Военно-политические проблемы |
Обозреватель - Observer
|
С.СТРЕЛЯЕВ,
подполковник Имеющиеся сегодня в мире запасы стратегических ядерных вооружений в качественно-количественном отношении являются результатом взаимодействия двух противоположных тенденций: стремления к накоплению огромных количеств все более совершенных боевых средств, что существенным образом повысило возможность всеобщего уничтожения, и борьбы против этой возможности. Первые антиядерные шаги, призванные снизить степень ядерной угрозы, не отличались разнообразием, детальной проработкой, а потому и результативностью. Содержание односторонних инициатив, предложений сводилось к запрещению создания и применения ядерного оружия, запрещению самого оружия, объявлению военным преступником правительство, которое его первым применит. Борьба за количественное и качественное превосходство в вооружениях продолжалась, несмотря на существование подобных призывов, которые не только не сдерживали наращивание арсеналов, но и долгое время не приводили к установлению действенных международно-правовых норм, способных ограничить угрозу, не говоря уже о ее снижении. История борьбы с ядерной угрозой богата событиями. Широко известны обращения и воззвания видных общественных деятелей, ученых, врачей, призывавших предотвратить возникшую угрозу. Можно вспомнить Манифест Бертрана Рассела и Альберта Эйнштейна (опубликован в 1955 г.), Пагуошские конференции (первая из них состоялась в канадской деревне Пагуош в 1957 г.), движения "Врачи за безъядерный мир", Гринпис и т.д. Антиядерные действия можно проиллюстрировать следующим образом. Реальная ядерная опасность образуется числителем - той опасностью, которая однозначно реализуется при условии задействования ядерного оружия, и знаменателем - сформированным в общественном сознании представлением о ядерной катастрофе и дальнейшей борьбе с ядерной угрозой. При большом знаменателе величина дроби уменьшается. И до тех пор, пока ужасы возможного апокалипсиса уравновешиваются их осознанием, - а нарушить это состояние можно прорывами в развитии концепции ограниченной ядерной войны и попаданием оружия в руки безответственных политических лидеров, не подверженных "уравновешиванию", - реальная ядерная опасность невысока.
Уже 14 июня 1946 г. приступила к работе Комиссия по атомной энергии, а на заседании 19 июня Советский Союз предложил заключить конвенцию о запрещении производства и применения атомного оружия. Комиссией же был принят так называемый план Баруха, в котором отмечалась чрезвычайная опасность нового вида вооружений, необходимость контроля за его распространением и фактически закреплялась монополия США на атомное оружие и их "право" применять санкции в отношении нарушителей соглашения о контроле. 14 декабря 1946 г. Генеральная Ассамблея ООН рекомендовала Совету Безопасности ускорить подготовку конвенции о запрещении атомного и всех других видов оружия, которые могли использоваться в то время и в будущем для массового уничтожения. Стокгольмской сессией Постоянного комитета Всемирного конгресса сторонников мира, которая состоялась в марте 1950 г., было принято воззвание с требованием запретить атомное оружие и установить строгий международный контроль за соблюдением этого запрета. Параллельно совершенствованию оружия отрабатывался механизм снижения опасности обладания им. Выделились отдельные "узлы" этого механизма, такие как предотвращение распространения оружия, ограничение ядерных испытаний, установление безъядерных зон и др. Эти направления борьбы против ядерной опасности привели к выработке ряда международно-правовых норм, реально способствующих ее снижению. Так, были запрещены испытания ядерного оружия в "трех средах" (Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой, август 1963 г.), созданы препятствия для распространения ядерного оружия по планете (Договор о нераспространении ядерного оружия, июль 1968 г.), установлены ограничения по мощности взрывов (Договор между СССР и США об ограничении подземных испытаний ядерного оружия, июль 1974 г.) и др. Механизм предотвращения ядерной угрозы "заработал". В результате удалось подойти к реальному уничтожению ряда вооружений (Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Договоры СНВ-1 и СНВ-2 об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений). Это, несомненно, послужило укреплению международной безопасности. Дальнейшие шаги по снижению ядерной опасности требуют особой осмотрительности. В первые десятилетия существования ядерного оружия важно было понять, насколько существенно изменились мир и требования к обеспечению безопасности с его появлением, научиться относиться к ядерному оружию как к объективной реальности, требующей серьезного научного анализа. Необходимо было создать прецедент в разработке действенных правовых норм, направленных на снижение ядерной опасности. При этом каждый дву- или многосторонний правовой документ фиксировал достижение очередного рубежа в борьбе с общей угрозой. В механизме снижения ядерной опасности сегодня, пожалуй, не следует ожидать появления новых "узлов", так как все они уже обозначены. В настоящее время более актуальными являются их дальнейшая проработка, детализация и совершенствование структуры самого механизма, изучение взаимовлияния отдельных его составляющих. Каждый последующий шаг, мирная инициатива в области укрепления международной безопасности должны быть результатом серьезнейших научных проработок с привлечением как можно большего числа государств-участников . Одним из наиболее эффективных способов снижения ядерной опасности является решение проблемы нераспространения. Она возникла практически одновременно с появлением ядерного оружия. Однако особенности международной обстановки, конфронтационный характер взаимоотношений ведущих государств привели к тому, что к середине 60-х годов "ядерный клуб" представляли пять стран и еще порядка десяти были готовы в него войти. В 1968 г. в решении проблемы нераспространения был достигнут существенный прогресс: более ста стран подписали Договор о нераспространении ядерного оружия. Однако, несмотря на бессрочное продление 11 мая 1995 г. Договора о нераспространении, окончательно решенной проблему считать нельзя хотя бы потому, что не все страны участвовали в голосовании. Да и для остальных можно хотя бы теоретически представить ситуацию, когда реальные или мнимые блага, связанные с владением ядерным оружием, перевесят минусы выхода из Договора.
Сложность проблемы нераспространения ядерного оружия состоит в присущем ей двояком противоречии. С одной стороны, обойтись без мирных ядерных технологий пока невозможно. Использование атомной энергии фактически является сегодня объективной потребностью, обусловленной интересами прогресса. Однако развитие атомной энергетики ведет к расширению возможностей в накоплении расщепляющихся материалов, которые могут быть использованы для производства оружия. В отношении нераспространения ядерного оружия эту проблему можно условно назвать технической. С другой стороны, в мире есть страны, реально обладающие ядерным оружием. Наибольшую активность в предотвращении распространения проявляют именно они. Поскольку безопасность увязывается с обладанием ядерным оружием, желание подобным образом обезопасить себя может появиться у многих. Поэтому любые действия, а тем более силовые, со стороны членов "ядерного клуба" в отношении стремящихся в него войти могут представляться несправедливыми. И именно в разрешении этого противоречия прежде всего заключаются задачи дипломатии. Круг опасностей, связанных с распространением ядерного оружия, расширяется. О вполне вероятной иррациональности действий некоторых правительств говорится в настоящее время достаточно много1. Появление в их руках всего нескольких ядерных зарядов может привести к непредсказуемым последствиям. Это и экологическое загрязнение планеты в целом при использовании ядерного оружия в региональных конфликтах, и возможность провокаций при чрезвычайной технической сложности идентификации носителей по их государственной принадлежности, и высокая вероятность "втягивания" в ядерный конфликт государств, арсеналы которых содержат тысячи боеголовок. Кроме того, сегодня все большее внимание во всем мире привлекают к себе организованная преступность и возможная ее деятельность против законной власти и населения. Можно ожидать, что список глобальных опасностей человечества в ближайшее время пополнится теми, которые обусловлены действиями не связанных правовыми ограничениями, не поддающихся демократическому контролю преступных организаций и их лидеров. Фактически такая опасность уже существует, только пока ее не принято называть в ряду экологической, демографической, той же ядерной и др. В руках преступных сообществ накоплены огромные финансовые средства, приобретение ими ядерного оружия вполне вероятно, а владение им обернется человечеству актами шантажа, террора, провокаций. И тут неприменима политика сдерживания путем устрашения из-за отсутствия определенного объекта, которому можно было бы угрожать ответным ядерным ударом. В снижении этой опасности так же велика значимость совершенствования механизма нераспространения ракетно-ядерных технологий. В этом отношении представляется опасным создание в США так называемых мини-ньюиков (ядерные заряды малой, порядка 100 т ТНТ, мощности)2, которые вроде бы призваны силовым образом решать проблему нераспространения, но в то же время увеличивают степень возможности получения ядерных взрывных устройств потенциальными террористами. Ядерная "пятерка" и без зарядов малой мощности имеет достаточно средств для организации силового воздействия, когда иные методы неэффективны. Мини-ньюики опасны и как фактор, пробивающий брешь в психологическом восприятии ядерного оружия, ведущий к разрушению табу на ядерную агрессию. Недопущение распространения ядерного оружия практически заключается в контроле за перемещениями расщепляющихся материалов, изготовлением и испытаниями оружия; вмешательстве в процесс создания оружия путем принятия мер, препятствующих появлению нового обладателя им различными путями, вплоть до изъятия или разрушения оружия или его компонентов. В этом отношении необходима выработка механизма реагирования, устанавливающего по нарастающей меру воздействия, соответствующую этапу создания оружия. Принципиально ядерное оружие сегодня доступно почти всем. Законы ядерной физики секретом не являются, а отдельные нюансы технологии могут быть куплены, похищены или разработаны самостоятельно практически любым государством. При продвижении к членству в "ядерном клубе" в отношении "кандидата" применимы политико-дипломатические действия, но особо эффективными они должны быть на самых ранних этапах, так как по мере приближения к обладанию ядерным оружием решимость завладеть им может возрастать из-за уже понесенных материальных затрат. Позже самая искусная дипломатия может оказаться недостаточной, потребуется применение более осязаемых механизмов. Любые санкции (политические, экономические, военные) подразумевают осуществление определенных совокупных действий чрезвычайно широкого диапазона против государства-нарушителя. Например, в качестве экономических санкций могут рассматриваться экономическая блокада, разрыв торговых отношений и другие традиционные меры. Силовое воспрепятствование расширению "ядерного клуба" противоречит духу Договора о нераспространении: основной принцип этого Договора - добровольность. И тут велика роль общественных движений, антиядерного просветительства, дипломатии. Мировым сообществом могут быть рассмотрены и соответствующим образом узаконены и принципиально новые меры, например обязательное внесение государством - нарушителем Договора на счета ООН залоговых сумм, соответствующих затратам на дезактивационные и восстановительные работы в случае задействования имеющихся, созданных или приобретенных в обход Договора о нераспространении объемов оружия. Если исходить из того положения, что закон обратной силы не имеет, то эта мера не коснется "ядерной пятерки". Такая мера могла бы быть применима и к государствам, виновным в распространении оружия или технологий, так как возможность торговли подобным "товаром" полностью не исключается. Чрезвычайно эффективной мерой может быть и Договор о полном и всеобщем запрете на ядерные испытания, разработанный в Женеве на основе заявлений руководителей ядерных держав, от 20 апреля 1996 г., который должен вступить в силу после его подписания. Однако некоторые страны, в первую очередь Индия, уже заявили о своем нежелании подписать указанный Договор, ссылаясь на то, что он якобы противоречит интересам их национальной безопасности. В этой связи основной задачей мировой общественности становится борьба за подписание Договора всеми странами, ибо действенный запрет на испытания послужит решению проблемы нераспространения, ограничит возможности совершенствования оружия и будет способствовать развитию гуманитарных процессов.
__________
1 Кравченко И.И. приводит следующие иррациональные начала политики: харизма,. озарение, вдохновение, парадокс, мистификация, махинация, интрига, блеф. Кравченко И.И. Рациональное и иррациональное в политике. Вопросы философии, 1996, № 3, с.7.
|
The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.
<%you_hit(97);%>
|