Экономика |
Обозреватель - Observer
|
Дискуссия А.ВЕБЕР,
доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН В"Независимой газете" (02.06.2000) была опубликована большая, на целую полосу, статья под названием "Подоплека "устойчивого развития". Авторы этой статьи, депутат Госдумы А.Грешневиков и академик М.Лемешев поставили своей целью развенчать известную концепцию устойчивого развития, одобренную в свое время Всемирным экологическим форумом в Рио-де-Жанейро (1992 г.), представить ее как прикрытие политики Запада, направленной конкретно против России. Потом в той же газете появились полемические комментарии по поводу такой позиции. Мне приходилось ранее выступать на страницах "Обозреватель - Observer"1 на эту тему, поэтому хотелось бы вновь вернуться к ней в свете названной выше публикации. 1. При всех нюансах в трактовках, большинство определений устойчивого развития сходятся в том, что речь идет о таком развитии, которое не подрывает природных и социальных условий для нормальной, здоровой жизни людей сегодня и в будущем. Это долгосрочная цель, предполагающая решение множества экономических, экологических, социальных и управленческих задач. Большой программный документ под названием "Повестка 21" (то есть повестка дня на XXI в.), одобренный на конференции в Рио, включает более 100 программных областей, причем для каждой намечался комплекс конкретных мер. Но об этом в статье даже не упоминается. Все внимание сфокусировано на "расточительном и разрушительном образе жизни" богатого меньшинства человечества и вытекающей отсюда ответственности Запада за угрожающую планете экологическую катастрофу. Мысль правильная, но неверно утверждать, будто она не нашла никакого отражения в "Повестке 21". Это не так: там говорится о нерациональных структурах потребления, о необходимости их изменения, о последствиях несправедливого распределения доходов и богатства, подвергаются критике традиционные концепции экономического роста, обозначены меры по борьбе с нищетой и т.п. Конечно, это выражено не в такой острой форме, как следовало бы, но документ, предназначенный для подписания представителями 178 государств, не мог не носить компромиссного характера. Конференцию в Рио и принятые там документы, в том числе "Повестку 21", критиковали и критикуют, причем во многом справедливо. В частности, за одностороннее упование на рынок, на либерализацию торговли. В этом тоже проявился витавший над конференцией дух компромисса. Грешневиков и Лемешев не хотят с этим считаться: с их точки зрения, выводы конференции неприемлемы, поскольку там "фактически признается развитие дискредитировавших себя рыночных отношений"... А раз так, то устойчивое развитие - по его реальному смыслу и содержанию - должно быть признано орудием глобальной экономической экспансии транснациональных корпораций, Всемирного банка, МВФ и т.п. 2. При таком подходе какие-либо общие действия мирового сообщества, связанные с решением глобальных проблем, были бы вообще невозможны. Верно, что нельзя слепо полагаться на рекомендации международных организаций, но не надо забывать и о том, что Россия сама является членом таких организаций и участвует в выработке рекомендаций. Роль Всемирного банка и МВФ в мировой экономике известна, ее критикуют, обсуждаются проекты их реформирования, но в том, что касается политики устойчивого развития, главная ответственность лежит на национальных правительствах. В этой связи в "Повестке 21" говорится о необходимости совершенствования механизмов принятия решений по вопросам окружающей среды и развития на уровне политики, планирования и управления, о мерах по укреплению роли местной власти, неправительственных организаций, профсоюзов, организаций фермеров и т.п. В то же время там отмечается, что "деловые и промышленные круги, включая транснациональные корпорации и представляющие их организации, должны в полной мере участвовать в осуществлении и оценке мероприятий", предусмотренных этим документом. Абсурдно отрицать в принципе такую постановку вопроса. В противном случае условием решения задач устойчивого развития следовало бы считать полную ликвидацию существующих структур мировой экономики. Но переводить проблему в такую плоскость - значит решительно порывать с элементарным здравым смыслом. 3. То, что реализация целей и планов устойчивого развития наталкивается на серьезные трудности, что они вступают в противоречие с логикой действий транснациональных корпораций и финансового капитала, что пока сколько-нибудь значительного реального продвижения в этом направлении после 1992 г. нет, - хорошо известно. Но и XXI в. еще не наступил. Анализируя противодействующие факторы и предлагая решения, уместнее все же опираться на концепцию устойчивого развития (КУР), а не третировать ее, объявляя "антироссийской", "троянским конем" и т.п. В статье, между тем, отвергается даже принцип биосферной устойчивости. Казалось бы, нарушение естественного механизма саморегуляции природной среды очевидно, об этом свидетельствует глобальное потепление, изменение климата, разрушение озонового слоя атмосферы и т.п. Но вместо серьезного обсуждения этой проблемы по существу Грешников и Лемешев обрушиваются на принцип биосферной устойчивости, приписывая его сторонникам требование "уже сейчас" сократить население Земли "не менее чем в 10 раз". С таким бредовым требованием никто из серьезных ученых не выступает; речь идет о перспективах естественной стабилизации мирового населения (по прогнозам, на уровне 10-12 млрд. чел.) и возможном в отдаленном будущем сокращении его численности (что уже происходит в развитых странах) в результате повышения жизненного уровня, распространения образования, улучшения положения и укрепления прав женщин, а также на основе практики добровольного планирования семьи. Авторам же в "биосферной концепции развития" видится нечто "чудовищное", какая-то "кукла", внутри которой скрыто новое издание глобалистских идей и моделей, обслуживающих "золотой миллиард". Налицо типичное проявление манихейского видения мира. Такой метод критики свидетельствует о живучести традиции вульгарного социологизма. Так и кажется, что авторы "Подоплеки.." вот-вот назовут "устойчивое развитие" буржуазной лжетеорией, выдумкой "империалистической пропаганды", "идеологически чуждым" учением и т.д. 4. Конечно, все не так просто. В мире корпораций устойчивое развитие и коммерческая деятельность часто рассматриваются как взаимоисключающие друг друга. Рыночная конкуренция навязывает свои правила поведения, и трудно рассчитывать, что оно может быстро измениться при существующих экономических условиях. Для того чтобы устойчивое развитие стало возможным, должны появиться новые "правила игры", включающие цели и ценности, которые формируются "вне" рынка. Должны произойти такие изменения в обществе, в поведении электората, потребителей, управленцев и, конечно, в политике правительств, которые позволили бы "приручить" рынок, направлять его. Такие изменения требуют времени, но уже сейчас можно говорить о важных сдвигах, например - в том, что касается более эффективного использования ресурсов. Так, в США благодаря предпринимаемым на разных уровнях усилиям (в том числе по линии законодательства) удалось переключить инвестиционную политику энергетических компаний с увеличения объемов производства на стимулирование сбережения энергии конечными потребителями и повышение энергоэффективности; в результате резко замедлились темпы роста энергопотребления. Конечно, это не решает в целом проблемы расточительности и сверхпотребления, но масштабы снижения удельных расходов энергии впечатляющие. Надо ли доказывать, насколько такой опыт важен для России, оказавшейся в ситуации острого энергетического кризиса? 5. Странное впечатление производит утверждение, будто российская власть "взяла на вооружение и полным ходом реализует основные положения КУР". И выражается это, оказывается, в том, что стране "навязаны дикие рыночные отношения", что она превращается в сырьевой придаток Запада и т.п. Да - навязаны, да - превращается, но при чем тут устойчивое развитие? Достаточно напомнить о том, как последовательно ведется все эти годы линия на понижение статуса или ликвидацию природоохранных ведомств - последними жертвами в этом ряду стали Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология) и Федеральная служба лесного хозяйства, - чтобы убедиться в истинном положении дел. Не было у нас политики устойчивого развития и нет! Есть лишь то, что по-английски называется "lip service": принятая в 1996 г. концепция переходя РФ к устойчивому развитию (кто о ней знает?) и проект "Государственной стратегии устойчивого развития РФ", подготовленный еще в 1997 г., о котором стараются не вспоминать. И понятно почему: по словам разработчика экономической стратегии нового правительства и министра Германа Грефа, "экология - для богатых стран"... Если не устойчивое развитие, то что же? Здесь Грешневиков и Лемешев апеллируют к "известному политологу" Кургиняну, который-де "определяет КУР как идеологическое орудие реакции, призванное продолжить обслуживание финансовой и сырьевой олигархии". И к предлагаемой им альтернативе, смысл которой сводится к реализации "русского идеала", основанного на "верности русских историческому предназначению - прорыву". Прорыв же надо определять как "всегда асимметричную волну с длинным депрессионным началом (смутой) и острым энергетическим финишем (революцией)". Смута и революция, цитируют они того же Кургиняна, это "не абсурд и не безумие, а существо российского пути"... Максималистский настрой статьи становится тем самым совершенно очевидным. Сформулированные в ней выводы не оставляют сомнений в том, что "кардинальное изменение вектора развития человечества" связывается с отменой рыночных отношений. Но ведь когда-то это уже было, было в России, и называлось, помнится, "военным коммунизмом". Неужели возвращение к той политике отвечало бы коренным интересам России?
...По преданию, персидский царь Ксеркс I (V в. до н.э.), корабли которого во время похода на Грецию разметало бурей, приказал своим солдатам высечь море плетьми. Грешневиков и Лемешев уподобились этому персонажу, решив "наказать" за неудачи российских реформ 90-х годов концепцию устойчивого развития общества. Видимо, есть своя логика в том, что в их статье ничего не говорится ни об отечественных олигархах, ни о "российских" реформаторах и нечистых на руку высокопоставленных чиновниках, то есть о тех, кто более всего ответственен за тяжелые последствия прежнего "курса реформ". Ведь это так просто - списать все на "происки Запада" и какую-то нелепую КУР.
1 Появится ли у России стратегия устойчивого развития? «Обозреватель - Observer». 1999. № 10. |
|