Ближнее зарубежье |
Обозреватель - Observer
|
В.ЧЕБОТАРЕВА,
доктор исторических наук, профессор По данным переписи населения, проведенной в январе 1995 г., в Туркменистане проживает 4483,3 тыс.чел., в том числе 2020,1 тыс.чел. в городах, 2463,1 тыс.чел. - в сельской местности. Национальный состав: 77% - туркмены, 9,2% - узбеки, 6,7% - русские, 2% - казахи, по 0,8% - армяне, азербайджанцы, белуджи, татары, 0,5% - украинцы.
После провозглашения суверенитета декларации о правовом государстве отсутствие экстремистских групп националистического толка вселяло надежду, что Туркменистан на какое-то время останется оазисом национального мира и согласия и Центрально-азиатском регионе. Эта надежда подкреплялась не только заверениями правительства о том, что оно намерено построить светское демократическое государство, но и международными соглашениями, в которых так или иначе декларировалась поддержка национальных меньшинств - "некоренных наций". В декабре 1993 г. был подписан Договор о совместной охране границы Туркменистана и статусе военнослужащих Погранвойск Российской Федерации, находящихся на территории Туркменистана; в ноябре 1994 г. - Соглашение об урегулировании вопросов двойного гражданства, а также процессов переселения и защите прав переселенцев. В Соглашении о двойном гражданстве (вступило в силу 18 мая 1995 г.) закреплено право за гражданами обоих государств приобрести, не утрачивая гражданства одной стороны, гражданство другой. Лицо, состоящее в гражданстве обеих сторон, пользуется правами и свободами и несет обязанности гражданина той стороны, на территории которой проживает постоянно; социальное обеспечение лиц, состоящих в гражданстве обеих сторон, производится в соответствии с законодательством стороны, на территории которой проживает гражданин. Туркменистан подписал Договор о создании Экономического союза (24 сентября 1993 г.). В этом многостороннем Соглашении в ст.21 записано: стороны не допускают дискриминации граждан по национальному или любому иному признаку в вопросах предоставления рабочих мест, оплаты труда, предоставления социальных гарантий1. В другом важном документе - Соглашении о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев - Россия и Туркменистан заявили о необходимости строгого соблюдения порядка, "исключающего любые формы дискриминации людей, в частности, по политическим, социально-экономическим, этническим, религиозным признакам, в связи с реализацией их права на свободное переселение между двумя государствами". Четко регламентированы права и обязанности переселенцев. Им предоставлено право вывезти все движимое имущество, находящееся в их собственности. В Соглашении оговаривается возможность установления переселенческой квоты, открытие представительства миграционных служб. Российско-туркменские межгосударственные соглашения, заявления президента С.Ниязова о том, что партнерство с Россией имеет стратегическое значение для суверенной республики, казалось, открывали широкие возможности для включения этнических россиян, многие из которых живут в Туркменистане в третьем-четвертом поколении, в национально-государственное строительство. Но стремительно прогрессирующая туркменизация государственной и культурной жизни разбила все надежды русских, украинцев, татар и прочих "не туркмен".
В законодательных актах, регламентирующих выборы президента, установлены три критерия: кандидат на высший государственный пост должен длительное время жить в республике; знать государственный - туркменский - язык; должен быть туркменом. Фактор национальной принадлежности скрупулезно учитывается при всех назначениях на государственные должности. Принадлежность к титульной нации доминирует над гражданским статусом. Это привело к интенсивному вытеснению русскоязычных кадров из всех сфер управления. Назначение на руководящие должности в промышленности и других сферах экономики профессионально слабоподготовленных кадров, главным достоинством которых является принадлежность к титульной национальности, привело, наряду с другими факторами, к тяжелому экономическому кризису. Некомпетентность и коррупция чиновников системы управления вынудили Кабинет министров поставить вопрос о совершенствовании структуры аппарата и государственного управления (июль 1995 г.). Президент подверг резкой критике своих помощников по реализации реформы: "В отделах министерств, - заявил он, - недопонимают свои долг, цели и задачи работы"; на руководящих постах "должны работать компетентные, грамотные, подтянутые, честные люди, ставящие во главу угла Родину..." Одна из причин, что отрасли экономики отстают в развитии, по мнению президента, - "полная некомпетентность работников агропромышленного комплекса". "Отдельные работники, - заявил президент, - не только не понимают смысла и цели своей работы, но вообще оказались случайно на ответственных должностях, не имея специального образования"; в велаятских управлениях сельского хозяйства нередко на "доходные места" назначаются люди, имеющие знания в других отраслях. Туркмен-баши пожурил свои кадры за казнокрадство и лихоимство в весьма мягкой форме: "Руководящие работники не должны быть пленниками своих доходов, выгод, их долг - блюсти интересы государства, заботиться о народе"2. Но и народ был раскритикован Отцом Нации за отсутствие трудового энтузиазма. В одной из своих речей президент заявил, что производительность труда намного ниже, чем в Пакистане, Таиланде, Турции, Иране. Корень зла - в советском прошлом. За годы Советской власти была "деформирована массовая психология, и до сих пор есть слои, тоскующие по государственному патернализму". С.Ниязов развивает идею "прагматизма в туркменском варианте". Это означает, что за четыре года существования независимого Туркменистана сформировался слой собственников, придающий стабильность экономике и обществу; именно этот слой способствует преодолению в обществе таких явлений, как иждивенческий комплекс, привычка к помощи, апелляция к власти при наступлении трудностей. Выталкивание русских и других "некоренных" специалистов из всех сфер народнохозяйственной жизни ударило по экономике и явилось серьезным фактором ущемления жизненно важных интересов этнических россиян. Но еще более действенным инструментом национальной дискриминации стала языковая политика. На государственном туркменском языке ведется делопроизводство в республике. В 1990 г. русский язык получил совершенно непонятный статус языка межнационального общения. В переходный период (до 1998 г.) за ним даже закреплены равные права с туркменским. Статус языка межнационального общения утвержден не в Конституции республики, а в Законе о языке. Но начиная с 1996 г. ряд статей этого акта прекращают свое действие (ст. 5-7, 17, 20, 21, 23), что ведет к ограничению его функций в перспективе. Возможности для не туркмен изучить туркменский язык сильно ограничены: как и в других Среднеазиатских республиках, нет материально-технического обеспечения, не хватает кадров преподавателей, курсов, учебных пособий, не разработана методика. И это происходит в условиях, когда более половины русских заявили о желании изучить туркменский язык3. Изучение туркменского осложняется и переходом в 1997 г. на латинскую графику - по примеру Турции. Этнические россияне живут в условиях информационного вакуума. В 1993 г. сократились передачи Всероссийской гостелерадиокомпании. Крайне ограничены возможности ознакомления с российской прессой. Доступен лишь официоз - "Туркменская искра", переименованная недавно в "Нейтральный Туркменистан". Областные газеты в основном перепечатывают официальные материалы, публикуют множество коммерческих объявлений. Газеты поражают пустотой своего содержания: чтение туркменистанских газет не дает даже слабого представления о том, как живут страна, народ. В изобилии печатаются панегерики в адрес президента в лучших традициях средневековых авторов - придворных историков. Тотальная туркменизация общественно-политической и культурной жизни губительным образом сказывается на русской школе, в которой учатся не только дети этнических россиян, но и туркмен. В 1990 г. началась реформа системы образования, одновременно с принятием Закона о языке, наметившего этапы резкого сокращения сферы применения русского языка. В соответствии со ст.21 этого Закона с 1 сентября 1998г. в профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях Туркменистана обучение должно вестись на государственном языке при создании "по мере необходимости групп с русским языком обучения". Законодательная база реформы была расширена принятием 1 октября 1993 г. Закона "Об образовании в Туркменистане" и 18 ноября того же года - Постановления Президента Туркменистана "Об утверждении государственной программы по реализации новой политики образования Президента Туркменистана Сапармурада Туркмен-баши в 1993-1997 гг.". Суть реформы: введение латинской графики для туркменского языка (поэтапный переход начат в сентябре 1995 г.). С 1994 г. работает Комиссия из специалистов Минобразования, вузов, научно-исследовательского центра "Билим", ученых Академии наук по переработке и обновлению программ по различным секциям образования и воспитания. Уже выполнено указание президента: "Создать учебники по истории Туркменистана, отвечающие современным требованиям в свете выступлений Президента Туркменистана Сапармурада Туркмен-баши по вопросам образования". Сокращены сроки обучения: в высшей школе - 4 года, средней - 9 лет; больший упор делается на технические и прикладные науки, профессионально-техническую подготовку. За годы независимости в Туркменистане число русских школ значительно сократилось. При этом было открыто 14 туркмено-турецких школ - в Ашхабаде, Туркмен-баши (Красноводск), Байрам-Али, Керки, в каждом велаяте; организован туркмено-турецкий университет, теологический факультет в Туркменском государственном университете. Около 2 тыс. студентов обучаются в Турции. Однако просвещение по турецкому образцу быстро развеяло ностальгию по "тюркской системе" образования; растет число молодежи, в том числе туркменской национальности, желающей получить образование в российской высшей школе. В настоящее время только 7% учащихся 14 вузов и 18 техникумов Туркменистана имеют возможность обучаться на русском языке. Образовательное пространство для этнических россиян еще более сократилось с переходом туркменистанских школ на 9-летний срок обучения (1996 г.). Отныне аттестат об окончании школы в Туркменистане не дает права на поступление в вуз Российской Федерации вследствие неполноценности обучения по сокращенной программе. Нельзя не сказать и о той идеологической обработке, которой подвергаются русские дети и дети других этнических народов на уроках истории, которая преподается в духе теории - "Россия - тюрьма народов" и прочих русофобских клише.
С каждым годом ухудшается социально-экономическое положение этнических россиян, проживающих в основном в городах. При заработной плате, эквивалентной 9-11 долл. США, население ведет полуголодный образ жизни. Материальная необеспеченность сделала непозволительной роскошью медикаменты, растет смертность среди стариков и детей. Наступление на экономические права этнических россиян началось с введения национальной валюты - маната. Он так и не стал полноценным, конвертируемым платежным средством. В июне 1995 г. прекращен свободный обмен маната на валюту других стран. Вследствие этого десятки тысяч россиян лишены возможности выехать за пределы Туркменистана: к баснословным ценам на авиабилеты (железнодорожная связь между Россией и Туркменистаном не осуществляется, единственный поезд Ашхабад - Москва отменен) прибавилось финансовое бесправие: невозможно обменять манаты на российские рубли. Внутренняя государственная политика, направленная на туркменизацию всей общественно-политической жизни, отбросила русских, украинцев, татар, корейцев, немцев, поляков и других этнических россиян на периферию государственной жизни. Законодательные акты, направленные на возрождение туркменской самобытности, насаждают в титульной нации этнофобию, национальный нигилизм. По результатам опроса (1994 г.), 72% русских отметили, что за последние два-три года отношение к ним со стороны туркмен ухудшилось, 67% указали, что стали часто сталкиваться с проявлениями национальной неприязни к ним со стороны туркмен в быту. Русская община уже несколько лет добивается регистрации в Министерстве юстиции. Под предлогом запрета националистических организаций власти отказывают в признании общественных и культурно-просветительских организаций по национальному признаку. Туркменистан - единственная страна в постсоветском пространстве, где русская община уже четыре года действует в условиях подполья. Национальная дискриминация во всех областях жизни усиливает эмиграционные настроения. По данным социологов, 55% респондентов указали, что твердо решили уехать из республики. Только 9% намерены остаться здесь навсегда; нетрудно понять, что среди этих людей - представители старшего поколения, обреченные умереть на туркменской земле, а также лица, состоящие в смешанном браке, имеющие родственников среди туркмен. Российская диаспора в Туркменистане неуклонно сокращается: по данным МВД Российской Федерации, за период 1989-1994 гг. из Туркменистана в Россию прибыло 95,8 тыс. чел., в том числе 59 тыс. русских. Исторический выбор россиян (возвращение в Россию) абсолютно оправдан - в перспективе насильственная ассимиляция. Хотя в государственных документах, различных официальных заявлениях постоянно подчеркивается, что государство гарантирует и обеспечивает каждому гражданину закрепленные в Конституции права и свободы независимо от национальной и социальной принадлежности, вероисповедания, политических убеждений, места жительства и прочих различий, в то же время пропагандируется идея консолидации национальностей, населяющих республику, по американской теории "плавильного котла". Приведем две цитаты из выступления С.Туркмен-баши, которому принадлежит главная прерогатива толкования национальной политики: "Наша цель - консолидировать нацию, включая все этнические и национальные меньшинства, для выполнения поставленной единой задачи". Что означает для всех национальных и этнических меньшинств Туркменистана идея консолидации? Туркмен-баши разъясняет: "Все, кто проживает в Туркменистане, - это одна нация; нация независимого Туркменистана, будь то туркмен, русский, представитель любой другой национальности". В подтверждение своей мысли он ссылается на библейскую историю: "...Бог, создав человека, не имел в виду деление людей на нации, этнические группы. И в исламе, и в христианстве, и в иудаизме - во всех религиях Бог предусмотрел лишь Адама и Еву. Все последующие этнические изменения исходили, так сказать, не от Бога. Вот почему мы должны ценить выше всего человека - честного, добросовестного, гуманного.."4 Итак, ассимиляция, тотальная туркменизация. С этим ни русские, ни другие славянские народы, ни немцы, ни армяне согласиться не могут. И они покидают республику, которой еще очень долго шагать до демократии.
На решение вопроса: "Уезжать или остаться, адаптироваться к новым условиям?" - сильное влияние оказывает политика Правительства Туркменистана по отношению к СНГ, негативное в ряде случаев отношение, к попыткам восстановления интеграционных связей. Туркменские пропагандисты объясняют эту позицию отстраненности от СНГ стремлением к строгому нейтралитету. С первых дней обретения независимости Туркменистан декларировал политику "открытых дверей" и невмешательства во внутренние дела других государств. В Конституции республики был законодательно оформлен статус постоянного нейтралитета. Туркменистан принципиально отказался от подписания Соглашения о коллективной безопасности стран СНГ и не направил своих солдат в Таджикистан (предоставив гуманитарную помощь в виде нефтепродуктов). В декабре 1995 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию "Постоянный нейтралитет Туркменистана". Получив международную поддержку своего нейтрального статуса, Туркменистан еще больше дистанцировался от СНГ. Правительство республики, заявляя о верности идеям партнерства в рамках СНГ, не поддерживает идею усиления централизации: Туркменистан не присоединился к соглашениям, направленным на создание надгосударственных формирований по управлению экономическими интеграционными процессами, не участвовал в обсуждении вопросов и принятии решений по блоку военных вопросов; отказался от участия в ташкентском Совещании (октябрь 1995 г.) стран СНГ по проблеме интеграции и совместных действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, ликвидации их последствий. Демонстрируя приверженность к политике строгого нейтралитета, Туркменистан в то же время ведет диалог с США по военным вопросам. В апреле 1996 г. Ашхабад посетил Верховный командующий Союзными Атлантическими силами НАТО, Главнокомандующий Атлантическими силами США, генерал армии Джон Шихан. Были обсуждены вопросы двустороннего сотрудничества, а также взаимодействия в рамках программы НАТО "Партнерство во имя мира". По итогам визита делегации США были определены приоритетные сферы сотрудничества: взаимодействия в подготовке военных кадров - офицеры-туркмены будут изучать английский язык в США и Германии; американские специалисты прибудут в Туркменистан для обучения военных английскому, а также для подготовки младшего командного состава; предполагается обмен информацией по структуре, развитию и совершенствованию вооруженных сил. Все эти программы будут финансироваться по линии "Партнерства во имя мира". Как сообщила газета "Нейтральный Туркменистан", правительство готовит предложения относительно сотрудничества с НАТО, презентация которых состоится в 1996 г. в Брюсселе. На их основе предполагается выработать долгосрочную программу партнерства, которая, "исходя из оборонительной доктрины Туркменистана, включит в себя сугубо гуманитарные аспекты"5. Итак, пока российское войска несут охрану туркменской границы. Правительство нейтрального Туркменистана решает некоторые вопросы своей обороны с НАТО. Не проще ли было бы "сугубо гуманитарные аспекты" осуществлять через посредство ЮНЕСКО? Симптоматично, что следом за генералом Шиханом в Туркменистан пожаловала группа представителей политических кругов США, в составе которой оказался бывший государственный секретарь США З.Бжезинский. На встрече с Туркмен-баши были обсуждены перспективы туркмено-американских отношений, современная геополитическая ситуация в Центрально-азиатском регионе. Бжезинский заявил, что правительство и деловые круги США рассматривают Туркменистан как важного партнера в этом регионе и считают, что вовлечение США в процесс развития туркменской экономики может оказаться весьма продуктивным. Гости рассыпались в комплиментах политической прозорливости Туркмен-баши. Бжезинский выразил свое восхищение следующим образом: "На нас произвели неизгладимое впечатление глубокая эрудиция и широкие взгляды туркменского лидера на вопросы международного развития, что ставит его в разряд политиков мирового класса"6. Положение этнических россиян в Туркменистане в перспективе во многом будет определяться геополитической стратегией не только США, но и Турции, Ирана, Саудовской Аравии и других заинтересованных стран. Турция активно действует по созданию "Туранского пояса" - формированию геополитического альянса тюркских народов, осуществляет экономическую экспансию в Туркменистане, пытается оказать идеологическое воздействие на туркменскую молодежь, обучающуюся в Турции, на весь туркменский народ посредством радио- и телевещания. Укрепляет свои позиции в Туркменистане Иран: помимо строительства трансазиатской железной дороги, подписано Соглашение о прокладке нефте- и газопроводов к Персидскому заливу. Через своих эмиссаров Иран пытается распространять панисламистскую идеологию среди туркмен, предоставляет крупные средства на строительство мечетей. Миссионерская деятельность зарубежных адептов ислама, однако, встречает неодобрительную оценку властей: "Религия не должна вмешиваться в государственные дела... Строя светское государство, мы не должны руководствоваться только религиозным учением". В одном из своих основополагающих докладов Туркмен-баши заявил о неприятии фундаменталистских идей: "Если пришлые проповедники начнут подстрекать верующих, науськивать их, это может создать определенные препятствия на пути к укреплению независимости государства". Опыт Таджикистана кровавым призраком маячит перед лидерами Среднеазиатских стран. "Миссионеры, - сказал президент, - пытаются внушить нашим муллам: вы должны построить исламское государство, пусть ваши женщины не сидят вместе с мужчинами, закрывают лица, не работают на общество". Туркмен-баши отвергает неравноправие женщин и воздает им заслуженную славу: "Туркменские женщины, в случае необходимости, седлали коней и с оружием в руках защищали свою Родину. И мы никогда не позволим их унизить"7. Оценивая перспективы развития Туркменистана на ближайшие десятилетия, можно прогнозировать усиление межплеменных противоречий, уходящих корнями в далекое средневековье. Помимо исторических традиций соперничества племенных вождей, на сознание современного туркмена негативное воздействие оказывает неравноправие в распределении национальных богатств: газовые месторождения находятся на территории одних племен, а фантастические дивиденды от продажи этого вида сырья получают представители других. Выступая на VI Совещании старейшин Туркменистана, президент призывал своих подданных жить в мире и согласии: "Основа всех основ,- сказал он, - единение туркменских племен и родов... Среди некоторых руководителей ходят разговоры о преимуществе одних племен и родов перед другими... Первейшим условием упрочения Туркменского государства является единство и сплоченность туркмен... все мы братья, все мы - единый народ".
...Современные творцы национальной политики Российской Федерации, демонстрирующие пиетет к религии и христианским догмам, взяли большой грех на свою душу, утвердив концепцию "добровольной адаптации" этнических россиян в суверенных государствах "в целях предотвращения их массового исхода". Невозможно адаптироваться к голоду, болезням, унижению человеческого достоинства по национальному признаку! Идея адаптации - "троянский конь", несущий неисчислимые бедствия российской диаспоре в Центральной Азии. Долг России - правоприемницы СССР - осуществить репатриацию этнических россиян из данного региона. Нужна государственная программа по возвращению людей на историческую Родину.
__________
1 Бюллетень международных договоров, № 1,1995, с.3.
|
|