Обозреватель - Observer
|
Образование
|
Проект разработан экспертами ЦС ВОПД «Духовное
наследие»
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ДОКТРИНА ОБРАЗОВАНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Преамбула
1. Государственная доктрина образования является основополагающим документом
в сферах обучения и воспитания всех слоев населения Российской Федерации.
Она призвана сформировать у общества мировоззренческую картину развития
образования, закрепить его консолидирующую и приоритетную роли в продвижении
России к достойному будущему.
2. Основные цели Государственной доктрины образования:
-
отражение интересов, прав и обязанностей российских граждан, образовательных
учреждений и государства в сфере образования;
-
определение цели, задач и стратегических направлений развития образования
в Россий-ской Федерации, содержания деятельности и средств по их реализации;
-
утверждение системы взаимодействия государства, общества и личности в сфере
образования.
3. Государственная доктрина образования опирается на законы РФ и принимается
Федеральным Собранием Российской Федерации.
Цель, задачи и принципы образования
1. Образование является социальной и духовной опорой жизнедеятельности
человека, средством обеспечения демократических свобод, системообразующим
фактором национальной безопасности государства, стабильности и развития
общества.
Основу образования составляют социокультурные и духовные потребности
человека. Каждый гражданин РФ имеет право получать образование любого уровня
по месту проживания и профессиональной деятельности.
Российское образование основывается на Всеобщей декларации прав человека,
на общечеловеческих, в т.ч. социальных, культурных, моральных и духовных
ценностях, выработанных цивилизацией.
2. Целью образования в Российской Федерации провозглашается обеспечение
целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах личности и
общества.
Воспитательная функция образования заключается в обеспечении процессов
социализации личности и ее гражданского становления, передачи новым поколениям
отечественного и мирового культурно-исторического опыта. Российская школа
должна воспитывать у граждан высокое государственное достоинство, честность
и благородство перед Родиной.
Обучающая функция образования заключается в обеспечении процесса овладения
человеком знаниями, навыками и умениями в рамках учебных заведений и различных
сфер жизнедеятельности общества.
Важнейшими компонентами связи образования с другими сферами и подсистемами
жизни общества выступают: экономика, право, наука, культура, экология,
демография, здоровье, религия, военная, национальная и региональная
политика.
3. Задачи образования включают:
-
реализацию потребностей каждого человека в образовательной сфере, постоянное
повышение образовательного уровня населения страны;
-
приведение системы воспитания и обучения населения в соответствие с образовательными
потребностями личности, общества и государства, нормами отечественного
и международного права;
-
подготовку новых поколений граждан к жизнедеятельности в условиях современного
демократического общества, его социокультурных, научных и технологических
достижений;
-
социальную интеграцию различных групп общества независимо от их этнической
принадлежности, психического и физического здоровья, доходов, религиозных
и политических убеждений;
-
обеспечение равных стартовых возможностей россиян в сфере образования;
-
формирование и развитие единого образовательного пространства России на
федеральном и мировом уровнях.
4. К принципам образования относятся:
-
демократизм, свобода и плюрализм образовательной сферы;
-
гуманизм и приоритет общечеловеческих ценностей в процессах обучения и
воспитания;
-
мобильность образовательной системы, научная обоснованность, индивидуальность
и вариативность ее технологий;
-
непрерывность образования и его адаптивность к динамично изменяющимся условиям
жизни и потребностям общества;
-
преемственность и культуросообразность процессов обучения и воспитания;
-
автономность образовательных учреждений;
-
адресность и доступность образовательных услуг;
-
единство образовательного пространства на федеральном и мировом уровнях.
5. Российская государственная политика в области образования включает в
свою сферу всех граждан РФ, население, проживающее на ее территории, а
также, по желанию, зарубежное русскоязычное население.
Содержание образования
1. Ведущим фактором развития образования выступает его содержание, в
котором реализуются ценностные, смыслообразующие, гуманистические
и творческие компоненты жизни общества. Исключаются избыточность, тоталитарность
и унифицированность обучения и воспитания личности.
2. Содержание образовательного процесса строится в соответствии с достижениями
культуры, науки и техники, потребностями личности, общества и государства.
Объем знаний, предлагаемый образовательными учреждениями, содержание
учебных программ определяются балансовым методом, исходя из учета способностей
учащихся, их стартового уровня и научно обоснованного — оптимального итогового
результата обучения.
3. Содержательную основу развития российской системы образования составляют
идеи:
-
вселенского предназначения человека, восстановления его естественной связи
с природой и расширения миропонимания до планетарного уровня;
-
взаимного духовного обогащения, осознания единства индивидуального и коллективного,
при сохранении и неограниченном развитии индивидуальности и учете уникальности
каждой личности;
-
интеграции отечественной и мировой культур посредством возвращения и развития
приоритетных позиций России в мировом образовании.
4. Содержание образования направляется на решение следующих задач:
-
формирование у обучаемых естественнонаучной картины мира и человека, исключение
из ее состава эклектичных, избыточных и бессистемных элементов;
-
доведение до детей, молодежи и взрослого населения страны правил и норм
их поведения в семье и социуме, гигиены и жизненной безопасности;
-
оздоровление молодого поколения и развитие его природных способностей;
-
приобщение россиян к достижениям отечественной и мировой культуры,
усиление роли искусства в обучении и воспитании, овладение родным и иностранными
языками;
-
формирование навыков создания и грамотного потребления материальных и духовных
продуктов общества;
-
беспрепятственное изучение основ религий, предметов и дисциплин по этническим,
национальным и другим социокультурным проблемам.
Структура образования
1. Структура образования призвана обеспечить гибкость, динамизм, оптимальность
и адаптивность процессов обучения и воспитания к изменяющимся условиям
и учет потребностей личности, общества и государства. Создается целостная
система непрерывного образования населения РФ, отражающая мировые тенденции
развития образовательной сферы, региональные и национальные особенности
обучающихся.
2. Посредством структуры образования реализуется:
-
приведение отечественной системы обучения и воспитания в соответствие с
их передовыми формами, сложившимися в мировом и федеральном образовательном
пространствах;
-
интеграция элементов сферы образования для достижения провозглашенных в
национальной доктрине целей;
-
объединение культурного, технического и научно-педагогического потенциалов
страны;
-
рациональное использования интеллектуальных и кадровых ресурсов учебных
заведений, регионов и страны;
-
развитие процессов диверсификации и интеграции образования на организационном
и содержательном уровнях;
-
устранение диспропорций между системой подготовки специалистов и реальным,
а также перспективным спросом на них со стороны общества и государства;
-
государственные гарантии развития альтернативных форм образовательных учреждений.
3. Организационная структура образования обеспечивает:
-
многообразие форм учебных заведений и учреждений переходного типа с различными
уровнями и профилями дифференциации;
-
формирование региональных и федеральных образовательных комплексов как
внутри систем общего и профессионального образования, так и их объединений
по схемам: детский сад – школа, школа – колледж; школа – вуз; колледж –
вуз и т.п.;
-
добровольность перехода к соучредительству при сохранении академической
автономии, невмешательстве учредителей в организационные и финансовые решения
руководителей (ректоров) и ученых советов;
-
установление сети дистанционного и непрерывного образования, межотраслевых
центров подготовки и переподготовки специалистов, правовой и учебной базы
их функционирования и развития;
-
развитие филиальной сети ведущих вузов страны, преодоление региональной
замкнутости высшего и среднего образования, улучшение качества преподавания;
-
предоставление образовательных услуг русскоязычному населению в ближнем
и дальнем зарубежье;
-
создание системы неформального образования взрослого населения.
Управление в образовании
1. Управление образованием призвано обеспечить взаимодействие государства
и общества в интересах динамичного развития образования, его многообразия,
высокого качества и учета интересов общества. Управление российским образованием
рассматривается как процесс приведения его системы в соответствие с закономерностями
и тенденциями мировой образовательной сферы, развития его лучших отечественных
традиций.
2. К основным функциям управления образованием относятся:
-
организация достижения цели и решения задач образования;
-
разграничение и координация задач, функций и ответственности между различными
уровнями государственного и общественного управления образованием;
-
утверждение практики соучредительства и расширение автономии учебных заведений;
-
введение нормативно-правовых и экономических механизмов обеспечения академической
и финансовой самостоятельности образовательных учреждений;
-
минимизация административно-распорядительных функций органов образования;
-
развитие общественных составляющей и форм управления образованием.
Кадры образования
1. Педагог является ключевой фигурой процессов обучения и воспитания. Он
наделяются совокупностью гарантированных законами РФ прав и обязанностей.
Каждый учитель и преподаватель принимает «Клятву педагога», определяющую
профессионально-этические нормы поведения и деятельности работников образовательной
сферы.
2. Система образования призвана обеспечить эффективное использование
педагогического потенциала страны. В интересах оптимизации деятельности
кадров образования обеспечиваются:
-
реализация конституционного права свободы преподавания;
-
условия для профессионального роста, повышения социального статуса
и уровня жизни кадров образования;
-
разработка и внедрение научно обоснованных нормативов учебной нагрузки
педагогических работников, оптимальной организационной структуры системы
образования;
-
функционирование механизма объективной аттестации педагогического персонала,
преодоление региональной контрастности в уровнях заработной платы педагогических
кадров;
-
высокая конкурентоспособность образования по отношению к другим сферам
труда и мотивация молодежи к педагогической деятельности;
-
качественный отбор студентов на педагогические специальности, практическая
направленность их обучения, высокий уровень фундаментальной подготовки
учителей и преподавателей;
-
непрерывность педагогического образования, повышение квалификации педагогов
без отрыва от процесса обучения и воспитания, информационное обеспечение
педагогической деятельности на основе дистанционного образования;
-
внедрение системы дополнительного педагогического образования на сервисном
принципе деятельности по удовлетворению профессионально-образовательных
потребностей педагогов и лиц, желающих получить педагогическую подготовку;
-
повышение эффективности деятельности кадров образования посредством их
высокой мобильности и адекватной оплаты педагогического труда.
Образование и государство
1. Образование выступает многоаспектным полем партнерского взаимодействия
федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти
с образовательными учреждениями, педагогическим сообществом, обучаемыми
и их семьями, потенциальными работодателями и общественными объединениями.
Образование не является монопольной сферой государства.
2. Образовательные учреждения в Российской Федерации различаются по
их отношению к государственным бюджетным средствам (бюджетные или небюджетные)
и по форме собственности. Все учебные заведения на территории РФ строят
свою деятельность на основе государственных законов РФ. Дипломы и аттестаты
лицензированных в РФ учебных заведений являются документами общероссийского
государственного образца (без льготных уточнений и дискриминационных ограничений).
3. Статус иностранных (негосударственных) учебных заведений на территории
Российской Федерации определяется межгосударственными, межправительственными
договорами и соглашениями.
4. Целью государства в образовательной сфере является создание условий
по обеспечению целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах
личности и российского общества в рамках отечественного и мирового образовательного
пространства.
5. К основным задачам государства в образовании относятся:
-
осуществление приоритетной роли образования в развитии страны и обеспечении
ее будущего;
-
реализация конституционного права человека и гражданина Российской Федерации
на получение образования и формирование его адекватной правовой базы;
-
создание социально-экономических условий развития сферы образования;
-
организация информационного и научного сопровождения процесса развития
образовательной системы;
-
обеспечение гласности и открытости государственной политики, равных стартовых
возможностей в образовании;
-
создание демократичного механизма принятия государственных решений по вопросам
обучения и воспитания, привлечения педагогической общественности к управлению
образованием и его контролю;
-
обеспечение социальной защищенности учащихся и работников образовательной
сферы;
-
гарантия свободы преподавания и равных прав образовательных учреждений
в организации учебно-воспитательной деятельности;
-
реализация свободы выбора учащимися и их семьями учебных заведений и форм
получения образования;
-
гарантия права любого этноса обучать молодое поколение в национальных школах
как формах сохранения национальных культур народов России;
-
организация системы лицензирования учебных учреждений с предоставлением
им права ведения образовательной деятельности.
6. Достижение цели и решение задач государственной политики в области образования
возлагается на Министерство общего и профессионального образования РФ.
Образование
и педагогическое сообщество
1. Педагогическое сообщество является ведущим компонентом в определении
и решении задач образовательной сферы. К нему относятся педагогические
коллективы и советы, научно-исследовательские и общественные объединения,
группы, причастные к процессам обучения и воспитания.
2. Высшим органом педагогического сообщества является Образовательный
парламент, действующий на общественных началах. В состав Образовательного
парламента входят руководители образовательных учреждений, научно-педагогических
советов, общественно-педагогических объединений всех субъектов Российской
Федерации.
3. Устав Образовательного парламента принимается на его заседании открытым
голосованием абсолютным большинством голосов.
Заседания Образовательного парламента проводятся по мере необходимости,
но не менее одного раза в год.
4. В субъектах федерации или их объединениях создаются Региональные
образовательные советы, действующие на основе принимаемых абсолютным большинством
решений.
5. Педагогическое сообщество в сфере образования решает следующие задачи:
-
определяет содержание образования в России и критерии оценки учебных учреждений;
-
развивает лучшие российские традиции в обучении и воспитании, обеспечивая
их преемственность;
-
внедряет мировой образовательный опыт в сферу отечественного образования;
-
организует внутренний академический контроль над содержанием и качеством
образовательной, в т.ч. финансовой и административно-хозяйственной деятельности;
-
обеспечивает участие потребителей образования в формировании заказов и
критериев оценки для учебных заведений;
-
принимает решения по актуальным проблемам развития образовательной системы.
Финансирование образования
1. Финансовой основой Национальной доктрины образования является государственная
бюджетная политика, обеспечивающая функционирование и целевое развитие
образовательной сферы. Объем финансирования образовательной сферы определяется
Федеральным Собранием РФ, исходя из удельного веса в произведенном национальном
продукте.
2. Государство гарантирует бесплатное общее среднее и доступность первого
профессионального образования. Бесплатность и доступность различных уровней
образования обеспечивается адресностью финансовой поддержки государством
обучающихся. Финансирование образовательных учреждений осуществляется через
учащихся.
Государство обеспечивает адресную финансовую помощь в получении
образовательных услуг талантливым детям и подросткам, ученикам с различными
физическими и психическими отклонениями, многодетным семьям, выходцам из
отдаленных регионов, детям малообразованных и малообеспеченных родителей.
3. Основные направления финансовой политики государства в образовании
состоят в следующем:
-
реализация механизма нормативного («подушевого») финансирования в расчете
на одного учащегося на основе потребностей общества и возможностей государства;
-
установление ежегодных нормативов финансирования в федеральном законе о
бюджете после их обсуждения педагогическим сообществом;
-
предоставление субъектам федерации и органам местного самоуправления права
превышать федеральные нормативы финансирования при наличии соответствующих
возможностей;
-
реализация многоканального и многоуровневого финансирования образования
заинтересованными органами и лицами;
-
предоставление всем образовательным заведениям статуса самостоятельного
юридического лица с правом непосредственного получения бюджетных средств;
-
обеспечение равенства доступа лицензированных общеобразовательных учреждений
независимо от формы собственности к бюджетному нормативному финансированию;
-
осуществление гибкого механизма налоговых льгот, стимулирующего платежный
спрос юридических и физических лиц, предприятий и организаций на образовательные
услуги, привлечение финансовых средств в образование. Налоговые льготы
осуществляются в отношении родителей, финансирующих образование своих детей.
4. В целях постоянного развития образовательных учреждений разрешается
использование до 20% их основных фондов (государственной или муниципальной
собственности) и предоставлять дополнительные образовательные услуги для
получения внебюджетных средств, открытых для контроля со стороны общественности.
Приоритетное право на аренду фондов образовательных учреждений принадлежит
небюджетным учебным заведениям. Решение вопросов о сдаче в аренду основных
фондов образовательных учреждений должны быть открытыми.
Образовательные технологии
1. Образовательные технологии призваны обеспечить переход к многообразному
и непрерывному образованию, охватывающему весь период активной жизни
человека, как условию достижения его оптимального состояния. Высокие образовательные
технологии призваны обеспечить переход к гуманистическим, личностно ориентированным
педагогическим приемам и способам в работе с обучаемыми, научно обоснованному
учету их индивидуальных природных особенностей.
2. В качестве базиса передовых образовательных технологий рассматриваются
индивидуализация, дистанционность и вариативность учебного процесса, академическая
мобильность обучаемых. Для их реализации осуществляются следующие меры:
-
разрабатываются научные основы, обеспечивающие инновационность и преемственность
форм и уровней образования, их программ и учебных планов;
-
научно обосновывается рынок учебной литературы и компьютерных (в т.ч. мультимедийных)
баз данных, искореняется возможность его монополизации;
-
создаются вариативные методики по обучению людей с различными уровнями
способностей, возрастом и потребностями;
-
разрабатывается и реализуется общероссийская программа дистанционного непрерывного
образования;
-
обеспечивается переход к интерактивным методам и практической направленности
обучения в сочетании с фундаментальной теоретической подготовкой учащихся;
-
создается система поддержки проектов, нововведений в технологии образования,
ее семейных, заочных, дистанционных и экстернатных форм;
-
вводится национальная система контроля качества образования на федеральном
и региональном уровнях методом тестирования, используемого как средство
испытания при приеме в высшее или среднее профессиональное учебное заведение;
-
предоставляется право обучения, получения аттестатов и дипломов в различных
образовательных заведениях, оценка знаний студентов вузов проводится
системой «кредит-единиц»;
-
развиваются компьютерные, виртуальные и информационные технологии,
мультимедийные средства обучения, устанавливаются национальные стандарты
информатизации общего и профессионального образования как компонент лицензирования
учебных заведений.
Образование и здоровье
Оздоровление российской нации в рамках учебной деятельности, приобщение
к ценностям здорового образа жизни являются приоритетными направлениями
в сфере образования. К основным направлениям их реализации относятся:
-
научно-организационное обеспечение и создание материально-технической базы
оздоровления обучающихся;
-
исключение несоответствия учебных программ и негативных условий образования
функциональным и возрастным особенностям школьников и студентов;
-
нормализация учебной нагрузки — предотвращение перегрузки аудиторными и
домашними заданиями, обеспечение качественным питанием, контроль над соблюдением
медико-санитарных норм;
-
создание благоприятных условий для лиц с ограниченными физическими возможностями,
психическими отклонениями и особенностями развития;
-
проведение мониторинга здоровья обучающихся, информационного и медицинского
обеспечения профилактической работы на всех уровнях образования;
-
выполнение инновационных программ, направленных на укрепление здоровья
детей и подростков;
-
развитие системы валеологических и психологических служб, центров и комплексов
оздоровления;
-
улучшение организации физического воспитания учащихся как компонента их
оздоровления;
-
медицинская поддержка групп риска в образовательной среде, предотвращения
антивитальных зависимостей и вредных привычек;
-
разработка и внедрение плодотворных эргономических и инженерных решений
по оборудованию классов и учебных мест для занятий.
Научно-исследовательская
деятельность в образовании
Научное обоснование целей и содержания образовательной деятельности рассматривается
в качестве необходимого условия высокой продуктивности процессов обучения
и воспитания. К основным направлениям научно-исследовательской деятельности
в сфере образования относятся:
-
развитие фундаментальных исследований, проводимых образовательными учреждениями,
в том числе совместно с научно-исследовательскими институтами, центрами
и академиями наук;
-
создание сети научно-образовательных центров в составе университетских
федеральных и региональных комплексов, поддержка уникальных научно-исследовательских
объектов образования и инновационных программ;
-
совершенствование инфраструктуры научно-технической сферы образования,
совместное использование учебными заведениями материально-технической базы
научно-исследовательской работы;
-
переход на контрактную систему выполнения научно-исследовательских работ
в вузах страны как средству селективной поддержки творческих научных коллективов,
развития здоровой конкуренции в сфере вузовских научных исследований;
-
образование фонда научно-информационного обеспечения системы образования:
развития телекоммуникационных сетей, перспективных технологий, электронных
библиотечных каталогов, компьютерных систем и серверов;
-
поддержка научного предпринимательства в системе образования, включение
педагогов и студентов в практику научно-исследовательской работы;
-
выделение не менее 10% от расходов федерального бюджета образования на
поддержку его технологического, инновационного и информационного обеспечения.
Заказы образованию
на подготовку специалистов
1. В Российской Федерации предусматриваются следующие виды заказов и контрактов
на подготовку специалистов: государственные федеральный и региональный;
муниципальный; организаций и предприятий; граждан.
2. Заказы на подготовку и переподготовку специалистов подлежат распределению
между всеми без исключения учреждениями профессионального образования на
открытой конкурсной основе с учетом территориальной мобильности учащихся.
3. Оценка потребности в государственном заказе осуществляется на основе
системы контрольных показателей структуры профессиональной подготовки,
текущего и прогнозируемого спроса на рынке труда.
4. Государственный заказ устанавливается в объеме, обеспечивающим выполнение
федеральных законов об образовании.
5. Финансирование государственных заказов образовательным учреждениям
осуществляется через обучающихся, включая их стипендиальный фонд.
6. Предложения по структуре подготовки кадров и определение рейтингов
высших учебных заведений в различных специальностях (направлениях) осуществляют
Научно-педагогические советы (НПС) по направлениям профессионального образования.
НПС представляют форму управления в высшем образовании и включают в свой
состав представителей федеральных органов законодательной и исполнительной
власти, образовательных учреждений, работодателей, общественности и иных
заинтересованных субъектов. Руководящим органом для НПС является Педагогический
парламент.
7. Министерство образования определяет план подготовки специалистов
по их уровням и территориальному основанию, организует открытый конкурс
учебных заведений на размещение государственного федерального заказа в
регионах. Результаты конкурса утверждаются Научно-педагогическими советами.
8. Система региональных и муниципальных заказов, а также организаций,
предприятий и граждан, разрабатывается на основе их потребностей в профессиональных
кадрах.
Заключение
Образование является важнейшим средством общественно-государственного строительства
и продвижения Российской Федерации в будущее, областью принятия и реализации
стратегических государственных решений по всему спектру задач, решаемых
Россией на рубеже II – III тысячелетий. От осознания обществом данных
аспектов зависит не только будущее образования, но и российской государственности.
В этой связи, Национальная доктрина российского образования выступает консолидирующим
документом по интеграции всех конструктивных сил страны в единое поле сотрудничества
во имя ее провозглашенных благородных целей.