозрачность и эффективность. В распределении бюджетных средств между учреждениями следует перейти от принципа равномерного финансирования сложившейся сети к принципу финансового обеспечения максимальной результативности, который даст преимущества эффективно работающим звеньям социально-культурного комплекса и, главное, потребителям услуг.
 
15. В решительном упорядочении нуждаются межбюджетные отношения.

Финансовая поддержка федерального бюджета должна дифференцироваться в зависимости от уровня развития региона, устанавливаемого по объективным критериям. Предоставление чрезвычайной финансовой поддержки, неизбежное в широких масштабах уже с осени 1999 г., должно осуществляться лишь при условии обеспечения полной финансовой прозрачности региональных бюджетов и эффективного контроля за их исполнением.

Реальный бюджетный федерализм обеспечит предсказуемость в сфере бюджетной политики, создаст предпосылки для кардинального повышения заинтересованности органов власти всех уровней в рациональном использовании имеющихся возможностей и сформирует основу для выработки долгосрочных стратегий эффективного развития регионов. Кроме того, он предотвратит эскалацию перераспределительных требований, чреватую межрегиональным политическим противостоянием, а в конечном счете — распадом Федерации.

Разумеется, переход регионов, а в дальнейшем и муниципий, к самостоятельному хозяйствованию должен происходить поэтапно и сопровождаться продуманным политическим обеспечением.
 
16. Рассматривая укрепление государства в качестве решающей предпосылки выхода из кризиса, следует вместе с тем своевременно и последовательно заботиться о создании ему необходимого партнера и противовеса в лице постепенно формирующегося в России гражданского общества. Слабость гражданского общества — одна из главных причин неуважения к закону, бесконтрольности хозяйственных структур и коррупции, разъедающей государственный аппарат.

С точки зрения экономической политики, забота о развитии гражданского общества должна выразиться в бюджетной поддержке средств массовой информации, обеспечивающей их независимость и плюрализм, укреплении доходной базы органов местного самоуправления и предоставлении льгот негосударственным некоммерческим организациям при условии ужесточения требований к их хозяйственной деятельности.
 
17. Важнейшая задача — кардинальное повышение эффективности Правительства, а затем и всего государства. Необходимые меры первого этапа:

  • рационализация и упрощение структуры Правительства и его Аппарата;
  • четкое разграничение сфер компетенции ведомств и департаментов:
  • создание простой системы формализированной оценки работы каждого ведомства и департамента;
  • обеспечение гибкой координации;
  • рационализация (упрощение и формализация) документооборота;
  • формирование гласной и ответственной кадровой политики по отношению как к профессиональным, так и к политическим назначениям;
  • жесткая и решительная, в том числе демонстративная борьба с коррупцией, начиная с ведущих эшелонов власти.
18. Необходима и кардинальная перестройка работы всех правоохранительных органов, в первую очередь органов внутренних дел, на защиту собственника, производителя, решительная, даже на первых порах жестокая борьба с рэкетом, оргпреступностью, бандитизмом.

Преступность, наряду с коррупцией и общей политической непредсказуемостью, является одним из важнейших факторов, делающих Россию страной негостеприимной для инвестора — равно российского и иностранного.
 
18. Особая политика должна быть выработана в отношении привлечения иностранных инвестиций. Давно пора понять — и накопленный опыт убеждает в том, что, во-первых, серьезный рост российской экономики невозможен без массированного притока прямых иностранных инвестиций, а, во-вторых, что Россия еще долго не будет выглядеть достаточно привлекательным объектом для таких массированных инвестиций. Это требует создания для иностранных инвесторов режима особого благоприятствования, особенно в части защиты от криминалитета, административного произвола. Давно назрела необходимость создания специальной программы привлечения иностранных инвестиций и, вероятно, постоянно действующего специального органа в структуре правительства под руководством как минимум вице-премьера по привлечению и защите иностранных инвесторов и инвестиций.

Такая политика может выглядеть несправедливой по отношению к инвестору отечественному, но она жизненно необходима для развития страны. По мере достижения высокого и устойчивого роста положение инвесторов должно уравниваться.

Примечание. В основу данных тезисов положены доклады, подготовленные по заказу Совета по внешней и оборонной политике в январе 1999 г. Я.Кузьминовым, С.Смирновым, О.Шкаратаном, Л.Якобсоном, А.Яковлевым и в марте 1999 г. М.Делягиным, а также материалы К.Бендукидзе. При подготовке тезисов учтены предложения и замечания С.Караганова, Л.Оникова, А.Свинаренко, А.Жукова, С.Глазьева, В.Федосова, В.Фадеева и др.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]