Обозреватель - Observer |
Идеология
|
РУССКАЯ ДУХОВНОСТЬ: испытание на прочность В.Сапрыкин,
доктор философских наук, профессор
Очем сегодня журналисты сообщают прежде всего в печати и говорят в электронных СМИ? О чем ведут умные дискуссии политики и политологи на симпозиумах, саммитах, брифингах? Разумеется, о кризисе в России, называя его «глобальным», «системным», «беспрецедентным», «невиданно острым» и т.д. О кризисе уже написаны многие тысячи книг, брошюр, статей, произнесены миллионы слов и речей. С чего бы не начинался любой разговор, — с экономики, политики, науки, образования, семьи, женщин, секса, — он обязательно так или иначе перейдет в плоскость выявления степени и масштабов упадка России в конце XX столетия. Создается даже впечатление, что в стране выросло целое поколение людей, для которых слово «кризис» ближе и понятнее других слов, таких, например, как «мама», «хлеб», «труд», «Родина». Россия сегодня напоминает потрепанный бурей корабль, который, потеряв паруса и рулевое управление, болтается в океанской стихии, готовый вот-вот пойти на дно. Общество, напоминающее уставшую от бесконечного шторма команду, утратило инстинкт самосохранения и изуверилось в возможности спасения: одни опустили руки и бессильно лежат на палубе, ожидая конца; другие, заливая страх перед пучиной, допивают остатки корабельного спиртного; третьи — украдкой пытаются спустить на воду баркас, набивая его водой, продовольствием и уворованной судовой кассой; и лишь четвертые стремятся спасти терпящее бедствие судно — заделывают бортовые пробоины, ремонтируют рулевое управление, сшивают лохмотья парусов. В нарисованной картине, близкой к апокалипсической, думается, нет и грана преувеличения. Любое общество может нормально жить и развиваться лишь в том случае, когда в нем представлены оба вида производства — материальное и духовное. Общеизвестно, что решающее значение для поддержания общественного процесса имеет производственная практика, выступающая своеобразной обработкой природы людьми. Именно она обеспечивает получение материальных благ и, следовательно, физиологическое развитие людей. Этого в России сегодня нет и в помине. Материальное производство разрушено, происходит полная деградация всех его отраслей. Валовой национальный продукт по сравнению с 1991 г. сокращен более чем в два раза. В стране производится лишь 40% необходимого продовольствия. Практически полностью уничтожены высокотехнологичные и наукоемкие отрасли отечественной промышленности. Средняя зарплата по стране в перерасчете на валютный эквивалент составляет не более 40 долл. в месяц. Миллионы людей не получают вообще даже этой мизерной суммы. В такой ситуации человек, как живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социально-культурного, наследственного и прижизненно приобретенного, уже не может нормально развиваться. Большинство из присущих ему свойств подавлено и выполняет лишь одну функцию — физиологическое выживание организма. Вопрос о воспроизводстве человека как духовной субстанции становится второстепенным. Сегодня в условиях либерально-рыночных (капиталистических) реформ это явление социально детерминировано: поставленные на грань выживания миллионы и миллионы нищих и голодных людей становятся производителями лишь своей собственной физиологии, зачастую любой ценой (каннибализм давно уже никого не удивляет!), а все остальное — подчинено идее выживания. В стране развивается тотальный процесс десоциализации и люмпенизации населения, не имеющий аналога в мировой истории новейшего времени. Именно здесь надо искать одну из самых глубоких причин бездуховности российского общества как социальной болезни. Другая причина кроется в деградации сферы собственно духовного производства, носящей многосторонний многогранный характер. Во-первых, осуществляется целенаправленное разрушение материальной инфраструктуры духовной сферы: закрываются библиотеки, музеи, клубы, кинотеатры и другие учреждения культуры. Исчезла целая система пионерских лагерей, детских и юношеских библиотек, кинотеатров, молодежных издательств, редакций радио, телевидения. Пополнение книжных фондов библиотек сократилось во много раз и продолжает ухудшаться. По данным Ассоциации книгоиздателей, в 1990 г. в стране выпускалось 14 книг на душу населения, а теперь — только 3. В 1984 г. (накануне перестройки) вышло 58 изданий А.С.Пушкина общим тиражом 16 млн. 205 тыс. экз., а через десять лет — 21 издание, тираж которых составил 770 тыс. В 1984 г. состоялось 43 издания произведений Н.В.Гоголя тиражом 17 млн. 519 тыс., спустя 10 лет — 13 изданий тиражом 520 тыс. Во-вторых, в последние десятилетия активно реанимируется давнишняя теория о том, что Россия — «неправильная» цивилизация, развитие которой следует существенно скорректировать, в противном случае она обречена на гибель. (Наиболее откровенно эту мысль выразил небезызвестный А.Кох, бывший член правительства Кириенко.) И эта «коррекция» идет вовсю. В России происходит насильственная ломка сложившегося в течение тысячелетий образа жизни и смена социокультурной парадигмы поведения человека. Общество совершает стремительный марш-бросок от одной системы ценностей — общинно-коллективистской к другой — частно-индивидуалистической. СМИ внедряют в общественное сознание согласованную сумму «новых» идей:
В-третьих, разрушая фундаментальные ценности отечественной культуры, реформаторы взамен предлагают суррогатные заменители, которые отвергаются подавляющим большинством общества. Это и создает эффект духовного вакуума, когда у целого общества отсутствуют общие духовные ценности:
И вновь все тот же сакраментальный вопрос: что делать? Если отвечать лапидарно, то необходимо следующее: Во-первых, прекратить проводить «реформы», которые несут в себе разрушительный социально-экономический, нравственно-психологический и этический заряд. Во-вторых, не ставя под сомнение необходимость сотрудничества с Западом, следует прекратить бездумное, вульгарное копирование социальных образцов западной цивилизации и пошлое заимствование ее масс-культуры. В-третьих, нужно опереться в полной мере на тысячелетний опыт русского и всех народов России в организации нашего жизнеустройства, поставить во главу угла фундаментальные ценности нашей национальной культуры без всякого их волюнтаристского изъятия. Русская культура — великая и самобытная — это:
|
|