Внешняя политика
Обозреватель - Observer



Запад и Россия

 Внутренняя политика России
и западная помощь

Татьяна Виноградская,
доктор технических наук,
программа "Анализ социально-
политической ситуации в стране"
 

Впервые за многие столетия условием существования России становится прямая экономическая зависимость от других государств.

История человечества хорошо знакома с формами и методами порабощения, которые ассоциируются прежде всего с кровавыми войнами и разбойничьими захватами, набегами, угонами "в полон", рабским трудом на плантациях, выплатой контрибуций, дани и т.п. Но это все - атрибуты "диких" времен. Цивилизованный век, на звание которого претендует Двадцатый - пополнил арсенал порабощения новыми "цивилизованными" методами. Наиболее распространенные из них носят название помощи и долгов, которые являются двумя сторонами одной медали. Попробуем на примере России понять - как можно без прямой интервенции, только методом "помощь-долг" попасть в неволю такую, что большая часть населения начинает вести жизнь, мало чем отличающуюся от рабской. Пример этот в мире не уникален, но тем более поучителен, что впервые речь идет не о развивающейся. отсталой стране, а о Великой Державе. каковой Россия являлась каких-нибудь пять-шесть лет назад.

1. Помощь. Западная помощь (речь не идет о безвозмездной помощи частных лиц или общественных организаций, гуманный порыв которых заслуживает признания и благодарности) становится значимым фактором внутренней политики России Декларирование западными политиками, прежде всего США, необходимости оказания России помощи достигает кульминации обычно в преддверии и во время прохождения значительных политических событий, таких как выборы, съезды народных депутатов и т.д. Наиболее ярким за 1992 год примером является история о 24 млрд.долл. Итальянская газета "Стампа" писала: "В апреле нынешнего года 24 млрд.долл. стали главной защитой правительства (имеется в виду "команда Гайдара") от нападок Съезда народных депутатов"1.

В преддверии VII Съезда народных депутатов Российской Федерации газета "Анджелес - Тайме" сокрушалась, что "на прошлом Съезде1 Гайдар мог эффективно использовать сообщение о предоставлении западной помощи, чтобы добиться поддержки своих реформ. На этот раз он не может этого сделать". Не стал в этом плане исключением и VII Съезд. В самый кульминационный момент лидеры "Большой семерки" опять активно заговорили о помощи России. Но это, так сказать, - косвенные признаки давления, которое впрочем и не скрывается на Западе. В США, в частности, разработан законопроект о помощи России, в котором помощь откровенно рассматривается как инструмент оказания давления. К примеру, поправка "Лэрри-Пресслера" предполагает использовать помощь как аргумент за вывод 14 армии из Молдовы. В том же русле - и предложения Л.Пресслера и Д.Деконсини, которые предложили выделять помощь (исключая гуманитарную) только через полгода после того, как Президент США официально заверит Конгресс, что достигнут серьезный прогресс в выводе войск с территории трех республик Прибалтики.

А как все-таки обстоят дела с самой помощью теми самыми 24 млрд. долл.? Трудно проследить их историю. Даже западные политологи признаются, что точной информацией о них не располагают. Так, Дж.Сакс - экономический советник правительства России в газете "Ю-Эс-Эй тудей" утверждал, что был получен кредит на сумму около 10 млрд.долл.. однако большинство из них должны быть погашены в ближайшие два года. Другие западные источники упоминали сумму от 1 до 7 млрд. долл. и отмечали высокую учетную ставку, которую надо будет выплачивать в случае их использования. Российский представитель МВФ К. Кагаловский сообщил, что "в 1992 году из кредитов в сумме 24 млрд.долл.. которые МВФ рекомендовал "Большой семерке" выделить, пока не востребована только сумма в 6 млрд.долл., предназначенная для стабилизации рубля. При этом он все же не сказал - сколько же реально было получено Россией.

Дело в конце концов не в том, сколько именно млрд.долл. выделено из пресловутых 24. Вопрос почему администрация США так активно поддерживала Гайдара и политику его реформ в России? Проясняет ситуацию мнение С.Тэлботта (в газете "Тайм"):"... для того, чтобы Соединенные Штаты могли воспользоваться плодами прекращения "холодной войны" в своей стране. Клинтон должен помочь Ельцину победить у себя на внутреннем фронте".

В связи с этим представляет интерес и ответ на другой вопрос: "Какие это - плоды прекращения "холодной войны", которыми теперь могли бы воспользоваться Соединенные Штаты?" К этому вернемся позже.

В вопросе о помощи, каков бы ее размер ни был. важно уяснить два момента.

Первый - помощь страной-получателем не может использоваться по своему усмотрению. Например, Россия большую часть помощи должна расходовать на закупку зерна и другой продукции (о качестве и ценах - нет речи) прежде всего в США, т.е. развивать американское сельское хозяйство и производство. Другую часть помощи, получаемую от ФРГ, 4 млрд.долл. "немецких" кредитов, должна расходовать на строительство жилья для военнослужащих, выводимых из Германии. В связи с этим вопросы российских фермеров и промышленников о том, почему валюта не вкладывается в развитие фермерства и промышленности в России, носят риторический характер. Ответ прост: "Не для того дана помощь".

Второй - помощь неизбежно превращается в долг, всегда оговаривается массой условий, моментально обрастает процентами. И если вовремя не возвращается, например, Международному Валютному Фонду (МВФ), то при определенных условиях последний может напрямую принимать участие в управлении экономикой страны-должника.

2. Долг. Вопрос о внешнем долге России чрезвычайно запутан. В соответствии с декабрьским Докладом Всемирного банка внешний долг всех стран СНГ, Балтии и Грузии равнялся в 1991 году 67,2 млрд.долл.

Из этой суммы долг России2 составляет 61,3%, т.е. около 41 млрд.руб. По оценкам Всемирного банка к концу 1992 года он увеличится до 86 млрд.долл.

Проблема долга для России приобретает особый характер. Дело в том, что долги делали все ныне суверенные "новогосударства" и в 1992 году тоже. А платить за всех почему-то придется России.

До последнего времени Россия практически одна занималась обслуживанием долгов бывшего СССР. Механизм обслуживания этого долга основывался на Меморандуме о солидарной ответственности от 28.01.91 и Договора о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов СССР от 04.12.91. Уже летом 1992 г., посте VI Съезда, на котором "отстояли" Гайдара и его команду, Всемирный банк и МВФ стали вести разговоры о том, что выплачивать свои доли новым государствам будет в современных условиях не по карману и пусть этим займется Россия. Их понять можно, взыскивать с одного должника - всегда проще, но это осталось вне поля зрения общественности (быть может для этого и надо было отстаивать Гайдара?), но Российская Федерация приняла на себя такие обязательства. И если летом западные кредиторы только предлагали России взять на себя все долги, то уже зимой тон изменился. Так, "Трибюн" пишет: "Под вопрос поставлено подписание соглашения (об отсрочке выплаты долгов. Прим.Т.В.) между Москвой и Парижским клубом. (Из-за денонсации Украиной временного соглашения с Москвой, в соответствии с которым Москва взяла долги Киева)... Западные кредиторы выжидают, так как против какого-либо дробления 30 млрд.долга".

3. Возможности обслуживания долга - помощи.

Итак, Россия взяла на себя выплату долгов всего СССР. В результате такого решения ее долг сразу вырастает почти на 40% и будет теперь составлять по оценкам свыше 87 млрд.долл.

Как она сможет расплачиваться, как будет расти этот долг?

Быть может, ей помогут переданные активы? По данным экспертов - вряд ли. Действительно основная доля этих активов составляет задолженность стран Азии, Африки, Латинской Америки в общей сумме около 142 млрд.долл.3 В 1991 г. СССР получил только 25% полагающихся ему платежей, а в 1992 г. - еще меньше. Перспективы на 1993 г., учитывая ухудшение положения дел, в странах-должниках, а также снижение статуса России - еще более плачевные.

Быть может Россия смогла бы мобилизовать собственные ресурсы за счет того, что она стала суверенным государством? Не секрет, что до суверенизации Россия (в пересчете на мировые цены" сальдо вывоза в другие республики СССР превышало сальдо ввоза на 32,11 млрд.инв.руб. Быть может перейти на мировые цены. урегулировать взаимоотношения с бывшими республиками и за счет этого обслуживать долг?

Практика не подтверждает эти возможности. Достаточно посмотреть на состояние расчетов России со странами СНГ, Балтии и Грузии на 01.09.92 г. Итоги4 остатков по счетам: актив 988514,8 млн.руб., пассив 293735,9 млн.руб. И это в условиях, когда еще не перешли на мировые цены.

В соответствии с данными доклада "Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 1992 г.", подготовленном министром экономики России А.Нечаевым, положительное сальдо в расчетах России с другими республиками к концу года составило около 750 млрд. руб. При этом цены на вывозимые из России товары составляют 30-40% от уровня мировых, а на ввозимые - 60-70%.

Кроме того, во всех "новых" странах за последние годы идет спад производства, который начал принимать "обвальный" характер именно в связи с распадом Союза, то бишь суверенизацией, то, что резкий спад связан именно с этим, подтверждают, в частности, расчеты западных аналитиков. Так, например, сотрудник исследовательского центра "Дельта" (Франция) К.Сеник-Легони вычислила последствия для валового национального продукта 50% снижения объема торговли между республиками.

В разных республиках снижение валового национального продукта составит в таком случае в среднем от 30 до 40 процентов (от 28% - в России, до 48% - в Эстонии). А ведь объемы торговли снижаются.

Произошло смешение внешнеэкономических приоритетов России в пользу промышленно развитых стран, их доля в общем объеме товарооборота выросла в 1992 г. до 60%. Доля бывших стран СЭВ в торговле с Россией сократилась на 43% и составила 18% от общего объема внешнеторгового товарооборота, по развивающимся странам эти цифры составили 27 и 12% соответственно.

Энергоносители. Энергоносители - основа любой экономики. Что же происходит в этой области? За ответом обратимся к выводам Высшей школы мирового бизнеса АНХ при правительстве Российской Федерации: "жертвами правительственного курса стали производства, имеющие экстраординарное значение для экономики, в том числе главный "поставщик" конвертируемой валюты - топливно-энергетический комплекс..." Действительно, прирост, например, электроэнергии в 1992 г. был в 200 раз ниже, чем запланировано в начале перестройки и в "годы застоя" вполне соответствовало возможностям. Или из-за нехватки запасных частей вынуждены простаивать 36000 нефтяных скважин России, т.е. - каждая пятая.

Добыча нефти в 1992 г. составила 384 млн.тонн, что на 64 млн.тонн меньше уровня предыдущего. По прогнозам, он может снизиться в 1993 г. до 350 млн.тонн.

При этом экспорт нефти вырос более чем в три раза. Только радоваться по этому поводу не стоит. Форсирование экспорта произошло в ущерб собственным потребностям. И, с одной стороны, внесло свою лепту в процесс снижения цен на нефть на мировом рынке, а с другой - обострило отношения со странами СНГ. К тому же средние контрактные цены на экспорт российской нефти были на 10-15% ниже мировых, в результате на экспорте энергоресурсов Россия потеряла от 2,5 до 3 млрд.долл.

В 1992 г. предполагалось снижение поставок нефти и газа из России в республики СНГ как раз на 50%, в том числе в Беларусь - на 62%, Казахстан - на 30%, на Украину - на 63%. Такое снижение поставок энергоносителей бумерангом ударит в 1993 г. по России, не только снизит выпуск ВНП, но и повысит напряженность внутри СНГ. Уже предприняты меры по сокращению поставок в Россию важных видов продовольствия и энергоемких производств. Удельный вес поставок продовольствия из бывших республик в Россию довольно высок. И пока не представляется возможным компенсировать его ни за счет увеличения собственного производства, ни за счет импорта из третьих стран. К тому же импорт опять требует валюты - т.е. создается очередное звено на кандалах экономической неволи.

Как это ни парадоксально, но добыча нефти и продажа нефти становится причиной новых долгов, причем на кабальных условиях.

Примером этому могут служить переговоры с Экспортно-импортным банком США, который вроде бы склоняется к предоставлению России займа в размере 2 млрд.долл. на закупку американского оборудования для добычи нефти и газа (в нынешних условиях для России это большая сумма, по теперешнему курсу доллара она составляет свыше 8% ВВП). На беспрецедентных в мире условиях. Часть доходов России от нефтяного экспорта будет помещаться на заграничный банковский счет, над которым у Российского правительства не будет контроля. И это при том, что правительство выплатит долг и проценты, не говоря уже, что эти 2 млрд.долл. будут инвестированы в промышленность США и пополнят сумму долга России. Долг вырастет, проценты на него побегут, а когда еще начнут поступать доходы от этой нефти? Так выковывается следующее звено экономической неволи.

Оружие. Вернемся к 142 млрд.долл. активов. Получить их практически невозможно, но есть возможность перестать их наращивать. Они в значительной части формировались поставками оружия: нам должны за оружие 84 млрд.долл. Может быть можно начать поставлять оружие на рынок платежеспособных стран, и за этот счет выплачивать долги?

Этот вопрос имеет по крайней мере три аспекта: морально-этический, экономический и политический облик России на мировой арене. В связи с заявлениями представителей Российского истэблишмента о своих намерениях на рынке оружия, западная печать начала формировать образ России, которая готова поддерживать агрессоров. Так, в статье Д.Шнайдерав "Крисчен сайенс монитор" именно в таком плане приводится высказывание М.Малея - советника Президента России по вопросам конверсии оборонной промышленности: "Наше нынешнее положение заставляет нас выходить на международный рынок. От этого зависит жизнь людей... Если нам придется выбирать между жизнью ребенка и продажей пушки (ливийскому лидеру Муамару Каддафи) мы выберем жизнь ребенка".

Красноречивы и предположения Л.Гелба (фонд Карнеги для содействия всеобщему миру) о судьбе ядерного оружия России в газете "Нью-Йорк Тайме": "Государства, склонные к терроризму, могут предложить очень высокую цену за некоторые виды этих вооружений в тот момент, когда искушение получить эти деньги может стать непреодолимым для россиян, борющихся за экономическое выживание". Символическое предложение делает Л.Гелба: "Западу следует также принять участие в приобретении ядерного оружия у Москвы..."

В соответствии с такими публикациями создается представление, что Россия активно расширяет свои рынки сбыта оружия. Однако это не так. Если на протяжении 80-х годов поставки оружия в другие страны колебались в пределах 16-20 млрд.долл., то в 1991 г. они едва дотянули до 4 млрд.долл. (речь идет о всех странах СНГ, Балтии. Грузии", на долю России приходится только 1,55 млрд.долл. В 1992 г. ожидается спад еще почти вдвое. Положение такое - оружие близко к тому, чтобы исчезнуть совсем из экспортно-импорного оборота страны. В связи с этим становится все более проблематичной судьба 8 млн. рабочих и служащих СНГ, занятых в ВПК. что отражается на социальной напряженности внутри этих стран уже сегодня. А завтра отразится на обороноспособности страны и возможности выпускать продукцию конкурентоспособную на мировом рынке оружия. Так что оружие сегодня - не та статья дохода, которая способна уменьшить долговое бремя.

Но это еще не все. Конкуренция на мировом рынке оружия между бывшими республиками растет вместе с напряженностью между странами СНГ. Пример: Украина недавно перехватила выгодную сделку между Ираном и Россией по продаже крупной партии танков, предложив за свой товар цену ниже на 20% цены предложенной Россией.

Стоит обратить внимание на долю доходов России на рынке оружия. Ей предложено принять долги всех бывших республик СССР на себя. Однако 1,55 млрд. долл. - это только около 39% от всего "оружейного" дохода, приходящегося на все республики. В то же время на долю России приходится едва не три четверти всего ВПК бывшего СССР. Быть может, целесообразной все 100% "оружейных" доходов зачислять в актив России? Тогда не будут конкурировать между собой и бывшие республики СНГ, сбивая цены на мировом рынке.

Конечно, с точки зрения укрепления мира на Земле, сокращение рынка сбыта оружия можно было бы рассматривать как благо. Но "свято место пусто не бывает". Россия уходит с рынка оружия. Ее место занимают США. Они не оповещают мир о своих намерениях продавать оружие, а просто наращивают его продажу.

1992 год стал для США триумфальным в это плане. На сколько уменьшились доходы СНГ по этой статье, на столько увеличились они у

США, которые стали торговать оружием на бывших рынках СССР: Албании. Болгарии. Чехословакии, Венгрии и даже Латвии, Литве и т.д. Всего в 1992 г. США поставили оружие на 33 млрд. долл. Предполагается, что в 1993 г. экспорт оружия из США возрастет по меньшей мере вдвое.

Теперь о политическом аспекте. В основе реформ в СССР в целом и в России, в частности. лежало представление о возможности равноправного вступления в мировое сообщество, а следовательно, свободное равноправное участие в мировом рынке. Однако первые же шаги суверенной России на свободном мировом рынке оружия наглядно показали, что никакого свободного рынка не существует и в помине. Например, в результате выполнения санкций ООН против Ливии. Ирака и Югославии, по утверждению М.Малея, страна потеряла более 7 млрд. долл. потенциальной выручки.

Вспомним протесты Америки и ее намерения прибегнуть к разного рода санкциям по отношению к России в связи с продажей Ирану трех дизельных подводных лодок, ракетных двигателей Индии и даже по поводу еще только якобы планируемых поставок Китаю систем ПРО. Похоже сегодня на свободном мировом рынке свободна только одна страна.

Чтобы оказывать давление на Россию применяются не только "экономические" методы. Но и "научно-технические" аргументы. Так, в связи с продажей Ирану подводных лодок опять всплыли "пряники" для России в виде возможности приобщения к передовой технологии Запада. Газета "Фигаро" писала: "Запад не скрывает, что полная отмена ограничений КОКОМ будет зависеть от способности бывшего СССР контролировать собственный экспорт в третьи страны...". Список КОКОМ и поправка Вэника-Джексонас 1985г. постоянно фигурируют, когда заходит речь о том, чтобы СССР, а теперь Россия чем-то поступилась в пользу западных стран. И возможно, действительно, их отмена могла бы стать реальной помощью России. Но пока этого не происходит. Запад не торопится раскрывать свои технологические секреты России.

Недавно КОКОМ помешала "Сан микросистеме" продать персональные ЭВМ двум крупным заводам легковых и грузовых автомобилей в России. Эти компьютеры величиной с "коробку от пиццы" обладают мощностью суперкомпьютера и могли бы быть полезны как в системах управления, так и в информационных системах. Наложила КОКОМ запрет и на установку на севере России волоконно-оптической линии связи английскими компаниями "Ю.С.Вест" и "Кейбл энд Уайрлесс". Примеры можно продолжить.

В свою очередь, Россия в направлении раскрытия и предоставления в полное пользование Западу, прежде всего США, своих научно-технических достижений, едва ли не дошла до победного конца. Об этом свидетельствует распродажа главных достижений космической программы СССР - национальной гордости. Но и не только гордости. Эти достижения были щедро оплачены трудом народов СССР. Распродажа национального достояния происходит по бросовым ценам.

"За горсть долларов", точнее за 13 млн. долл. - сущая безделица для Соединенных Штатов, -они смогли купить одно из самых выдающихся достижений советской технологии - реактор "Топаз-2". "Политическая фантастика, да и только", - писала "Фигаро" об этой сделке века. И это не только экономия миллиардов и миллиардов долларов, но и 25 лет исследований.

Чудеса на этом не кончились. Реактор был не только продан в двух экземплярах. Но вместе с ним фактически были "проданы" наши ученые - около 30 российских инженеров - сотрудников одной из самых секретных ядерных программ. Они теперь работают на военную программу, известную под названием "Программа звездных войн". Если вспомнить, то именно эта программа была веским "аргументом" за реформы. На предварительном этапе, сменяющие друг друга российские ученые работали в Альбукере (Штат Нью-Мексико) за "жилье и стол" и оплаты из расчета 20-30 долл. в месяц, т.е. в 200 раз меньшую, чем у американских коллег. С помощью российских ученых планируется уже к 1995 г. вывести спутник с реактором "Топаз" в качестве бортовой энергетической установки.

Больше всего в "космическом стриптизе" России поражает, что США опять делают ей одолжение, т.е. помогают. Российские политики и "космические" практики торопят США по дешевке все приобрести. Америка - упирается. Подписывает контракт о совместной эксплуатации, созданного в СССР самого мощного в мире жидкостного ракетного двигателя, "дает добро" на выведение на орбиту ИСЗ "Инмарсат" с помощью русской ракеты "Протон" за смехотворно низкую цену - 75 млн. долл. (почему не поэксплуатировать на "дармовщинку"?). Но отказывается от долгосрочного сотрудничества в рамках таких проектов, как пилотируемый полет на Марс.

Американские промышленники и бизнесмены возмущаются. Приобретая же у России, Америка способствует развитию российских технологий, "открывает" инвестиции от космической промышленности США. Так, по мнению конгрессмена Джима Бэкоса, это угроза в долгосрочной перспективе всей американской промышленности космических носителей. Нашему бы правительству так же заботиться о национальных интересах России! Тогда, быть может, оно не открыло бы для всех внутренний рынок, не уступило безропотно внешний, не распродало по дешевке национальное достояние, не устроило бы "монетаристскую вакханалию", разрушающую промышленность, не обескровило бы научно-технический потенциал.

А пока на "космическом" рынке ситуацию можно охарактеризовать, перефразируя известную песенку: "США не требует, не просит, доллар благами манит, СНГ - само выносит, и "Спасибо", - говорит". Нет, вряд ли космос явится той доходной статьей, под которую России можно увеличивать свой внешний долг почти на 40%.

Изменение форм собственности. Может быть, реформы в сфере изменения форм собственности, проведенные в России, дают надежду на возможность выкарабкаться из долговой ямы?

Пока наоборот, проблема платежей России усугубляется утаиванием и утечкой по неправительственным каналам (т.е. из предприятий новых форм собственности) млрд. долл. за рубеж. По экспертным оценкам, в 1991 г. в западных банках осело от 3 до 14 млрд. долл., а в 1992 г. некоторые эксперты называют уже сумму где-то в размере 20 млрд. долл. Однако Министр внешних экономических связей С.Глазьев считает, что "экспертные оценки о многомиллиардных утечках не имеют оснований" и реальный оборот вывоза капиталов из России составляет 2-5 млрд. долл. Если вспомнить, что в начале перестройки у СССР внешний долг составлял чуть больше 30 млрд. долл., то можно прийти к выводу, что при старых формах собствености мы могли бы покончить со своими долгами.

Даже приватизация, казалось, совсем уж внутреннее дело и должна бы дать государству какие-то средства, пока ознаменовалась новым долгом. В середине декабря Всемирный банк одобрил выделение России займа 90 млн. долл. на реализацию программы приватизации. Займ пойдет на технические консультации по реформе и предпринимательской деятельности и развитию бизнеса (т.е. на оплату специалистов из США и не по 20-30 долл. в месяц, как платят в США российским специалистам). Этот займ должен послужить"... началом кампании по информированию населения России и потенциальных зарубежных инвесторов о дивидентах, которые сулит движение страны к рыночной экономике".

4. Возможные плоды прекращения "холодной войны".

Вот, мы и перебрали самые значимые возможности России выплачивать свой собственный долг, да еще взваливать на себя долги "братских" республик, которые к тому же себя "братьями" и не считают. Надо бы подумать, во что для России "выльется" такой шаг.

Итак, взяв на себя ответственность за выплату всего долга бывшего СССР, Россия в начале 1993 г. увеличит долговое бремя на 33.3 млрд. долл. По нынешнему курсу доллара на каждого (из 150 млн.) россиянина придется около 150 тыс. руб. дополнительно к почти 230 тыс. руб. собственного долга. Но это в начале 1993 г., а уже в его конце, если, например, не будет получена отсрочка МВФ. России, чтобы обслуживать такой долг, потребуется около 30 млрд. долл. Значит, к концу 1993 г. на каждого россиянина придется еще дополнительно примерно 140 тыс. руб., т.е. в совокупности долговое бремя на душу населения России будет превышать полмиллиона рублей (если курс доллара к тому времени по отношению к рублю не вырастет). Неужели Всемирный банк. МВФ не понимают, что по причинам, проанализированным выше, Россия тоже, как и другие республики, вряд ли будет способна обслуживать даже свой собственный долг? Понимают прекрасно. Как сообщается в Эхо "Новости": "В 1993 г. Россия, по официальным оценкам, будет в состоянии выплачивать не более 2,5 млрд. долл. Но даже этот объем будет невероятно тяжел для государственного бюджета". (Для обслуживания собственного долга в 1992 г. ей требовалось свыше 6 млрд.долл.)

Если все понимают, то "взваливание" на Россию всех долгов носит символический характер. Тем самым происходит как бы фиксация вины России перед другими "братскими республиками" за последние 70 лет, а быть может и тысячелетие. Итак, Россия должна нести ответственность, покаяние, к чему уже призывала "Демократическая Россия" и т.д. Правда при таком "покаянии" возникает противоречие. Этим актом невольно подчеркивается и "старшинство" России, чему особенно противилась, например, Украина. И все же этот акт объясняется не только символикой. Во-первых, такой долг кого угодно сделает сговорчивым, особенно после реализации договоров по разоружению.

Во-вторых, от этого можно получить и реальную весьма весомую экономическую прибыль. Уже теперь начинают муссировать идею о том, что Россия, в разрешении своих долговых обязательств, попробует использовать опыт некоторых латиноамериканских стран, т.е. конверсию внешнего долга, иными словами, погашение внешней задолженности путем передачи кредиторам различного имущества и ценных бумаг. Приводится в пример Мексика, которая сумела за четыре года капитализировать по схеме "долг-акция" около 5 млрд. долл.

Надо ли скрупулезно подсчитывать, что можно приобрести в России в конце 1993 г. на сумму около 117 млрд. долл. или, в пересчете по сегодняшнему курсу, почти на 5 годовых ВВП? Ясно, что кредиторы смогут приобрести почти в 50 раз больше того, что могут россияне все вместе приватизировать на свои ваучеры, и если принять закон, по которому можно будет начать немедленно продавать землю, в том числе и иностранным гражданам, то можно в один миг остаться если не без всей земли, то уж, во всяком случае, той ее части, которая наиболее плодородна или богата полезными ископаемыми. И для этого, заметьте, не надо будет тратить ни одного доллара. Даже. чтобы скупить ваучеры у всего населения, надо потратить от 0.5 до 1 млрд. долл. А. чтобы все получить просто даром, надо только принять решение о конвертации долга. И больше ничего!

Действительно в соответствии с нынешним законодательством о приватизации, иностранные инвесторы могут без каких-либо ограничений обменивать и приобретать долговые обязательства на ту часть акций государственных предприятий, которая останется в руках государствах т.е. самых крупных и жизненно важных для страны. Заполучить землю вкупе с полезными ископаемыми - мешает только "несовершенное" земельное законодательство, которое хотят усовершенствовать при помощи референдума.

В умах западных прагматиков уже появляются грандиозные проекты об использовании российских территорий. Один из таких - "Скромные предложения" Уолтера Рассел Мида, в которых он рассматривает возможность помощи России в решении своих "опасных экономических и социальных проблем", купив у нее Сибирь по "справедливой цене". "Все жители Сибири стали бы американскими гражданами", - пишет Мид. Он считает, что в результате этого Россия станет "не просто более богатой, но и более сильной страной". Надо отдать должное господину Миду. Он предлагает выкупить Сибирь вместе с жителями за 2-3 триллиона долларов. Ну, а если конвертировать долг, то может быть удастся заполучить Сибирь и просто в счет долгов?

Если конверсия долга произойдет, да еще при совершенно ничему реально не соответствующему рублевому курсу доллара, то это будет самая фантастическая афера в истории человечества. Россия имеет шанс попасть в связи с этим в книгу Гиннеса. Только чуть зазевайся на референдуме при принятии новой Конституции или поправок к старой; или какого-то распоряжения правительства, указа, или чего-то еще и - все может пойти с молотка.

Тогда США могут уже на тратить около сотни миллионов долларов на приобретение "сливок" космических достижений России, что рассматривалось американцами чуть ли не как угроза всей национальной космической промышленности. Вот так. без единого цента, все космические достижения, вместе со специалистами, которые, по мнению Р.Страуса (бывшего посла США в Москве). "в некоторой степени даже более квалифицированные, чем наши", ... но платить которым можно в 200 раз меньше, могут стать достоянием США или какого-то другого кредитора. Росчерком пера они могут стать хозяевами также самых ценных земель, а также библиотек, театров, картинных галерей, не говоря уже о нефтяной, золотодобывающей и любой другой промышленности. А уж какую промышленность кредиторы будут тут развивать, вполне определенно обозначил недавно на лекции в Токио Нобелевский лауреат Василий Леонтьев (он, кстати, наездами в Россию в конце 80-х годов, рисовал заманчивые перспективы перехода России к рынку): "Иностранные предприятия на территории России будут представлять собой трудоемкие производства, которые стараются выводить в государства третьего мира страны Запада, где стоимость рабочей силы очень высока". Конечно, стоимость рабочей силы в России фантастически низкая, так недавно господин Дж.Сорос подсчитал, что минимальная заработная плата в России равна 6 долл. в месяц6 и даже хлопотал о проекте помощи России, состоящей в выплате безработным (чтобы они не выражали недовольство правительственным курсом реформ" такой суммы.

Быть может, именно такими плодами прекращения холодной войны хотят воспользоваться Соединенные Штаты.

5. Что дальше? Итак. долг России велик, перспективы его выплаты призрачны. И возможно, Россия действительно решит конвертировать долг как в Мексике? Тем более, что позитивное отношение к мексиканским реформам среди населения обеспечено. Уже два года каждый день россияне увлеченно смотрят по ТВ мексиканские "мыльные оперы', восторженно встречают на своей земле Марианну и Луиса Альберто.

Ясно одно, что если есть долг, то его надо обслуживать. Чем он больше и обслуживать его трудней, тем более неординарным будет решение. И возможно, скоро появится какая-нибудь частная компания, которая возложит на себя "бремя" обслуживания российских долгов. Она расположится в одной из уютных столиц Западной Европы. Владеть компанией будет кто-нибудь из российских специалистов, из тех, кто уже приложил руку к внешнеэкономической деятельности и фантастическому росту российских долгов. Будет ли польза от такого обслуживания для России - это вопрос. Но частные многомиллионные состояния будут сколочены. Впрочем, в России есть политические силы, которые связывают успех проводимых реформ именно с созданием крупных частных собственников, в роли которых видят прежде всего себя.

__________

1 Речь идет о VI Съезде народных депутатов Российской Федерации.
2 Распределение долгов по другим странам СНГ, Грузии и Балтии. Украина - 16,4%, Беларусь - 4,1%, Казахстан -3,9%, Грузия и Азербайджан по 12,6%, Молдова - 1,3%, Латвия - 1,1%, Кыргызстан - 1,0%, Армения - 0,9%, Таджикистан - 0,8%, Туркмения - 0,7%, Эстония - 0,6%.
3 Главными должниками являются: Куба (27,9 млрд.долл.), Монголия (17,5), Вьетнам (16,5), Индия (16,0), Сирия (11,5), Афганистан (7,8), Йемен (5,6), Иран (5,2), Эфиопия (5,2), КНДР (4,5), Алжир (4,3), Ангола (3,6).
4 Распределение остатков по счетам России с государствами в млн.руб.: Украина- 457286,7 актив(а), 120592,5 пассив(п); Беларусь - 104227,1 а, 43196,1 п; Казахстан - 153706,4 а, 42401,0 п; Узбекистан - 54781,8 а, 21837,9 п;
5 Таджикистан- 12722,0 а, 5001,8 п; Туркмения- 40091,3 a, 5486,2 п; Кыргызстан- 14347,2 а, 4411,0 п; Молдова- 19968,0 а, 8830,0 п; Армения - 10829,8 а, 4056,3 п; Азербайджан - 38648,8 а, 8756,2 п; Грузия - 25308,5 а, 4025,8 п; Латвия - 17955,2 а, 9260,0 п; Эстония - 10140,9 а, 4242,9 п.
6 Для сравнения: уровень расходов на оплату труда составил в Польше и Чехословакии 1 долл. в час, в Венгрии - 2 долл., в Восточной Германии - 15 долл.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]