Обозреватель - Observer |
Духовное наследие
|
вице-президент
В.М.Кузнецов родился в 1947 г. в поселке Сосновка Тамбовской области.
В 1969 г. окончил исторический факультет Тамбовского пединститута, а в
1995 г. — Всероссийскую академию внешней торговли по специальности международные
экономические отношения (мировая экономика); доктор педагогических наук,
профессор, защитил докторскую диссертацию по проблемам обучения и воспитания
молодежи.
С 1990 по 1993 г. был членом Комитета по науке и народному образованию
Верховного Совета РСФСР. В 1990—1995 гг. — народный депутат РСФСР. С 1993
по 1995 г. — начальник Главного
российского образования Из сказанного вытекает ряд вопросов, от ответов на которые зависит и правильный выбор жизненных целей, и адекватный подбор средств их достижения: если мы хотим быть свободным и независимым народом, готовы ли мы к борьбе с окружающими обществами, посягающими на нашу свободу и независимость? Рассматриваем ли мы систему российского образования в качестве некого относительно самостоятельного императива, отрасли, государственного хозяйства, а значит, и соответствующей единицы в достижении жизненных целей всего сообщества, государства в целом, или мы рассматриваем образование как чисто потребительскую, исключительно затратную систему? Как отвечают на эти вопросы руководители нашего государства? Если в 1990 г. государство на нужды науки и образования выделяло 6% бюджетных средств, то в настоящее время весь бюджет страны составляет всего 10,2% от бюджета России 1990 г. В свою очередь, из этого и без того мизерного бюджета на нужды образования и науки выделено всего 0, 03%! Между тем руководители так называемых «цивилизованных стран», на опыт и действия которых любят ссылаться наши правители, делают все, чтобы инвестиции в образование их стран постоянно росли. В ведущих странах Запада, по данным ЮНЕСКО, доля инвестиций от своего национального дохода в образование составляет от 12 до 21%. В некоторых странах Юго-Восточной Азии такая доля доходит до 30%. Мировой опыт и специальные исследования убедительно доказывают непреложный факт: наука и образование — самые окупаемые и экономически выгодные отрасли государственного, да и частного хозяйствования. Взгляд на образование как на иждивенческую, непроизводственную отрасль пагубен и вредоносен. Образовательная отрасль народного хозяйства включает такие вполне окупаемые направления, как создание авторских обучаемых технологий (с продажей лицензий на право их использования), издание учебников и других книг, детскую игровую индустрию, производство для детей игрушек, спортинвентаря, учебных пособий, мебели и т.п. По этим высокодоходным направлениям может быть установлена повышенная процентная ставка для инвесторов (включая отдельных граждан) с последующей концентрацией части доходов в специализированных фондах и выделением доли средств для наукоемких, некоммерческих направлений. Ухватившись за это звено в цепи общего хозяйства, можно вытащить весь тонущий груз. Но в наших школах экономика уже изучается по Ричарду Лайонзу и Эдвину Долану. Еще один капкан, поставленный искусными кукловодами: хитроумная конструкция глобального наступления на русский язык, выстраиваемая с помощью СМИ и учебников. С экранов и страниц на нас лавиной движутся иноземные сленги, всякого рода пошлости, искореженные языковые конструкции. Существует и еще одна грань наступления на русский язык: изъятие из учебников русского языка, литературы и хрестоматий текстов классиков, и особенно тех, которые связаны с природой и красотой языка, его волшебным звучанием. Чем же провинился наш родной русский язык? Быть может, тем, что он, являясь носителем культуры, выступает еще и в роли объединителя и собирателя отечественных земель? А, может быть, тем, что сам язык учит нас уму-разуму, подсказывает правильные жизненные формулы и ориентиры? Где же выход из создавшейся критической ситуации? Как противостоять иноземному нашествию? Где найти тот волшебный ключ, с помощью которого можно открывать спрятавшуюся гениальность наших детей, а затем эффективно ее, гениальность, развить? Ибо с развития личности начинается реформирование всей системы образования, а вслед за ней и всего сообщества, государства. Именно уровень развития личности гражданина сообщества как созидателя материальной и интеллектуальной продукции, является главным критерием эффективности функционирования государства в целом. Размышляя в течение нескольких лет над этими проблемами, я себе задавал вопрос: нельзя ли создать некую игровую дидактическую ситему обучения грамоте, при которой ребенку было бы интересно учиться и в которой все было бы предельно ясно и четко? В мире предметы, явления представляют собой нечто целое, состоящее из взаимосвязанных частей. Дом складывается из фундамента, стен, окон, крыши... Полы дома — из досок... Русский язык — из устной и письменной речи, которая конструируется из текстов, предложений, слов, слогов, звуков и букв. Буквы, в свою очередь конструируются из элементов букв. В русском алфавите 33 буквы. И все они складываются, конструируются всего из восьми элементов, частей: палочек, крючков, петелечек и четырех букв — о, с, ь, г. Научатся дети писать всего восемь данных элементов — им легче будет научиться писать любую букву. Отсюда возникает и следующий вопрос: почему бы не начать изучение букв именно с о, с, ь, г , раз ребенок уже познакомился с ними в качестве элементов, научился их писать? В ответ на вопросы и рассуждения рождались уроки, на которых малыши играли, спорили не только между собой, но и с ожившими героями: Буратино, Незнайкой, Карандашом, Карлсоном; возвращали сообща улетевшие от «незнаек» буквы... И буквально с первых дней обучения грамоте дети вполне осмысленно, на практике осваивали технологию конструирования и слогов, и даже слов: СО, ОС; СОС, СОСО. А следом: ГУСЬ, СОУС. Затем, в соответствии со сказочным сюжетом, волшебный крючок, присоединяясь к базовым буквам-элементам, помогал малышам и веселым человечкам возвратить уже буквы а, ы, а вместе с ними и короткие и легкие как для письма, так и для чтения слова: ас — асы; ус — усы; оса — осы... Ребятам было интересно послушать диалоги, подкрепляемые графическими изображениями на классной доске, буквы и (уже возвратившейся к малышам и веселым человечкам, а теперь гостьей древнего волшебного замка, где укрылись беглецы-буквы от незнающих их малышей и веселых человечков) с буквами ш, щ, ц, й, м. При этом ребенок видел плоды своего труда, радовался сравнительно легкому успеху и результатам проделанной работы. Буквально через несколько месяцев малыш уже самостоятельно мог прочитать, понять и осмыслить сложные смысловые конструкции. Книги с помощью игровых технологий помогают ребенку из объекта педагогического воздействия перейти в позицию субъекта творческой деятельности, воспринимающего обучение как радость и поле для самовыражения, активно проявлять и развивать свои природные дарования и способности. Взрослый, не имея специального педагогического образования, получает возможность обучать грамоте своего малыша в домашних условиях. Это обстоятельство актуально для русскоязычного населения в странах СНГ. Кроме того, весь комплекс учебных пособий может послужить базовой основой для создания множества мультфильмов и компьютерных игр. Таким образом создается не только вполне конкурентоспособная система обучения, но и целая товарная индустрия. Вполне окупаемая и влияющая на изменение системы образования в целом. И подобных систем будет становиться все больше и больше. Всем тем, кто любит свое Отечество следует неустанно и кропотливо через наши общественные движения, депутатский корпус, инициировать справедливые и ясные законы. И требовать от властей их неукоснительного соблюдения. Опираясь на отечественных производителей, владеющих в том числе и «типографскими снарядами», предпринимателей, меценатов, через наши фонды и общественные образовательные организации, поддерживать уже наработанные и создавать новые собственные совершенные образовательные технологии, менять всю систему образования. А через нее , совершенствуя функционирование всего нашего сообщества, мы сможем возвратить ушедшее от нас в руки правящей олигархии национальное богатство, выстроить на обломках «пиратского» государства подлинно демократическое и справедливое государство, которое своей основной и главной задачей будет считать образование, в полном объеме оберегать свободу и независимость своего народа, обеспечивать жизненные интересы каждой личности. |
|