Обозреватель - Observer |
Экономика
|
В.Ефимов,
доктор экономических наук
Развитие внешнеэкономической деятельности со странами бывшего СЭВ имеют особую специфику. На них влияют трудности как переходного периода в каждой стране в отдельности, так и формирование нового правового поля, новой инфраструктуры, обеспечивающей развитие торговых отношений в условиях устремления десятков тысяч хозяйствующих субъектов к взаимному партнерскому интересу.
И здесь можно наблюдать большие усилия по формированию необходимых условий как правительственных, законодательных и общественных организаций, так деловых и финансовых кругов обеих стран.
Принят ряд важных межгосударственных соглашений, в том числе о защите инвестиций, о двойном налогообложении, соглашения о взаимодействии многих министерств и ведомств. Создаются Союзы, объединения, торговые дома. Совершенствуется информационная база, отрабатываются финансово-кредитные системы.
Однако, анализ показывает, что в условиях координального переустройства экономики стран, их геополитической переориентации, на определенных этапах возникает потребность объективной диагностики функционирующих механизмов с целью принятия мер по их совершенствованию.
В силу целого ряда объективных факторов преобразования внешнеторговой
деятельности в России, при всех своих проблемах, являются наиболее продвинутыми
для интеграции в мировую экономическую систему.
В развитии внешней торговли России можно выделить в последний период
несколько этапов:
Надо отдать должное, что политические круги наших стран сумели объективно оценить ситуацию. В последний период начала превалировать экономическая национальная заинтересованность над политической, хотя этот процесс находится в начальной стадии.
На развитие экономических отношений негативно сказывается процесс передела рынков стран Центральной и Восточной Европы, и как мне кажется, именно без участия России.
Анализ внешнеторговой политики Европейского союза — через призму Венгрии — показывает скоординированные действия по вытеснению товаров России с рынков стран Центральной и Восточной Европы, за исключением части энерго-сырьевых ресурсов. Об этом говорит практика последних лет.
В Европе происходит планомерно юридическое оформление закрытого экономического
пространства, в котором для России членство пока проблематично.
Форсируется расширение существующих экономических группировок ЕС и
Среднеевропейской Ассоциации Свободной Торговли за счет, в первую очередь,
таких стран, как Румыния, Болгария, балтийские государства.
Там, где юридическая база не позволяет втянуть в свою орбиту страны
на правах полноправного членства, проводится тактика создания новых группировок.
Так, в декабре 1996 г. была создана инициатива сотрудничества в Юго-Восточной
Европе (SECI), как мне кажется, за созданием которой просматриваются планы
обеспечить контроль за Балканским стратегическим транспортно-коммуникационным
коридором. Можно прогнозировать, что в будущем речь может пойти о распространении
этой экономической группировки и на южные страны бывшего СССР.
В Измаиле оформилось трехстороннее экономическое сотрудничество Украины, Румынии и Молдавии, основополагающей целью которого провозглашено усиление политического и экономического сотрудничества с ЕС, интеграция его структуры. Можно продолжить список других межгосударственных Союзов.
По аналогии с ЦЕССТ можно предположить, что уже в ближайшем будущем эти экономические группировки приступят к снятию таможенных барьеров во взаимной торговле, юридическому оформлению отношений с ЦЕССТ и ЕС.
Сложившаяся ситуация по участию России в поставках вооружения показывает, что одной из основных задач расширения НАТО является создание замкнутого рынка военной продукции, именно для стран участников НАТО.
Особенно следует обратить внимание на то, что страны Центральной и Восточной Европы, в том числе и Венгрия, входят в состав нескольких локальных экономических объединений одновременно, что приводит к расширению рамок сотрудничества за пределы отдельных группировок, маскирует главную цель — формирование замкнутого экономического пространства.
Можно уважать стремление Венгрии по присоединению к ЕС и НАТО. Однако мы вправе рассчитывать на неухудшение внешнэкономического поля по отношению к России. Как показывает практика, Венгрия применяет не только весь комплекс предусмотренных ЕС ограничительных мер для российских товаров, но и проводит энергичную, вполне индивидуальную политику в этом направлении:
Привлекает внимание еще один блок проблем, который де факто имеет место в отношениях новой России и новой Венгрии.
Речь идет о Договоре о торговле и мореплавании, который является до сих пор основным действующим правовым документом, регулирующим сферу торгово-экономических отношений между Россией и Венгрией, в соответствии с которым стороны обязались взаимно предоставить друг другу, цитирую, «безусловный и неограниченный режим наиболее благоприятствуемой нации в отношении всех вопросов, касающихся торговли между обеими сторонами» (статья 1 Договора).
Россия неукоснительно выполняет все принятые на себя по этому правовому акту обязательства перед Венгрией. По отношению к импорту из Венгрии, РФ применяет таможенные пошлины, установленные для стран, с которыми торгует в режиме наибольшего благоприятствования (РНБ), то есть в 2 раза ниже, чем те, что определены для стран, с которыми режим наибольшего благоприятствования не применяется. Не практикует Россия в отношении импорта товаров из Венгрии и каких-либо сборов, налогов, обременительных правил и формальностей. За прошедшие с момента заключения Договора десятилетия и по сей день Россия не создала новой торгово-политической ситуации, при которой венгерские экспортеры оказались бы на российском рынке в менее благоприятных условиях по сравнению с предыдущим периодом или с экспортерами из третьих стран.
То, что Россия предоставляет странам СНГ беспошлинный таможенный режим, никоим образом не может ущемить интересы Венгрии, либо ухудшить ее позиции на российском рынке, так как в момент заключения Договора страны СНГ и Россия входили в состав СССР, их экономики составляли единый хозяйственный организм, а их взаимный товарооборот таможенными пошлинами, также, как и сейчас, не облагался.
Венгрия же за последние 5—7 лет создала новые, неблагоприятные для российских экспортеров конкурентные условия работы на венгерском рынке. Практически созданы экономические предпосылки для вытеснения российских товаров (кроме нефти и газа) с венгерского рынка.
Достаточно лишь отметить, что в 1997 г. уже более половины товаров из стран ЕС ввозилось в Венгрию беспошлинно, а ставки таможенного обложения другой половины так называемых «чувствительных» промышленных товаров были снижены до 60% от уровня таможенных пошлин, а с 2001 г. они будут вовсе упразднены. В торговле со странами — участницами ЦЕССТ Венгрия в 1997 г. уже почти 90% своего импорта промышленных товаров осуществляла на беспошлинной основе, а их полное упразднение намечает на 2000 г.
В то же время в торговле с Россией Венгрия, как уже отмечалось выше, применяет самые высокие таможенные пошлины, предусмотренные в ее таможенном тарифе, которые на практике она использует также и в торговле со странами, с которыми соглашений о режиме наибольшего благоприятствования не имеет. Это является нарушением статьи 2 Договора, в соответствии с которой товары одной из Договаривающихся Сторон при их ввозе на территорию другой Стороны «ни в коем случае не будут подвергаться каким-либо иным или более высоким пошлинам, налогам и сборам или каким-либо иным, более обременительным правилам или формальностям».
Входит в противоречие со статьей 2 Договора и венгерская практика применения
в отношении российских товаров взимания статистического и таможенного сборов
в размере 5%. В соответствии с Договором Стороны предоставляют друг другу
режим наибольшего благоприятствования «по всем вопросам, касающимся таможенных
пошлин и любых сборов и налогов; ... возврата таможенных пошлин; ... правил,
формальностей и сборов, применяемых в связи с очисткой товаров на таможнях».
Можно считать невыполнением Венгерской стороной статьи 2 Договора и
запрет на возврат ранее уплаченной таможенной пошлины в отношении импорта
из России.
Ущерб, который терпит Россия только по линии взимания с ее товаров таможенных и статистических сборов, а также применение к ней самых высоких ставок таможенных пошлин, составляет, по расчетам, около 80 млн. долл. в год.
К сожалению, Венгрия взяла на себя ответственность по одностороннему невыполнению международного соглашения, без официального уведомления своего партнера, ссылаясь при этом на правомерность своих действий в связи с другими международными соглашениями.
Международные соглашения, как известно, не делятся на категории, обязательные или необязательные для выполнения или необязательные. Насколько известно, в этих условиях, исходя из своей традиционной экономической политики, Россия пыталась и пытается дипломатическими мерами решить создавшуюся проблему. Однако, есть предел периода и есть предел экономической целесообразности.
Есть ли пути и возможности решения этих проблем? Конечно, есть.
При всех трудностях переходного периода Россия остается третьим торговым партнером Венгрии и приобретает особое значение для Венгрии при вступлении ее в ЕС, поскольку страна имеет такую структуру хозяйства, при которой она не сможет создать процветающую экономику без развития торговых связей со странами бывшего СССР, особенно Россией.
По ряду секторов экономики российский рынок является во многом единственным для венгерских товаров.
Можно привести всего несколько товарных групп венгерского экспорта в РФ в % к общему экспорту Венгрии в стоимостном выражении.
В условиях вступления Венгрии в ЕС придется либерализовать торговый режим для стран ЕС, и тогда восточные рынки, особенно российские, могут стать единственной возможностью для Венгрии сохранения своего производственного и экспортного потенциала в ряде секторов экономики.
Для России рынки Венгрии также имеют большое значение. И это движение
к рынкам должно быть двусторонним.
|