Обозреватель - Observer
Идеология


РУССКАЯ ДУХОВНОСТЬ:
испытание на прочность

 
В.Сапрыкин,
доктор философских наук, профессор
 
Очем сегодня журналисты сообщают прежде всего в печати и говорят в электронных СМИ? О чем ведут умные дискуссии политики и политологи на симпозиумах, саммитах, брифингах? Разумеется, о кризисе в России, называя его «глобальным», «системным», «беспрецедентным», «невиданно острым» и т.д. О кризисе уже написаны многие тысячи книг, брошюр, статей, произнесены миллионы слов и речей. С чего бы не начинался любой разговор, — с экономики, политики, науки, образования, семьи, женщин, секса, — он обязательно так или иначе перейдет в плоскость выявления степени и масштабов упадка России в конце XX столетия. Создается даже впечатление, что в стране выросло целое поколение людей, для которых слово «кризис» ближе и понятнее других слов, таких, например, как «мама», «хлеб», «труд», «Родина». Россия сегодня напоминает потрепанный бурей корабль, который, потеряв паруса и рулевое управление, болтается в океанской стихии, готовый вот-вот пойти на дно. Общество, напоминающее уставшую от бесконечного шторма команду, утратило инстинкт самосохранения и изуверилось в возможности спасения: одни опустили руки и бессильно лежат на палубе, ожидая конца; другие, заливая страх перед пучиной, допивают остатки корабельного спиртного; третьи — украдкой пытаются спустить на воду баркас, набивая его водой, продовольствием и уворованной судовой кассой; и лишь четвертые стремятся спасти терпящее бедствие судно — заделывают бортовые пробоины, ремонтируют рулевое управление, сшивают лохмотья парусов.

В нарисованной картине, близкой к апокалипсической, думается, нет и грана преувеличения. Любое общество может нормально жить и развиваться лишь в том случае, когда в нем представлены оба вида производства — материальное и духовное. Общеизвестно, что решающее значение для поддержания общественного процесса имеет производственная практика, выступающая своеобразной обработкой природы людьми. Именно она обеспечивает получение материальных благ и, следовательно, физиологическое развитие людей. Этого в России сегодня нет и в помине.

Материальное производство разрушено, происходит полная деградация всех его отраслей. Валовой национальный продукт по сравнению с 1991 г. сокращен более чем в два раза. В стране производится лишь 40% необходимого продовольствия. Практически полностью уничтожены высокотехнологичные и наукоемкие отрасли отечественной промышленности. Средняя зарплата по стране в перерасчете на валютный эквивалент составляет не более 40 долл. в месяц. Миллионы людей не получают вообще даже этой мизерной суммы.

В такой ситуации человек, как живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социально-культурного, наследственного и прижизненно приобретенного, уже не может нормально развиваться. Большинство из присущих ему свойств подавлено и выполняет лишь одну функцию — физиологическое выживание организма. Вопрос о воспроизводстве человека как духовной субстанции становится второстепенным. Сегодня в условиях либерально-рыночных (капиталистических) реформ это явление социально детерминировано: поставленные на грань выживания миллионы и миллионы нищих и голодных людей становятся производителями лишь своей собственной физиологии, зачастую любой ценой (каннибализм давно уже никого не удивляет!), а все остальное — подчинено идее выживания. В стране развивается тотальный процесс десоциализации и люмпенизации населения, не имеющий аналога в мировой истории новейшего времени. Именно здесь надо искать одну из самых глубоких причин бездуховности российского общества как социальной болезни.

Другая причина кроется в деградации сферы собственно духовного производства, носящей многосторонний многогранный характер.

Во-первых, осуществляется целенаправленное разрушение материальной инфраструктуры духовной сферы: закрываются библиотеки, музеи, клубы, кинотеатры и другие учреждения культуры. Исчезла целая система пионерских лагерей, детских и юношеских библиотек, кинотеатров, молодежных издательств, редакций радио, телевидения. Пополнение книжных фондов библиотек сократилось во много раз и продолжает ухудшаться.

По данным Ассоциации книгоиздателей, в 1990 г. в стране выпускалось 14 книг на душу населения, а теперь — только 3. В 1984 г. (накануне перестройки) вышло 58 изданий А.С.Пушкина общим тиражом 16 млн. 205 тыс. экз., а через десять лет — 21 издание, тираж которых составил 770 тыс. В 1984 г. состоялось 43 издания произведений Н.В.Гоголя тиражом 17 млн. 519 тыс., спустя 10 лет — 13 изданий тиражом 520 тыс.

Во-вторых, в последние десятилетия активно реанимируется давнишняя теория о том, что Россия — «неправильная» цивилизация, развитие которой следует существенно скорректировать, в противном случае она обречена на гибель. (Наиболее откровенно эту мысль выразил небезызвестный А.Кох, бывший член правительства Кириенко.)

И эта «коррекция» идет вовсю. В России происходит насильственная ломка сложившегося в течение тысячелетий образа жизни и смена социокультурной парадигмы поведения человека. Общество совершает стремительный марш-бросок от одной системы ценностей — общинно-коллективистской к другой — частно-индивидуалистической. СМИ внедряют в общественное сознание согласованную сумму «новых» идей:

  • европейская (западная) цивилизация всемирна и прогрессивна, все остальные плетутся у нее в хвосте;
  • русская цивилизация вторична по отношению к западной, она просто неправильна;
  • русской культуры как таковой не существует, все, что создано, — своровано у Запада;
  • принятие православия вместо католицизма оторвало Россию от Запада и определило ее отсталость;
  • Россия, утвердив общинно-коллективистский характер труда и всего жизнеустройства, сформировала ленивую, нелюбопытную модель человека;
  • Октябрьский переворот и советский период в целом привели к утверждению тоталитарного режима, установлению железного занавеса и в конце концов обрекли Россию на отсталость и социальное прозябание.
Эти «новые» идеи вызывают страшный разрушительный эффект морально-психологической растерянности и полной ценностной дезориентации народа. Российское общество сегодня — это общество, утратившее идейные, социальные, нравственные ориентиры, невидящее сколько-нибудь эффективных путей выхода из социального тупика.

В-третьих, разрушая фундаментальные ценности отечественной культуры, реформаторы взамен предлагают суррогатные заменители, которые отвергаются подавляющим большинством общества. Это и создает эффект духовного вакуума, когда у целого общества отсутствуют общие духовные ценности:

  • у нации нет объединительной идеи и единой воли, способных консолидировать и подвигнуть народ на серьезное продвижение вперед. Идея же рыночного хозяйства в силу своих имманентных свойств таковой просто быть не может;
  • у нации нет ясной и понятной концепции «реформирования» России: в чьих интересах, за чей счет, какими средствами ведется эта «работа», в конце концов, какое общество собираются создавать идеологи реформ? Без ответа на эти и подобные вопросы рассчитывать на поддержку и, следовательно, консолидацию народа не приходится;
  • у нации нет понятных и привлекательных социальных ориентиров и целей. Идея же частной собственности, увлекшая на заре «перестройки» и «реформ» некоторое число романтиков, быстро исчерпала себя. Основная масса народа не просто выражает недоверие к народившемуся классу собственников, но все более растущую враждебность;
  • у нации нет новых духовных, нравственных, этических приоритетов. Насаждающийся по западным стандартам культ денег, вещей, секса, агрессивного индивидуализма ведет неизбежно к росту безнравственности, распаду психики, к криминализации общественных отношений.
Этот ряд можно было бы продолжить. Но и из сказанного становится очевидным: в России развивается невиданный феномен бездуховности, приобретая черты общенационального, общегосударственного бедствия.
И вновь все тот же сакраментальный вопрос: что делать?

Если отвечать лапидарно, то необходимо следующее:

Во-первых, прекратить проводить «реформы», которые несут в себе разрушительный социально-экономический, нравственно-психологический и этический заряд.

Во-вторых, не ставя под сомнение необходимость сотрудничества с Западом, следует прекратить бездумное, вульгарное копирование социальных образцов западной цивилизации и пошлое заимствование ее масс-культуры.

В-третьих, нужно опереться в полной мере на тысячелетний опыт русского и всех народов России в организации нашего жизнеустройства, поставить во главу угла фундаментальные ценности нашей национальной культуры без всякого их волюнтаристского изъятия.

Русская культура — великая и самобытная — это:

  • подлинная «душа», «лицо» народа, его духовный мир, самосознание и самопознание;
  • раннее осознание своей национальной идентичности, любовь к родной земле, патриотизм, приобретающий характер самого возвышенного чувства преклонения перед Родиной-матерью;
  • способ общинно-коллективистского освоения, восприятия, отражения мира, организации всей социальной жизни народа;
  • приоритет духовного над материальным, «нестяжательство» как выражение высшей добродетели высоконравственной личности;
  • жажда правды, поиск социальной справедливости, добра, равенства между людьми;
  • открытость, доброта в отношении к людям иных национальностей, сотрудничество с другими народами.
Бездуховность, навязанная России, носит временный характер, наша славянская, русская духовность — вечна и непреходяща. Надо только помнить примечательные слова Н.А.Бердяева: не в политике и даже не в экономике реализуются цели общества, а в культуре. В русской культуре.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]