Внутренняя политика
Обозреватель - Observer



 ОБЪЕДИНЯТЬСЯ или ОБОСОБЛЯТЬСЯ?
 
В.МОЛЧАНОВСКИЙ,
доктор философских наук, профессор,
старший научный сотрудник Академии ФПС России
 

Такой вопрос довольно часто возникает перед каждым человеком, любой социальной общностью и государством. Над его решением думали наши предки, он актуален сейчас и в будущем. Проблема обусловлена двумя объективными тенденциями развития человеческого общества: объединительной (интеграция) и разделительной (обособление). От ее решения зависит состояние международных отношений, судьбы государств и Мирового сообщества в целом.

Эти тенденции, отражающие противоположные интересы индивидов, общностей и государств, порождают противоречия, которые могут решаться мирными способами - переговорами, компромиссами или методами вооруженного насилия. Вот и сейчас перед государствами стоит проблема выбора: обособляться - опираться только на свои силы или объединиться и формировать Мировое сообщество (МС), представляющее собой содружество государств, сориентированное на согласованные действия и исключающее вооруженное насилие.

При разработке стратегических целей и задач России должна учитываться эта противоречивая проблема. К сожалению, в программах политических партий, движений, в выступлениях политиков и политологов просматриваются крайние точки зрения - одни ориентируются на вхождение в МС, другие - на обособление России. Особенно четко это проявилось в предвыборных кампаниях 1999 и 2000 гг.

Объединительная тенденция отражает стремление людей сообща решать жизненно важные вопросы. Люди объединяют усилия в производстве продуктов питания, одежды и обуви, строительстве жилья, защите от стихийных бедствий, обеспечении безопасности. Уже первые человеческие общности - более эффективно способствовали удовлетворению жизненных потребностей, выживанию человека.

Следующим этапом проявления объединительной тенденции стало образование более масштабной общности - этноса (от греч. ethnos) или нации (от лат. nation). Эти общности, включившие в себя первичные образования (семью, род, племя), приняли обычаи, традиции, язык и религию более могущественного племени, их объединившего. Формирование наций совпало с образованием новой социально-политической общности - государства, объединившего все роды, племена, народы, проживавшие на определенной территории, четко обозначенной границей.

Развитие объединительной тенденции привело человечество к созданию более масштабных политических организаций, чем государство. Это - союзы (блоки).

    Примерами таких объединений являются: Организация американских государств (ОАГ), Европейский Союз (ЕС), объединивший в 1998 г. 15 государств Европы. Появились и другие межгосударственные объединения.

    Для развития сотрудничества между народами, гарантии их мира и безопасности после Первой мировой войны была создана Лига наций. Она существовала с 1919 до 1939 г. Однако решить целевые задачи - обеспечить народам мир и безопасность, предотвратить новую мировую войну ей не удалось.

    После Второй мировой войны, в 1945 г. создается Организация Объединенных Наций (ООН), главными задачами которой и по сегодняшний день являются: поддержание и укрепление международного мира и безопасности, развитие сотрудничества между государствами. ООН более активна, чем Лига Наций, хотя пресечь вооруженные столкновения локального масштаба ей удается не всегда.

В последнее время появляются идеи о создании многополюсной системы в мире. Появление таких межгосударственных образований соответствует объединительной тенденции развития человечества и может стать этапом на пути формирования МС. При этом важно, чтобы создаваемые союзы не были военными и функционировали на основах партнерства, способствовали развитию экономики, науки, культуры, улучшению жизни народов, содействовали развитию МС.

Таким образом, объединительная тенденция в развитии человечества проявляется в последовательном переходе от первичных общественных образований к более масштабным и совершенным социальным системам. Этот процесс не сводится только к изменению социальных систем. Он проявляется в совершенствовании самого человека - его социологизации, развитии сознания.

Однако поступательное развитие человека и социальных систем совсем на означает, что этот процесс протекает без противоречий, задержек и отступлений. Объединительной (интеграционной) тенденции противостоит тенденция обособления.

Тенденция обособления отражает стремление людей, социальных систем сохранить "свое лицо", самостоятельность, независимость, суверенитет. Она обусловлена естественными потребностями человека - единолично или в составе общности предотвращать опасности и создавать благоприятные жизненные условия. Стремление к обособлению в большей или меньшей степени просматривается на поведении каждого индивида, в любой социальной общности. Она может способствовать становлению личности, способности к принятию и выполнению самостоятельных решений.

Обособление социальной системы (коллектива, административного образования, этнической или религиозной общности, ведомства и других) может проявляться по двум направлениям:

С одной стороны, оно обусловлено разделением труда, специфичными функциональными обязанностями элементов системы, от надежности и эффективности функционирования которых зависит судьба более масштабной системы. Профессиональное разделение производственных коллективов логично. От их согласованных действий зависит состояние общества (государства). Согласованное выполнение функциональных обязанностей каждым коллективом способствует эффективности функционирования любой социальной системы.

С другой стороны, чрезмерное обособление этих же групп (коллективный эгоизм), заботящихся преимущественно о своих интересах, ведет к обострению противоречий в обществе, разрушению государства.

    Фактов коллективного эгоизма в России за последние годы накопилось много. Это - лоббирование интересов отдельных общностей, социальных групп в законодательных и исполнительных органах власти, блокирование железнодорожного транспорта бастующими, применение силовых методов при переделе форм собственности или смене руководства компаний, пугающий накал страстей в предвыборной борьбе политических партий за депутатские места в законодательных органах и руководящие должности, сепаратизм и другие.

    К развитию сепаратистских настроений приводит противоречивость терминов, имеющихся в законах. Так, в статье 5 Конституции, определяющей субъектов РФ, записано: "Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации". В следующем пункте названной статьи права субъектов Российской Федерации разделяются: "Республика (государство) имеет свою Конституцию и законодательство…", а остальные субъекты Российской Федерации имеют "свой устав и законодательство".

    Вызывает сомнение имеющаяся там же формулировка "республика (государство)". В такой формулировке республика, как субъект Российской Федерации, отождествляется с государством, то есть один из элементов системы - с системой в целом. Возникает вопрос: "Логично ли это?" Подобный термин дает основание для отождествления административной границы, какой является граница республики, с государственной, что и пытаются сделать активисты сепаратистских движений в России.

Особую заботу о самостоятельности, независимости, суверенитете проявляет государство. Оно образовалось в результате объединительной тенденции. Но сформировавшись, стало настойчиво отстаивать целостность и суверенитет. Доминирующую роль в государстве стала играть тенденция обособления, что нашло отражение в провозглашенном принципе международного права - "неделимость государств и нерушимость границ".

Ни одна общественная система не проявляет такой заботы об обозначении, охране и защите своей территории, как государство, - вблизи границы располагаются войска, для ее охраны создаются специальные службы, воздвигаются крепости, оборудуются инженерно-технические сооружения. Однако жесткий режим пропуска через государственную границу необоснованно ограничивал связи одних государств с другими, что отрицательно сказывалось на всех сферах общественной жизни - "срабатывал" закон синергетики, согласно которому замкнутые, изолированные системы обречены на хаос, разрушение.

Таким образом, объективные тенденции развития человечества, отражающие, с одной стороны, стремление людей к объединению, с другой - к обособлению, порождают противоречия. Особую опасность для человечества представляют вооруженные методы разрешения противоречий между государствами. Мирному разрешению этих противоречий способствует создание содружества государств, берущих на себя обязательство исключить вооруженное насилие в решении спорных вопросов.

Мировое сообщество. Роль названных тенденций в человеческой истории менялась. То одна из них играла доминирующую роль, то другая. Долгое время в отношениях государств доминирующую роль играла тенденция обособления. Отстаивая свой суверенитет, государство укрепляло военную мощь, защищалось от вооруженного нападения или само наносило упреждающие удары. На современном этапе в международных отношениях доминирующую роль начинает играть объединительная тенденция. Она проявляется в начавшемся процессе формирования МС, в перспективе представляющего собой не просто конгломерат государств, а системное образование - между государствами устанавливается функциональная зависимость.

Необходимость формирования МС, способствующего развитию сотрудничества и исключающего вооруженное насилие, в XXI в. обусловлена изменившимися объективными обстоятельствами.

К ним относятся:

  • наличие глобальных проблем современности, для решения которых требуются согласованные действия всех государств;
  • современное оружие сделало бессмысленным решение спорных вопросов между государствами военным способом;
  • сложившиеся международные экономические, культурные, научные и другие связи обусловливают развитие более тесного сотрудничества между государствами, а замкнутые, изолированные государства обречены на хаос, разрушение;
  • наличие международной организованной преступности (терроризм, похищение людей, диверсии, наркобизнес), для пресечения которой требуются согласованные действия;
  • возросшие информационные возможности, позволяющие получать, хранить и передавать сведения о наиболее важных событиях в любую точку Земли и согласованно реагировать на них;
  • транспортные средства, создающие благоприятные условия для перемещения людей и грузов в МС;
  • наличие ООН, обязанной и способной принимать решения по поддержанию мира, обеспечению безопасности и развитию сотрудничества между государствами;
  • международное право приобретает приоритетное значение по отношению к государственному праву;
  • важнейшим обстоятельством, способствующим формированию МС, является изменение человеческого сознания (индивидуального, группового, общественного) - оно "прошло путь" от осознания личных, родоплеменных, этнических, государственных интересов до понимания глобальных проблем современности.

Названные обстоятельства выдвигают новые теоретические и практические проблемы, которые предстоит решать на пути формирования МС.

К числу актуальных проблем, решение которых содействует формированию МС, следует отнести разработку и принятие в ООН соответствующих решений, в которых целесообразно предусмотреть:

  • повышение роли ООН в развитии сотрудничества между государствами и пресечении актов агрессии;
  • совершенствование международного права, основанного на общечеловеческих нормах морали;
  • постепенное сокращение производства вооружения, военной техники и торговли ими;
  • ограничение пропаганды насилия в СМИ.

МС вносит существенные коррективы в политику каждого государства. Они берут на себя обязательства: при возникновении спорных вопросов не применять вооруженного насилия и принимать решительные меры, в том числе и военные, против государств-агрессоров, согласованно действовать при решении жизненно важных проблем.

Из двух тенденций развития человечества на рубеже XX и XXI вв. доминирующую роль приобретает объединительная. Однако формирование МС не исключает тенденции обособления - государства не теряют своей самостоятельности, а народы - традиций. Право народов на самоопределение сохраняется. МС представляет собой содружество равноправных государств. Свои внутренние проблемы они решают самостоятельно.

* * *

МС создает условия для поступательного и самостоятельного развития каждого государства, но в современных условиях, и тем более в будущем, ни одно государство, даже самое могущественное, не может существовать изолированно, претендовать на независимость от МС.

Равноправное участие России в МС - одно из важнейших условий выхода из кризиса в экономике, повышения жизненного уровня населения и обеспечения безопасности. Разумеется, это не означает, что кто-то решит наши проблемы. Решать их и отвечать за последствия придется гражданам России. Но эффективнее делать это в согласии с Мировым сообществом.

Таким образом, при разработке перспективных стратегических планов России целесообразно учитывать законы - тенденции общественного развития и не изолироваться от МС, а действовать согласованно, объединяться в содружество, сохраняя самостоятельность.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]