Духовное наследие |
Обозреватель - Observer
|
С.БЕЛЯЕВ,
кандидат исторических наук Немногие сегодня знают, что апостолы славянства, основатели славянской письменности и литературы братья Кирилл и Мефодий, около двух лет пробыли в тех землях, которые уже в течение нескольких столетий находились в пределах нашего Отечества. Этот факт сам по себе является примечательным, достойным самого тщательного изучения и пристального внимания. Ведь не все славянские страны имеют в своей истории подобные страницы. Для братьев путешествие из Византии в Крым вовсе не было развлекательной прогулкой. Это была важная миссия, имеющая большое государственное и духовное значение, во время которой они исполнили ряд поручений византийского императора и патриарха. Источники довольно скупо сообщают о приоритетах тех поручений, которые они должны были исполнить. Во всяком случае, получилось так, что центральным, главным итогом их поездки оказались раскопки, проведенные ими в Херсонесе, и полученные во время этих раскопок результаты. Таким образом, Кирилл и Мефодий оказались первыми археологами, проведшими целенаправленные раскопки на территории нашей страны, если, конечно, не считать проникновения грабителей в скифские курганы. Но деяния, совершенные Кириллом и Мефодием в Херсонесе, интересны и важны не только самим фактом раскопок - они имеют большое значение и для судеб Киевской Руси. Чтобы уяснить себе это, оглянемся на события рубежа I-II вв. нашей эры. Место действия - тот же Херсонес, древнегреческий город, основанный в конце V в. до н.э., позднее занятый римскими войсками и попавший в орбиту Римской империи. В 96 г., когда римский престол занимал император Домициан, в Херсонес был сослан третий (по другим источникам - четвертый) римский папа - Климент, ученик апостола Петра. Ссылка последовала после того, как император Домициан узнал, что папа Климент смог обратить в христианскую веру даже членов императорской семьи. В Херсонесе Климент вместе с некоторыми своими учениками должен был трудиться в каменоломнях - на самых тяжелых работах. Но и каторжные работы, по свидетельству источников, не сломили веру римского епископа. Не смогли они остановить и его миссионерскую деятельность. В Херсонесе Климент и его ученики обратили в христианство много жителей города и округи. Когда это стало известно в Риме, последовало указание казнить непокорного папу, что и было исполнено. Итак, в 102 г. папа Климент "со ученики" мученически окончил на далеком северном побережье Понта Эвксинского, как в античную эпоху называли Черное море, свою земную жизнь. С годами его почитание возросло еще больше: особенно усилилось оно после легализации христианства. Тогда могила папы-мученика в Херсонесе стала местом паломничества со всего христианского мира. Ехали даже из далекой Галлии (современная Франция), о чем сохранились свидетельства VI в. Но шли века. Менялось население Херсонеса, сложной была обстановка и вокруг города: он находился в окружении непрерывно меняющихся кочевых племен. И хотя сохранялось предание о месте и обстоятельствах кончины и погребения Климента, но само почитание этого места прекратилось. В 861 г. Кирилл и Мефодий прибыли в Херсонес. Целью их путешествия была столица Хазарии Саркел, расположенная в Прикаспии. Но оказавшись в Херсонесе, апостолы славянства задержались здесь. И причиной задержки послужило как раз желание посетить место погребения папы Климента, ибо, по словам древних текстов, они не могли допустить, чтобы мощи прославленного и чтимого святого пребывали в таком небрежении. Кирилл и Мефодий с правителями города и местными архиереями сели на корабль и отправились к месту захоронения. Останки папы Климента были вынуты из земли, внесены на корабль, который благополучно доставил их в Херсонес. Встречать столь почетные реликвии, по словам древних текстов, вышло все население города. На обратном пути из Хазарии Кирилл и Мефодий снова некоторое время провели в Херсонесе. Покидая навсегда город, они взяли с собой часть мощей папы Климента. В Константинополе они рассказали обо всем, что было связано с обретением мощей, императору и патриарху Фотию. Спустя несколько лет, когда братьям пришлось быть в Риме, они привезли туда останки папы. Через некоторое время для них была построена специальная церковь в честь Климента, куда мощи были перенесены и где находятся до сих пор. Там же впоследствии был похоронен Кирилл. Папа Адриан в благодарность за обретение столь драгоценной для Рима святыни освятил богослужебные книги на славянском языке, переведенные Кириллом и Мефодием, и разрешил их употребление за богослужением. Так папа Климент "помог" утверждению письменности на славянском языке. Но на этом роль папы Климента в жизни славянства не кончилась. В 988 г. после принятия крещения в Херсонесе (Корсуни русских летописей) князь Владимир, покидая город с принцессой Анной, взял с собой оставшиеся в Херсонесе останки мощей папы Климента, которые в течение многих столетий были главной святыней Киева. Об этом пишут путешественники, прибывавшие в столицу Руси из разных стран. Сначала мощи поместили в Десятинную церковь, а после постройки Софийского собора перенесли в него. После взятия Киева Батыем в 1240 г. сведения о мощах папы Климента исчезают. Так пребывание в Херсонесе Кирилла и Мефодия сплавило воедино целый сгусток разновременных событий. Поскольку все эти события разворачивались в пределах нашего Отечества, то вполне справедливым было бы желание познакомиться с теми местами, о которых говорится в письменных текстах. Тем более что Херсонес, о котором идет речь, хорошо известен археологам и историкам. Расположен Херсонес в черте современного Севастополя. Благодаря раскопкам, которые проводятся здесь начиная с 1827 г., то есть уже почти 170 лет, древний город предстал во всем объеме древней планировки. В нем рассыпаны десятки кварталов с жилыми домами и самыми разными общественными постройками. По всему периметру город опоясывали мощные оборонительные стены. Обнаружены остатки около 100 больших и малых христианских храмов византийской эпохи, то есть IV-XIV вв. Попробуем найти в городе места, связанные с папой Климентом, Кириллом и Мефодием, пользуясь, конечно, данными тех письменных источников, на которых был построен весь предыдущий рассказ. Уже упоминалось, что и погребение, и обретение мощей папы Климента связано с морем. В житиях Климента все время подчеркивается мотив наступления и отступления моря, то открывающего, то закрывающего мощи. Уже само это обстоятельство, а также упоминание при этом мраморного саркофага, в котором мощи были положены, а потом обнаружены Кириллом и Мефодием, свидетельствуют о том, что речь идет не о морском дне. В 1890 г. были проведены раскопки на небольшом острове, расположенном в Казачьей бухте, километрах в 20-25 от Херсонеса. На острове был обнаружен небольшой монастырь с маленькой церковью. Тогда же было высказано предположение, что именно о нем идет речь в текстах, связанных с папой Климентом. Хотя островок расположен в глубине бухты, не исключено, что во время штормов волны могли захлестывать его. По современному состоянию острова судить об этом нельзя, так как на нем была произведена подсыпка грунта. Из текста "Слова на перенесение мощей" следует, что останки Климента были погружены на корабль и в сопровождении Кирилла и Мефодия доставлены в Херсонес. А вот как в этом источнике описывается завершающая часть пути: "...весь град обошедше, в кафолическая церковь внидоша". В приведенном отрывке содержится много интересных деталей, которые позволяют точно определить место всех перечисленных в нем действий. Церковь, куда принесли и где были оставлены мощи римского папы, названа кафоликией, то есть кафедральным храмом, где находилась резиденция местного епископа, "большая базилика". Как явствует из ряда опубликованных работ, таким храмом являлась Уваровская базилика, расположенная в северо-восточной части Херсонеса. Она полностью раскопана и хорошо известна. Базилика входит в состав епископского квартала. В тексте далее говорится об освящении воды мощами папы Климента. В центре атриума Уваровской базилики имеется специальный водоем для этих целей, перекрытый специальным киворием -- крышей на четырех столбах. Таким образом, описываемые в тексте действия могли совершаться лишь в западной части храма. В 988 г. в крещальне, входящей в ансамбль Уваровской базилики и являющейся ее неотъемлемой частью, крестился князь Владимир, а в самой базилике происходило его венчание с принцессой Анной. И отсюда же, из Уваровской базилики, он взял с собой в Киев мощи папы Климента. Таким образом, под сводами Уваровской базилики соединились папа Климент, Кирилл и Мефодий и князь Владимир. |
|