Обозреватель - Observer |
Военно-политические проблемы
|
ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ В XXI ВЕКЕ К.Сивков, Основной движущей силой кардинальных изменений военно-политической ситуации вокруг России является борьба мировых центров силы за получение беспрепятственного доступа к сырьевым, энергетическим, научно-техническим, людским и территориальным ресурсам на ранее практически закрытом для них постсоветском пространстве. Этот процесс сопровождается целенаправленными усилиями по снижению международного статуса и веса России, по вытеснению ее из зоны традиционных российских интересов. В этих условиях обстановка вокруг России в начале XXI в. будет характеризоваться нестабильностью, напряженностью, обострением национально-этнических и религиозных противоречий, частым использованием Западом угрозы силой или ее прямым применением против суверенных государств, что подтверждается прямой агрессией НАТО против СРЮ. Россия, в отличие от стран Запада, является центрально расположенной континентальной страной, что наложило свой отпечаток на ее историю и влияет на характер и темпы развития, диктует определенную политику и стратегию государства. Находясь между Западом и Востоком, российская цивилизация исторически является евразийской, отличается оригинальностью и самобытностью. Исторический опыт свидетельствует, что в своем геополитическом развитии Россия, являясь самодостаточным государством, опирается преимущественно на собственные ресурсы. Так, например, удельный вес России в современном мире по территории составляет 13%, при этом на ее просторах сосредоточено около 35% всех мировых ресурсов, в том числе 45% природного газа, 23% угля, 14% урана и 13% нефти. Несметные богатства таит в себе континентальный шельф России, составляющий 20% площади всего мирового океана. Общие прогнозные запасы ресурсов на территории России оцениваются в 140 трлн. долл. Являясь ядром континентальной евразийской оси и продолжая оставаться великой мировой державой, Россия пытается проводить мероприятия по защите своих геополитических интересов в глобальном масштабе. В своих действиях она руководствуется нормами Международного права, положениями Российской Конституции и других основополагающих правовых актов Российской Федерации. Вместе с тем нынешняя система управления политикой и экономикой страны вынуждена работать в «пожарном порядке», не успевая упреждать действия противников России как на региональном, так и на глобальном уровнях. Зачастую приоритетными критериями как во внешней, так и во внутренней политике становятся эмоции и партийные пристрастия, в ущерб интересам Отечества, исходя из которых и следует определять формы и методы реализации национальных интересов. В настоящее время Россия находится в своеобразном «геополитическом тупике», лишенная национальной идеи и собственной определенной политики в регионах и мире в целом. Для определения путей выхода России из «геополитического тупика» необходимо учитывать исторические, экономические и стратегические тенденции западной («морской» в геополитическом смысле) и евразийской (континентальной) цивилизации. Любой односторонний подход в разрешении кризисных ситуаций — либо чисто экономический, либо религиозный, либо военный, может оказаться фатальным. Чтобы соответствовать меняющимся историческим условиям и оставаться конкурентоспособной в XXI в. России целесообразно участвовать в каком-либо стратегическом блоке или создать собственный. Это подтверждают исторические реалии XX столетия — Россия (Советский Союз) в этот период участвовала в Антанте, антигитлеровской коалиции и в Варшавском договоре. В такой геополитической перспективе было бы совершенно естественным стремление России выдвинуть собственную геополитическую концепцию и приступить к созданию Евразийского союза. Тем самым было бы уравновешено стремление Атлантического блока максимально расширить зону своего геополитического контроля. С российской стороны подобные шаги явились бы продолжением исторического развития евразийского государства и служили бы противовесом геополитической концепции, которой последовательно придерживались США и солидарные с ними западные державы. Темпы геополитических изменений в регионах и мире в целом, тенденции
развития цивилизации, цели и задачи геополитического развития России предопределяют
необходимость разработки Стратегии геополитического развития России
в первой половине XXI в. При этом следует учитывать, что в обозримом
будущем создание единого действенного механизма обеспечения взаимной безопасности
на постсоветском пространстве маловероятно. В связи с этим России необходимо
обустроить внутреннюю периферию государства и его границы, создать зоны
влияния на внешней периферии и, придав им центростремительный импульс,
усилить интеграционные тенденции на постсоветском пространстве, сформулировать
геополитические оси развития.
Анализ тенденций развития обстановки в мире показывает, что к числу основных групп факторов, определяющих выбор методов, способов и форм геополитической деятельности России, относятся геополитические, информационно-технологические, экономические и военные. К числу основных геополитических факторов относятся:
Экономическим фактором XXI в. является промышленно-сырьевой дисбаланс, состоящий в том, что наибольший промышленный потенциал сосредоточен в США, странах Европы и Японии, тогда как основные энергетические и сырьевые ресурсы сосредоточены в России и странах третьего мира. Значимым военным фактором является выход на первый план методов информационного противоборства, появление и интенсивная разработка оружия на новых физических принципах. Способы реализации геополитических интересов России в жизнь и их защиты определяются сильными и слабыми сторонами России и ее геополитических противников, избранными способами действий последних, с учетом перечисленных выше основных факторов развития обстановки в XXI в. К числу основных сильных сторон Североатлантического союза относятся его высокая организованность, доминирование в структурах международной власти, информационном и экономическом пространстве планеты. Их основные слабые стороны — отсутствие возможности осуществлять идеологическое управление основной массой населения планеты в силу необходимости скрывать истинные цели. Отличительные признаки применяемых методов и способов — высокоорганизованные, информационно-экономические методы как основные, используемые преимущественно в правовом поле, ими же созданном, с опорой на легальные структуры власти. Основой их геополитической стратегии является так называемая «петля анаконды», которая нацелена на «удушение» континентальной России за счет оттеснения ее от морских пространств с постепенным отсечением от нее окраин. Основными сильными сторонами России и ее геополитических союзников пока остаются потециальная возможность идеологического управления народом, его способность к самопожертвованию. Основные слабые стороны — низкий уровень организации и разобщенность континентального блока стран в целом, более стабые информационные и экономические возможности. Способность России к проведению собственной геополитики и защите национальных интересов будет напрямую зависеть от ее возможности восстановить собственную духовную сущность. Указанные особенности и избранный способ действий геополитических противников России определяют способ действий России при проведении в жизнь ее геополитических интересов: опираясь на геополитику, как идейную основу возрождения государственности России и ее статус цивилизационного континентального центра силы, восстановить традиционный для России тип государственности, сосредоточив в дальнейшем основные усилия на последовательном восстановлении геополитического контроля (вплоть до возможного добровольного присоединения) над государствами «ближнего зарубежья» и формировании основы континентального геополитического блока в противовес атлантическому, с последующим распространением своего геополитического влияния в мире, сосредоточением усилий по узким направлениям, рассекая «петлю анаконды» атлантического геополитического блока на всю ее глубину «геополитическими разломами». Под «геополитическими разломами» здесь понимаются области геополитического
контроля России, глубоко вклинивающиеся в зоны геополитического влияния
«морской цивилизации» и тем самым нарушающие геополитическую целостность
последней.
Соответственно, действия России по проведению стратегии своего геополитического развития могут включать следующие основные этапы: Первый этап — «внутренняя консолидация» — по продолжительности может составить от 3 до 5 лет. Его существо состоит в выработке геополитической идеи развития России, признании ее народом, консолидации на этой основе всех сторон жизни общества. Второй этап — «формирование ядра континентального геополитического блока» — по продолжительности может составить от 4—6 до 10—15 лет. Его существо состоит в объединении вокруг России стран ближнего зарубежья и восстановлении определяющего влияния России в странах — геополитических союзниках. Третий этап — «геополитические прорывы» — по продолжительности может составить от 30 до 40 лет. Его существо состоит в осуществлении геополитического прорыва к Индийскому океану и в последующем прорыве на балканском направлении с выходом к Атлантике. Для реализации своих геополитических интересов России необходимо использовать все методы противоборства, которые могут быть сгруппированы в четыре основные группы по сферам их применения: идейно-религиозные, информационно-технологические, экономические и военно-силовые. В идейно-религиозной сфере должна быть разработана, принята и распространена в стране и за рубежом государственная идеология на основе геополитических идей с опорой на традиционные для России общественные ценности при одновременном поддержании и распространении плюрализма в отношении других идеологий и религий как основного механизма нейтрализации их деятельности. Это позволит сформировать идейную основу геополитической деятельности России как внутри страны, так и на внешнеполитической арене. В экономической сфере в основу деятельности России в ближайшей перспективе может быть положена идея, существо которой состоит в повышении за счет экономических и политических мероприятий степени зависимости иных государств от России в энергетическом и сырьевом отношении с использованием в дальнейшем этой зависимости для оказания влияния на политику этих стран, сдерживая их от применения военной силы. В информационно-технологической сфере целью действий России должно стать завоевание превосходства в управлении в сочетании с опережением атлантического блока по отдельным наиболее важным научным направлениям, к числу которых относятся фундаментальная наука, информационные и космические технологии. В основе деятельности в этой сфере может быть идея «контролирующего внедрения», существо которой состоит в том, что внешняя научно-техническая политика России должна быть направлена на распространение таких технологий, которые позволили бы технологически зависесть от нее другие страны. Это позволит целенаправленно влиять на направленность научно-технологической деятельности иных государств, в сочетании с внедрением через глобальные компьютерные системы в системы управления стран — потенциальных противников России — с целью установления такого контроля над их деятельностью, который позволил бы при возникновении конфликта нарушать функционирование системы государственного и военного управления этих стран. В военно-силовой сфере в основу деятельности России в ближайшие
10—15 лет может быть положена идея «ограниченного противоборства с опорой
на ядерное сдерживание», существо которой состоит в том, что в случае развязывания
против России военной агрессии, она использует свои силы общего назначения
только для ведения конфликтов низкой интенсивности (масштаба: вооруженный
конфликт — локальная война). Сдерживание от увеличения масштаба конфликтов
осуществляется угрозой применения ядерного оружия.
Успешность геополитического развития России определяет могущество государства в целом и благополучие каждого его гражданина. Опорами геополитической мощи России являются территория, природные ресурсы, военная мощь, высокотехнологические отрасли производства, высокий образовательный и научно-культурный потенциал населения страны. Поэтому для реализации стратегии геополитического развития России привлекаются все государственные структуры и негосудартвенные образования, а также основная часть ресурсов общества:
Действия в идейно-религиозной, информационной, научной, культурной и дипломатической сферах ведутся непрерывно вне зависимости от состояния отношений с иными государствами. Методы экономического давления, как правило, могут быть применены, когда дипломатические и информационные методы показали свою низкую эффективность. Их применение должно иметь достаточную информационно-психологическую и дипломатическую поддержку. Действия структур безопасности государства, как в пределах государства, так и вне, осуществляются также непрерывно и в тесной увязке, прежде всего с действиями в идейно-религиозной, информационной и дипломатической сферах. Вооруженные Силы и другие военизированные формирования применяются при реализации геополитической стратегии России, для защиты жизненно важных ее интересов, когда возможности других действий исчерпаны. Исходя из вышеизложенного основными направлениями повышения возможностей государства по реализации геополитической стратегии должны стать: в экономической сфере — восстановление экономического потенциала России с устранением зависимости ее экономики от иных государств; в идейно-религиозной сфере — выработка государст-венной идеологии на основе геополитических идей с опорой на традиционные для России и других стран континентальной геополитической ориентации духовные ценности; в научной сфере — развитие теории геополитики как одной из ведущих теоретических основ развития России в XXI в.; разработка теорий информационного и экономического противоборства как основных форм проведения геополитической стратегии; в информационно-технологической сфере — создание государственных структур информационного противоборства с разработкой соответствующих систем и средств; в сфере безопасности — восстановление возможностей Вооруженных Сил, прежде всего сил общего назначения, и других войск и сил РФ, формирование их возможностей по решению задач обеспечения информационной и военной безопасности России. Взаимозависимость различных видов действий при реализации стратегии геополитического развития России обуславливает потребность в едином управлении всеми государственными и негосударственными структурами и организациями, участвующими в этом процессе. К числу основных принципов управления геополитическим развитием
России следует отнести:
принцип оперативного и гибкого реагирования на изменения обстановки в сочетании с твердым и настойчивым проведением в жизнь геополитических интересов России, который состоит в том, что цели и задачи геополитического развития России должны достигаться всеми возможными способами, которые должны меняться сообразно складывающейся обстановке; принцип личной ответственности за результаты действий по геополитическому развитию России, который состоит в том, что ответственность за принимаемые решения возлагается непосредственно на лицо, имеющее право на принятие соответствующих решений. Для эффективного управления геополитическим развитием России система государственного управления в XXI в. должна отвечать определенным требованиям. Управление геополитическим развитием России должно осуществляться с использованием действующей системы государственного и военного управления. Эта система должна быть способна:
Для планирования геополитического развития России целесообразно разработать следующие основные программные документы:
Административная ветвь управления представлена существующими органами государственной власти по всей их иерархии, начиная с Правительства. На органы управления этой ветви возлагаются функции подготовки структур и организаций к решению задач по геополитическому развитию России и практическому исполнению соответствующих действий. Оперативная ветвь управления решает задачи общего руководства и планирования геополитического развития России и должна включать два звена — центральное и региональное. Центральным органом оперативного управления геополитическим развитием России может быть Штаб общего политического руководства (ШОПР). Его предназначением является выработка проектов решений на действия государства по проведению в жизнь его стратегии геополитического развития и мобилизации ресурсов государства для таких действий, планированию, контролю подготовки и хода реализации действий. ШОПР подчинаяется Совету Безопасности РФ и взаимодействует с высшими органами законодательной и исполнительной власти. ШОПР подчинены Региональные штабы политического руководства в части, касающейся геополитической деятельности, государственные органы Центра. Региональным органом оперативного управления геополитическим развитием России могут быть Региональные штабы политического руководства (РШПР). Они решают задачи, аналогичные ШОПР, в пределах региона ответственности. Основными направлениями совершенствования системы управления геополитическим развитием государства являются: в организационном отношении — формирование недостающих органов геополитического управления (ШОПР и РШПР) и реорганизация существующих органов государственного управления для приведения их в соответствие требованиям управления процессами геополитического развития России; в законодательно-правовом отношении — создание законодательно-правовой основы геополитической деятельности государственных органов России, в том числе выработка и принятие Закона об организации управления геополитической деятельностью России, Стратегии геополитического развития России в XXI в. с приданием ей статуса федерального закона, Стратегического геополитического плана на среднесрочную перспективу с приданием должного правового статуса, обязывающего к исполнению все привлекаемые государственные и негосударственные структуры; в научном отношении — разработка принципов, методов, способов и форм управления геополитическим развитием России. Совершенствование системы управления государством целесообразно осуществить в три этапа:
|
|