Право |
Обозреватель - Observer
|
А.МАЛЫГИН,
доктор экономических наук Проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" по своему содержанию и сути нормативного наполнения является новой современной редакцией Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации" (далее - проект Закона). Действующий Закон "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" был принят на начальном этапе развития экономических реформ (1991 г.). За истекшие пять лет произошли существенные изменения в экономике страны; организации управления хозяйственной деятельностью, особенно в инвестиционной; региональной политике; структуре собственности; государственном устройстве; в сознании людей. Это отражено в ряде принятых в этот период нормативно-правовых документов по регулированию и управлению инвестиционной деятельностью, а заложенные в действующем Законе экономические механизмы в значительной мере к настоящему времени исчерпали его действенный и нормативный потенциалы. Уже приняты и работают новые законы, указы и постановления, имеющие прямое и косвенное отношение к регулированию инвестиционной деятельности. Имеются в виду.
Правительством утверждена Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику РФ, приняты постановления Правительства и Указ Президента о финансовом лизинге, действует ряд и других нормативных актов. Находятся в стадии подготовки налоговый кодекс, новый закон об иностранных инвестициях, проекты указов Президента и проекты постановлений Правительства о страховании инвестиций, о государственных гарантиях для реализации инвестиционных проектов, о поддержке предпринимательства, частных инвестициях и другие важные документы. Указанные обстоятельства и необходимость дальнейшего развития рыночных отношений требуют адекватных изменений в регулировании инвестиционной деятельности, ее законодательстве. Проект Закона подготовлен в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 октября 1995 г. № 1016 "О Комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику РФ". Текст проекта приведен в соответствие с государственным статусом России и фактическим становлением новых хозяйственных отношений. При подготовке законопроекта по возможности максимально учтены поручения Правительства по внесению изменений и дополнений в действующий Закон, включая "разработку предложений по реализации гарантий и прав собственности иностранных инвесторов". В проекте нашли отражение потребности экономической ситуации в современном законодательстве, состояние и необходимость дальнейшего развития законодательной базы, ее нормативного механизма, обеспечивающего действенную регламентацию развития инвестиционной деятельности на новом этапе реформ, направленных на проведение курса по переводу инфляционной экономики к ее широкому инвестированию, переоснащению и подъему. Нормативно-правовое содержание проекта Закона увязано с указанным выше действующими нормативными актами и по возможности с проектными положениями готовящихся законопроектов, указов и постановлений. Проект Закона совместно с другими актами определяет условия развития инвестиционной деятельности на территории РФ, предусматривает гарантии защиты прав, интересов и имущества всех участников инвестиционной деятельности. Проект Закона на основе развития отношений собственности в инвестиционной деятельности создает условия для повышения инвестиционной активности за счет стимулирования инвестиционной деятельности, роста объемов инвестирования, управляемого повышения их эффективности и ускорения отдачи. В нем отражены основные "узлы" механизма целенаправленного регулирования инвестиционной деятельности, факторы и нормы, определяющие правовой режим инвестирования, поведения субъектов инвестиционной деятельности. Естественно, механизмы управления и регулирования в проекте отражены в общем виде в расчете на то, что они будет детализированы в подзаконных актах для практического использования. Не требуется, на наш взгляд, разработки подзаконных актов к прописанным в проекте Закона отдельным нормам прямого действия. Имеются в виду нормы, связанные с исходными определениями, нормы по правам субъектов инвестиционной деятельности, гарантиям за щиты инвестиций, их собственников и других участников инвестиционной деятельности. Положенное в основу дополнений и изменений действующего Закона об инвестиционной деятельности и упомянутое выше углубление отношений собственности в проекте Закона отражено в разделе общих положений при определении понятий инвестиций, субъектов инвестиционной деятельности, их отношений и самой деятельности, где:
Отсюда следует, что формы собственности определяют экономико-правовой статус инвестора. Из проекта Закона, к примеру, вытекает, что государственный инвестор - это орган, обладающий государственными инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная соответствующим государственным органом правом распоряжаться такими ресурсами. Соответственно в зависимости от формы собственности понимаются муниципальный и частный инвесторы. Исходные принципиальные положения отношений собственности, инвестора как собственника инвестиций, являющегося основным, определяющим субъектом и причиной инвестиционной деятельности во всех ее ипостасях и разновидностях, связанных с реальными и портфельными инвестициями, положены в основу разделов проекта Закона об осуществлении инвестиционной деятельности, о гарантиях прав и защиты инвестиций. Эти положения законопроекта легли в основу всего заключенного в нем механизма повышения инвестиционной активности, ее положительных для экономики последствий. Принципиальным нововведением в проект Закона является определение инвестиционного проекта - исходного объекта для практической реализации любого другого объекта инвестиционной деятельности. Включение этого понятия в проект Закона, в его нормы, а следовательно, и в последующий нормотворческий процесс делает создаваемый Законом и последующими нормативными документами экономико-правовой механизм более действенным, более определенным, совершенствующим реальную воспроизводственную инвестиционную деятельность. Использование в законодательстве понятия инвестиционного проекта позволяет в практической деятельности конкретизировать многие правовые нормы, взаимодействие участников инвестиционной деятельности, обеспечивает своевременное предъявление требований к инвестиционным начинаниям по экономической и социальной эффективности, экономической, технологической и другим видам безопасности. Для осуществления активизации инвестиционной деятельности важным существенным дополнением законодательства является введение в законопроект положений по источникам финансирования инвестиционной деятельности, их использованию и соблюдению целевой направленности средств, получаемых за счет этих источников. Положения по источникам финансирования усиливает весь экономико-правовой механизм государственного регулирования инвестиционной деятельности. В связи с дополнительной конкретизацией заданий Правительства по обновлению действующего Закона положениями по реализации гарантий и прав собственности иностранных инвесторов такие нормы внесены в виде двух новых дополнительных статей в проект Закона и в виде дополнений в другие статьи и разделы. Внесенные дополнения обеспечивают одинаковый правовой режим для деятельности всех инвесторов на территории Российской Федерации, одинаковые гарантии защиты интересов, уточняют права собственности иностранных инвесторов. При подготовке проекта Закона в Минэкономики России отклонены предложения, требующие излишней детализации в проекте Закона, например, такие: "в Федеральном законе необходимо разработать процедуру проведения экспертизы инвестиционных проектов", "порядок проведения конкурсов по размещению государственных капиталовложений", "конкретизировать процедуру сертификации инвестиционных проектов", "определить порядок разработки перечня приоритетных отраслей и производств, инвестиции в которые поощряются государством", "предусмотреть в Законе освобождение от налога прибыль, доходов коммерческих банков и иных кредитных учреждений, участвующих в кредитовании государственных инвестиционных программ" и тому подобных предложений. Такие предложения либо несоразмерны с рамками Федерального закона, либо являются предметом подзаконных актов, находящихся в компетенции исполнительных органов власти. Остались не учтенными в проекте Закона вытекающие из замечаний предложения по изъятию из проекта статей, раскрывающих гарантии и права собственности для иностранных инвесторов, что мотивировалось наличием Закона "Об иностранных инвестициях". Предложения об изъятии указанных статей отклонены в связи с тем, что в задании Правительства РФ на подготовку законопроекта "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" отмечена необходимость разработки в проекте положений о гарантиях и правах собственности иностранных инвесторов. Представляется, что проект Закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации" в случае принятия будет содействовать улучшению условий инвестиционной деятельности. Для повышения инвестиционной активности в стране и эффективности функционирования народного хозяйства вслед за Законом должны быть вскоре разработаны и приняты подзаконные акты, с помощью которых начнет работать заложенный в Законе механизм стимулирования инвестиционной активности. Учитывая многогранность инвестиционной деятельности и различные аспекты ее взаимосвязей, можно заключить, что она должна регулироваться как нормами Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации", его подзаконными актами, так и нормами права многих других законов и подзаконных актов, упомянутых в записке. |
|