Экономика |
Обозреватель - Observer
|
Инвестиции В девяностые годы во многих странах мира был выработан принципиально новый подход к вопросам экономического роста и развития, основанный на либерализации экономики и ее интеграции в мировую экономическую систему. Подходы, основанные на главенствующей роли государства и защите внутренних экономических интересов, которые разделяли как в развивающихся, так и в экономически развитых странах, были заменены не на новые, при этом экономисты стали положительно расценивать транснациональные корпорации (ТНК). Даже Северная Корея, одна из самых изолированных стран мира, приоткрыла свои двери для иностранных инвестиций из соседней Южной Кореи и Японии. Южно-Африканская республика признала важную роль иностранных инвесторов в стране. Частные капиталовложения рассматриваются как необходимое средство для увеличения внутренних сбережений, внедрения современной технологии, соответствующих навыков управления и облегчения доступа к внешним рынкам. Особо благоприятные возможности для иностранных инвесторов в тех отраслях, которые могут увеличить занятость и развить потенциалы местного производства. Иностранные капиталовложения для экономики стран-получателей, пусть и не гарантированные, могут помочь им интегрироваться в конкурентную мировую экономику. Эффективность и целесообразность привлечения иностранных инвестиций в экономику развивающихся стран следующие:
Двадцать лет назад считалось, что иностранные инвесторы стремятся "захватить" экономику страны-получателя, лишая коренное население их потенциального благосостояния, которое могло бы быть достигнуто благодаря местным ресурсам. Эти аргументы использовались для оправдания национализации промышленности или экспроприации имущества ТНК правительствами стран-получателей, что вело к значительным потерям для иностранных инвесторов. Так было во многих новых независимых государствах Африки в 1960-х годах, когда сделали ставку на развитие собственной экономической базы; в 1979 году правительство Нигерии национализировало имущество компании "Бритиш петролеум", в 1960-х годах Индия экспроприировала предприятия компании "Кока-Кола"; в начале 70-х годов Чили национализировала свою меднодобывающую промышленность. В наше время национализация иностранных инвестиций - явление довольно редкое, однако негативное отношение к иностранным инвестициям во многом осталось прежним. Даже те страны, где расположены штаб-квартиры крупнейших ТНК мира, побаиваются иностранных инвестиций. Например, в Соединенных Штатах, когда японцы вдруг начали скупать недвижимость. это вызвало серьезные опасения, что США утратят контроль над своей собственной экономикой или перестанут быть ведущей экономической державой мира. Подобное отношение существует и в новых демократических странах Центральной и Восточной Европы и бывшем Советском Союзе, которые стремятся привлечь иностранные инвестиции. Именно эти соображения побудили многие развивающиеся страны проводить политику ограничения иностранных инвестиций, которая как бы защищает промышленность своей страны и позволяет ей развиваться, избегая жесткой международной конкуренции. Ограничения были в основном двух типов: полного запрещения иностранных инвестиций в отрасли или налагались частичные ограничения. Например, мексиканская конституция запрещает иностранные инвестиции в нефтяную промышленность, т.к. эта отрасль - жизненно важная для национальных интересов и отдана государственному сектору. Развитие электроники в Бразилии - это также классический пример ориентации на внутреннее развитие, запрещающей иностранные инвестиции. Иностранное участие запрещалось даже в форме владения меньшей долей пакета акций совместных предприятий. Импорт тоже был запрещен. В результате, пока бразильские производители создавали образцы, аналогичные иностранным, зарубежные конкуренты успевали разработать новые технологии. Усугубляло положение то, что у местных фирм не было особого стимула к модернизации, ибо они господствовали на внутреннем рынке, не опасаясь иностранных конкурентов. Хотя политика зашиты местных рынков привела к созданию национальной компьютерной промышленности в Бразилии, но она оказалась малоэффективной, производя товары по качеству более низкие, а по цене более высокие по сравнению с международным рынком. Авторы обзора считают, хотя точные цифры не известны, что протекционистская политика задержала развитие бразильской промышленности и снизила темпы экономического роста. Все это побудило правительство Бразилии пересмотреть свою политику. В соответствии с новым законодательством разрешается импорт компьютерного оборудования, даже если аналогичное оборудование производится в Бразилии. Закон также разрешает создание совместных предприятий. Помимо прямого запрета на иностранные инвестиции, налагались иные ограничения. Например, ограничивалась доля иностранного капитала в национальной компании: вводились сложные и обременительные процедуры получения разрешений, одобрений или лицензий на ввоз и вывоз иностранного капитала; устанавливались высокие ставки налогов на прибыль от иностранных инвестиций; ограничивался вывоз прибыли, полученной в стране-получателе или усложнялась процедура возвращения вложенного капитала (в особенности в странах, стремящихся сохранить свои валютные резервы). В краткосрочной перспективе подобная политика нередко приносила успех, позволяя некоторым странам добиться расцвета национальной промышленности. Однако в средней и долгосрочной перспективе неизбежным результатом такой политики было создание малоэффективной и неконкурентоспособной промышленности, которая дорого обходилась как правительствам, так и частным владельцам. Показателен в этом отношении опыт Латинской Америки в шестидесятые и семидесятые годы. В настоящее время страны-получатели научились открывать рынки и предоставлять ТНК ресурсы таким образом, чтобы гарантировать себе достаточную прибыль. Например, американская компания "Дженерал Электрик" получила контрольный пакет акций на венгерском государственном предприятии "Тунгсрам", был также заключен договор с заводским профсоюзом относительно сокращения штатов, которое предполагалось проводить не в виде массовых увольнений, а в форме ухода на пенсию или естественного оттока. Недавнее соглашение о создании совместного предприятия для разведки нефтяных месторождений американской компании "Шеврон" с правительством Казахстана, предусматривает, что "Шеврон" окажет помощь в строительстве дорог, школ, больниц, а также других объектов инфраструктуры. Американская компания "Интэрнэшнл Пейпер", которая приобрела в Польше второй по величине бумагообрабатывающий комбинат, обязалась улучшить охрану окружающей среды, осуществить меры социальной зашиты персонала и поддерживать нынешний уровень занятости в течение первых полутора лет. Такие договоренности способствуют созданию более благоприятного отношения к иностранным инвестициям в странах-получателях. Источники финансирования инвестиций 90-х годов - это глобальное изменение экономической обстановки, в которой действуют как развивающиеся, так и промышленно развитые страны. Если в семидесятые годы банки США, Европы и Японии охотно давали иностранные кредиты, поскольку считалось, что потенциальная прибыль значительно перевешивала возможный риск, то в течение 80-х долговой кризис вынудил страны-кредиторы провести корректировку сроков выплаты долгов, что причинило значительный ущерб многим банкам. В результате в девяностые годы коммерческие банки с неохотой предоставляют крупные иностранные займы. В шестидесятые и семидесятые годы страны с готовностью оказывали прямую помощь на межправительственном уровне. Холодная война заставляла соперничать Запад с Востоком за влияние на развивающиеся страны и побуждала США и другие западные страны оказывать им значительную помощь. Аналогичным образом страны Варшавского пакта и другие союзники Советского Союза получали крупную помощь и финансовую поддержку со стороны Советского Союза. В настоящее время страны Центральной и Восточной Европы все больше обращаются к Западу в поисках финансирования своей экономики. Однако правительства крупнейших западных стран - Соединенных Штатов, Японии и Германии - сами стоят перед экономическими трудностями, что ограничивает их возможности в оказании прямой помощи, как это было в прошлом. Столкнувшись с возможностью сокращения традиционных форм иностранного финансирования, т.е. займов коммерческих банков и прямой иностранной помощи, которая, как правило, поступала через государственный сектор, развивающиеся страны должны будут изыскивать новые источники капиталовложений для того, чтобы поддерживать инвестиции на уровне 20-25% валового национального продукта (ВНП), что считается необходимым для стабильного экономического роста. Поэтому частные иностранные инвестиции могут сыграть здесь не последнюю роль. Спрос на такие инвестиции в развивающихся странах, в странах Восточной Европы и бывшем Советском Союзе велик. Странам этих регионов придется конкурировать друг с другом за источники финансирования. Анализ частных инвестиций в экономику развивающихся стран, проведенный Международной финансовой корпорацией (отделение Мирового банка), показал, что между частными инвестициями, стабильностью макроэкономических структур и экономическим ростом существует определенная взаимосвязь. А именно: доля частных инвестиций в общем объеме инвестиций с 1986 года сохраняется на уровне 60%. Анализ показывает, что начиная с середины 80-х прямые зарубежные инвестиции в развивающихся странах росли и достигли примерно 10% всех частных инвестиций. Поскольку в будущем глобализация экономики будет расширяться, доля иностранных инвестиций в частных инвестициях в девяностые годы будет расти.
В таблице приведены данные о частных и государственных инвестициях (%) по десяти развивающимся странам.
Особо показателен тот факт, что в большинстве случаев страны с наивысшим уровнем частных инвестиций имеют и самый высокий экономический рост. Так, в Чили, Индонезии, Малайзии и Таиланде, где с 1989 по 1990 год уровень частных инвестиций был высок, номинальный годовой прирост валового национального продукта (в местной валюте) составил в те годы соответственно 25-30%, 13-18%, 12-14% и 15-22%. Тенденция к росту частных инвестиций в Гане, Мексике, Танзании и Турции также говорит о том, что в этих странах были введены меры по стабилизации экономики и рыночные принципы, а также были созданы условия, благоприятные для увеличения инвестиций и экономического роста. Низкий уровень частных инвестиций в Аргентине и сокращающийся уровень частных капиталовложений в Перу свидетельствуют о трудностях, испытываемых этими странами в создании и поддержании соответствующих условий для бизнеса. Виды иностранных инвестиций. Они зависят от типа инвестора, инвестиционных цепей и степени риска, который готов на себя принять инвестор. Ниже приводится краткий обзор типов инвестиций, которые практикуются как в развивающихся, так и в развитых странах. "фонды стран", т.е. ценные бумаги, вкладываемые в экономику отдельных стран. Подобные фонды были созданы для того, чтобы инвесторы могли участвовать в фондовых биржах стран. Эти фонды объединяют инвестиционные капиталы, которые вкладываются в акции иностранных компаний, на местных фондовых биржах. Средства этих фондов могут использоваться в какой-то конкретной стране или в целых регионах для того, чтобы диверсифицировать ценные бумаги и таким образом сократить вероятность риска в каждой отдельной стране. Инвесторы охотно пользуются этими фондами. Подобные хорошо организованные фонды позволяют избежать проблем, связанных с получением достоверной информации о компаниях, действующих на биржах развивающихся стран, или с необходимостью внимательно следить за изменением ситуации на этих биржах. Поскольку "фонды по странам" позволяют инвесторам быстро избавляться от местных акций в случае изменения биржевой обстановки, эти ценные бумаги часто называются "горячими деньгами" - термин, который также используется в отношении средств, размещенных инвесторами на банковских счетах в развивающихся странах. Такие счета, как правило, приносят высокие проценты, поскольку экономическая деятельность в этих странах связана с большим риском, а финансовая политика сурова из-за жестких антиинфляционных финансовых ограничений. Но как только происходит падение процентных ставок, инвесторы обычно тут же снимают эти средства со счетов. Прямые зарубежные инвестиции. Осуществляя прямые зарубежные инвестиции в иностранные компании и государства, инвесторы лишаются возможности быстрого ухода с рынка. Но тем не менее они готовы делать долгосрочные вложения, связанные с более высокой степенью риска, поскольку уверены, что в данном случае прибыль превысит затраты, связанные с риском вложения. Прямые зарубежные инвестиции обычно более значительные суммы капитала, чем непрямые инвестиции (такие, как "фонды стран"). В сочетании с более высокими размерами инвестиций и более продолжительным сроком капиталовложений эти формы инвестирования обычно более выгодны для стран-получателей, нежели непрямые капиталовложения. Прямые зарубежные инвестиции могут осуществляться в различных формах:
Интересно, что пока самые крупные прямые зарубежные инвестиции делаются в промышленность ведущих индустриально развитых стран, в первую очередь потому, что их рынки обладают более высоким потенциалом получения прибыли. Однако эти рынки достаточно развиты и характеризуются растущей конкуренцией, о чем свидетельствует, в частности, автомобильный рынок США. Учитывая эти экономические тенденции, а также значительно более высокие темпы роста населения в развивающихся странах, следует ожидать, что рынки этих стран будут приобретать все большее значение для ТНК в 90-х годах и последующий период. Пути привлечения иностранных инвестиций. Торговая палата США провела обширные исследования с целью выявить, чем руководствуются американские ТНК, принимая решения о капиталовложениях в какую-либо страну. Было выявлено 12 основных критериев. 1. Характеристики местного рынка. Самым главным фактором выступает привлекательность рынка для товаров и услуг ТНК. Размеры местного рынка, относительное благосостояние или покупательная способность населения, возможности рынка этих показателей, а также экономики в целом, составляют основные критерии, которые используются ТНК для принятия решения о том, заслуживает ли данная страна дальнейшего внимания. Важными факторами также являются природные ресурсы и географическое положение страны. 2. Доступность рынка. Местные законы и нормативные положения, обеспечивающие или хотя бы не слишком ограничивающие доступ на местные рынки, могут повысить потенциальные прибыли и рентабельность предприятия. Страны, где государство серьезно контролирует экономическую деятельность и ограничивает свободу частного сектора, непривлекательны для потенциальных инвесторов. Существующее законодательство должно также обеспечить ТНК возможность конкуренции на равноправной основе с местными компаниями. 3. Рабочая сила. Иностранные инвесторы анализируют качество местной рабочей силы, поскольку они должны набирать из нее своих будущих работников. Во многих отраслях промышленности, особенно тех. где для создания готовой продукции требуются значительные трудовые затраты (например, текстиль, одежда) ТНК стремятся организовать предприятия на местах, с тем чтобы использовать преимущества более низкой стоимости рабочей силы. В рамках своей общей глобальной стратегии ТНК могут размещать наиболее трудоемкие фазы производства в странах с дешевой рабочей силой. Важно отметить в этой связи, что уровень заработной платы не является единственным привлекательным фактором. Инвесторы также учитывают качество образования кадров, поскольку в стране-получателе работники с хорошим уровнем образования легче поддаются профессиональной подготовке и достигают максимальной производительности значительно быстрее, чем работники, не имеющие хорошего образования. Дешевизна рабочей силы и ее производительность выступают главными компонентами конкурентоспособности товара на международном рынке. 4. Валютный риск. Стоимость местной валюты по отношению к основным твердым валютам (таким, как йена, немецкая марка и доллар) напрямую связана с уровнем затрат и прибыли ТНК, которые суммарно оценивают результаты своей экономической деятельности по отношению к основным мировым валютам. Поскольку ТНК осуществляют инвестиции в местной валюте, риск девальвации валюты оказывает воздействие на стоимость их финансовых активов после вычета налогов, а также на поступления и прибыль в твердой валюте. Когда местные филиалы ТНК платят за импорт или переводят процентные платежи, стоимость местной валюты возрастает по мере того, как доллар и другие твердые валюты укрепляют свои позиции по отношению к соответствующей местной валюте. Хотя экспорт из страны-получателя может служить защитой от обесценивания валюты, ТНК практически не могут предотвратить девальвацию своих активов. Соответствующая политика в области валютного обмена обеспечивает стабильность и предсказуемость курса местной валюты, что помогает поддерживать экономику на определенном уровне и укреплять доверие инвестора. Правильная оценка стоимости национальной валюты важна как для ТНК, которые хотят экспортировать из стран-получателей, так и для самих этих стран, стремящихся к получению доходов от экспорта. Местные валюты с завышенным курсом (т.е. стоимость которых по отношению к твердым валютам чересчур велика), подрывают и ослабляют экспорт из своих стран, поскольку такой экспорт обходится дороже, чем экспорт из конкурирующих стран. 5. Возвращение капитала. Инвесторы придают большое значение законам и нормативным положениям, влияющим на возможность вывоза инвестированного капитала и прибыли из страны-получателя. К этим законам относятся положения, регулирующие уровень налогообложения, ограничения на вывоз твердой валюты из страны или сложные бюрократические процедуры оформления такого вывоза. Как правило, местные филиалы переводят прибыль своей материнской компании в форме дивидендов, процентных выплат, гонораров и платежей за оказание технической помощи. ТНК могут также захотеть продать часть своих вкладов в местные компании. Страны, ограничивающие свободное движение капитала и прибыли, менее привлекательны для инвесторов, чем страны, которые разрешают это. 6. Защита прав интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность - это собственность компании на свою нематериальную продукцию. Сюда относятся технологические процессы, программное обеспечение, способы ведения маркетинга и другие результаты исследовательской деятельности. В ведущих индустриальных державах права собственности компании защищены патентами, авторскими правами, торговыми марками, законами об охране коммерческих тайн и другими законами, относящимися к правам собственности на техническую информацию. Учитывая, что значительная доля активов ТНК представлена нематериальными ценностями, защита интеллектуальной собственности очень важна для этих компаний, особенно в таких динамично развивающихся отраслях промышленности, как коммуникации, компьютерная техника и фармацевтика, где технология является важнейшим средством конкурентной борьбы в создании новых продуктов и расширении рынков сбыта. Не менее важно и то, что страны-получатели крайне заинтересованы в инвестициях именно в такие отрасли промышленности, поскольку здесь они наиболее выгодны с точки зрения передачи технологий и развития отечественной индустрии. Однако для привлечения инвестиций в такие отрасли промышленности, правительства стран-получателей должны соблюдать и надежно защищать права интеллектуальной собственности, избегая принудительного лицензирования зарегистрированных технологий и не допуская других форм вмешательства в технологические лицензионные соглашения между частными фирмами. 7. Торговая политика. Торговая политика оказывает влияние на стоимость экспортно-импортных операций в стране-получателе, а также на сам процесс осуществления таких операций. То, как они осуществляются - очень важный показатель для ТНК, которые, следуя своей глобальной стратегии производства, используют свои иностранные филиалы и компании для экспорта на другие рынки, что повышает их эффективность на мировом рынке. К примеру, при заключении региональных торговых соглашений возможность легкого выхода на рынки соседних стран особо привлекательна для ТНК. Стоимость импортируемых товаров связана с уровнем тарифов, а также обменным курсом национальной валюты. Подобным же образом квоты, чрезмерно усложненные процедуры лицензирования и получения разрешений, а также другие нетарифные барьеры в области импорта могут значительно повысить издержки производства или замедлить производственный цикл, тем самым снижая конкурентоспособность и объем инвестиций. 8. Государственное регулирование. Климат регулирования - термин, обозначающий последствия правительственных постановлений, регулирующих предпринимательскую деятельность. Важно отметить, что для защиты интересов производителей и потребителей, а также для целостности и нормального функционирования рынка государственное регулирование в какой-то степени необходимо. Однако с точки зрения иностранных инвесторов чрезмерное регулирование может вызвать увеличение издержек и снижение эффективности как рынков, так и производителей. Примером таких мер могут служить введение в трудовое законодательство положения о защите рабочих мест, ограничивая права компаний на увольнение рабочих; установление определенного у ровня за работной платы для работников; установление определенных норм процента или отраслей вложения капитала; создание очень запутанных правил и процедур для получения разрешения на иностранные инвестиции, либо введение других требований и ограничений, снижающих возможности инвесторов в оперативном управлении экспортом и импортом капитала. 9. Налоговые ставки и стимулы. Одним из важнейших факторов в принятии решения об инвестировании выступает налоговое законодательство. Чрезмерное налоговое бремя на капиталовложения и прибыль могут помешать ТНК инвестировать в TV или иную страну. Под налоговым бременем понимаются не только ставки налогообложения, но и налоговый режим в отношении дивидендов, гонораров, банковских переводов и других банковских операций. Для привлечения больших инвестиций, многие страны предлагают целый комплекс налоговых и других привилегий для иностранных инвесторов. 10. Политическая стабильность. Стабильная политическая ситуация придает инвесторам уверенность в том, что "правила игры", то есть законы и нормативные акты. регулирующие инвестиции и рынки там, где они собираются действовать, останутся неизменными в течение продолжительного времени. 11. Макроэкономическая политика. Экономическая политика правительства - это важный фактор, повышающий уверенность инвесторов, поскольку в странах-получателях с эффективной экономической политикой вероятность экономической нестабильности минимальна. А когда иностранный инвестор сомневается в экономической стабильности страны-получателя он либо уменьшает свои капиталовложения (чтобы снизить риск), либо полностью уходит с рынка этой страны. Местные инвесторы нередко реагируют на экономическую нестабильность в своей стране переводом своих средств на счета иностранных банков или осуществляя инвестиции за рубежом. Это явление известно под названием бегство капитала. Важнейшим условием стабильной макроэкономической политики выступает низкая и предсказуемая инфляция. Гиперинфляция усложняет фирмам управление и в банковских расчетах, и при операциях с наличностью. Когда страны вводят программы шоковой терапии, пытаясь взять под контроль процесс инфляции, это часто ведет к спаду производства. 12. Инфраструктура и услуги, физические ресурсы страны-получателя, т.е. ее дороги, порты, аэропорты, телекоммуникационные сети, наличие и стоимость энергоносителей имеют важнейшее значение для стоимости и эффективности производства и транспортировки. Независимо от соответствия страны-получателя другим критериям, при неразвитой инфраструктуре стране будет трудно привлечь значительные зарубежные инвестиции. Инфраструктура также включает услуги, оказываемые юридическими, страховыми и бухгалтерскими фирмами, коммерческими и инвестиционными банками, а также воздушные, морские и сухопутные транспортные средства. Природные ресурсы, а также другие необходимые для производства материалы должны иметься в достаточных количествах и по конкурентоспособным ценам. Инвестиционные стимулы и режимы. Многие развивающиеся страны применяют особые программы стимулирования для привлечения иностранных инвестиций, создавая для них условия. более привлекательные, чем в других странах. Эти программы включают в себя такие меры, как освобождение от налогов и пошлин. различные скидки и другие средства снижения затрат или же меры, направленные на повышение эффективности деятельности иностранных фирм. Хотя эти программы могут реализовываться в различных формах, все они делятся на две основные категории, а именно: Программы, освобождающие от уплаты пошлины под возвращаемый залог (In-Bond or Drawback Programs). В соответствии с этими программами иностранные инвесторы могут создавать местные сборочные предприятия с использованием импортированных компонентов. На них осуществляется сборка или иные операции, а затем готовая продукция реэкспортируется. Как правило, эти местные предприятия освобождаются от уплаты налогов и пошлин на производственные затраты и готовую продукцию. Для того чтобы гарантировать, что они реэкспортируют свою продукцию, эти фирмы должны оставить в местном таможенном органе залог, который возвращается им, когда готовая продукция экспортируется. Эта мера предназначена для защиты тех фирм, которые производят аналогичный товар для внутреннего рынка. Зоны свободной торговли. Зоны свободной торговли (ЗСТ) или зоны переработки экспорта также в значительной степени освобождают от импортных тарифов, налогов на экспорт и прибыль. Однако эти условия предоставляются лишь для фирм, которые создают предприятия в определенных географических районах. В некоторых случаях такие зоны существуют в масштабах целой страны. Для инвестиций в ЗСТ важны следующие факторы: - географическое положение;
ЗСТ успешно функционируют во многих странах. В Карибском бассейне Доминиканская Республика превратилась в ведущего экспортера текстильной продукции, одежды, обуви, электроники, товаров из кожи и др. в Соединенные Штаты, которые в соответствии с соглашением "Инициатива Карибского бассейна" не облагают таможенной пошлиной большую часть этих товаров. Среди стран Центральной Америки чрезвычайно успешной оказалась программа развития ЗСТ в Коста-Рике. Такие же подобные зоны создаются теперь в Гондурасе. Гватемале и Сальвадоре. Особые экономические зоны на юге Китая. например в Шеньчжэне. привлекли значительные зарубежные капиталовложения, в основном из соседнего Гонконга. Среди других азиатских стран Шри-Ланка. Малайзия и Тайвань добились значительных зарубежных капиталовложений с помощью ЗСТ. Экономика и зарубежные капиталовложения. Промышленное развитие многих стран мира в значительной степени осуществлялось благодаря зарубежным капиталовложениям. Но иностранные инвестиции - это не волшебная палочка-выручалочка, в мгновение ока разрешающая проблему нищеты и экономической отсталости. Стремясь привлечь иностранных инвесторов, страны должны исходить из реалистичных возможностей иностранных капиталовложений. А иностранные капиталовложения, действительно способны принести значительные экономические выгоды, включая передачу технологии, создание рабочих мест и развитие экспорта. Обнадеживает, что страны, начинавшие с привлечения капиталовложений в такие низкотехнологичные отрасли промышленности, как текстильная и производство одежды (так называемые "потогонные" отрасли), теперь стали привлекать капиталовложения в более наукоемкие отрасли. Этот путь от низкотехнологичных до наукоемких отраслей отражает путь промышленного развития, который был пройден странами, ставшими сегодня крупнейшими мировыми экспортерами (включая наукоемкую продукцию), как, например, Япония, Южная Корея, Тайвань. Хотя эти страны не прибегали к широкомасштабным иностранным капиталовложениям, они использовали многие из тех мер, которые необходимы для привлечения иностранных инвестиций и создания успешной экспортной базы. Этот опыт чрезвычайно полезен для тех стран, которые сегодня стремятся привлечь иностранные капиталовложения. По сути говоря, им следует создавать и поддерживать условия, стимулирующие частные капиталовложения - как отечественные, так и иностранные. И те, и другие частные капиталовложения начнут поступать тогда, когда для этого будут созданы необходимые условия. Однако для большинства развивающихся стран одних отечественных капиталовложений на экономическое развитие недостаточно. Учитывая изменение условий и связанный с этим дефицит традиционных источников внешнего капитала, нехватку отечественного капитала должны компенсировать иностранные капиталовложения. И сегодня, и завтра иностранные капиталовложения будут важнейшим фактором мировой экономики. Тенденции последнего времени - появление региональных торговых блоков - показывают, что за основные рынки индустриальных стран ведется борьба. В результате транснациональные корпорации будут постоянно заинтересованы в создании новых рынков для своей продукции и услуг. Развивающиеся страны, разрабатывающие и эффективно реализующие соответствующие политические меры, смогут воспользоваться этими тенденциями и привлечь иностранные капиталовложения, которые обеспечат им продвижение к процветанию.
По материалам United States Information Agency 4.02.93 |
|