Экономика
Обозреватель - Observer



 Социально ориентированная экономика
в современной России
 
А.ЖЕНАТОВ,
доктор экономических наук
 

Единственным путем дальнейшего развития России может быть формирование такого социально-экономического строя, который бы:

  • соответствовал достигнутому уровню развития производительных сил России;
  • не дал возможности низвести страну до положения развивающихся государств;
  • позволил эффективно развивать общество на основе максимальной мобилизации трудовой и общественно-политической активности всех слоев и социальных групп населения;
  • обеспечил активное участие России в международном общественном разделении и кооперации труда и международном сотрудничестве;
  • разрешил накопившиеся за годы советской власти и проведения так называемых демократических реформ социальные противоречия, не порождая новых антагонистических противоречий;
  • сделал удовлетворение потребностей всего населения (а не отдельных классов и социальных групп) в достижении достойной жизни конечной целью общественного производства и всей их жизнедеятельности.

Таким общественным строем может быть лишь общество, экономической основой которого является социально ориентированная экономика устойчивого развития.

Такая экономика должна обладать рядом основополагающих признаков.

Во-первых, она должна иметь форму рыночной экономики и развиваться под определяющим воздействием закона стоимости как единства трех форм его проявления - закона спроса и предложения, закона взаимной связи цен и закона инерции цен.

Во-вторых, такая экономика должна быть социально ориентированной. Общая ее нацеленность на достижение достойной жизни населения страны и повышение качества жизни предполагает, что производство материальных благ и услуг для потребителя должно составлять основу всего производства. При этом разные слои общества, обладающие разновеликими доходами, должны обеспечиваться и разным ассортиментом и структурой материальных благ. Но в любом случае каждый должен получать доходы в зависимости от своего вклада в общественное производство. В свою очередь, общество должно обеспечивать возможность безбедного существования тем его членам, которые не могут участвовать в производстве.

Социальная ориентация экономики предполагает далее, что проблемы обеспечения каждой семьи, каждого человека не могут быть решены вне решения (и без решения) общероссийских проблем экономического развития страны; что проблемы одних регионов, одних слоев общества, одних наций и национальностей не могут решаться за счет ущемления прав и возможностей других.

Наконец, социальная ориентация экономики предполагает, что потребности живущего поколения людей не могут удовлетворяться за счет растранжирования природных ресурсов и подрыва природной среды обитания будущих поколений.

В-третьих, социально ориентированная экономика должна обладать свойством непрерывного и устойчивого развития, обеспечивающего возможность растущего потребления (и количественно, и качественно) населения, его прироста без социальных и национальных коллизий.

В-четвертых, социально ориентированная экономика предполагает разрешение накапливающихся в обществе социальных противоречий не путем революций и контрреволюций, не путем навязывания своих методов такого разрешения большинством меньшинству, а путем разрешения этих противоречий на основе консенсуса, такого согласования интересов, которое не приводило бы к разрушению части накопленных производительных сил общества, к периодическому падению трудовой и общественно-политической активности народных масс, а позволяло бы находить оптимальное разрешение неизбежно возникающих противоречий классового общества.

Наконец, социально ориентированная экономика предполагает демократическое управление государством, активно воздействующим на экономику через свою экономическую политику.

Демократические преобразования современных российских реформаторов очень быстро вылились в установление авторитарной формы правления при полном господстве исполнительной власти над законодательной, отсутствии всякого контроля общества над деятельностью власти исполнительной на всех ее уровнях и сращивании ее с криминально-мафиозными структурами.

I

Каковы же черты социально-экономического явления (или феномена), которое получило название социально ориентированной экономики устойчивого развития, и каков механизм ее функционирования?

Материально-технической основой такой экономики служит индустриальное производство, основанное на повсеместном использовании новейших достижений науки и техники, постоянно подпитывающееся научными открытиями и изобретениями. Инновационная деятельность интернациональна, она предполагает международное разделение труда и кооперацию в проведении научных исследований.

Государственное финансирование академической науки в достаточных размерах и разработка целевых программ для различных отраслей и сфер народного хозяйства являются первейшим условием ускорения инновационного процесса. Вторым условием является конкуренция на рынке инноваций на основе реализации права интеллектуальной собственности. Третьим - служит массовая подготовка кадров высшей квалификации и ученых, осуществляющих инновационные разработки, за счет государства.

Экономической основой социально ориентированной экономики устойчивого развития служит многообразие форм собственности. Общественная собственность должна носить, с учетом как советского, так и мирового опыта, общенародный характер и не может быть казенной. По источникам возникновения и в сфере обслуживания она может быть либо общегосударственной (федеральной), либо муниципальной (региональной).

Предприятия всех форм собственности должны обладать равными правами в использовании кредитно-финансовой системы государства, для всех должны применяться единая система налогообложения, единая система трудового законодательства, единая система социальной защиты трудящихся. Они должны обладать равными правами выхода на мировой рынок, продажи и купли патентов и лицензий, получения кадров из системы государственного обучения, выполнения госзаказов.

Экономические связи между предприятиями всех форм собственности, между производителями и потребителями продукции должны иметь форму рыночных отношений, в которых они конкурируют на равной основе.

Формирование и функционирование государственной и частной собственности по принципу "нерентабельные предприятия должны национализироваться (и соответственно содержаться за счет налогоплательщиков), а рентабельные приватизироваться" - для такой экономики недопустимо: это противоречило бы не только социальной справедливости, но и социальной ее ориентации на интересы всего общества.

Исключительно государственной собственностью должны быть земля, ее недра и сырьевые ресурсы, которые достались в наследство народу России от многих поколений его предков и политы кровью и потом при их защите и освоении в течение многих веков.

В государственной собственности должны находиться предприятия по добыче и переработке невосполнимых минеральных ресурсов и ресурсов, имеющих экспортное значение, а также предприятия, обеспечивающие военную неприкосновенность страны и монопольно создающие жизнеобеспеченность ее населения.

Сюда относятся предприятия по добыче и переработке благородных и редкоземельных металлов, драгоценных камней, ядерного топлива, предприятия металлургии и машиностроения, образующие скелетный остов всей экономики, предприятия ВПК и электронных средств связи, железные и автомобильные дороги, порты и аэропорты, предприятия по производству лекарств и ядохимикатов, предприятия и учреждения науки, образования, культуры и искусства.

Государственные предприятия могут браться в аренду и выкупаться трудовыми коллективами. В этом случае государство сохраняет за собой право контроля за их эффективностью и выполнением ими народнохозяйственных функций.

Коллективные предприятия строят свою деятельность на основе полной коммерческой самостоятельности.

Механизм функционирования самоуправляемых коллективных предприятий получил форму самоуправления и достаточно подробно описан Федоровым и его сторонниками. Эта идея, проверенная практикой, полностью вписывается в теорию социально ориентированной экономики устойчивого развития. Однако только на самоуправлении трудовых коллективов, без государственной собственности на землю и природные ресурсы, без жесткого государственного регулирования кредитно-финансовой системы и внешней торговли, такая экономика окажется нежизнеспособной.

В аналогичных условиях должна функционировать и частная собственность - индивидуальная, долевая, собственность совместных предприятий.

II

Ниажнейшим элементом будущей экономики станут рыночные отношения, охватывающие весь процесс движения общественного производства от сферы производства через обмен и распределение к потреблению. Одновременно рынок будет служить методом формирования доходов, структуры и объема платежеспособного спроса населения, формирования отраслевой структуры производства и т.д. Этот рынок обязательно будет организованным, поскольку все его основные компоненты будут находиться под целевым воздействием государства, общественных организаций и трудовых коллективов. Но он не может потерять и элементов стихийности, поскольку он - рынок, стихийность ему имманентно присуща как присуще общественное разделение труда и многообразие форм собственности.

Основу ценообразования должно составлять ценообразование на товарных биржах. На продукцию, направленную на экспорт, цены должны быть сориентированы на мировой уровень, складывающийся на международных товарных биржах.

На невоспроизводимые природные ресурсы неизбежно введение монополии внешней торговли. По остальным видам экспортной продукции - контроль банков за своевременностью получения в страну платежей за проданные товары с целью регулирования торгового и платежного баланса страны, а с ними и обеспечение устойчивости национальной валюты.

Особой проблемой в системе ценообразования является устранение "ножниц цен", т.е. диспропорции между ценами на сельскохозяйственную продукцию и промышленную продукцию, средства производства, поставляемые сельскому хозяйству. Эта диспропорция зародилась во времена "промышленных переворотов" и непрерывно усиливалась по мере концентрации и централизации промышленного производства. Сохранялась она и в социалистических странах, хотя и в измененном виде.

Решение проблемы "ножниц цен" связано с перераспределением национального дохода между городом и деревней, городским и сельским населением. Простое перераспределение доходов через повышение цен на одни товары и понижение на другие невозможно, это вызвало бы социальный взрыв. Корень решения проблемы в том, чтобы на основе роста производительности труда, эффективности производства и национального дохода повышать с большей скоростью доходы АПК, не допуская к такому перераспределению разного рода посредников. Для ускорения этого перераспределения государство использует систему дешевых государственных кредитов, государственных закупок и т.п.

Многообразие форм собственности и форм предпринимательства предопределяет специфику функционирования рынка трудовых ресурсов и экономических отношений, складывающихся между участниками общественного производства. Экономика устойчивого развития прежде всего предполагает практически полную занятость при недопущении создания рабочих мест, не обеспеченных рабочей силой. Далее, здесь не может быть ограничений ни на размеры заработной платы рабочих (включая наемных), ни на размеры распределяемой прибыли (фонда потребления).

В то же время должен существовать централизованный фонд занятости, обеспечивающий возможность получения любой предпринимательской структурой кредитов на капиталовложения. Государственные предприятия наряду с ними будут использовать на эти цели средства бюджета и собственные прибыли.

Коллективные самоуправляемые предприятия будут пользоваться также и собственными ресурсами, и кредитами банка, а также средствами, которые могут быть собраны самими трудящимися (путем перераспределения дивидендов в пользу увеличения фонда накопления).

Отсутствие массовой безработицы снимет этот "дамоклов меч", висящий над занятыми наемными рабочими как частных, так и государственных предприятий.

Однако процесс вытеснения рабочей силы под воздействием научно-технического прогресса будет неизбежно развиваться, порождая постоянную потребность в создании все новых предприятий и рабочих мест, подготовке кадров все новых специальностей.

В условиях социально ориентированной экономики получит дальнейшее развитие кре дитно-банковская система. Дальнейшее развитие кредита будет опираться на усиление государственного вмешательства в экономические процессы, в первую очередь в направлении разработки и реализации целевых народнохозяйственных программ. Система кредитно-финансовых учреждений должна строиться по территориально-отраслевому признаку, позволяя учитывать и использовать региональные особенности решения социально-экономических задач, стоящих перед обществом.

Главными функциональными задачами кредитно-финансовой системы будет обеспечение такого движения ресурсов, которое позволило бы достигать оптимальных темпов роста денежных доходов всех социальных групп населения при сбалансированности этих доходов с их товарным покрытием, формирование такой отраслевой структуры производства, которая обеспечивала бы рост эффективности всех его отраслей на основе технического прогресса и разумного использования ресурсного потенциала, т.е. формирование ресурсосберегающей экономики.

III

Социальная сфера общества, базирующаяся на социально ориентированной экономике устойчивого развития, может функционировать только как государственная система, отдельные предприятия и учреждения которой должны работать на основе самоуправления трудовых коллективов.

Гибкой будет и система социального страхования и социального обеспечения. Ее основу составит государственное социальное обеспечение, формируемое по единой системе и подчиненное органам государственной власти. Другим элементом этой системы должно стать социальное страхование, подчиненное профсоюзам. И наконец, третьим элементом должны быть добровольные отчисления трудящихся в форме социальных кредитов.

Система в целом должна обеспечивать возможность нормальной жизни людей, независимо от кратковременных колебаний экономической конъюнктуры, в случае потери ими

трудоспособности. Важной функцией такой системы будет гарантированное развитие способностей каждого человека для их эффективного использования в интересах всего народа.

Одной из черт социально ориентированной экономики устойчивого развития является антибюрократический, подлинно демократический тип управления ее функционированием и развитием. Бюрократизм нельзя отождествлять с управлением обществом и государством. Чем дальше идет процесс обобществления производства, тем острее становится проблема его регулирования, тем шире сфера регулирования, тем сложнее и многообразнее управленческая деятельность (менеджмент).

Бюрократизм начинается там, где управленческая деятельность направляется не на достижение высоких результатов, а на использование функциональных прав управляющими в корыстных личных интересах и забвении ответственности за использование этих прав в интересах управляемых.

* * *

Анализ сущности социально ориентированной экономики устойчивого развития как единственно возможного варианта социального устройства общества в современной России позволяет сделать ряд выводов.

Прежде всего такое общество будет иметь черты рыночной экономики, развивающейся в соответствии с законом стоимости, на основе конкуренции и наличия разнонаправленных интересов социальных слоев.

Такому обществу, далее, будут присущи такие черты, которые характерны для капитализма - наличие многих форм собственности, использование (и эксплуатация) наемного труда, поглощение крупными предприятиями мелких, стремление к монополизму и др.

Этому обществу присущи и черты социализма - государственное регулирование экономики, самоуправление трудовых коллективов, устойчивые темпы бескризисного экономического роста, всеобщая доступность образования и медицинского обслуживания, социального обеспечения и другие.

Стало быть, социально ориентированная экономика устойчивого развития представляет собой новую, более развитую модель социализма, освобожденную от пут бюрократизма, учитывающую и впитывающую в себя весь положительный опыт социального устройства общества, который накоплен в развитых капиталистических странах с многолетним господством монополистического капитализма.

Наконец, это общество является простейшей, элементарной формой зарождения "постиндустриального общества", о котором уже многие годы говорят и пишут представители подлинно научных, неапологетических кругов из среды экономистов и социологов. В этом плане ему предстоит долгий и тернистый путь развития и совершенствования, оправдывая слова В.И.Ленина о том, что мы будем делать и переделывать каждое дело семь раз, пока из него хоть какой-нибудь толк выйдет. Но делать и переделывать не так, как это сделали нынешние горе-реформаторы, наполовину разрушившие десятилетиями создававшийся экономический потенциал страны.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]