Экономика |
Обозреватель - Observer
|
Целью реформы было провозглашено значительное увеличение производства сельскохозяйственной продукции на основе развития новых производственных отношений на селе. создания новых форм организации сельскохозяйственного производства. Основой реформы явился принятый в начале 1991 г. Земельный кодекс Российской Федерации, которым установлены формы собственности на землю: государственная собственность граждан, коллективная совместная и коллективно-долевая. Земельным кодексом определена компетенция местных органов власти в регулировании земельных отношений. В частности, местные Советы народных депутатов наделены правом передавать землю в собственность, предоставлять земельные участки во владение и пользование. Аграрная реформа в России, как и в других странах Содружества, набрала наибольшие темпы в 1992 г., особенно в первой его половине. Данные по созданию крестьянских (фермерских) хозяйств в странах СНГ представлены в таблице (информация Статкомитета СНГ):
Реформа в России в 1992 г. шла по следующим направлениям:
По данным Госкомстата РФ, к октябрю 1992 г.:
В России число фермерских хозяйств к весне 1993 г. по-видимому, достигнет 200-220 тысяч. Будет происходить и дальнейшая реорганизация колхозов и совхозов. Этому способствуют Минсельхоз, его органы на местах, а также исполнительная власть. Вместе с тем, в последнее время в России создается меньше фермерских хозяйств, а часть фермеров ликвидирует их. Это связано с целым рядом причин, в числе которых не последнюю роль играет отсутствие профессиональной подготовки и навыков ведения хозяйств; отсутствие агросервиса и оптового рынка сельскохозяйственной продукции с развитой инфраструктурой. Следует также отметить, что нередко для фермерских хозяйств выделяются худшие земли (заболоченные, каменистые, заросшие кустарником), вдали от жилья и часто вразброс. Как показали материалы выборочного обследования, проведенного Госкомстатом России, основными факторами, сдерживающими развитие индивидуальных хозяйств, являются отсутствие необходимой техники, строительных материалов, семян и других материально-технических ресурсов: высокие цены на промышленную продукцию для сельского хозяйства, слишком высокие, ставки на кредиты и трудности их получения. а также отсутствие дорог, линий связи, инженерных сетей (водо-, энерго- и газоснабжения). Как показывает опыт, эффективность сельскохозяйственного производства зависит больше от используемых средств производства, их доступности, развитости производственной инфраструктуры, чем от вида собственности. Имеющиеся в настоящее время машины, механизмы и технологии создавались в расчете на крупномасштабное ведение хозяйства как в растениеводстве, так и животноводстве. Их использование в фермерских хозяйствах расточительно и не соответствует его производственным параметрам. Увеличение земель у населения, включая крестьянские хозяйства, привело к возрастанию доли этой категории в общем производстве ряда видов сельскохозяйственной продукции. Однако в общественных сельскохозяйственных предприятиях производство сократилось больше, чем увеличилось в фермерских хозяйствах. Основными производителями сельскохозяйственной продукции в частном секторе остаются пока личные подсобные хозяйства населения. Крестьянские (фермерские) хозяйства еще не играют сколько-нибудь значительной роли в обеспечении населения продовольствием. На их долю сегодня приходится примерно 0,5-2,0% производимой продукции растениеводства и животноводства. При этом следует отметить, что частный сектор в основном потребляет производимую продукцию сам или реализует на городских рынках, что, по-видимому, вынуждает местную администрацию держаться за общественные хозяйства. Развивая мелкотоварное производство, необходимо. по мнению многих специалистов, более эффективно использовать уже существующий производственный потенциал крупных сельскохозяйственных предприятий. Анализ зарубежного опыта показывает, что в большинстве развитых стран неуклонно развивается процесс концентрации производства. Основную часть товарной продукции получают в крупных фирмах и объединениях, а фермерские хозяйства, независимо от их числа в той или иной стране, производят лишь ее незначительную долю. При этом надо учитывать экономическую стабильность в странах, поддержку государством сельскохозяйственного производства, в том числе и в виде дотаций; уровень развития производственной и социальной инфраструктуры; профессиональную подготовку и т.п. Поэтому и в России эффективность земельной реформы будет зависеть от политической стабильности, от стабилизации финансовой системы и осуществления государством протекционистской политики по отношению к фермерам. Именно это подчеркивалось в феврале 1993 г. на IV съезде Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР).
По заказу редакции
|
|