Внешняя политика
Обозреватель - Observer



 Иностранные наблюдатели на выборах Президента РФ
 
А.ДАВЫДОВ,
начальник отдела международных связей ЦИК РФ
 

Выборы Президента России вызвали повышенный интерес в мире. Внимание к этому событию было обусловлено прежде всего тем, что, по мнению большинства иностранных представителей, в сложившейся структуре политических предпочтений электората выборы стали не столько определением степени симпатий и антипатий избирателей к тому или иному политику, сколько первым в истории России демократически организованным выбором дальнейшего пути социально-экономического развития. В этом смысле - при всей важности и этапности кампаний 1993 и 1995 гг. - выборы-96 заслуживают совершенно отличных оценок как по степени их влияния на будущее граждан России, так и в плане воздействия результатов голосования на все компоненты системы современных международных отношений.

Кроме того, принимая во внимание многочисленные прогнозы как российских, так и зарубежных средств массовой информации о якобы осуществлявшейся подготовке Кремля к отмене выборов, силовом варианте продления полномочий Президента и т.п., сам факт их 'проведения в установленные законом сроки вне зависимости от конкретных политических результатов также стал показателем устойчивости демократических преобразований в стране, продолжения обозначившейся стабилизации внутриполитической обстановки.

При Центральной избирательной комиссии Российской Федерации было аккредитовано 1300 наблюдателей из 621 государств, 110 организаций, представляющих парламенты и правительства зарубежных стран, международные парламентские, общественные, правозащитные, научные и исследовательские структуры.

Авторитетные делегации, включающие экспертов в области избирательного права, выборной процедуры, прислали Европарламент, Совет Европы, Парламентская ассамблея ОБСЕ, Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, Национальный демократический и Международный республиканский институты США, Международный фонд избирательных систем (США), влиятельные общественные организации - "Международная амнистия", "Призыв совести", фонд "Джеймстаун", Центр за демократию (США). Представительные группы наблюдателей приехали из ФРГ, Франции, Швеции, Великобритании, Испании, Японии, Индонезии, других стран.

В качестве наблюдателей посетили Россию в дни выборов известные политические деятели США - А.Хейг, Д.Вулси, Д.Маккейн, А.Шнайер, Р.Торнберг, ФРГ - В.Виммер, К.Крель, Финляндии - И.Суоминен, Франции - К.Лялюмьер, Ж.Шомон, Э.Каррер д'Анкосс, Швейцарии - Э.Мюлеманн, Венгрии - А.Барсони, руководители избирательных комиссий США, Австралии, Великобритании, Казахстана.

В ходе пребывания в России иностранные представители посетили около 40 республиканских, краевых и областных центров, немало городов и поселков.

Россия является одной из немногих стран в мире, законодательно закрепивших возможность присутствовать на выборах для иностранных (международных) наблюдателей. Признанием пользуется позиция российского руководства, рассматривающего мероприятия в рамках международного избирательного мониторинга в качестве важной меры доверия в системе международных отношений. Наша позиция основана на том, что в совершенствовании демократических избирательных процедур нет и не может быть непререкаемого авторитета у какого-либо государства, а существуют лишь действенные общепризнанные нормы - универсальные демократические принципы и стандарты осуществления народом права на управление государством и регулярную смену власти.

Рассмотрение опыта проведения парламентских кампаний 1993-1995 гг. и президентских выборов 1996 г. позволяет отметить, что реализация программ международного наблюдения в России, фактически не имеющая аналогов в мире по масштабу и характеру проводимых мероприятий2, становится важной составляющей внешней политики Российской Федерации, способствует большей открытости всего комплекса гуманитарной сферы международных отношений.

Эта мысль неоднократно подчеркивалась в официальных письмах зарубежных организаций. Так, в Заявлении председателя Европейского союза от 5 июля 1996 г., в частности, говорится: "Успешное проведение выборов укрепляет решимость Европейского союза неизменно продвигаться по пути развития тесных отношений с Российской Федерацией в рамках всестороннего и конструктивного партнерства на основах демократии, уважения прав человека и верховенства закона".

Законодательное закрепление возможностей иностранного наблюдения (на сегодняшний день это в полной мере относится, насколько нам известно, только к России и Венгрии) становится одной из норм, определяющих критерии демократичности избирательного законодательства. Применение международного мониторинга позволило бы с большей уверенностью судить о демократичности, открытости избирательных процессов и легитимности их результатов в целом ряде стран. Этот вывод подтверждается, кстати говоря, неоднозначным толкованием итогов недавних парламентских выборов в Албании.

С другой стороны, практика взаимодействия с иностранными партнерами в 1993- 1996 гг. дает возможность вполне определенно выразить уверенность в том, что основой всех 'международных программ, в том числе и программ наблюдения, должна быть взаимность. Российский опыт в этой области вполне может быть востребован мировым сообществом, и мы готовы к сотрудничеству в этой сфере избирательных процедур, в частности в ходе работы над программой подготовки выборов в Боснии. При этом отношение к России, как к студенту, сдающему экзамен мэтрам демократии, неприемлемо. Уточнение и определенная корректировка наших позиций в этих вопросах необходимы.

Подготовка международных организаций и иностранных государств к процедуре наблюдения за президентскими выборами в России носила весьма фундаментальный характер. Состоялся ряд методологических семинаров, организованных ОБСЕ, Европейским союзом, американскими институтами. Непосредственно перед выборами в соответствии с поступившими просьбами были проведены встречи и консультации делегаций Европарламента, Парламентской ассамблеи ОБСЕ, Парламентской ассамблеи Совета Европы, депутатов Национального Собрания и сенаторов Франции с председателем Центризбиркома Н.Рябовым, а делегации парламентов Испании, Великобритании, Международного республиканского института США во главе с сенатором Д.Маккейном встретились с заместителем председателя Центризбиркома А.Иванченко. В ходе этих бесед зарубежные представители указывали на следующие критерии, которые, по их мнению, являются определяющими для характеристики степени демократичности избирательного процесса. Это:

  • отсутствие нарушений в сроках проведения выборов;
  • создание равных условии для всех кандидатов;
  • отсутствие давления на избирателей (при этом внимание традиционно фокусируется на избирательных кампаниях правительственных блоков и объединений);
  • максимальная открытость избирательного процесса, включая прежде всего возможность присутствия различных групп наблюдателей, а также представителей средств массовой информации непосредственно при подсчете голосов и оформлении результатов голосования.

Участники консультаций, семинаров и брифингов, прошедших в Москве в период выборной кампании, подчеркивали, что наблюдение должно быть политически нейтральным. Отмечали, что существующая схема позволяет как иностранным наблюдателям, так и представителям кандидатов в президенты провести фактически параллельный подсчет голосов, что еще раз подтверждает выверенность позиции Комиссии в рамках известной дискуссии в Госдуме по вопросам организации общественного контроля за выборами.

Указывалось, что в настоящее время в ООН, ОБСЕ, Совете Европы, Европейском союзе исходят из того, что наблюдение за ходом голосования непосредственно в день выборов не дает необходимой полноты картины и во многом превращается лишь в формальную техническую процедуру. Гораздо более важно проследить ход предвыборной кампании: условия, предоставленные кандидатам, вопросы финансирования, использование средств массовой информации.

Нарушения именно в этих вопросах могут привести наблюдателей к выводу о том, что выборы не полностью отвечают международным стандартам (кстати говоря, именно такая модель мониторинга была избрана для наблюдения за выборами в Армении, Грузии, Белоруссии, Азербайджане, России, а также за предстоящими выборами в Боснии).

Отрадно, что ряд иностранных наблюдателей, находившихся под влиянием рассуждений западных и российских исследователей о существовании некоего "механизма масштабной фальсификации голосования", кардинально изменили отношение к деятельности Центральной избирательной комиссии и теперь подчеркивают нашу открытость и готовность к сотрудничеству.

Посол Швеции в Российской Федерации С.Хирдман пишет:

"...Швеция направила 10 компетентных представителей для наблюдения за проведением выборов в Калининграде, Пскове, Ленинградской области и Омске.

От имени Посольства Швеции настоящим имею честь передать мою искреннюю благодарность Центральной избирательной комиссии Российской федерации за усилия, направленные на облегчение выполнения задачи наших наблюдателей во время проведения выборов. В ходе своей работы они имели возможность следить с близкого расстояния за этим важным шагом в процессе дальнейшей консолидации демократии в России".

Заслуживает внимание также то обстоятельство, что ряд действующих в России правозащитных организаций ("Мемориал", "Международное общество прав человека"), имеющих статус международных, обратились в Комиссию с просьбами об аккредитации своих представителей (в большинстве - граждан России) в качестве международных наблюдателей. Эти просьбы были удовлетворены.

Наблюдатели отметили некоторые недостатки, в основном технического характера, которые, по их мнению, тем не менее не оказали влияния на итоги голосования. При этом подчеркивалось, что организация выборов в такой стране, как Россия, насчитывающей 108 млн. избирателей, не может обойтись без шероховатостей, особенно с учетом небольшого (к удивлению многих наблюдателей) численного состава избирательных комиссий.

В то же время многие наблюдатели из стран ОБСЕ, ЕС выражали обеспокоенность отмеченным дисбалансом в освещении хода избирательной кампании в России средствами массовой информации.

__________

1 Из государств, играющих заметную роль в международных отношениях, не направили наблюдателей КНР, Индия, Куба, которые исходят из того, что сложно провести грань между международным мониторингом и вмешательством во внутренние дела.
2 Похожие программы осуществлялись в рамках выборов в ЮАР и Кампучии, но принципиальной особенностью наблюдения в этих странах являлось то, что в отличие от наблюдения в России там первостепенное внимание было уделено вопросам организационной и технической помощи.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]