Обозреватель - Observer
Внешняя политика



Саудовская Аравия: страна
экономических чудес
 
 А.ОСИПОВ
Эмансипация — первые шаги
 
Сложной проблемой для современного развития королевства остается почти тотальная выключенность женщин, составляющих 50% его населения, из общественно-политической жизни и трудовой деятельности. Обучение девочек (в объеме начальной школы) было впервые введено в Саудовской Аравии лишь в начале 60-х годов текущего века. До настоящего времени доля неграмотных среди прекрасной половины саудовской нации остается довольно высокой — по официальным данным, свыше 30%.

Сохраняющаяся согласно исламским канонам сегрегация в общественных местах по половому признаку, подчиненное положение женщин в семье и вне дома мешает им, даже получившим образование, играть активную роль в развитии своей страны. По признанию ряда саудовских социологов и педагогов, абсолютный патриархат в семьях, освященный религией гегемонизм мужской части, наряду с наличием иностранных нянь и прислуги, отрицательно сказывается на воспитании детей, затрудняет их адаптацию в современной жизни, вызывает депрессивные неврозы у многих замужних женщин. В силу местной брачной специфики саудовка находится под постоянным гнетущим страхом быть оставленной из-за конкуренции других жен. В моногамных семьях, которых в силу материальных условий становится все больше, она испытывает повседневное чувство одиночества из-за перегруженности мужа работой и заботами о хлебе насущном.

По оценкам саудовских экономистов, к концу 90-х годов из 3,9 млн. женщин, достигших трудоспособного возраста, число работавших составляло около 250 тыс. Согласно данным обследования, проведенного Советом торгово-промышленных палат КСА, доля женщин среди занятых в частном секторе к середине 1996 г. не превышала 11%. Саудовские СМИ отмечают, что женщины-служащие зачастую страдают от дискриминации и предвзятого отношения со стороны работодателей: им нередко предъявляются неоправданно завышенные требования и задания, невыполнение которых грозит немедленным увольнением, их трудоустройство обуславливается намеренно затянутыми испытательными сроками и т.д. При этом работница или служащая на практике лишена возможности в полной мере отстоять свои права в шариатском суде.

Еще сложнее приходится женщинам, стремящимся заняться собственным бизнесом. В конце апреля 1998 г. Саудовское экономическое общество провело в Эр-Рияде встречу для обсуждения проблем женского предпринимательства и инвестиционной деятельности. В соответствии с шариатскими установками участники и участницы встречи находились в разных помещениях одного и того же здания и вели дискуссию по внутренней связи через микрофоны и динамики. Среди основных препятствий, мешающих развитию деловой активности саудовских женщин, были названы следующие:

  • необходимость в силу исламской специфики страны вести все дела через официально нанятых и зарегистрированных посредников мужчин, которые, как показывает практика, нередко злоупотребляют возложенными на них обязанностями и доверием;
  • ограниченность поля предпринимательской деятельности, разрешенной для женщин (в основном коммерческие операции);
  • невозможность пользования банковскими услугами без внесения обременительных залогов и дополнительных гарантий. Женщинам-предпринимательницам часто бывает непросто получить необходимые кредиты, так как приходится обращаться в немногочисленные специализированные «женские» отделения банков, относящиеся, как правило, к своим клиенткам с повышенным недоверием и скепсисом;
  • запрет на проведение деловых встреч с мужчинами, прием делегаций и торговых представителей, участие в переговорах, семинарах и симпозиумах.
В силу перечисленных и многих других ограничений женщины из числа всех зарегистрированных в КСА предпринимателей к началу 1998 г. составляли всего 5%.

К административно-юридическим препонам на пути задействования далеко не использованного трудового и профессионального потенциала прекрасной половины саудовского общества добавляются и многие морально-нравственные и социальные трудности, обусловленные культивируемым, а в ряде случаев и силой государственной власти, традиционализмом исламских канонов и обычного права. Получившим образование и работающим женщинам труднее выйти замуж и устроить свою личную жизнь, учитывая многоженство, ранний брачный возраст саудовок и их многодетность. В глазах потенциальных женихов получившая самостоятельность и покинувшая ради образования родительский дом молодая девушка не может стать согласно Корану покорной женой и всецело заниматься домом и воспитанием детей. В итоге в одной Джидде в 1998 г. замужества ожидали свыше 20 тыс. молодых преподавательниц школ и других учебных заведений.

Острота этой сравнительно новой для королевства проблемы, усугублямая дороговизной свадебных церемоний и назначаемых родителями невесты размеров калыма, обусловила появление первых официально зарегистрированных брачных контор и благотворительных обществ, занимающихся организацией знакомств и коллективных свадеб. Несмотря на отмеченные особенности эмансипации по-саудовски, экономические потребности и императивы развития берут свое: с начала 90-х годов число зарегистрированных женщин-предпринимательниц в Саудовской Аравии возрастает на 54% ежегодно. Число торговых заведений, открытых саудовками к началу 1998 г., достигло 15 тыс. В мае 1998 г. США для установления деловых связей впервые посетила представительная делегация саудовских предпринимательниц.

Откликаясь на требование времени, преодолевая немалое сопротивление традиционалистских, консервативных кругов, власти предпринимают серьезные шаги для развития системы женского образования, создают предприятия с чисто женским персоналом, рассматривается вопрос о введении на производстве женских рабочих смен и расширении мастерских надомного труда, готовится проект закона, разрешающего женщинам управлять автотранспортом.

С 1970 по 1998 гг. число открывавшихся школ для девочек росло быстрее (12,4%), чем для мальчиков (5,3%). В результате, по данным официальной статистики, к 1997 г. число учениц (2,05 млн.) и школ для девочек (11 тыс.) сравнялось с числом учеников и школ для мальчиков. В последние годы для девушек было открыто 61 учебное заведение средней ступени, где обучается около 100 тыс. чел. Для поступления в них в 1998/99 учебном году было подано около 35 тыс. заявлений. До 2000 г. запланировано израсходовать 1,1 млрд. долл. на строительство новых школ для обучения девочек.

О тяге молодых саудовок к образованию и знаниям говорит и личный опыт дочери автора этих строк, которая в течение года занималась на курсах французского языка в посольстве Франции в Эр-Рияде. Кроме нее, в учебной группе было несколько саудовок, разного возраста и социального положения, пришедших на курсы по собственной инициативе и далеко не всегда по рекомендации и желанию своих мужей или родственников. Проблемы слабой посещаемости или пропуска занятий в группе не существовало. Более того, в преддверии месячного поста рамадан, во время которого учеба в КСА прекращается, слушательницы (многие из них весьма набожные и не пропускающие время молитв даже в ходе занятий) обратились к администрации курсов с настоятельной просьбой организовать дополнительные занятия, дабы компенсировать неизбежные пропуски. Позднее языковые курсы для женщин, по просьбе саудовских властей, были свернуты. Тем не менее некоторое время занятия продолжались на квартирах слушательниц.

Таким образом, росткам нового, современного приходится преодолевать сопротивление в целом пока неблагоприятной социокультурной среды и прежде всего «упертых» религиозных кругов, которые с помощью коранических постулатов стремятся воспрепятствовать раскрепощению женщин, затруднить их доступ к знаниям.

Не без их стараний сохраняется табу на овладение женщинами такими профессиями, как юрист, инженер и многими другими, которые предполагают их общение с мужчинами в процессе трудовой деятельности. Для его преодоления дочери состоятельных родителей нередко отправляются за границу. Число саудовок — выпускниц зарубежных вузов за 25 лет (1970—1995 гг.) стремительно выросло с 13 до почти 11 тыс. чел.

Под воздействием жизненных реалий и потребностей меняются взгляды на женскую занятость вне дома и в самом саудовском обществе. По данным социологического обследования, проведенного в начале 1998 г. газетой «Эраб Ньюс» среди представителей различных слоев мужского населения, 80% опрошенных высказались за предоставление женщинам возможности работать в «чисто женском окружении в соответствии с исламскими обычаями и нормами шариата». В качестве основного довода в пользу их положительного отношения к вовлечению женщин в трудовую деятельность они назвали материальные выгоды, «увеличивающие достаток в семье». Вместе с тем, несколько больше половины (53%) опрошенных высказали опасения, что занятость женщин вне дома «отрицательно скажется на внутренней жизни их семей».

Продолжение. Начало см. № 2, 3, 4, 7 1999 г.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]