Внутренняя политика
Обозреватель - Observer



 СРЕДНИЙ КЛАСС
и проблемы политической стабильности государства
 
Г.ПОЛУНИНА,
доктор экономических наук, профессор
 

Всовременной России термин "средний класс" употребляется часто и нередко в словосочетании с понятием "гарант политической стабильности". Вряд ли необходимо доказывать, сколь важна последняя для всех без исключения государств и в особенности для стран, экономика которых находится в переходном к рыночной состоянии, а политическая сфера переполнена непредсказуемыми событиями, ошибочными решениями, войной компроматов и т.д.

В политике современных государств развитию среднего класса придается большое значение. Много внимания изучению данного класса уделяет и политологическая наука.

Средний класс современного общества
как социальная общность

Коренной чертой среднего класса в современном обществе является обладание частной собственностью на средства производства, позволяющей получать семье или отдельным хозяйствующим субъектам доход. Подавляющая его часть - это представители среднего и мелкого бизнеса.

К тому же, представитель среднего класса - это не просто частный собственник. Это - предприниматель. Он ориентирован на экономическое поведение. Для него характерно стремление к самостоятельности и независимости. Он стремится к расширению своего бизнеса посредством новых инвестиций, повышению качества производимых им товаров и услуг (как условие выживания в поле внеценовой конкурентной борьбы). Это черты сходства, общие для представителей среднего класса в целом.

Что же касается различий внутри среднего класса, то они многочисленны. В частности, весьма различны хозяйственные формы организации среднего бизнеса. При этом в большинстве стран преобладают "домашние хозяйства".

Назовем другие различия в структурном составе среднего класса, основываясь на определенных критериях.

Профессиональный критерий. В современных западных государствах в сфере услуг занято до 60% самодеятельного населения. В своем подавляющем большинстве - это средний класс, занятый в розничной торговле, в гостиничном хозяйстве, в сети ресторанов, кафе, предприятиях бытового обслуживания, в ремонтных мастерских, в ателье и т.д. Это также медицинские и образовательные услуги.

Представители среднего класса заняты не только в сфере услуг, но и в производственной сфере: небольшие и средние предприятия широко представлены в ряде ключевых отраслей современной промышленности. Это предприятия-смежники, производящие отдельные детали и узлы для станков, машин, механизмов и т.д.

По образовательному уровню. Средний класс представлен как специалистами высокого уровня образования и культуры, что позволяет им выполнять высококвалифицированную работу или руководить фирмой (высокого класса юристы, адвокаты, менеджеры-профессионалы, имиджмейкеры, специалисты по избирательным технологиям и т.д.), так и лицами, владеющими бизнесом, профессиональный профиль которого не требует высокого уровня образования, а иногда достаточно образования на его низшей ступени (владельцы небольших магазинов и других торговых предприятий, бензоколонок, транспортных контор и т.д.).

По формам организации бизнеса. Организационные формы бизнеса среднего класса весьма многообразны. Это могут быть "домашние предприятия", не использующие наемного труда, т.е. в них работает только семья. Далее, это могут быть фирмы в собственности одного лица, а также партнерства, кооперативы др.

По величине предприятия и уровню доходов. Для определения величины предприятий малого и среднего бизнеса обычно используется показатель числа занятых на них работников. Он может быть предельно низким, если работает лишь семья, и резко возрастать, когда используется наемный труд. В разных странах эти цифры неодинаковы. В странах Западной Европы к предприятиям малого и среднего бизнеса относят фирмы с числом занятых до 500 чел. Во Франции, Италии, Швеции, Швейцарии к категории фирм малого бизнеса относят предприятия с численностью работающих до 50 чел. В Японии и Германии к этому критерию добавляются также объем капитала и годового оборота.

Если принять во внимание, что во всех названных странах широкое распространение получили так называемые "домашние хозяйства", то станет еще более очевидным сколь неоднородны по уровню доходов представители среднего класса.

Однако, несмотря на эти многочисленные различия внутри среднего класса, именно он, а никакой другой класс, может стать гарантом политической стабильности в стране.

Средний класс
и политическая стабильность общества

Очевидно, что понятие "гарант политической стабильности" подразумевает, что данный класс в высокой степени "по жизненным показаниям" заинтересован в сохранении существующей в обществе политической и экономической системы. Именно данный тип социально-политической системы обеспечивает и гарантирует ему способ функционирования в хозяйственной сфере, который приносит доход на базе принадлежащей ему частной собственности. Для современных государств такой социально-политической системой является демократический политический режим и соответствующая ему экономика.

В этих условиях средний класс внутренне, имманентно, без каких-либо усилий со стороны власти практически безусловно глубоко заинтересован:

Во-первых, в существовании строя, который его породил. Смена социально-политической системы видится ему как угроза самому его существованию как частного собственника, его превращению в пролетария.

Во-вторых, и это также важно, средний класс, будучи, как уже отмечалось, весьма чувствительным к колебаниям экономической конъюнктуры, вызванным политическими кризисами, конфликтами, противостояниями политических сил, в своей подавляющей массе - за политическую стабильность.

Полагаю, что есть основания для утверждения, что средний класс - наименее политизированная часть общества. В современных государствах практически политические партии среднего класса немногочисленны. Существуют (и их немало) в рамках гражданского общества разного рода организации, объединения, союзы и т.д. представителей среднего и малого бизнеса.

В условиях демократии, экономического и политического плюрализма, особенно в государствах с переходной экономикой, когда данный класс делает свои первые шаги, такие организации необходимы, они выражают его интересы, выносят его проблемы во властные структуры.

Подавляющая часть среднего класса относится к той части общества, которую принято называть "молчаливое большинство". Это очень важное обстоятельство: не участвуя активно и непосредственно в политике, средний класс, тем не менее, когда встает вопрос: кому быть у власти - проголосует за власть, которая обеспечит право частной собственности, свободу предпринимательства.

Есть ли средний класс
в современной России?

При рассмотрении проблемы: средний класс как гарант политической стабильности, был опущен количественный ее аспект, то есть вопрос об удельном весе среднего класса в общей структуре общества. Между тем, это чрезвычайно важный аспект. Данный вопрос целесообразно исследовать в связи с проблемой становления и развития среднего класса в современной России.

Однако, вначале надо дать ответ на вопрос: есть ли средний класс в современной России? В отечественной литературе нередко дается решительный отрицательный ответ и при этом добавляется, что похоже среднего класса в России еще долго не будет.

Между тем, средний класс в современной России не просто есть, но его не может не быть, поскольку он органический, структурный элемент социальной системы, основанной на плюрализме форм собственности, абсолютном преобладании частной собственности и открытой экономике. Среднего класса в стране не может не быть потому, что его рождает (хотим мы того или нет) сама эта экономика.

Данное обстоятельство подтверждается практикой хозяйственного развития зарубежных стран, которая показывает, что в условиях рыночного хозяйства огромная по удельному весу в общей массе часть потребностей общества может быть удовлетворена только предприятиями среднего и малого бизнеса. Например, в США пищевая промышленность практически полностью (97%) представлена мелкими фирмами, в швейной - 98%. Малый бизнес США - это 64% объема реализации товаров и услуг в оптовой торговле и 73% - в розничной. На малый бизнес приходится 20% стоимости условно чистой продукции.

В Германии действует около 2 млн. фирм малого и среднего бизнеса. Они дают 2/3 стоимости всей продукции.

Во Франции мелкое и среднее предпринимательство составляет 66,8% общей занятости и 99% от общего числа всех предприятий.

Япония является крупным архипелагом малого предпринимательства. Только в обрабатывающей промышленности этой страны функционирует более 6,5 млн. мелких фирм (99%). Аналогичная ситуация наблюдается и в других промышленно развитых странах.

В современной России, конечно, есть малый и средний бизнес и, соответственно, есть средний класс. Кто его создал? Новая социальная система - либеральная экономика. Именно она рождает средний и малый бизнес и, следовательно, средний класс. Развиваясь по собственным внутренним законам, эта экономика способна сама, без какой-либо помощи со стороны государства выходить из экономического кризиса и входить вначале в депрессию, а затем в оживление и подъем. Так и было в течение целых 100 лет. Известно, что первый экономический кризис случился в 1825 г. и затем повторялся каждые 8-12 лет.

Однако процедура выхода экономики из кризиса с опорой только на "собственные силы" очень разрушительна для общества, особенно в последние 60 лет, когда масштабы мирового хозяйства многократно возросли. Речь идет о массовых банкротствах и безработице. Экономика в целом отбрасывается назад. Поэтому уже многие десятилетия, опираясь на достижения экономической мысли (кейнсианство, классическая теория, консерватизм и одно из его направлений - монетаризм), государство во всех странах является регулирующим экономический цикл центром.

Средний и малый бизнес - структурный, составляющий элемент либеральной экономики. Его товары и услуги в массовом масштабе востребованы обществом. Поэтому говорить, что в современной России нет среднего класса, значит, утверждать, что в ней нет мелкой и средней частной собственности, позволяющей лицам очень многих профессий (юристы, врачи, преподаватели, адвокаты, многочисленные предприниматели в сфере торговли и услуг, владельцы гостиничного хозяйства, мастерских по ремонту разного рода бытовой техники, автомобилей и т.д. - можно перечислять очень долго) открывать свой бизнес, становиться по существу предпринимателями. Положительный ответ на вопрос: есть ли средний класс в России? - является самоочевидным.

Современная экономика России продуцирует средний класс, но ее возможности весьма ограничены. Опыт показывает, что сама по себе данная хозяйственная система способна создать средний класс на уровне не более 20-25% от общей численности населения.

Когда говорят о среднем классе как гаранте политической стабильности в обществе, то очевидно, что имеют в виду не только его качественные характеристики, но и что особенно важно - его количественные параметры. В России на рубеже двух тысячелетий средний класс едва превышает ту величину, которую "нарабатывает" сам "рынок". По вполне понятным причинам такой удельный вес данного слоя общества далеко не делает его силой, гарантирующей в стране политическую стабильность.

В этой связи возникает вопрос: "Сколько нужно среднего класса для реализации данной цели?" Теоретические изыскания и опыт зарубежных стран свидетельствуют о необходимости 60-80% данного класса в трехзвенной модели социально-классовой структуры общества. Только на таком количественном уровне средний класс становится реальным гарантом политической стабильности в обществе, основанном на частной собственности и либеральной экономике.

Столь высокий удельный вес среднего слоя сама модель либеральной экономики на базе присущих ей законов и тенденций развития дать не может. И то обстоятельство, что во многих зарубежных странах названный процент уже достигнут, есть исключительная заслуга государства. Конечно, нельзя сказать, что российское государство ничего не делает для роста среднего класса на основе содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Вполне осознано то обстоятельство, что данный бизнес особо нуждается в государственной поддержке и содействии. По меньшей мере необходимы три системы обеспечения его развития: нормативно-правовая, кредитно-финансовая и информационная. Малый и средний бизнес нуждаются в государственных льготах в части налогообложения (по крайней мере в стартовый период своего развития), в беспрепятственном получении кредита и под доступные проценты и т.д.

Такое содействие развитию среднего и мелкого предпринимательства проводится практически во всех промышленно развитых странах. Тем не менее этих мер недостаточно, чтобы довести средний класс до 60-70%. Для этого необходимы конкретные и широкомасштабные акции государства, цель которых - сделать частными собственниками, имеющими свой бизнес, миллионы людей, которые в настоящее время относятся к лицам наемного труда, живущим исключительно за счет продажи своего труда. История знает такие примеры.

Несколько десятилетий назад (конец 50-х - начало 60-х годов) в США было реализовано государством мероприятие, подучившее название "народный капитализм", когда большая часть рабочих, служащих и других лиц наемного труда стали обладателями акций крупнейших корпораций страны, а следовательно, и собственниками, получающими от этой собственности доход. Данное мероприятие было осуществлено на вполне легальной основе. Без насилия и тем более передела собственности государство использовало налоговую систему страны. Известно, что США долгое время были известны как страна крупных собственников, владельцев широко известных фирм (Форды, Рокфеллеры, Морганы, Дюпоны, Меллоны и др.)

В конце 50-х годов в стране была введена дифференцированная система налогообложения: налоговые ставки на доходы фирм, находящихся в единоличной собственности (или в собственности семьи) были установлены на уровне, весьма существенно превышающем ставки налогообложения акционерных обществ (корпораций). Расчет был сделан предельно точно. Капитал есть капитал, и за считанные годы в стране не осталось единоличных частных владельцев крупных фирм. Все они превратились в корпорации открытого типа, то есть выпустили для широкой продажи большой пакет акций. Конечно, контрольный пакет остался у реального владельца фирмы. После этой акции о США говорят как об "America incorporated", т.е. страна корпораций. Покупка акций крупнейших корпораций стала доступной широким массам населения. Кроме того, нередко премии выдавались рабочим в форме данных ценных бумаг. Вне всякого сомнения данная акция способствовала крупному положительному сдвигу в наращивании потенциала среднего класса в стране: количественному и качественному.

Качественная характеристика среднего класса, то есть в первую очередь уровень его жизни, не менее существенна, чем его удельный вес в обществе, для того, чтобы он действительно стал гарантом политической стабильности. Если большая, или даже просто существенная часть среднего класса имеет доход от применения своей частной собственности на уровне, близком к заработанной плате рабочих и служащих, работающих по найму, то вряд ли такой класс будет надежным гарантом политической стабильности в стране.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]