Обозреватель - Observer |
Военно-политические проблемы
|
соответствует психологии нации. То, что делают нации, то делает и каждый отдельный человек, и пока он это делает, это делает и нация. Карл Юнг, «Психология бессознательного» национальной безопасности России Парадигма национальной безопасности1, должна базироваться на принципе личностной ориентированности с учетом факторов общности. Обоснование принципа включает декомпозицию системы национальной безопасности, классификацию и формализацию определения основных видов безопасности нации, анализ их взаимоотношений, а также структурно-психологический анализ феномена личности и определение соответствующих иерархий уровней потребностей (как объектов защиты) личности. Под безопасностью нации в широком смысле слова понимается защищенность ее материальных и духовных потребностей в ресурсах и технологиях, во взаимоотношениях с другими нациями, в информации и нравственных идеалах, необходимых для ее жизнедеятельности и развития (обучения). В настоящее время безопасность любой нации как исторически сложившейся общности людей определяется состоянием защищенности ее компонентов, т.е. индивидуумов и возникаемых в процессе производственной и общественной деятельности социальных групп (социумов), а также — структурных системообразующих связей (экономических, территориальных, нормативно-правовых, лингвистических и ментальных), объединяющих индивидуумов и социумы в единую нацию. Следовательно, национальная безопасность, или безопасность народа, как защищенность его жизненно важных интересов складывается из трех основных компонентов, а именно:
Согласно современным теориям личности достаточно адекватная структурно-феноменологическая
модель личности может включать четыре компонента: духовное, психическое,
физическое и разумное (рис. 2).
Разумное представляет собой духовно-психофизический аппарат понимания, познания, осмысления и творчества, в котором можно выделить еще четыре компонента4: Эго (от лат. ego — я) — врожденный компонент разумного аппарата, ответственный за протекание интеллектуальных процессов принятия решений в соответствии с принципом реальности (сохранения целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом и/или будут найдены соответствующие условия во внешней среде) и действующий на всех уровнях сознания, включая бессознательное и предсознание; Супер-Эго (от лат. super — сверх и ego — я) — компонент разумного аппарата развивающейся (во взаимодействии с окружающими) личности, представляющей индивидуализированную версию общественных морально-этических норм и стандартов поведения и действующий на всех уровнях сознания. Иначе Супер-Эго — это индивидуализированное отражение «коллективной совести» социума; Ид (от лат. id — оно) — бессознательное как инстинктивные врожденные или приобретенные аспекты личности, «функционирующие» в соответствии с принципом удовольствия (немедленной разрядки психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями) или целиком неосознаваемые; Интра-Ид (от лат. intra — внутри и id — оно) — коллективное
бессознательное как врожденные или приобретенные тенденции реагировать
эмоционально, познавательно и поведенчески на конкретные ситуации и объекты
в соответствии с определенными архетипами (первичными психическими образами,
отражаемыми в виде символов, которые проявляются, например, в религии,
литературе, живописи, а также в обычных сновидениях), находящиеся в основе
индивидуального бессознательного.
Рассмотренные компоненты структурно-феноменологической модели личности образуют как бы семиуровневую иерархию (табл.), в основе которой лежат уровни сферы индивидуального в личности, т.е. самоуглубленного, направленного на внутренний мир мыслей и переживаний, а последующие ее уровни — сферы коллективного, т.е. обращенного вовне, к объектам внешнего мира и деятельности в нем. Четвертый уровень (психический) является переходным или своеобразной активной границей между сферами индивидуального и коллективного. Он выполняет функцию взаимодействия личности и объектов окружающей среды путем чувственного относительно последовательного отражения объективной реальности и ориентировки в окружающем мире через:
Тогда в основе иерархии потребностей личности будут лежать жизненные потребности (в пище и др.), а на последующих ее уровнях — психические, социальные и духовные, высшее проявление которых — потребности в целостном (полном) мировоззрении и мироощущении, в утверждении духовных и морально-этических ценностей. Психические потребности (потребности четвертого уровня) отражают несоответствие между внутренним состоянием и внешними условиями деятельности личности и проявляются во влечениях и мотивах. Потребности динамичны, изменчивы, на базе удовлетворения возникают новые, более высокие, что связано с включением личности в различные сферы и формы деятельности. Аналогично содержание каждого вида (уровня) потребностей личности согласно ее семикомпонентной (семиуровневой) модели можно упорядочить по семи субуровням, получив в итоге совокупность (7 х 7) более конкретизированных потребностей личности5. По аналогии возможна дальнейшая детализация (декомпозиция) потребностей личности, в целом напоминающая относительно бесконечный процесс последовательного «семилучевого пучкования». Причем потребности верхних уровней связаны, как правило, с целями и ценностями, а нижних — с физио- и психоэнергетикой. Четвертые, так называемые «переходные» уровни (субуровни), содержат потребности взаимодействия различного рода. Защищенность потребностей конкретного уровня представляет собой соответствующий вид безопасности личности. На множестве частных видов безопасности можно выделить в качестве основных два обобщенных: биоэкологическую и духовно-психологическую безопасности личности. Гармонизация всех компонентов личности — сложный процесс ее развития. Истинной уравновешенности личностных структур практически можно достичь не ранее среднего возраста в результате постоянного приобретения знаний и жизненного опыта. В течение этого срока личность как «информационный деятель» может вступать в различные информационные отношения (сотрудничества, соперничества, защиты и изоляции) и подвергаться прямо или косвенно негативным информационным воздействиям с применением так называемого «информационного оружия». Главная опасность «информационного оружия» состоит в том, что оно, во-первых, может целенаправленно и систематично применяться в обычной мирной обстановке и, во-вторых, оказывать негативное, и даже разрушающее влияние, на личность на всех уровнях ее потребностей. Согласно рассмотренной модели личности, к видам «информационного оружия» можно условно отнести пять соответствующих совокупностей или групп средств, применяемых для деструктивных (дезориентирующих, дезинформирующих, дестабилизирующих, подавляющих, разрушающих и др.) информационных воздействий на индивидуумы и на содержательные компоненты реальных эргатических (человеко-машинных) систем, соответствующие основным компонентам модели, а именно6:
Разнообразие способов негативного информационного воздействия на личность как на базовый компонент нации свидетельствует о преобладающем влиянии на национальную безопасность именно «информационного оружия». В связи с этим обязателен государственно-общественный контроль информационных угроз и, в первую очередь, угроз со стороны СМИ, системы народного образования, учреждений культуры и «интернациональных» организаций. Исторический опыт свидетельствует, что между нациями и государствами с различной идеологией и культурой практически постоянно в мирное время ведется «информационная борьба». При возникновении конфликтных ситуаций и усилении степени антагонизма сторон она легко может перерасти в «информационную войну» с применением соответствующего «информационного» и «оргоружия» с целью нейтрализации, уничтожения или разрушения информационно-стратегического ресурса враждебного государства, включающего человека как «информационного деятеля» (носителя определенного мировоззрения, политических взглядов и моральных ценностей; создателя и пользователя информационной базы эргасистем; элемента принятия управленческих решений и др.), социумы управленцев (персонал эргасистем в частности систем управления безопасностью), информацию и информационные системы и сети, эргасистемы в целом и др. Под «информационной войной» понимается особая форма агрессии, информационного империализма, вмешательства во внутренние дела населения и вооруженных сил других стран, попирающих суверенитет, культуру народов, разжигающих недоверие и вражду между народами, прямая политико-психологическая подготовка к настоящей войне, а также форма решения задач дестабилизации экономики, дезинформации с целью «самодезорганизации» и «самодезориентации» противника и др. как в мирное, так и в военное время. В целом, традиционно высокая роль «информационного оружия», судя по возможностям его негативного воздействия на личность и на факторы общности (в составе «оргоружия»), значительно возрастает в условиях стихийных рыночных отношений, правового беспредела и глобальной информатизации на основе создания и совершенствования НИТ, единых телекоммуникационных мегасетей (типа Интернет) и «независимых» средств массовой информации (дезинформации). Для России положение осложняется кризисной социально-экономической ситуацией, возникшей вследствие неудачной попытки стремительного проведения радикальных реформ и многолетней «информационной войны» СМИ против народа России. А также повышением агрессивности Запада, обусловленное распадом СССР как гаранта сбалансированной системы международной безопасности. Данная ситуация обеспечивает процветание «пятой» колонны, агентов влияния, криминальных элементов и затрудняет поэтому защиту национальных интересов. Комбинированное применение различных средств «информационного» и материального (обычного, массового поражения и др.) оружия создает большое разнообразие внешних и внутренних угроз национальной безопасности, что на практике приводит к необходимости рассмотрения возможностей и особенностей обеспечения различных частных и обобщенных (комбинированных) видов безопасности. Например, информационно-психологической, государственно-правовой, военно-экономической, экологической и др. К важным обобщенным видам относятся социально-экономическая безопасность7 (защищенность потребностей в предметах труда, орудиях и средствах производства, произведенных благах) и социально-политическая (защищенность потребностей в свободе, равенстве, социальной справедливости). Поскольку удовлетворить потребности и защитить интересы каждой личности — гражданина России независимо от его этнической принадлежности может только народное (реально демократическое) государство, основанное на идеалах самобытной «общинной цивилизации» с ее приматом русской духовной соборности, то безопасность российской полиэтнической нации будет зависеть, главным образом, от степени соответствия формы государственного управления и исторически сложившихся принципов (согласие, взаимопомощь, справедливость, надэтнический патриотизм и др.) народного самоуправления. 1 Парадигма национальной безопасности —
это исходная концептуальная модель постановки и решения единого взаимосвязанного
комплекса упорядоченных задач и проблем, связанных с обеспечением защищенности
национальных интересов.
|
|