Экономика |
Обозреватель - Observer
|
Статистика Провозглашенными основными направлениями реформы в 1992 г. были укрепление рубля, финансовая стабилизация и структурная перестройка экономики, что так и не было реализовано. Спад производства в прошлом году составил 20-22% и после трех лет непрерывного спада ВНП, поданным Экономического и Социального Совета ООН, составил примерно две трети уровня 1989 г.; потребительские цены выросли на 2200%; темпы инфляции в среднем составили 25% в месяц; личное потребление населения снизилось на 22-25%; инвестиции сократились на 40-50%. Индексы физических объемов динамики производства, продажи товаров и потребления продуктов по кварталам показаны на рисунке. Спад производства сопровождался усиливающимся структурным кризисом, что выразилось в увеличении удельного веса топливных и сырьевых отраслей. Удельный вес обрабатывающей промышленности в 1992 г. - 52,5% (в 1991 г. -53,2%). Произошло резкое понижение уровня индустриального и научно-технического развития, отразившееся на опережающем падении производства товаров народного потребления (продовольственных и непродовольственных), сложной техники и развитии информационных технологий. Причем спад в наукоемких производствах, по мнению специалистов, достиг грани, за которой начинается утрата технологической культуры. Общую экономическую ситуацию в стране
В таблице приведены объемы производства в 1992 г. и в феврале 1993 г. по отношению к 1991 г. и февралю 1992 г. соответственно:
усугубило положение в капитальном строительстве. Низкая эффективность капитальных вложенией в 70-80 г. должна была привести к сбросу инвестиционной активности. До сих пор не созданы мотивационные механизмы, стимулирующие развитие производства, вложение средств в его модернизацию и техническое перевооружение. В 1990 г. падение инвестиционной активности приняло устойчивый характер, достигнув в 1992г. особо крупных масштабов - 50% за год -как за счет централизованных капитальных вложений, так и средств предприятий. По данным экономистов, это самый резкий спад в истории России XX века в невоенное время. При этом следует отметить, что концентрации капитальных вложений в незавершенные объекты не произошло: в 1992 г. законсервировано 30 тыс. объектов, а начато строительство 34,2 тыс. Особенно резкий спад строительного производства произошел в тех отраслях, где само поддержание достигнутого уровня требует увеличения капиталовложений (электроэнергетика, нефтедобыча, металлургия). Отсутствие ввода мощностей в этих отраслях в течение ряда последних лет подорвало их производственную базу. Недоинвестированными оказались отрасли, определяющие технический уровень производства и обновление его базы (химия, машиностроение". В результате в большинстве отраслей увеличился износ основных фондов и составил в среднем по промышленности свыше 50 %, а в базовых отраслях - нефтепереработке, электроэнергетике, лесопереработке, металлургии, химии. транспорте и производственной инфраструктуре - состояние производственных мощностей достигло критического уровня. В 1992 г. Верховным Советом и Правительством был принят ряд мер, направленных на стимулирование капитального строительства. По прогнозам на 1993 г., инвестиционная активность сохранится на уровне 1992 г., и трудно ожидать ее восстановления, обеспечивающего расширенное воспроизводство, но поддержание действующих производственных мощностей за счет ускоренной амортизации и ее оперативной индексации предприятиями в увязке с темпами инфляции, а также налоговых льгот на инвестиции становится возможным на минимально необходимом для экономики уровне. Однако есть опасность, что инвестироваться будут объекты и стройки по устаревшим проектам, не отвечающим современным требованиям проектно-технологических решений и складывающейся конъюнктуре рынка. В целом в 1992 г. кризис в экономике, согласно записке, подготовленной Минэкономики России, начал приобретать черты структурного характера, а именно: - существенно сократилось производство продукции инвестиционного назначения, а также продукции металлоемкой, традиционно дотируемой ранее государством (тракторов, зерноуборочных комбайнов, экскаваторов); - одновременно произошло существенное снижение производства наукоемких, технически сложных изделий (станков с ЧПУ, обрабатывающих центров); - наименьшее снижение отмечено в сырьевом секторе промышленности первого передела, ориентированного на экспорт и промышленное потребление (нефти, газа, угля, электроэнергии); - значительно упало производство в отраслях, зависящих от поставок сырья и комплектующих из стран ближнего и дальнего зарубежья, а также отечественного сельхозсырья (ткани, обуви). Основные задачи, стоящие перед экономикой на ближайшее время и на перспективу, должны заключаться, по мнению академика Л.Абалкина, в том, чтобы разработать и осуществить систему мер по избирательной поддержке прежде всего отраслей потребительского сектора, на основе подъема которых возможна постановка задачи постепенного восстановления утраченного уровня жизни населения; топливно-энергетического комплекса с учетом его значимости для народного хозяйства как с точки зрения надежного внутреннего энергообеспечения, так и для решения экспортных и валютных проблем. И третья группа страстей - это оборонный комплекс и конверсия его предприятий. Учитывая состояние народного хозяйства и опыт реформ в 1992 г., Минэкономики России предложило внести следующие коррективы в действия правительства: - наряду с развитием горизонтальных связей восстановить четкую вертикаль управления экономикой как в центре, так и на местах; - проводить согласованную с Центральным банком России умеренно жесткую антиинфляционную кредитно-денежную политику и целевую, строго избирательную поддержку льготными кредитами и налоговыми льготами приоритетных направлений развития отдельных производств и предприятий. Эти направления должны найти отражение в формируемой Федеральной программе структурной перестройки экономики России на 1993-1995гг. План структурной политики правительства, утвержденный 23 февраля 1993 г., включает намерения: - приступить к осуществлению Федеральной программы структурной перестройки экономики; - начать осуществление важнейших федеральных целевых программ "Продовольствие", "Топливо и энергия", "Конверсия", "Коммуникации", "Сохранение научно-технического потенциала России"; - стимулировать структурную перестройку экономики путем государственного финансирования инвестиционных программ и проектов; - осуществить систему мер, стимулирующих привлечение иностранного капитала в приоритетные сектора экономики; - разработать механизм аукционной продажи государственных объектов незавершенного строительства. Нахождение оптимального решения сложной проблемы баланса интересов топливно-энергетического и металлургических комплексов, с одной стороны, и, с другой - интересов машиностроительного комплекса определит, сможет ли Россия восстановить свою экономическую независимость за счет мобилизации научно-технических ресурсов для модернизации научной и индустриальной систем страны.
|
|