Наши интервью
Обозреватель - Observer



 РОССИЯ В "СЕВЕРНОМ ИЗМЕРЕНИИ"
 

Интервью главного редактора журнала "Обозреватель - Observer" с Юрием ДЕРЯБИНЫМ, Чрезвычайным и Полномочным Послом РФ, Руководителем Центра Северной Европы Института Европы РАН

ДЕРЯБИН Юрий Степанович, бывший заместитель Секретаря Совета Безопасности РФ (1996-1998 гг.), Чрезвычайный и Полномочный Посол, действительный государственный советник РФ I класса.

Юрий Степанович родился 3 января 1932 г. в с. Карачелка Шумихинского района Курганской области.

В 1954 г. окончил международно-правовой факультет МГИМО. В 1954-1996 гг. работал в системе МИД СССР, а затем России. Работал в Норвегии и Финляндии, принимал участие в подготовке и проведении Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки (1975 г.).

Ю.Дерябин возглавлял советские делегации на конференциях и форумах СБСЕ (1986-1992 гг.).

В сентябре 1991 г. был назначен заместителем министра иностранных дел СССР.

В 1992-1996 гг. - посол РФ в Финляндской Республике.

Ю.Дерябин награжден орденами и медалями СССР и Финляндии (Большой рыцарский Крест ордена Финляндского Льва).

Он владеет шведским, финским, английским и немецким языками.

Ю.Дерябиным опубликован ряд книг по проблемам европейской безопасности и отношений со странами Северной Европы.

Юрий Степанович женат, имеет двоих сыновей; увлекается историей.

Юрий Степанович, что же такое само понятие "измерение"? Оно довольно необычное для современного политического лексикона.

Само это понятие - из области геометрии. Линия, например, имеет одно измерение, плоскость - два, тело - три. В дипломатико-политическом обороте оно появилось в контексте общеевропейского процесса СБСЕ/ОБСЕ в конце 80-х годов. Так называемое человеческое измерение должно было символизировать собой объемность процесса СБСЕ, одну из его важнейших граней - обеспечение прав и свобод человека, развития демократических институтов, верховенства закона, создания гражданского общества.

Позднее стали говорить о различных измерениях безопасности - военно-политической, экономической, экологический и др. Так что теперь - это более или менее установившийся термин, связанный с многомерностью современного мира и происходящих в нем процессов.

Итак, что же такое "северное измерение" политики Евросоюза?

Известно, что ЕС претендует (и не без оснований) на роль одного из ключевых факторов в формировании европейской, да и не только европейской политики XXI в.

Одним из наиболее эффективных инструментов является проведение весьма динамичной региональной и трансрегиональной политики. При этом не ограничиваясь границами собственного пространства.

На восток направлен процесс расширения ЕС.

На юге развивается сотрудничество с "третьими средиземноморскими странами" (так называемое южное измерение или "барселонский процесс").

Западное направление оформлено в виде "трансатлантической повестки дня" (ЕС - США и ЕС -Канада).

Северная Европа до сих пор находилась как бы на периферии интересов ЕС.

Однако перемены, происшедшие в последние годы в этом регионе, новая его конфигурация, включающая сейчас не только пять "традиционных" северных стран (Исландия, Дания, Норвегия, Швеция и Финляндия), но и обретшие свою независимость государства Балтии, а также обширные территории Северо-запада России (сейчас они официально признаны как часть Северной Европы) повысили интерес ЕС к этой части Европы, заставили искать новые подходы.

Особо важно, что после вступления Финляндии в ЕС в 1995 г. российско-финляндская граница протяженностью более 1300 км стала общей границей между Евросоюзом и Россией.

Становясь все более зависимым от импорта энергоносителей, ЕС заинтересован в более эффективном использовании громадного потенциала Северо-Запада и Севера России, включая леса, рудные ископаемые и т.д.

Но определяющими являются не только экономические мотивы. Естественен интерес ЕС к тому, чтобы российский Северо-запад развивался стабильно, чтобы решались сложные проблемы, в ряде случаев представляющие угрозу для самого ЕС и всего континента.

О каких угрозах идет речь?

Таких угроз немало. И, к сожалению, в большинстве случаев они связаны именно с Северо-западом и Севером России. На первом месте - экология.

Прежде всего - безопасность АЭС на Кольском полуострове и в Санкт-Петербурге, захоронение использованного ядерного топлива, проблемы никелевого производства на Кольском полуострове, загрязнение Балтийского и Баренцева морей, сохранение уникальной природы практических территорий и т. д.

А глубокий разрыв между уровнем жизни и социальными условиями, например, в скандинавских странах и северо-западных регионах России? Если еще в 1995 г. ВВП на душу населения для скандинавских стран составлял от 20 580 долл. (Финляндия) до 31 250 долл., то в северо-западных регионах России эти показатели были от 1257 долл. (Калининград) до 3611 долл. (Республика Коми).

Преподаватель или медсестра в Финляндии получают зарплату, которая превышает зарплату соответствующих категорий сотрудников в России более чем в 50-70 раз.

Общие для России и ЕС проблемы связаны также с борьбой с организованной преступностью, контрабандой наркотиков, оружия, отмыванием денег, нелегальной иммиграцией.

А как должно на деле функционировать "северное измерение"?

Пока трудно сказать. Сама идея возникла в 1997 г. Ее инициаторами были финны, предложения которых были в принципе одобрены руководящими органами ЕС как одно из новых региональных направлений политики Союза. Сейчас сформирована концептуальная основа, на последнем саммите ЕС в Португалии в июне 2000 г. одобрен План действий на 2000-2003 гг.

Сама по себе идея носит несомненно позитивный характер, во многом перекликается с российскими подходами к укреплению безопасности и стабильности на Севере Европы, к сотрудничеству с ЕС в развитии российского Северо-запада, решению наших экономических и социальных трудностей.

Проблем на пути реализации концепции "северного измерения" немало.

Во-первых специально оговорено, что никаких новых структур, институтов и инструментов ЕС создавать не будет.

Речь идет о более рациональном использовании уже существующих программ Союза (ТАСИС, ИНТЕРРЕГ и др.), а также субрегиональных организаций типа Совет государств Балтийского моря (СГБМ), Совет Баренцева\Евроарктического региона (СБЕР), Арктический Совет. Вопрос в том, насколько ЕС удается осуществить роль координатора в разработке и осуществлении конкретных проектов сотрудничества.

Во-вторых (и это главное), удастся ли найти необходимые средства для проектов.

ЕС четко заявил - и важно, чтобы на этот счет в России не было каких-то иллюзий, - что никаких новых средств из бюджета Союза на "северное измерение" выделяться не будет, дополнительное финансирование сотрудничества должно происходить за счет национальных средств, международных финансовых институтов и частных инвесторов. А речь - по предварительным подсчетам - идет ни много, ни мало как о 82 млрд. экю на ближайшие 20 лет.

В-третьих, не менее сложным будет определение и согласование конкретных проектов сотрудничества и их условий с учетом интересов заинтересованных стран. А эти интересы во многих случаях далеко не идентичны.

И, конечно, необходимы дополнительные шаги со стороны ЕС для создания благоприятных условий для сотрудничества. Поскольку концепция "северного измерения" и ее перспективы увязываются с расширением ЕС за счет стран Балтии, развитие сотрудничества в регионе во многом будет зависеть от устранения препятствий в торгово-экономической области, от ликвидации мер, дискриминирующих Россию.

Напомню, что в результате предыдущего расширения ЕС за счет Финляндии, Швеции и Австрии ущерб, нанесенный российским экспортерам, составил 350 долл. в год. И уж совсем не вписывается в концепцию "северного измерения" склонность к применению экономических санкций к России по политическим соображениям, как это проявилось на заседании Совета ЕС в январе 2000 г. в связи с антитеррористическими операциями в Чечне и, кстати, непосредственно коснулось северо-западных районов России.

А какие еще проблемы могут возникнуть на пути реализации "северного измерения"?

ЕС провозгласил ключевым принципом своей концепции "позитивную взаимозависимость" между Евросоюзом, странами Балтии и Россией. Хороший принцип, и он в целом был успешно претворен в жизнь при создании "Общего рынка", а затем и Евросоюза.

Если этот принцип сможет быть реализован на Севере Европы, то будет возможно избежать серьезных осложнений и в этом регионе. Но для этого нужны создание соответствующих условий и наличие доброй воли всех участников, готовность учитывать не только собственные интересы, но и интересы всех партнеров и всего региона.

К сожалению, возможность неблагоприятных сценариев сохраняется, в частности, в связи с желанием стран Балтии во что бы то ни стало присоединиться к НАТО.

В случае такого развития ситуация в Балтийском регионе изменилась бы в негативную сторону, возникли бы новые разделительные линии (чему как раз и призвано воспрепятствовать "северное измерение"). Были бы созданы серьезные трудности для реализации самой концепции.

Не создается ли впечатление, что в концепции ЕС России по-прежнему отводится лишь роль традиционного поставщика сырья?

Да, такой момент присутствует. Но мы с самого начала подчеркивали, что для нас принципиально важно, чтобы Россия в процессе "северного измерения" рассматривалась как полноправный субъект сотрудничества, а не только как объект обеспечения топливно-сырьевых потребностей стран ЕС. По нашему убеждению сотрудничество в рамках "северного измерения" должно вести не к консервации существующей сырьевой базы российского экспорта, а к его индустриализации при гораздо большем акценте на промышленное и научно-техническое сотрудничество.

Кстати, я не стал бы излишне драматизировать тот факт, что на данном этапе речь идет о сотрудничестве в использовании природных богатств России. Это ведь учет нынешних российских реалий. Обладая колоссальными природными ресурсами, мы пока не в состоянии с помощью собственных средств и возможностей использовать их. Так разумно ли отказываться от сотрудничества с другими государствами, которые готовы, учитывая, разумеется, в первую очередь свои собственные интересы, способствовать решению этих проблем?

Не следует забывать и о том, что в переходный период, в условиях существующего кризиса в экономике России, распада целых отраслей промышленности именно сырьевой сектор обеспечивает основные поступления в национальный бюджет страны и, например, способствует поддерживанию положительного сальдо в торговле с ЕС, доля которой составляет около 40% внешнеторгового оборота России.

Аккумуляция и разумное использование средств, поступающих из сырьевого сектора, позволит, при правильной политике государства, обеспечить развитие других отраслей промышленности, общий подъем экономики России. Разве мало примеров стран, которые шли по этому пути, и из сырьевых превратились в высокоразвитые индустриальные. Вспомним, например, о роли нефти в Норвегии или леса в Финляндии.

И еще одно.

Усматривая в приоритете, который ЕС отдает использованию природных ресурсов России, стремление привязать нашу страну к Союзу и его политике, не следует забывать, что существует и обратная связь.

Разве растущая зависимость ЕС от поставок российских энергоносителей, леса не может служить весьма действенным фактором привязки интересов ЕС к России и, соответственно, стать фактором, который должен будет учитываться Еросоюзом в его политике?

Какие регионы России включены в пространство "северного измерения", каковы вообще его географические рамки?

В документах ЕС "северное измерение" условно охватывает пространство от Исландии на западе до российского Северо-запада на востоке и от Норвежского, Баренцева и Карского морей на севере до южного побережья Балтийского моря.

Что касается России, то это - территории "от Калининграда до Коми", то есть весь российский Северо-запад (Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области, Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ).

Из 60 млн. чел., проживающих на пространстве "северного измерения", более 15,5 млн. приходится на российский Северо-запад.

Из 3 млн. кв. км территории более половины (1,6 млн. кв. км) составляют российские северо-западные регионы.

Какие наиболее перспективные крупные проекты в рамках "северного измерения" можно было бы назвать?

Перечень проектов еще не согласован.

Но в числе наиболее перспективных я бы упомянул (кстати, они обсуждаются уже давно) такие, как:

    освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море (пятое по мощности месторождение в мире);

    создание Балтийской нефтепроводной системы для соединения сети нефтепроводов России с рынками ЕС через Финляндию;

    создание Балтийской электропередающей сети;

    транспортные коммуникации, обеспечивающие сообщение между Россией и странами ЕС;

    освоение для коммерческих целей Северного морского пути;

    реконструкция и развитие российской горнодобывающей и лесной промышленности.

Я уже не говорю о проектах социального и гуманитарного характера развития менеджерства, строительстве новых пограничных пунктов перехода, проблемах коренных народов Севера.

Следует избегать неверного представления, иллюзий (а они кое-где, особенно на региональном уровне, имеются) насчет того, что инициатива ЕС - это новая программа помощи России. Евросоюз-де будет донором, а Россия - пассивным получателем средств.

Успех концепции "северного измерения" и использования тех возможностей, которые заложены в ней для развития российского Северо-запада, во многом зависят от России. И не только от принципиального подхода, а от конкретных действий.

Россия должна активно и на равных участвовать в определении приоритетности отдельных направлений, добиваться, чтобы по возможности полнее учитывались народнохозяйственные, социальные и иные потребности как северо-западных регионов, так и страны в целом.

И наоборот. Чем полнее концепция и согласованные проекты отразят эти потребности, тем активнее и объемнее будет участие России в "северном измерении".

Необходимо поднять сотрудничество в рамках "северного измерения" на уровень общефедеральной политики с активным участием северо-западных регионов и учетом их особого положения и проблем. Предстоит решить целый ряд вопросов как конкретного, так и более общего, в том числе законодательного плана.

В отличие от ЕС, в России нет четко сформулированной региональной политики. Не выработана и единая концепция трансграничного субрегионального сотрудничества.

Необходимо ускорить принятие соответствующих законов. Требуется более гибкий подход, например в области погранично-таможенных процедур. Стоило бы подумать и над введением определенного преференциального режима в отношении адресных проектов в рамках "северного измерения", связанных с российским Северо-западом, используя опыт российско-финляндского соглашения о сотрудничестве в сопредельных регионах.

Одна из наиболее важных проблем, также непосредственно касающаяся сотрудничества в рамках "северного измерения", - это отсутствие четкого разграничения компетенции, в том числе в области внешнеэкономических связей и международного сотрудничества, между Федеральным центром и субъектами Федерации. Требуется ускорить принятие базовых законов, развивающих соответствующие статьи Конституции РФ, прежде всего разграничивающие полномочия Федерального центра и субъектов Федерации по предметам совместного ведения.

Нужно надеяться, что административная реформа, начатая сейчас в России, создание семи федеральных округов (Северо-запад, как единый комплекс, в их числе) будет способствовать выстраиванию более четкой системы взаимоотношений между Центром и регионами и благоприятно скажется на реализации концепции "северного измерения".

Среди конкретных вопросов особого внимания заслуживает Калининградская область, которая после вступления Литвы и Польши в ЕС окажется российским анклавом внутри пространства Евросоюза. Если не будет принято эффективных согласованных мер, то возможны негативные последствия и для самой области, и для российских интересов в более широком плане.

При разработке российских подходов к "северному измерению" нужно шире использовать международный опыт регионального и межрегионального взаимодействия (Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве, еврорегионы и т. д.).

В целом нужно сказать, что значение сотрудничества между ЕС и Россией в развитии ее северо-западных регионов, с их колоссальным экономическим потенциалом, в решении социальных, экологических и других проблем будет и дальше возрастать. Нельзя исключать, что со временем могут расшириться и географические параметры "северного измерения", пойдут еще дальше на восток и охватят весь российский Север, который сегодня занимает две трети территории Российской Федерации.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]