Внутренняя политика
Обозреватель - Observer



Перекресток мнений

 ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ОППОЗИЦИЯ В ПАРЛАМЕНТЕ,
ИЛИ ПАРЛАМЕНТСКАЯ КОАЛИЦИЯ РЕФОРМ


В.Червяков,
Информационное агентство " РАУ-ПРЕСС"
Институт массовых политических движений

Внеочередной съезд народных депутатов России в марте 1993 г. вновь вызвал к жизни угасшую было в декабре группировку наиболее последовательных сторонников либеральных реформ в парламенте, называвшую себя в течение всего 1992 г. Парламентской коалицией реформ (ПКР).

Создание ПКР 5 апреля 1992 г. произошло в ходе Собрания граждан Российской Федерации, проходившего в центральном зале гостиницы "Россия" в Москве в преддверии VI съезда народных депутатов России. Это событие знаменовало собой появление не просто какого-то очередного центра влияния в Парламенте, но, что называется, "президентского тарана" в среде российских законодателей. "Съездовская инаугурация" этого парламентского блока состоялась 6 апреля 1992 г., когда председатель подкомитета Комитета по экономической реформе Верховного Совета РФ Петр Филиппов объявил на VI съезде народных депутатов России о создании Коалиции в поддержку реформ, в которой ПКР рассматривалась как ее парламентское подразделение. Об этом же свидетельствовало майское программное заявление о намерениях Объединения в поддержку демократии и реформ, которое стало и основным политическим документом ПКР.

Оно было подписано группой довольно известных парламентских деятелей, таких, как председатель Консультативного совещания Конгресса демократических сил республик в составе РФ И.Р.Болов; члены Президиума ВС РФ В.И.Брагин, С.А.Ковалев, С.Н.Красавченко, М.В.Подопригора; председатель Союза совместных предприятий Л.И.Вайнберг; заместитель председателя Совета предпринимателей при Президенте РФ А.П.Владиславлев; советник Президента России, народный депутат РФ Д.А.Волкогонов;

Министр образования РФ Э.Д.Днепров; директор Внешнеэкономической корпорации И.Х.Ки-велиди; председатель подкомитета Комитета ВС РФ по обороне и безопасности Е.М.Кожокин;

председатель Партии свободного труда И.В.Ко-ровиков: народный депутат РФ. сопредседатель РПРФ В.Н.Лысенко; президент Международной ассоциации руководителей предприятий М.В.Массарский; заместитель Председателя Правительства РФ М.Н.Полторанин: председатель Всероссийской телерадиокомпании, народный депутат РФ О.М.Попцов; народный депутат РФ, заместитель председателя правления СДПР О.Г.Румянцев: председатель Ассоциации российских городов, народный депутат РФ В.В.Рюмин; генеральный директор Российской ассоциации новых хозяйственных форм и социальных инициатив В.И.Светлов; председатель правления Российского конгресса деловых кругов Г.Ю.Семигин; директор фонда "Деловой мир в поддержку демократии и реформ" В.Н.Степанов; президент Лиги кооперативов и предпринимателей России В.А.Тнхонов; первый заместитель Председателя ВС РФ С.А.Филатов; директор ПО "Опытный завод "Луч" Р.Г.Фрайштут;

председатель конфедерации кинематографистов СНГ Д.Н.Худоназаров; председатель Госкомимущества РФ А.Б.Чубайс; член ВС РФ В.Л.Шейнис; первый заместитель министра иностранных дел РФ Ф.В.Шелов-Коведяев; сопредседатель Республиканской партии Российской Федерации В.Н.Шостаковский; заместитель Председателя Правительства РФ А.Н.Шохин; заместитель Председателя ВС РФ В.Ф.Шумейко; председатель подкомитета Комитета ВС РФ по средствам массовой информации С.Н.Юшенков и др.

Первоначальный проект деятельности Коалиции ставил тактической целью формирование относительного парламентского большинства, которое "брало бы на себя ответственность за шаги, совершаемые правительством".

Фактически в лице Коалиции Правительство Гайдара - Бурбулиса получило своего полномочного представителя и в Парламенте. О последнем свидетельствует договоренность ПКР с Правительством Гайдара о взаимном информировании друг друга о готовящихся законопроектах в Кабинете. вносимых в Парламент, для их активной поддержки. Эту модель обрисовал в своем выступлении на VI съезде народных депутатов России сопредседатель Республиканской партии Российской Федерации В.Н.Лысенко, заявив, что это - "широкое объединение как депутатских фракций, так и отдельных депутатов, которые объединяются не на политической платформе, не по какому-то широкому комплексу вопросов, а считают, что в создавшейся ситуации, той стратегической линии на реформы, которую начало сегодня российское руководство, реальной альтернативы не существует. Поэтому мы предлагаем тем депутатам, которые считают, что сегодня необходимо поддержать и курс российского правительства, российского Президента, что необходимо. чтобы наконец в нашем Парламенте появилось прочное парламентское большинство. которое бы, с одной стороны, поддерживало Президента России, а с другой стороны, корректировало бы тот курс, который проводит Правительство, в том числе и по кадровым вопросам, чтобы наконец это парламентское большинство появилось, что стабилизировало бы ситуацию как в Парламенте, так и в целом в Российской Федерации".

Помимо этого к осени 1992 г. в системе взаимодействия лидерского состава ПКР с Правительством Гайдара практиковались регулярные консультативные встречи практически со всеми министрами экономического и информационного блока - Е.Гайдаром, А.Нечаевым, А.Чубайсом, П.Авеном, А.Шохиным, В.Шумейко, А.Козыревым, М.Полтораниным. Однако должной слаженности в этом деле, по оценке лидеров Коалиции, не было достигнуто. В частности, причиной этого явилось, по их мнению, и то, что "министры очень часто сталкиваются со вторым слоем руководителей министерств, который сменить чрезвычайно трудно. Коалиция встречает сопротивление в Правительстве в основном на этом уровне, в аппарате (заместители министров, председатели министерских комитетов). С аппаратом Президента сложились "непростые отношения, хотя с рядом сотрудников - хорошие контакты". Подчеркивалось очень конструктивное сотрудничество с тогдашним Государственным секретарем при Президенте РФ Геннадием Бурбулисом.

И все же ПКР так и не удалось получить ни относительного, ни абсолютного большинства на VI съезде, а в последующем те мандаты, которыми располагало депутатское объединение Коалиции перманентно, сокращались. Среди причин, не позволивших осуществить намеченное, - переход части депутатского корпуса, входившей ранее в блок "Демократическая Россия", на сторону оппозиции ввиду несогласия с рядом мероприятий Правительства, кадровой политикой Ельцина и негативным отношением к последствиям первых шагов либеральных реформ Правительства Гайдара-Бурбулиса. Радикализация антиправительственных, а со временем и антипрезидентских настроений в депутатском корпусе и связанный с этим поворот центристского большинства под давлением политической борьбы в пользу микширования последствий гайдаровских реформ во имя поддержки производства создали известные концептуальные колебания и политические расхождения в Парламентской коалиции реформ.

Начиная с середины 1992 г. деятельность Коалиции в поддержку реформ в качестве целого политического образования фактически прекратилась. "Сухой остаток" составила только Парламентская коалиция реформ, счет политических успехов которой оказался значительно скромнее, чем те потенциальные возможности, коими она первоначально обладала.

Политический капитал Коалиции за почти год ее существования составили такие акции, как объявление первого в истории послеоктябрьской России "теневого кабинета" во главе с американским политологом Александром Яновым и создание традиции легализации "теневых правительственных кабинетов "; инициирование такого периодически работающего совещания сторонников либеральных реформ в масштабе страны как. Форумы сторонников реформ, первый из которых состоялся в июле прошлого года; борьба против назначения председателем Центрального банка России Виктора Геращенко и увенчавшаяся успехом битва за отставку одного из представителей центристских сил в Правительстве - министра промышленности Александра Титкина. Постоянная поддержка жесткой монетарной политики в экономике - это конек политической пропаганды Коалиции.

Основным оппонентом ПКР, с которым она постоянно конкурировала за влияние на Президента, а с середины лета 1992 г. и за влияние на Правительство, стал мощный оппозиционный политический блок "Гражданское согласие", а в Парламенте - радикально-оппозиционный блок депутатских фракций "Российское единство". На одной из пресс-конференций в сентябре 1992 г. ПКР заявила, что Правительство действительно заслуживает критики за слишком медленное разворачивание реформ, за уступки генералам социалистической промышленности, за недостаточно твердый курс финансовой стабилизации, но правительство должно продолжать свою работу. В настоящих условиях сохранившаяся команда Е.Гайдара проводит своеобразный курс. Этот курс обусловлен несовершенством законодательной базы. слабой подготовленностью населения к восприятию идей экономической свободы, отсутствием согласованности между политикой Правительства и Центрального банка, давлением на него со стороны Верховного Совета.

Начиная со времени критического обострения противостояния законодательной и исполнительной власти, оформившегося осенью 1992 г., ПКР действует совместно с политическим блоком радикальных сторонников либеральных реформ "Демократический выбор" - объединения нескольких десятков политических и общественных организаций, сформированного на основе части движения "Демократическая Россия" и ряда новых организаций. До конца прошлого года и в начале этого данный депутатский блок и вышеназванное политическое объединение действуют рука об руку. Координатором такого взаимодействия был народный депутат РФ, один из лидеров ПКР, Петр Филиппов.

Фактически ПКР и "Демократический выбор" организовали некую политическую унию во спасение программы Егора Гайдара и до определенного момента и его самого в качестве главы российского Правительства вместе с его министерской командой. Лейтмотивом стал тезис о необходимости "поддержки политики министров РФ А.Нечаева и П.Авена и ... усиления прогрессивного реформаторского крыла Правительства", чем было заявлено о желании любым способом сохранить контроль либеральных сил страны за областью экономических реформ и внешнеэкономической деятельностью.

Под флагом борьбы "с попытками узурпации спикером Парламента Р.Хасбулатовым всей полноты власти в Верховном Совете", под впечатлением от образования политического объединения непримиримой оппозиции под названием "Фронт национального спасения" был сформулирован тезис об опасности "прихода реваншистских сил к власти уже в этом году, на VII Съезде народных депутатов РФ". В дополнение ко всему ПКР и "Демократический выбор" поддержали курена жесткие действия против оппозиционных радикалов. Такое ужесточение позиции, судя по всему, было в немалой степени стимулировано неудавшимися октябрьскими переговорами с лидерами "Гражданского союза" (ГС) по перспективам дальнейшего проведения экономических реформ. В целом обеспокоенность тем давлением, которое оказал ГС на Президента и главу Правительства в октябре-ноябре 1992 г. в преддверии VII съезда народных депутатов, способствовало радикализации политических настроений в ПКР. Призыв к сторонникам правительственного курса реформ и населению страны "поддержать через наказы своим депутатам стратегический курс реформ, осуществляемый Президентом Б.Н.Ельциным и Правительством Е.Т.Гайдара", стал началом мощной пропагандистской кампании в пользу либеральной стратегии Президента и началом непосредственной борьбы с оппонентами в преддверии декабрьского депутатского форума России.

"У противников курса Президента России и кабинета реформ Е.Т.Гайдара фактически нет сторонников среди народа, отсутствует реальная социальная база. Однако вожди многочисленных по названиям, но малочисленных по составу организаций, несмотря на это. продолжают нагнетать обстановку, не останавливаясь перед призывами к антиконституционным действиям, к свержению законных органов власти", - так оценивала осенью прошлого года возможности своих политических оппонентов президентская оппозиция спикеру. Данный призыв основывался на убеждении в том, что "еще далеко не исчерпаны возможности консолидации демократически ориентированных и политически ответственных народных депутатов, что в первую очередь относится к попытке достигнуть договоренности о переносе очередного съезда парламентариев России на март-апрель 1993 года". Стратегический замысел этих контратакующих акций ПКР и "Демократического выбора" сводился к тому, что Президенту России необходимо "еще раз обдумать возможность прямого обращения к народным депутатам с предложением поддержать идею о переносе съезда", о чем и было в свое время сообщено Президенту на встрече с ним 4 ноября. Последовавшие вслед за этим 27-28 ноября Конгресс интеллигенции России и 29 ноября 1992 г. II Форум сторонников реформ, где было объявлено о создании движения "Демократический выбор", прошли при непосредственном организующем начале активистов ПКР и Фонда поддержки демократических преобразований в такой форме материализовавших высказанную идею консолидирования политической базы сторонников либеральных реформ Президента и Правительства.

Политическая программа этих сил была сформулирована в самом преддверии съезда в Заявлении фракции "Радикальные демократы" и присоединившейся к ней парламентской фракции "Демократическая Россия", составляющих основу ПКР. Подчеркивалось, что обеспечение стабильной политической ситуации, которая бы в максимальной мере способствовала осуществлению радикальных экономических преобразований", является важнейшей стратегической целью демократических сил России сегодня.

Относительная неудача либеральных сил на VII съезде народных депутатов, связанная с уходом в отставку исполняющего обязанности Председателя правительства Е.Гайдара, подвигла часть лидеров ПКР, представляющих прогайдаровскую линию реформ, к резкой оценке сложившейся ситуации и деятельности Президента. проигравшего раунд за исполняющего обязанности премьера. Возможность ухода в оппозицию к Б.Ельцину, сменившему, по их мнению, "курс реформ в пользу государственного сектора и военно-промышленного комплекса" и, как подчеркивал Петр Филиппов, сегодня положившего "начало дороге к фашистской диктатуре", впервые рассматривалась как серьезная. Г.Якунин и вовсе поспешил попросту отказать в доверии главе государства: "То, что сделал сейчас Ельцин, это абсолютно не вписывается ни в какие рамки здравого смысла. Если Президент способен делать такие катастрофические ошибки, такому Президенту доверять нельзя".

В обобщенном виде эти оценки на совместном заседании парламентских фракций "Радикальные демократы" и "Демократическая Россия", посвященном итогам VII съезда народных депутатов РФ 17 декабря, прозвучали как констатация слабости" президентской ветви власти, которая оказалась не способной противостоять диктату Верховного Совета и Съезда народных депутатов (из-за оторванности структур Президента от демократических движений, организаций, фракций Парламента); неготовность большей части депутатов демократической ориентации действовать в условиях, с их точки зрения. грубейших нарушений регламента со стороны Председателя Верховного Совета, который установил атмосферу нетерпимости к другим точкам зрения; слабость демократического движения, не сумевшего оказать необходимое влияние на власть и прежде всего на Президента. По мнению участников заседания, наилучшим вариантом развития ситуации в России является "сохранение преемственности курса реформ Е.Гайдара с учетом принятых и реализуемых изменений и поправок". По личности нового главы Правительства было сказано следующее: отношение к нему "будет определяться тем, насколько новый премьер-министр и формируемое им Правительство будут проводить политику реформ". Высказанное послужило основой для провозглашения курса на "формирование демократического блока с развитой структурой, способной оказывать эффективное влияние на ход экономических реформ, подготовку и проведение референдума".

Насколько неожиданным и настолько же закономерным оказалось решение о ликвидации Парламентской коалиции реформ, правда, как показали последующие события, оказавшееся преждевременным. Судя по всему, в данном случае решающим оказалось мнение ряда ведущих лидеров, считавших, что Коалиция себя уже изжила ввиду нарастающей несогласованности и колебаний составляющих ее актив структур и отдельных членов. Около 20 депутатов, которые не покинули зал вместе с Президентом во время "парламентского кризиса" на декабрьском съезде народных депутатов, и более 70 тех, что заняли соглашательскую позицию, - прямая иллюстрация этих колебаний.

Разногласия между тремя основными течениями в ПКР оформились летом 1992 г. в процессе подготовки и проведения I Форума сторонников реформ первоначально по вопросу о лидерстве в деле создания широкого политического движения либеральной общественности. Первое течение - парламентская фракция "Радикальные демократы" (лидеры - Юшенков и Филиппов). Они являются сторонниками сильного Президента и слабого Парламента, добиваются роспуска съезда народных депутатов, но конституционным путем - через Учредительное собрание. Олицетворяют собой умеренно-радикальное крыло ПКР.

Мало чем отличается второе течение в лице руководителей Движения "Демократическая Россия" и одноименной парламентской фракции Льва Пономарева и Глеба Якунина. Им присуща повышенная бескомпромиссность в отношении тактических маневров Президента, высказываются соображения установления прямого президентского правления на переходный период.

Фракция "Согласие ради прогресса" представляет третье течение. Ее лидер Виктор Шейнис зарекомендовал себя противником роспуска съезда народных депутатов и жесткой антипарламентской позиции Президента, требуя от него и своих политических коллег большей гибкости.

После декабрьского кризиса 1992 г. общая кристаллизация политической позиции ядра самораспустившейся ПКР происходила в основном на позициях "жесткой поддержки" либерального курса реформ Президента. Подтверждением этому стал факт вхождения в состав руководства радикальной "Демократической России" таких лидеров ПКР, как Сергей Юшенков и Виктор Шейнис.

Новое обострение конституционного кризиса власти в конце января - марте 1993 г. вновь вернуло к жизни Парламентскую коалицию реформ, хотя и достаточно ослабленную в численном отношении (в основном фракции "Радикальные демократы" и неполный состав "Демократической России"). Вместе с тем значительное число активистов ПКР отошли от активной деятельности в стенах Верховного Совета, перейдя на работу в администрацию Президента, ставшую после ухода оттуда ее прежнего руководителя, Юрия Петрова, оплотом пропрезидентских сил. Процесс перетекания туда активных деятелей Коалиции начался почти одновременно с назначением вместо Петрова бывшего 1-го заместителя Председателя ВС РФ, члена ПКР Сергея Юшенкова. В январе 1993 г. Юшенков назначен первым заместителем Федерального информационного центра, Вячеслав Брагин - руководителем телеканала "Останкино", Петр Филиппов - руководителем Аналитического центра по вопросам социально-экономической политики, Вячеслав Волков - на должность главы одной из аналитических служб. Правительство укреплено Владимиром Варовым в качестве заместителя Министра юстиции. В результате в руководстве Верховного Совета остался лишь очень умеренный член фракции "Согласие ради прогресса" Сергей Ковалев как Председатель комитета по правам человека и поэтому член Президиума ВС РФ. Были утрачены посты Председателя Комитета по средствам массовой информации, изучение общественного мнения и связи с общественными организациями и члена Президиума Верховного Совета, председателя подкомитета по изучению общественного мнения, 1-го заместителя Председателя Верховного Совета и члена Президиума, а также ряд других.

Дополнительным фактором, минимизирующим влияние ПКР, является прогрессирующее дистанцирование умеренных сторонников коалиции от фактического блока радикалов как умеренных, так и жестких, возобладавших в ПКР, что иллюстрируется некоторой автономизацией деятельности депутатов фракции "Согласие ради прогресса". Сторонники последней образовали в конце января 1993 г. совместно с руководством Республиканской партии Российской Федерации и президентом Московской товарной биржи К.Затулиным объединение под названием "Политическая предпринимательская инициатива", продекларировав ее как "правый центр" и "четвертую силу" в политике.

Те дни, которые потрясли парламентскую оппозицию Президента и Правительства в депутатском корпусе страны, едва не подвигнули ее в оппозицию к Президенту и посеяли некоторую панику в ее рядах. Однако, оправившись от шока и осознав, что в постгайдаровский реформационный период так или иначе придется действовать, радикальная либеральная депутатская группа сделала ставку на поддержку своих единомышленников в Правительстве и аппарате Президента, заявив об уже ставшей традиционной за последние месяцы оппозиции центристскому большинству парламента.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]