Обозреватель - Observer 
Образование 

Проект разработан экспертами ЦС ВОПД «Духовное наследие»
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ДОКТРИНА ОБРАЗОВАНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Преамбула
1. Государственная доктрина образования является основополагающим документом в сферах обучения и воспитания всех слоев населения Российской Федерации. Она призвана сформировать у общества мировоззренческую картину развития образования, закрепить его консолидирующую и приоритетную роли в продвижении России к достойному будущему.

2. Основные цели Государственной доктрины образования:

3. Государственная доктрина образования опирается на законы РФ и принимается Федеральным Собранием Российской Федерации.
Цель, задачи и принципы образования

1. Образование является социальной и духовной опорой жизнедеятельности человека, средством обеспечения демократических свобод, системообразующим фактором национальной безопасности государства, стабильности и развития общества.

Основу образования составляют социокультурные и духовные потребности человека. Каждый гражданин РФ имеет право получать образование любого уровня по месту проживания и профессиональной деятельности.

Российское образование основывается на Всеобщей декларации прав человека, на общечеловеческих, в т.ч. социальных, культурных, моральных и духовных ценностях, выработанных цивилизацией.

2. Целью образования в Российской Федерации провозглашается обеспечение целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах личности и общества.

Воспитательная функция образования заключается в обеспечении процессов социализации личности и ее гражданского становления, передачи новым поколениям отечественного и мирового культурно-исторического опыта. Российская школа должна воспитывать у граждан высокое государственное достоинство, честность и благородство перед Родиной.

Обучающая функция образования заключается в обеспечении процесса овладения человеком знаниями, навыками и умениями в рамках учебных заведений и различных сфер жизнедеятельности общества.

Важнейшими компонентами связи образования с другими сферами и подсистемами жизни общества выступают: экономика, право, наука, культура, экология, демография, здоровье, религия, военная, национальная и региональная  политика.

3. Задачи образования включают:

4. К принципам образования относятся: 5. Российская государственная политика в области образования включает в свою сферу всех граждан РФ, население, проживающее на ее территории, а также, по желанию, зарубежное русскоязычное население.
Содержание образования

1. Ведущим фактором развития образования выступает его содержание, в котором реализуются ценностные,  смыслообразующие, гуманистические и творческие компоненты жизни общества. Исключаются избыточность, тоталитарность и унифицированность обучения и воспитания личности.

2. Содержание образовательного процесса строится в соответствии с достижениями культуры, науки и техники, потребностями личности, общества и государства.
Объем знаний, предлагаемый образовательными учреждениями, содержание учебных программ определяются балансовым методом, исходя из учета способностей учащихся, их стартового уровня и научно обоснованного — оптимального итогового результата обучения.

3. Содержательную основу развития российской системы образования составляют идеи:

4. Содержание образования направляется на решение следующих задач:
Структура образования

1. Структура образования призвана обеспечить гибкость, динамизм, оптимальность и адаптивность процессов обучения и воспитания к изменяющимся условиям и учет потребностей личности, общества и государства. Создается целостная система непрерывного образования населения РФ, отражающая мировые тенденции развития образовательной сферы, региональные и национальные особенности обучающихся.

2. Посредством структуры образования реализуется:

3. Организационная структура образования обеспечивает:
Управление в образовании
1. Управление образованием призвано обеспечить взаимодействие государства и общества в интересах динамичного развития образования, его многообразия, высокого качества и учета интересов общества. Управление российским образованием рассматривается как процесс приведения его системы в соответствие с закономерностями и тенденциями мировой образовательной сферы, развития его лучших отечественных традиций.

2. К основным функциям управления образованием относятся:

Кадры образования
1. Педагог является ключевой фигурой процессов обучения и воспитания. Он наделяются совокупностью гарантированных законами РФ прав и обязанностей. Каждый учитель и преподаватель принимает «Клятву педагога», определяющую профессионально-этические нормы поведения и деятельности работников образовательной сферы.

2. Система образования призвана обеспечить эффективное использование педагогического потенциала страны. В интересах оптимизации деятельности кадров образования обеспечиваются:

Образование и государство
1. Образование выступает многоаспектным полем партнерского взаимодействия федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти с образовательными учреждениями, педагогическим сообществом, обучаемыми и их семьями, потенциальными работодателями и общественными объединениями. Образование не является монопольной сферой государства.

2. Образовательные учреждения в Российской Федерации различаются по их отношению к государственным бюджетным средствам (бюджетные или небюджетные) и по форме собственности. Все учебные заведения на территории РФ строят свою деятельность на основе государственных законов РФ. Дипломы и аттестаты лицензированных в РФ учебных заведений являются документами общероссийского государственного образца (без льготных уточнений и дискриминационных ограничений).

3. Статус иностранных (негосударственных) учебных заведений на территории Российской Федерации определяется межгосударственными, межправительственными договорами и соглашениями.

4. Целью государства в образовательной сфере является создание условий по обеспечению целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах личности и российского общества в рамках отечественного и мирового образовательного пространства.

5. К основным задачам государства в образовании относятся:

6. Достижение цели и решение задач государственной политики в области образования возлагается на Министерство общего и профессионального образования РФ.
Образование
и педагогическое сообщество
1. Педагогическое сообщество является ведущим компонентом в определении и решении задач образовательной сферы. К нему относятся педагогические коллективы и советы, научно-исследовательские и общественные объединения, группы, причастные к процессам обучения и воспитания.

2. Высшим органом педагогического сообщества является Образовательный парламент, действующий на общественных началах. В состав Образовательного парламента входят руководители образовательных учреждений, научно-педагогических советов, общественно-педагогических объединений всех субъектов Российской Федерации.

3. Устав Образовательного парламента принимается на его заседании открытым голосованием абсолютным большинством голосов.
Заседания Образовательного парламента проводятся по мере необходимости, но не менее одного раза в год.

4. В субъектах федерации или их объединениях создаются Региональные образовательные советы, действующие на основе принимаемых абсолютным большинством решений.

5. Педагогическое сообщество в сфере образования решает следующие задачи:

Финансирование образования
1. Финансовой основой Национальной доктрины образования является государственная бюджетная политика, обеспечивающая функционирование и целевое развитие образовательной сферы. Объем финансирования образовательной сферы определяется Федеральным Собранием РФ, исходя из удельного веса в произведенном национальном продукте.

2. Государство гарантирует бесплатное общее среднее и доступность первого профессионального образования. Бесплатность и доступность различных уровней образования обеспечивается адресностью финансовой поддержки государством обучающихся. Финансирование образовательных учреждений осуществляется через учащихся.

Государство обеспечивает адресную финансовую помощь в получении  образовательных услуг талантливым детям и подросткам, ученикам с различными физическими и психическими отклонениями, многодетным семьям, выходцам из отдаленных регионов, детям малообразованных и малообеспеченных родителей.

3. Основные направления финансовой политики государства в образовании состоят в следующем:

4. В целях постоянного развития образовательных учреждений разрешается использование до 20% их основных фондов (государственной или муниципальной собственности) и предоставлять дополнительные образовательные услуги для получения внебюджетных средств, открытых для контроля со стороны общественности. Приоритетное право на аренду фондов образовательных учреждений принадлежит небюджетным учебным заведениям. Решение вопросов о сдаче в аренду основных фондов образовательных учреждений должны быть открытыми.
Образовательные технологии
1. Образовательные технологии призваны обеспечить переход к многообразному и непрерывному образованию, охватывающему  весь период активной жизни человека, как условию достижения его оптимального состояния. Высокие образовательные технологии призваны обеспечить переход к гуманистическим, личностно ориентированным педагогическим приемам и способам в работе с обучаемыми, научно обоснованному учету их индивидуальных природных особенностей.

2. В качестве базиса передовых образовательных технологий рассматриваются индивидуализация, дистанционность и вариативность учебного процесса, академическая мобильность обучаемых. Для их реализации осуществляются следующие меры:

Образование и здоровье
Оздоровление российской нации в рамках учебной деятельности, приобщение к ценностям здорового образа жизни являются приоритетными направлениями в сфере образования. К основным направлениям их реализации относятся:
Научно-исследовательская
деятельность в образовании
Научное обоснование целей и содержания образовательной деятельности рассматривается в качестве необходимого условия высокой продуктивности процессов обучения и воспитания. К основным направлениям научно-исследовательской деятельности в сфере образования относятся:
Заказы образованию
на подготовку специалистов
1. В Российской Федерации предусматриваются следующие виды заказов и контрактов на подготовку специалистов: государственные федеральный и региональный; муниципальный; организаций и предприятий; граждан.

2. Заказы на подготовку и переподготовку специалистов подлежат распределению между всеми без исключения учреждениями профессионального образования на открытой конкурсной основе с учетом территориальной мобильности учащихся.

3. Оценка потребности в государственном заказе осуществляется на основе системы контрольных показателей структуры профессиональной подготовки, текущего и прогнозируемого спроса на рынке труда.

4. Государственный заказ устанавливается в объеме, обеспечивающим выполнение федеральных законов об образовании.

5. Финансирование государственных заказов образовательным учреждениям осуществляется через обучающихся, включая их стипендиальный фонд.

6. Предложения по структуре подготовки кадров и определение рейтингов высших учебных заведений в различных специальностях (направлениях) осуществляют Научно-педагогические советы (НПС) по направлениям профессионального образования. НПС представляют форму управления в высшем образовании и включают в свой состав представителей федеральных органов законодательной и исполнительной власти, образовательных учреждений, работодателей, общественности и иных заинтересованных субъектов. Руководящим органом для НПС является Педагогический парламент.

7. Министерство образования определяет план подготовки специалистов по их уровням и территориальному основанию, организует открытый конкурс учебных заведений на размещение государственного федерального заказа в регионах. Результаты конкурса утверждаются Научно-педагогическими советами.

8. Система региональных и муниципальных заказов, а также  организаций, предприятий и граждан, разрабатывается на основе их потребностей в профессиональных кадрах.

Заключение
Образование является важнейшим средством общественно-государственного строительства и продвижения Российской Федерации в будущее, областью принятия и реализации стратегических государственных решений по всему спектру задач, решаемых Россией на рубеже II – III  тысячелетий. От осознания обществом данных аспектов зависит не только будущее образования, но и российской государственности. В этой связи, Национальная доктрина российского образования выступает консолидирующим документом по интеграции всех конструктивных сил страны в единое поле сотрудничества во имя ее провозглашенных благородных целей.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]