Обозреватель - Observer |
Внутренняя политика
|
России В.ТЫЩЕНКО,
заместитель генерального директора ФГП
«Научно-исследовательский институт
космического приборостроения»,
член Центрального Совета ВОПД
«Духовное наследие»
Эти, немного затасканные, обесцвеченные понятия в пушкинские дни обрели свежее, пронзительно острое звучание. Большинство из нас с особенной силой ощутили, что жить в стране Пушкина — великое счастье и великая ответственность. ...Когда человек начинает сознавать себя гражданином? Наверное, очень рано, еще в детсадовском возрасте. Едва он вполне осознанно произносит «Я сам», к нему приходит понимание того, что у него есть его дом, его город, его страна. Высокий смысл слова «патриотизм» мы постигаем, когда становимся старше. А в детстве нас радуют «мороз и солнце, день чудесный», первый клейкий листочек березы, протянувшей ветки к нашему окну, осенний лес, роняющий «багряный свой убор», наша неяркая, порой суровая, но милая и нежная русская природа. Этот воздух детских лет и первые, услышанные от мамы стихи Пушкина, дают нам ощущение Родины. С ним мы взрослеем и становимся гражданами страны. Какой страны? Хотелось бы ответить: сильной, единой, богатой не только материальными, но и духовными ресурсами, страны, в которой все нации, сплоченные русским народом, живут единой дружной семьей. Сейчас, в период кризиса не только экономического, но и государственного, многим кажется, что такую страну мы потеряли безвоз-вратно. Но в истории России было немало тяжелых периодов, когда ее терзали и смуты, и войны, и внутренние раздоры. Однако каждый раз она находила силы подняться, сплотиться и стать еще сильнее. Теперь такое же время. И снова русскому народу выпала трудная и высокая миссия — сохранить державу. Между тем, сам этот народ оказался в ситуации, близкой к трагедии. Россия — одно из самых многонациональных государств в мире. Здесь живет более 150 наций и народностей, русские составляют в структуре ее населения 82% (а так называемых русскоязычных, для которых русский — родной и часто единственный язык, еще больше). И, тем не менее, именно у русской нации сейчас возникло больше всего проблем. В пятнадцати из двадцати одной республики России, где русские составляют либо большинство, либо самую крупную этническую группу, полнее всего представлены интересы так называемых титульных наций. Возьмем, к примеру, Башкирскую республику. Давший ей название народ — башкиры составляют лишь третью по численности (после русских и татар) нацию. То же с Мордовией — треть Мордвы живет за пределами республики. Схожая ситуация в Татарстане. Но в этих и других республиках провозглашен приоритет прав так называемой коренной национальности. Поэтому и тон здесь нередко задают сепаратистские силы. Результатом такой политики, истоки которой еще в сталинском периоде, стало то, что сознание русского народа оказалось денационализированным, резко снизился уровень национальной сплоченности и солидарности, понимания своих национальных интересов и целей, своей причастности к собственной истории и культуре. Бесстрастная статистика утверждает, что русские — это вымирающая нация, ибо еще в 80-е годы началась ее депопуляция на 27—30 исконных русских территориях. В последние пять лет русская нация за счет превышения смертности над рождаемостью несет потери, как минимум, по миллиону человек в год. Без всяких бомбардировок, без войн исчезают примерно пять городов с двухсоттысячным населением! Если за период 1988—1992 гг. смертность возросла на 15%, то только за один 1993 г. — на 18. При этом основной демографический ущерб несут те области России, где доля русского населения максимальная — 97—99%: Псковская, Туль-ская, Тверская, Новгородская, Ивановская, Рязанская и Ярославская. А рядом с русскими вполне успешно увеличивают свою численность ингуши, чеченцы, дагестанцы, калмыки, якуты, цыгане и многие другие национальности. Как утверждают ученые-демографы, если в течение ближайших 30—50 лет сохранятся нынешние темпы вымирания русских, то на русской нации и государстве Россия можно ставить крест, ибо территорию нашей страны объединяет и удерживает как целое исключительно русская нация. Сердце русское, по словам Ф.М.Достоевского, «ко всемирному, ко всечеловечески-братскому единению... может быть, из всех народов наиболее предназначено». Но нельзя же забывать о судьбе собственных детей, внуков и правнуков. Сейчас с разных сторон идет наступление на то, что можно называть самосознанием русских как нации, на само их право определяться по национальному признаку. Чуть что — кричат о великодержавном шовинизме. Такое уже было. Еще в начале века выдающийся русский философ С.Н.Булгаков отмечал: «всякое обнаружение русского национального самосознания встречается недоверчивостью и враждебностью, и этот бойкот русского самосознания в русском обществе отражает его духовную слабость». Подобную слабость проявляем и мы, русские. Приходится иной раз слышать от загнанного в тупик нуждой, безработицей, безрадостной жизнью соотечественника: «Ненавижу эту страну». Но разве можно путать Родину с государством, властью, которая им управляет? Истина в том, что без сильной национальной государственной политики России не выбраться из тупика, в котором она сейчас оказалась. В программе общественного движения «Духовное наследие», к которому я принадлежу, основными составляющими государственно-патриотической идеологии определены:
Два чувства дивноВпрочем, говорить, что ты — русский патриот, мало. Россию надо любить, действенно и самоотверженно — гордиться ее историей
и свершениями, стремиться сделать страну богаче, сильнее, счастливее, быть
готовым, если хотите, отдать жизнь за ее независимость.
Пусть же путеводной звездой для каждого патриота нашей Родины
станут пламенные слова все то-го же Александра Пушкина:
Исчезни, краткий наш позор. Справочник состоит из двух частей. Первая из них посвящена истории политической мысли в России начиная с IX в., а вторая — политической науке в современной России. Каждая из этих частей предваряется обзорной статьей, освещающей основные направления развития политической мысли соответствующего периода времени. Содержание справочника дает возможность ознакомиться с основными направлениями развития российской политической мысли прошлых времен и увидеть основные проблемы политической науки современной России. Введение к книге написано профессором М.Ильиным, президентом Российской Ассоциации политической науки. |
|