Обозреватель - Observer 
Экономика 

КАКОЙ РЫНОК НАМ НУЖЕН?
 
В.ПРИБАВКИН, «Средуралстрой», г. Екатеринбург

Присвоенное демократами монопольное право трактовать суть рынка в своих интересах не отражает всю широту этого понятия.

Рынок — это инструмент, который выполняет функцию организации хозяйственной деятельности государства через денежное обращение.

Цель рынка — обеспечить такое денежное обращение, при котором укрепляется государст-во и улучшается жизнь людей.

Согласно экономической на-уке, для  этого могут использоваться разные типы рынков, в том числе:

Последний тип рынка в теории должен саморегулироваться, но его использование в развивающихся странах, за исключением Гонконга (Китай), не принесло положительных результатов, в том числе и в России. Cвободный рынок диктует производить не то, что остро необходимо, например, продукты питания, а то, что страшно выгодно, например, водку и т.п.

Для устранения подобных диспропорций цивилизованные государства включают механизм защиты от стихийного рынка не уничтожением инициативы, а через упорядочивающее начало, представляющее собой общее мнение граждан, выраженное в законах, принятых соответствующими органами (парламентом, законодательным собранием и др.). На этой отработанной за много лет основе в развитых странах действует регулируемая рыночная экономика.

Наряду с этим многие отечественные и западные ученые- экономисты, основываясь на мировом опыте, прогнозируют уже в ближайшем будущем расширение использования на макроуровне организованной (плановой) рыночной экономики с учетом того, что на микроуровне ни одна из серьезных западных фирм не работает без бизнес-плана (в советском варианте — техпромфинплан). При этом, если планы идут снизу в виде пакетов коммерчески оправданных обязательств предприятий, а государство регулирует направление своего развития не административными, а экономическими методами (кре-дитной политикой и ценообразованием через контрольные цифры и направления, определяемые бюджетом), то это вписывается в рыночную экономику. В этом случае план выполняет полезную задачу упорядочения рынка. Создавая после революции и граждан-ской войны новую систему хозяйствования, В.Ленин писал, что нужна проверка каждой такой системы рынком, т.е. денежным обращением. Очевидно, что система хозяйствования Б.Ельцина и его команды не выдержала проверку рынком: спрос, не сбалансирован с предложением, денежная масса сокращена до 30—40%, присутствует натуральный обмен-бартер и т.д.

Проводя еще одну историческую параллель, необходимо отметить, хотя и разнополюсное, но определенное сходство в политике левых коммунистов (Троцкого, Бухарина и др.), провозгласивших период первоначального социалистического накопления, с политикой современных правых радикалов: Гайдара и Чубайса, провозгласивших период первоначального капиталистического накопления — в обоих случаях за счет нищенского существования рядовых людей.
Необходимо, наконец, понять, что рынок оживает не оттого, что на нем присутствуют те или иные формы собственности и арендные отношения, а от экономической среды обитания хозяйствующих субъектов, которая находится в состоянии постоянных макроэкономических преобразований, касающихся совершенствования кредитно-денежной, финансовой систем, формирования оптимальных пропорций в экономике и методов ценообразования, аккумуляции доходов и определения инвестиционных приоритетов.

В одной экономической среде могут прекрасно чувствовать себя частные, в другой — государственные предприятия. Китай успешно развивает смешанную экономику, что определяется на макроэкономическом уровне политикой государственного руководства.

Не Гайдар, как пытаются убедить нас «РТР», «ОРТ», «НТВ» и др. СМИ, познакомил нас с макроэкономикой — ею занимались в СССР всегда. При этом, как в любой развитой стране, Госплан СССР решал следующие макроэкономические задачи, обеспечивающие составление реального  государственного бюджета:

Госбюджет СССР, исходя из коммунистической идеологии и организованного (планового) рынка, всегда имел социальную направленность и пред-полагал все более и более справедливое распределение дохода — по труду, то есть развитие социалистической рыночной экономики, в противовес капиталистической, когда доход работника присваивает владелец капитала. Такая социальная направленность бюджета с трудом обеспечивается в регулируемой рыночной экономике и практически не обеспечивается в стихийной (свободной), где речь идет лишь о спонсорских пожертвованиях, находящихся за рамками бюджета. Причем на Западе отлично понимают, что не частная собственность является наилучшей мотивацией к труду.

В этой связи интересно интервью с коммерческим директором одной из преуспевающих машиностроительных фирм Германии «Weinig A.G.» в журнале «Дайджест VDMA» (1996—1997 гг.): «Немцы в большинстве своем аккуратные, совестливые люди — они ориентированы на качественную жизнь. Что касается мотивации к качественной работе», то очень важно «чувствовать себя участником успешно развивающегося дела, ощущать уверенность в будущем, социальную защищенность и ценность себя как работника. Чувство корпоративности, коллегиальности, очень хорошо способствует успешной слаженной работе. Возможно, это отдает коммунистической идеологией, но на самом деле это залог успеха любого капиталистического предприятия».

Возвращаясь к нашей истории, необходимо отметить, что развитие социалистической рыночной экономики имеет в России наибольшую перспективу, потому что базируется на общинной (артельной) работе, и идеях гильдейского (купеческого) социализма.

Замыкающим звеном этих традиций на макроуровне явилась разработка В.Лениным принципа демократического цен-трализма, причем в своих работах по данной проблеме он предупреждал об опасности перерождения демократических отношений в бюрократический централизм и соответственно к деформации и разрушению рынка, что и произошло в нашей стране в процессе перестройки. А сейчас уже никого не волнует, что сегодняшняя бюрократия России по численности превысила весь доперестроечный аппарат СССР и тяжелым камнем лежит на плечах тех, кто трудится.

Развивающаяся экономика ориентируется на опережающий рост спроса над предложением — необходимо, чтобы у людей всегда было чуть-чуть больше денег, чем стоимость товаров на рынке — в СССР это делалось для того, чтобы сами люди, своими деньгами управляли рынком, а не какой-нибудь «рыжий» или «кучерявый» изымали их из оборота волевыми антирыночными решениями. При этом те, кто не созрел для серьезной покупки, давали государству взаймы, хра-ня деньги в сберегательной кас-се, а если что-то начинали интенсивно покупать, то задача рынка была реагировать кредитной политикой для расширения отечественного производства этих дефицитных товаров, или закупать последние за границей и с выгодой продавать внутри страны, грамотно обратив доход во внутреннее производство или потребление, в зависимости от текущего исполнения бюджета.
Главное, чтобы общий размер денежной массы у людей не превышал 3—5% от общей стоимости товаров на рынке, что фактически было нарушено, сначала под популистским нажимом Горбачева ежегодным и необоснованным повышением средней заработной платы и льготами для кооперативов, а затем «оши-бочными» действиями правительства России, связанными с резервированием товаров на базах и складах перед либерализацией цен. Все это привело в 1991 г. к превышению спроса над предложением в среднем примерно на 20—25%,  соответственно пустым прилавкам и из-вестному выступлению ГКЧП.

Любому мало-мальски грамотному экономисту было понятно в тот момент, что раз недостаток товаров захватил все товарные группы, значит, уровень цен не соответствует денежной стороне народного хозяйства и необходима срочная реформа ценообразования, на которой настаивал еще в начале перестройки Н.Рыжков, а затем В.Павлов. Если цены на товары повышаются соразмерно росту денежных доходов на-селения, то недостаток товаров даже не может возникнуть — свободные деньги находят свое применение, весь спрос удовлетворяется, и наличие товаров в магазинах зависит лишь от расторопности снабженческо-сбытовых организаций и торговли.

В условиях организованной (плановой) рыночной экономики повышение или понижение продажной цены товара до уровня, обеспечивающего согласование спроса и предложения, не требует никаких особых затрат, другое дело, чтобы люди были подготовлены к этим изменениям и считали их нормальным явлением.

И в дальнейшем, при проведении коммерческой политики цен, государство обязано постоянно задавать себе этот вопрос: «В какой мере рост денежных доходов опережает или отстает от роста производства потребительских благ?»

Еще один важный элемент рыночной экономики, на который необходимо обратить внимание, — это кредитная политика в государстве, которая осуществляется через банковскую систему.

Общеизвестно, что кредитование промышленности является для коммерческих банков непривлекательной задачей из-за длительного срока оборота денег. К тому же их ориентация на финансово-посреднические операции (спекуляцию), с обращением доходов в доллары и вывозом их за рубеж для хранения и поддержания западной экономики, и наряду с этим завышенный процент для внутреннего кредитования не вызывает доверия у отечественных промышленников.

Серьезное кредитование промышленности может осуществляться только лишь соображениями общегосударственного значения — под госзаказы и, как правило, через систему государственных банков и их филиалы на местах. Независимая и ответственная работа таких банков после утверждения бюджета по кредитованию эффективно работающих предприятий, аккумуляции накоплений и перераспределение их между группами А и Б (производство средств производства и производство предметов потребления) для формирования оптимальной структуры производительных сил, необходимое условие организованной (плановой) рыночной экономики.

Однако при этом необходимо избегать фальсификации рынка при ответе на вопрос: «Планировать ли кредит, или планировать кредитом?» в поль-зу первого и соответственно воз-можных переходах кредитной эмиссии в кредитную инфляцию.

Чтобы не допускать подобных ситуаций, Госплан СССР, опираясь на территориальные органы, постоянно отслеживал ситуацию, и решения по развитию производства и потребления в целом и на местах были научно обоснованы и в значительной мере упреждали отрицательные воздействия на денежное обращение.

Функционально схожие с Госпланом структуры существуют и в других странах, например,  федеральная и земельные торгово-промышленные палаты в Германии и т.д.

Сейчас эта система в России разрушена и строго по научному руководство страны даже не может оценить, в какой яме находится.

Выход из кризиса у нынешней власти потому и не состоялся, что со времен Гайдара игнорируется разработка планов (программ), мол «рынок все отрегулирует, а новые русские все за вас решат». И последние решили: «заграница нам поможет» и уже который год уповают на западные инвестиции, получение и использование которых происходит в России по классической схеме:

А дальше вновь по тому же бесперспективному кругу.
«Старые русские» в таком же возрасте, как «новые», никогда не были попрошайками и за десять лет после войны практически полностью восстановили разрушенную страну.




   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]