Обозреватель - Observer 
Наука 

  НАУКА РОССИИ:
  ВЧЕРА,
  СЕГОДНЯ,
  ЗАВТРА

 
Б.КОМЗИН,
кандидат технических наук

Продолжение. Начало см.: “Обозреватель - Observer”, № 7, 1998.

НАУКА В ВОЕННЫЙ И ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОДЫ (1941—1991 гг.)

Особые преимущества социалистического государства были проявлены в ходе второй мировой войны. Отечественная наука с честью пережила испытания Великой Отечественной войны. Несмотря на отвлечения значительных контингентов научных работников в Действующую армию, потерю значительной части материально-технической базы (только в 1941 г. Германия разрушила 605 научно-исследовательских учреждений СССР), у государства оказалось достаточно воли, силы и средств для сохранения отечественного научного потенциала.
В условиях войны возможности планового хозяйства резко расширились. Возросло производство новейшей военной техники, время от ее разработки до массового выпуска резко сократилось.

Отечественной науке оказались по плечу такие задачи, как освоение массового производства военных самолетов принципиально нового типа (штурмовиков Ил-2), реактивной артиллерии и многих других видов техники, существенно повлияших на ход вооруженной борьбы с немецким фашизмом.

15 мая 1942 г., то есть спустя лишь один год после начала Великой Отечественной войны, в СССР были начаты испытания первого в мире истребителя-перехватчика БИ-1 с реактивным двигателем.

Усилия государства по опережающему развитию отечественной науки позволили в короткие сроки освоить выпуск новейших истребителей и бомбардировщиков, средних и тяжелых танков, автоматического стрелкового оружия, артиллерийских систем, а также внедрить самые передовые технологии производства высококачественных марок стали, взрывчатых веществ и т.п.

Следует отметить, что отечественная наука даже в самые тяжелые годы войны уделяла внимание развитию фундаментальных научных исследований, ориентированных на достижение стратегических целей будущего. Как это показал опыт послевоенного развития, такие усилия государства в развитии отечественной математики, физики, аэро- и гидродинамики, химии, материаловедения создали тот теоретический и научный фундамент, на основе которого были реализованы бесспорные успехи СССР в послевоенные годы в области военного и невоенного применения атомной энергии, изучении и практическом освоении космоса.

Исключительно высокие темпы развития экономики страны в послевоенные десятилетия в значительной мере определялись темпами отечественного научно-технического потенциала. Это проявилось в дальнейшем повышении приоритетности науки и ускоренном развитии наукоемких отраслей промышленности. На основе работ большой сети новых исследовательских институтов, специализирующихся в сфере фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок, создавались практически “с нуля” такие новые отрасли промышленности, как ядерная электроэнергетика, радиоэлектронная, полупроводниковая, приборостроительная, авиакосмическая, радиационная и многие другие. Производство продукции наукоемких отраслей было ориентировано не только на создание техники оборонного назначения, но и выпуск продукции гражданского потребления: телевизоров, пылесосов, стиральных машин, бытовых холодильников, радиоприемников, бытовых магнитофонов и других товаров.

В послевоенный период правительство продолжает курс на расширение сферы научных исследований, включая организацию новых научных учреждений и усиление материальной поддержки существующих.

В эти годы создаются такие научные центры, как Институт электрохимии им. Фрумкина АН СССР (1957 г.), организации весьма “экзотического профиля”, включая Институт мерзлотоведения Сибирского отделения РАН (1960 г.), Институт озероведения РАН (1971 г.), Институт гидродинамики им. М.А.Лаврентьева (1957 г.) в Новосибирске, Институт космических исследований, Институт прикладной математики и многие другие.

Особенно триумфальной была “отдача” многолетних инвестиций государства в развитии ракетной техники и космических исследований. Концентрация научного потенциала и производственных ресурсов академических центров и промышленных институтов (так называемых “ящиков”) позволила обеспечить не только высокие темпы научно-технического прогресса, но и существенно опередить США. Именно наша страна стала космическим первопроходцем1.

Интенсивно в послевоенные годы велись исследования и разработки по практическому использованию атомной энергии. Научный потенциал в этой сфере был накоплен учреждениями Академии наук и, в особенности, организациями Минсредмаша. В короткие сроки было ликвидировано отставание от США по испытаниям ядерных и термоядерных боеприпасов. В дальнейшем страна существенно опережала США по масштабам применения атомной энергии для производства электроэнергии, создания энергосиловых установок для ледоколов и подводных лодок.

Триумфальное шествие отечественной науки продолжалось. Продолжалось создание крупных “наукоградов”, были организованы мощные научно-исследовательские центры, специализирующиеся в области фундаментальных и прикладных научных исследований, в том числе, в Серпухове, Зеленограде, Пущино, Черноголовке, Томске, Новосибирске, на Урале и других районах. Возводились уникальные по своим масштабам оптические и радиотелескопы, ускорители элементарных частиц, создавались многочисленные станции метеонаблюдений и исследований в Арктике и Антарктике, были построены экспериментальные геотермальные, приливные и МГД-электростанции. Был создан целый флот кораблей, обеспечивающих проведение космических исследований, заложена на Коль-ском полуострове скважина сверхглубокого бурения.

К началу 70-х годов в отечественных академических и отраслевых институтах работало более 33% численности научных работников всех стран мира и существенно больше, чем в США. СССР значительно опережал США не только по абсолютному числу научных работников, но и по их удельному весу в общей численности активной части населения.

В начале 70-х годов на 10 тыс. чел., занятых в народном хозяйстве СССР, приходилось около 100 научных работников, а в США — 71, в Великобритании — 49. На 10 тыс. рабочих и служащих, занятых в промышленности и строительстве СССР, приходилось 234 научных работника, в США — 205, а в Великобритании — 116 чел.2

Престиж и успехи нашей науки были общеизвестны и признаны странами мира. К ним можно отнести фундаментальные исследования в области математики, физики элементарных частиц, оптических квантовых генераторов, атомных электроэнергетических и судовых установок, технологии производства искусственных алмазов, порошковую металлургию, микроэлектронику, астрофизику. На весь мир известны были такие “маяки” отечественной и мировой науки, как П.Л.Капица, Н.Н.Семенов, И.М.Виноградов, А.Н.Колмогоров, М.А.Лаврентьев, Н.Г.Басов, А.М.Прохоров, А.П.Алексан-дров, В.А.Легасов и многие другие.

В большинстве стран современного мира в послевоенный период четко прослеживается тенденция к наращиванию национального научного потенциала. И это понятно, ибо, чем выше этот потенциал, тем большие перспективы открываются у национальной экономики в использовании имеющихся у нее производительных сил. Об этом свидетельствуют, в том числе, высокие темпы роста лицензионной торговли, когда в качестве товара выступают результаты научных исследований на запатентованные и непатентуемые изобретения. Появление все более совершенных машин, приборов, механизмов, материалов и целых отраслей, специализирующихся на выпуске новой техники. К концу нынешнего столетия особая эффективность инвестиций в науку стала очевидной не только для правительств, заботящихся о национальной безопасности, обеспечение которой практически невозможно без соответствующей военной техники, но и для предпринимателей. Поэтому основными источниками финансирования науки стали государственный бюджет и средства предпринимательского сектора (в основном фонды крупных промышленных компаний). Общепризнанным показателем успешного научно-технического и индустриального развития становятся национальные расходы на науку и их удельный вес в объеме ВНП, примерно 2,0% — 3,0%.

Высокими были уровни финансирования отечественной науки в 80-е годы. Общий объем финансирования науки в СССР из государственного бюджета и других источников (в основном средств отраслевых министерств и ведомств) составил 22,3 млрд. руб. в 1980 г., 28,6 млрд. руб. в 1985 г., и 43,6 млрд. руб. в 1989 г. В 1980—1989 гг. объем ежегодных затрат на науку в СССР увеличился почти в 2 раза, а средний годовой темп прироста таких расходов составил 7,7%, что существенно превышало динамику аналогичных затрат в США, ФРГ, Франции и Японии3. По тем же данным в 1980—1989 гг. наблюдалось непрерывное увеличение расходов на науку в СССР, относительно объема ВНП. Расходы на науку поднялись с 3,5% ВНП в 1980 г. до 3,7% ВНП в 1985 г. и достигли в 1989 г. — 4,7% ВНП.

Общая численность научных работников (включая научно-педагогические кадры) возросла с 1372 тыс. чел. в 1980 г. до 1522 тыс. чел. на конец 1989 г. Основу этой “армии” ученых составляли работники научных учреждений. На долю таких учреждений приходилось 1228 тыс. чел. в 1980 г. и 1342 тыс. чел. в 1989 г., или соответственно 89,4 и 88,2% из общего числа научных работников. За 1980—1989 г. численность научных работников, занятых в основном проведением фундаментальных научных исследований составила в 1980 г. — 126 тыс. чел., в 1985 г. — 137 тыс. чел. и, наконец, в 1989 г. — 150 тыс. чел.

В 1980—1989 гг. заработная плата научных работников существенно опережала оплату труда занятых в других областях хозяйства. Среднемесячная денежная заработная плата занятых в науке и научном обслуживании составляла в 1980 г. — 179,5 руб., в 1985 г. — 202,4 руб. и в 1989 г. — 303,1 руб. Таким образом, зарплата научных работников в 1989 г. превышала средний ее уровень у занятых во всех отраслях хозяйства на 26,1%, в том числе уровень зарплаты занятых в торговле на 61,9%, в жилищно-коммунальном хозяйстве на 67,8%, наконец, занятых в аппарате органов государственного и хозяйственного управления на 28,7%4.

1 “Космонавтика”. Энциклопедия. М., 1985. С. 447—480.
2 “Народное хозяйство СССР в 1971 г.”. М., 1972.
3 “Народное хозяйство СССР в 1989 г.”. М., 1990, С. 338—340.
4 “Наука в России”, Госкомстат России. М., 1996, С. 50.


404 Not Found

Not Found

The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.

<%you_hit(53);%>

   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]