Воспитание и образование |
Обозреватель - Observer
|
Ю.МАЩЕНКО
За последние 10-15 лет наша жизнь сильно изменилась. И не просто изменилась, а стала совершенно иной. Произошла практически полная девальвация таких понятий, как "нравственная чистота", "целомудрие", "честность", "бескорыстие". Изменилась не только политическая ситуация в стране, социальные отношения в обществе, но преобразовались и семейные отношения. Недостаток простого ежедневного общения с нашими детьми, нехватка достаточного внимания и заботы - все это можно объяснить невозможностью даже физически найти время для внутрисемейного общения, поскольку умы наших пап и мам заняты прежде всего зарабатыванием средств для существования своей семьи. Однако это - "отговорка", хоть и существенная (сегодня одеть, обуть, накормить и дать хорошее образование детям обходится родителям очень дорого) не должна заслонять мысль о том, что здоровье сегодняшних детей как физическое, так и нравственное - это будущее всего нашего общества, нашего государства. Об этом должны помнить не только родители, но и лидеры политических организаций, а также те, в чьих руках - принятие решений, так или иначе затрагивающих жизнь всего общества. Сегодня в России около 100 тыс. детей объединены в самостоятельные преступные группировки. Десятки детей стали убийцами. Причем убийства, совершенные группами 10-12-летних детей, немотивированные, странные, отличаются особой жестокостью, настоящим изуверством. Среди малолетних преступников есть и дети из вполне обеспеченных семей, привыкшие ни в чем не нуждаться. Эти факты свидетельствуют о глубочайшей духовной деградации и деформации нашего общества, его морально-нравственных ориентиров, ценностей и принципов. А если добавить к ним физическую неполноценность нынешнего школьника (по статистике, он куда слабее и весит на 5 кг меньше, чем его сверстник 10 лет назад), психические нарушения и его глубокую развращенность, то перед нами предстанет ужасающая картина будущего России. Как часто приходится слышать от родителей, говорящих о своих детях: "Как он (или она) жесток к нам! Как черств и равнодушен к нашей боли, к нашей жизни!" Чтобы понять, почему это происходит, необходимо обратить внимание на проблему - в какие игры играют наши дети, какие игрушки окружают наших малышей с младенчества? Дорогие мамы и папы! Непонимание, что самое лучшее, что может быть в мире, - это человеческое общение, в том числе и у детей, а также, что родители должны не только забавлять, но и воспитывать своих чад, - это уже трагедия. Проведенные психологами исследования в детских садах показали, что на вопрос: "Во что ты любишь играть?" 5% детей 4-6 лет вообще не могли назвать ни одну игру, 4% назвали компьютерные игры, четверть детей вместо игры называли игрушки (машинки, трансформеры, куклы Барби). Большинство детей назвали какие-то подвижные игры типа салок и пряток, но правила игры (самое главное, ее смысловой стержень) сформулировать смогли лишь некоторые. Вопрос "Зачем нужна игра ребенку?" - тема для самого серьезного исследования учеными психологами и мы не будем ее развивать. Отметим лишь, что воспитывать у детей такие качества, как сочувствие, сопереживание, сострадание, а также, на наш взгляд, немаловажную, способность сорадоваться необходимо уже в самом раннем возрасте, когда ребенок способен, например, сорадоваться естественно. (Взрослому же, чтобы искренне сорадоваться, необходима огромная работа по духовному самосовершенствованию, преодолению себялюбия и эгоизма.) Игра дает нам огромную возможность воспитывать у наших детей способность к действенному состраданию и активному сорадованию и, как следствие, преодолению личностного эгоцентризма и саморазрушающей зависти. Игрушки люди изобрели очень давно. Уже в могильниках первобытной эпохи были обнаружены детские игрушки. Традиционная игрушка - мудрое средство народной педагогики, которое обучает детей трудовым навыкам и передает накопленный веками опыт от старшего поколения к младшему. Однако найти сегодня для ребенка хорошую игрушку очень непросто. Игрушек - море. Давайте посмотрим, что продается в наших магазинах и коммерческих ларьках. "Детский Мир" - главный детский магазин страны. Отдел настольных игр. Добрые старые кубики со сказками, мозаика, строительный конструктор для малышей (и все это по довольно доступной цене) развивают интеллект, сообразительность, приучают к терпению, тренируют мелкую моторику руки уже у многих поколений детей. А вот и веяние времени - Московский центр перспективных разработок предлагает настольно-печатные игры для младших школьников и подростков: "Пираты", "Повелитель Вселенной", "Завоеватель" (ориентирующие на проявление индивидуализма, гордыни и тщеславия на фоне ложной романтики); из мира "фэнтези" (инопланетяне, ископаемые чудовища, монстры - выходцы из преисподней); из мира бизнеса (деньги, рынок, недвижимость, банки и пр.), в которых поощряется страсть к наживе, культивируется обман и мошенничество. Есть такая игра "Конкурс красоты" - пособие для 8-14 лет: как подготовиться к участию в таком конкурсе, то есть как получше выставить свое тело напоказ, используя наряды и косметику. Мамы, по мнению продавцов, покупают такие игры весьма охотно. И таких игр - большинство. Преимущество настольных игр в совместной деятельности нескольких участников, а значит возможность позитивно общаться со сверстниками. Но, к сожалению, к перечисленным выше играм это не относится. Перейдем к отделу, торгующему куклами. Оказывается, куклы бывают не только для девочек, но и для мальчиков. Вместо миниатюрных солдатиков - крупный Бэтмэн (человек-летучая мышь из американского мультфильма) в разных обличиях, иногда в паре со своим звероподобным врагом, видимо, для организации и воплощения ребенком поединков-драк. На открытой витрине - американские же супермены-профессионалы (альпинист, пилот и... киллер с набором разнообразного оружия - от ножа и пистолета до лазера). Как-то в передаче "Моя семья" выступал один молодой папа, который собирается ориентировать своего сына на высокооплачиваемую профессию киллера. Видимо, эта игрушка - наглядное пособие для таких, как он. Эта игрушка хорошо продается, хотя стоит довольно дорого. Для девочек, конечно, кукла Барби с подчеркнуто женскими формами, в шикарной одежде, и ее разновидности - "Барби - Пурпурная страсть", кукла Мерилин (Монро), Диана (принцесса). К куклам прилагается инструкция-программа: сколько у Барби должно быть подруг, одежды, мебели, косметики, "бой-френдов" и пр. Какую жизненную ориентацию для любой малышки символизируют собой эти пышные красавицы? Кто они - дочки? Подружки? Ни то, ни другое. Обладая такой куклой, девочка воображает себя, к примеру, горничной, ухаживающей за своей госпожой, убирающей ее дом, приводящей к ней "бой-френдов". Исчезли из продажи куклы-голыши, которым нужно шить одежду, лечить, кормить и нянчить. Почему? Вместо них в магазине - реальные до жути новорожденные младенцы из пластика, абсолютно натуральные - как пособие для акушерок. Отдел мягких игрушек. Самое большое достоинство мягкой игрушки - дарить нежность малышу. Эта ее особенность используется психотерапевтами и просто хорошими педиатрами; и, как показывает практика, симпатичный мишка, пушистый слоник или лохматая собака способны "вылечить" ребенка от страхов и даже от ночного ануреза. А что мы видим на прилавке? Существо неизвестного вида и породы, невообразимо кричащей окраски. Погладить таких "пушистиков" не появляется желания. Правда, есть потрясающие в своей натуралистичности немецкие овчарки (кажется, они лучше, чем живые). Однако их тоже не хочется погладить. Цены на такие игрушки - довольно высокие. В центре зала на пальме сидит огромная (человеческого роста) черная обезьяна свирепого вида. Если подобная игрушка попадет в спальню ребенка, то ночные страхи и невроз малышу обеспечены! Конечно, есть в магазине и электронные игрушки с пультом управления (мечта всех мальчишек), и конструкторы "Лего". Но обратим внимание на разнообразие сюжетов-картин, которые можно конструировать из "Лего", предложенные в рекламном календаре "Лего". Это: "Вестерн", "Поиски сокровищ фараона", "Всемирные катастрофы", "Космические пришельцы" и разнообразные войны. А выражение лиц некоторых агрессивного вида фигурок из конструктора "Лего"? Нахмуренные, с выпученными глазами, рот открыт, видимо, изображают воинственную ярость. Разумеется, нужно воспитывать в сыновьях смелость и отвагу. Но способствует ли выработке этих качеств вестерн? Неужели "Крутые" ковбои и "агенты 007" это идеал, к которому надо стремиться. Может быть, игрушечные воины, которые ваш ребенок смастерит вместе с вами, окажутся куда полезнее в воспитательных целях? Несколько слов об электронных играх. Тамагочи - такой удобный, не больше брелочка - виртуальный зверек, за которым ребенок ухаживает: кормит, укладывает спать, гуляет. Чем, казалось бы, плохо? Во-первых, ребенок занят, ведь "тамагоша" пищит через каждые 20 минут и требует к себе постоянного внимания. Во-вторых, у ребенка появился предмет обожания и он уже не тоскует без друзей. Не путается под ногами и не задает бесконечных вопросов. В-третьих, благодаря игрушке, воспитываются в ребенке, казалось бы, нравственные чувства заботы, ответственности, сострадания - ведь когда "тамагоша" умирает, ребенок плачет, значит, жалеет. Кроме очевидного физического вреда от электронной игрушки с черным маленьким экраном и мелкими изображениями, способными развить близорукость и косоглазие, игрушка воспитывает пренебрежительное отношение ребенка к жизни и смерти. В первый раз смерть виртуального питомца способна развить глубокий стресс (известны случаи попыток детского самоубийства из-за утраты любимца и чувства вины за свою оплошность). Впоследствии "смерть" становится привычной: "Подумаешь, родим нового!" - говорит ребенок, и это тревожный симптом стирания грани виртуального и реального, живого и механического, а значит, неспособность отличить настоящие страдания и смерть, любовь и преданность от игрушечных. Безобидные, на первый взгляд, тамагоши принесли свои плоды: детские нервные заболевания и агрессивные срывы. Например, восьмилетний мальчик жестоко избил своего восьмимесячного брата, за которым присматривал по просьбе мамы, за то, что малыш громко плакал, и мальчик не услышал "позывных" тамагочи. В результате: "тамагошка" понарошку умер, а живой (слава Богу!) братик - в больнице с сотрясением мозга. Хитроумные японские изобретатели придумали другой электронный брелок, только теперь нацеленный не на виртуальную заботу, а на виртуальное... ухаживание, чтобы не травмировать ребенка смертью. Электронное существо так же требует к себе постоянного внимания, но не по типу беспомощного детеныша, а по типу равного ребенку партнера противоположного пола, этакой капризницы, которой нужно дарить подарочки, развлекать, говорить комплименты и пр., нажимая соответствующие кнопочки. Если в этом преуспеть, то на электронном табло будет сообщаться "рейтинг любви" - крохотные сердечки, количество которых определяется мерой его изобретательности и щедрости, а если ребенок окажется неуклюжим ухажером, виртуальная возлюбленная может его бросить и уйти к другому, т.е. отключиться. Ребенок теперь будет переживать "первую любовь", однако, скоро научится "успешно" менять партнеров. Вот такое оригинальное "половое воспитание" и "подготовка" к взрослой жизни! Суть любой игрушки - дать ребенку проявить активность, когда он хочет играть. Электронная игрушка как бы сама хочет играть, она вызывает ребенка часто в самый неподходящий момент: за обеденным столом, в ванной, в самый разгар урока - как сотовый телефон. Это нервирует ребенка, ставит его в неловкое положение, мешает, наконец, в классе учителю и сверстникам. В результате ребенок становится пассивным объектом манипуляций электронного брелка, а собственных родителей не слушается. Назначение игрушки - забавлять обучая или обучать через игру. Какие знания передает и в чем помогает электронное чудо? Если ребенок застенчив или конфликтен в общении, если он плохо успевает в школе, дерется или дерзит учителям, подобная игрушка не поможет, а лишь усугубит неблагополучие. Ребенок, общаясь с живым зверьком (например, хомячок, черепаха), переживает все события, которые происходят с ним. И это событие в жизни мальчика или девочки навсегда сохранится в детском сознании как событие с миром. И если малыш почувствует, что он может сделать что-то для живого существа, что он может быть благотворителем, тогда есть возможность ожидать становления и нравственного сознания ребенка. Благодаря электронной штуковине, ребенок начинает постепенно с легкостью реагировать на "умирание" или "уход к другому". Эта легкость может запечатлеться в сознании и превратиться в социальную установку в будущем. Детский нравственный эгоизм, в отличие от познавательного, не проходит с возрастом и способен превратиться в личностную черту взрослого человека - равнодушие к смерти, горю близкого, безразличие к уходу, болезни любимого, что называется жестокосердием. Подведем итог обзору прилавков игрушечного магазина. Предлагаемые нам игрушки не соответствуют элементарным критериям психологической и нравственной безопасности для личностного развития ребенка. Если вас беспокоит физическое и духовное здоровье вашего ребенка, то постарайтесь внимательнее относиться к выбору игр и игрушек для него. Обращайте внимание на компьютерные игры, которыми увлекается ваш ребенок, контролируйте их содержание, постарайтесь исключить сюжеты с насилием, жестокостью, с элементами культовых ритуальных обрядов! Не позволяйте детям смотреть "все подряд" на телеэкране. В настоящее время почти во всех странах мира существует проблема воздействия экрана (телевизионного, видео- и компьютерного) на психическое развитие и личность ребенка. Если 20 лет назад можно было услышать: "дети знают больше нас, благодаря телевизору", то теперь: "компьютеры и "видак" им дороже родителей". Эти фразы означают не только расширение сферы экрана в жизни детей, но и определенную смену ценностей современного поколения. Информация, получаемая ребенком на экране, воспринимается им как истина, обладает чрезвычайной силой внушения и подражания. В этой связи во многих странах на государственном уровне был установлен законодательный контроль за содержанием телепрограмм в контексте детства. Тотальная захваченность детей экраном вызывает озабоченность родителей, ученых, специалистов. Ужасающая статистика детской жестокости и подростковой преступности в России последних лет свидетельствует о правомерности выводов зарубежных ученых: подавляющее большинство несовершеннолетних преступников при выяснении мотивов истязаний, убийств, изнасилований и других преступлений против личности указывали прямо или косвенно на "экранные аналогии". Сегодня предельно остро встают вопросы о последствиях влияния экрана - его физических, эстетических, психологических и других параметров, во-первых, на соматическое (телесное) развитие ребенка, во-вторых, на его ментальное (умственное) развитие и, в-третьих, на его нравственное (духовное) становление. Дорогие мамы и папы! Помните - никакие даже самые замечательные игрушки не заменят вашему ребенку насыщенного и содержательного общения с вами. Игрушек не должно быть много, но вашей любви не может быть много. Больше играйте с детьми в игры вашего детства, простые и добрые. В ситуации, когда государственным и властным структурам, увы, не до игр и игрушек, как и не до детей (хотя давно пора проводить экспертизу ассортимента игр и игрушек в производстве и торговле), нам самим необходимо стоять на страже физического, психологического и духовного здоровья наших детей. При выборе игрушек исходите, прежде всего, из следующего:
Обратиться ко всем взрослым - верующим и неверующим, старым и молодым, образованным и не очень, хочется словами православного поэта Елены Потехиной: Взрослые, не учите детей своих подлости. Властные, не учите их злобе и зависти. Сильные, не учите звериной жестокости. Мудрые, не толкайте детей к пропасти. Грешные, научите детей состраданию, Слабые, научите любви и вниманию. Старые, научите терпенью и кротости. Слышите! Оттащите детей от пропасти! Состояние духовного здоровья детей России подвергается серьезной опасности. Что делать и родителям, и педагогам, когда очень трудно, иногда почти невозможно защитить ребенка от напастей, оградить его от агрессии, соблазнов, искушений недоброго мира? Рано ушедший от нас священник о. Глеб Каледа, ученый и педагог, говорил: "Детей надо готовить ко встрече с миром. К неприятию зла мира, его страстей и соблазнов, а не к уходу от мира, в них надо воспитывать способность противостоять миру в сердце своем, способность сохранять веру среди неверия, чистоту среди грязи и греха". Давайте объединимся и употребим все силы и всю любовь, на какую только способны, чтобы сделать наших детей здоровыми и нравственно, и физически, веселыми и счастливыми!
Примечание. При подготовке данного материала была использована книга канд. психологических наук, ведущего научного сотрудника Психологического института Российской академии образования В.Абраменковой «Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? Современный ребенок в «игровой цивилизации» (М., 1999). |
|