Обозреватель - Observer
Экономика

Стратегия развития корпоративных структур в России

В.Котилко, доктор экономических наук

Д.Орлова, кандидат географических наук

Внашей стране произошли существенные изменения в системе управления, начал формироваться совершенно новый менеджмент. Традиционный подход к управлению на народнохозяйственном, региональном и отраслевом (или ведомственном) уровнях претерпел существенные изменения в ходе распада СССР, ликвидации Госплана СССР, в условиях ослабления внимания к промышленной политике, ошибочной практики конверсии военно-промышленных предприятий и других «незыблемых столпов», которые рухнули в ходе реформирования экономики России.

Основной упор был сделан на монетаристские методы управления, которые были неоднозначно восприняты как практиками, так и теоретиками управления. Государственные (или федеральные) органы управления практически потеряли контроль за надежным функционированием предприятий. Ситуация осложнилась в результате перехода многих крупных объектов стратегического назначения, вследствие ошибок и нарушений, допущенных в ходе приватизации, в руки частных лиц.

Накопившиеся в ходе «реформирования» экономики России негативные тенденции, позволяют сделать вывод о том, что сложившаяся в 1992—1999 гг. модель российской экономики не соответствует объективным требованиям и потенциальным возможностям развития экономики России.

По большинству конкурентных позиций экономика России уступает не только промышленно развитым, но и ведущим экспортерам сырьевых товаров. Платежеспособный спрос на отечественную продукцию обострился не только на внешнем, но и внутрироссийском рынке. В этих условиях особо остро стоит проблема поиска новых перспективных направлений российской промышленной политики. Особенно тех из них, которые нацеливают на повышение эффективности современного менеджмента в отраслевом и региональном аспектах.

Непременным условием кардинального оздоровления экономики является повышение организующей роли государства в обоспечении эффективности промышленной политики, с одной стороны, путем объ-единения «проблемных» предприятий в крупные корпорации, в том числе с государственным участием — особенно в части объектов стратегического значения, а с другой — государство через федеральные и региональные органы власти должно содействовать рациональному сочетанию крупных, средних и малых предприятий. Всемерно поддерживать малый бизнес, содействуя созданию конкурентной среды и появлению новых рабочих мест.

Особое внимание следует обратить на опыт управления экспорториентированными отраслями и совершенствовать менеджмент отраслей, ориентированных на внутренний потребительский рынок.

Недостаточное внимание к региональным аспектам промышленной политики, необходимость совершенствования корпоративного управления, особенности и проблемы, связанные с функционированием ФПГ предопределили выбор стратегии развития корпоративных структур в России.

Современное состояние ФПГ в России

Российские ФПГ можно условно разделить на три типа — общий, отраслевой и территориальный:

  1. ФПГ, формирующиеся по происхождению капитала, условно делятся на три группы:
    • бывшие отраслевые министерства и ведомства, а также крупные гособъединения, которые после приватизации превратились в крупные акционерные общества и многие из них создали свои собственные банки;
    • промышленные предприятия, которые в результате разгосударствления оказались без государственного заказа и государстенного финансирования в целях сохранения старых хозяйственных связей пошли по линии создания холдингов с участием кредитно-финансовых институтов;
    • крупные банковские структуры, которые помимо кредитно-финансовых операций стали инициаторами создания групп бывших государственных предприятий и новых частных промышленных предприятий.
  2. ФПГ, образовавшиеся по технологическому признаку и характеру производственных связей. Здесь интеграционные образования ФПГ проходят по линии горизонтального и вертикального слияния и создания так называемых конгломератов или диверсифицированных образований.
  3. ФПГ, образующиеся по территориальному признаку, можно разделить на три группы:
    • региональные ФПГ, действия которых ограничиваются территорией области, промышленного района или республики;
    • межрегиональные ФПГ, которые носят иногда название общенациональных, выходят за рамки одного региона. Чаще всего масштабность действия таких групп определяется широкой организацией промышленного ядра ФПГ;
    • транснациональные ФПГ могут стать инструментом для встраивания российской экономики в мирохозяйственные связи, в основном они пока ориентируются на страны СНГ.

В России в начале реформ министерства были преобразованы в акционерные общества с кон-трольным пакетом акций в руках государства. ФПГ на базе министерства и крупных объединений возникли, прежде всего, там, где имелись достаточные экспортные возможности. В первую очередь это коснулось Министерства топливно-энергетического комплекса, ряда добывающих отраслей, черной и цветной металлургии, производства минеральных удобрений и цемента. Здесь были созданы ФПГ в виде холдинговых компаний (РАО ЕЭС и РАО «Газпром»).

Особенность РАО «Газпром» заключается в том, что в своей структуре оно не выделяет какой-либо из банков как основное финансовое учреждение.

Министерство черной металлургии было преобразовано в виде корпорации «Российская металлургия», однако, многие металлургические предприятия самостоятельно объединялись с крупными банками и создали свои ФПГ или вступили в различные диверсифицированные финансово-промышленные группы (Череповецкий металлургический завод АО «Северсталь», Новолипецкий комбинат АО «НЛМК» и другие). Поэтому в плане управления министерская ФПГ оказалась неэффективной, поскольку она охватила не все предприятия отрасли.

Такая же ситуация создалась в Министерстве цветной металлургии, где также ряд предприятий объединились в финансово-промышленные корпоративные структуры, особенно в оловянной, медной, никелевой промышленности, производстве первичного алюминия. Так, из 11 горно-обогатительных комбинатов в оловянной промышленности 4 предприятия создали самостоятельные ФПГ. Усилилась роль РАО «Норильский никель» в медной и никелевой промышленности.

Исследования показали, что за редким исключением, слияния в металлургии и образование ФПГ ма-ло перспективны, зависят от колебания мировых цен, а также от технологических особенностей отечественного производства. Поэтому большинство ФПГ, созданных на базе металлургических заводов, имеют тенденцию к диверсификационному развитию.

Создание отраслевых ФПГ узкоспециализированного профиля (табл.) было вызвано несколькими причинами:

во-первых, попыткой восстановления старых хозяйственных связей;

во-вторых, надеждой на государственную помощь и льготы, которые выделялись ранее для успешного финансирования промышленного производства, что декларировалось Законом РФ «О финансово-промышленных группах».

Не сумев развить свои финансовые институты, не получив государственной поддержки, не продумав ценовую и сбытовую политику, не использовав маркетинговую политику для своего предприятия, многие ФПГ оказались в очень тяжелом положении.

В качестве примера можно привести ситуацию, сложившуюся в усзкоспециализированной ФПГ «Драгоценности Урала», которая, казалось бы, специализировалась на драгоценных металлах и драгоценных камнях, то есть на высокоприбыльной продукции. Тем не менее, маркетинговая служба не учла новые условия реализации ювелирных изделий:

  • неразвитый рынок золота;
  • господство на рынке Гохрана;
  • высокие цены из-за повышенной себестоимости изделий;
  • низкие доходы населения и низкий платежеспособный спрос.

Вся сумма этих обстоятельств обусловила неэффективность работы отраслевых ФПГ.

Таблица

Создание института коммерческих банков дало возможность для концентрации капитала в банков-ской сфере. Среди множества банков возникла небольшая группа банков, имеющая международный рейтинг и способная возглавить финансово-промышленные корпоративные структуры.

До 90-х годов в каждом российском регионе функционировали крупные хозяйственные комплексы, определявшие социально-экономическое развитие территории. В настоящее время формирование и развитие региональных ФПГ опирается, прежде всего, на те ресурсообразующие факторы, которые на базе сложившегося в регионе производства и местных ликвидных материальных ресурсов, на которые имеется спрос, позволяют обеспечить социально-экономическое развитие территории.

Развитие региональных и межрегиональных ФПГ из общего числа зарегистрированных ФПГ на 1 сентября 1999 г. составляют соответственно 60 и 25%, т.е. практически 85% ФПГ охватывают почти все регионы России. Это в основном группы горно-добывающего комплекса («Драгоценности Урала», «Кузбасс», «Эльбрус», «Российский алмазный союз» и другие).

В территориальном отношении ФПГ имеют штаб-квартиры центральных компаний в городах: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре, Н.Новгороде, Магнитогорске, Воронеже, Туле, Магадане, Владивостоке, Красноярске, Новотроицке Оренбург-ской области, Каменке Пензенской области, Кирове, Рубцовске Алтайского края, Ижевске, Иркутске, Рязани.

Основная часть территориальных ФПГ России создавалась в регионах для подъема какой-то отрасли, а впоследствии они становились межотраслевыми или межрегиональными. В соответствии с Законом о ФПГ, где допускается вхождение государственных и региональных унитарных предприятий в состав групп в порядке и на условиях, которые определяют собственников этого имущества, многие региональные комитеты по управлению имуществом использовали эту возможность и вошли в ФПГ соучредителями, имеющими определенное количество акций.

Среди действующих ФПГ, которые были представлены в госреестре на 1 сентября 1999 г., более 37% было зарегистрировано в Москве. Значительное их число создало в Москве штаб-квартиру центральной компании.

В настоящее время на территории Москвы сложилась система корпораций, охватывающая все направления столичной промышленности.

Однако, несмотря на значительное количество зарегистрированных на территории Москвы ФПГ, реально в московском регионе работают только 3 из них. Причем ни одна из этих групп не объединяет машиностроительные и металлообрабатывающие предприятия города. Участие столицы в остальных ФПГ ограничиваются в основном участием финансово-кредитных учреждений.

Созданные в Москве ФПГ охватили в основном предприятия пищевой, легкой промышленности, связи, торговли и строительства. Крупные московские заводы, особенно предприятия машиностроения и металлообрабатывающей промышленности, почти полностью исключены из процесса объединения. В то время как в других регионах России (Поволжский, Уральский экономические районы), где не имеется такой развитой инфраструктуры, какая имеется в Москве, создание ФПГ идет довольно активно.

По всей вероятности, слабо используется постановление правительства Москвы 1994 г., а также постановление московского правительства о предоставлении земельных участков в собственность ФПГ, о льготном налогообложении и других мерах государственной поддержки.

Официальную регистрацию в 1999 г. прошли такие региональные московские группы, как «Еврозолото» (ФПГ Московского региона); ФПГ «Трехгорка» (объединившая предприятия легкой и пищевой промышленности), ФПГ «Зерно — Мука — Хлеб».

Группа «Еврозолото» была создана в 1995 г. из 7 предприятий, в число которых вошли предприятия химической и металлургической промышленности, торговые фирмы, а также два финансово-кредитных института. Общая численность занятых составляет около трех тыс. чел. Основным направлением была выбрана деятельность в сфере цветной металлургии — переработка минеральных и вторичных ресурсов, лома и производство из них драгоценных металлов. Деятельность группы показала, что инвестиции в предприятия группы выросли в 4,8 раза, возросла численность занятых, выросла чистая прибыль.

В других регионах России, также как и в Москве, была принята программа действий по формированию ФПГ.

В Республике Татарстан, например, в 1996 г. была принята программа содействия созданию ФПГ, которая была утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан (№ 696 от 14 августа 1996г.), где подчеркивалось, что государственная поддержка будет оказана лишь наиболее эффективным инвестиционным проектам и программам в индивидуальном порядке. По сравнению с московским постановлением, здесь даются количественные параметры, но выдвигаются определенные условия, от которых зависят объемы государственной поддержки, например:

  • обеспечение поставок продукции для государственных нужд по твердым ценам;
  • реальное повышение удельной доли самофинансирования;
  • привлечение иностранных инвестиций (особенно в форме ноу-хау);
  • выпуска акций ФПГ для продаж на открытом фондовом рынке;
  • и другие.

При этом, также как и в Москве, придается большое значение формированию холдингов с закреплением крупных пакетов акций в собственности правительства Республики Татарстан.

В Нижегородской области был принят Закон «О промышленной политике», где ФПГ не выделяются как партнеры администрации, но целый ряд положений в законе прямо или косвенно подчеркивают приоритетность финансово-промышленных групп в разработке и реализации программы развития промышленности в области.

Восточно-Сибирская ФПГ опирается, прежде всего, на государственную поддержку в виде трастового управления акциями предприятий, входящих в ФПГ. Так, Центральная компания получила в траст закрепленные за государством акции АО «Иркутскэнерго» (пакет из 20% акций), АО «Кедр» (51% акций), АО «Тулунский разрез» (65,3%).

Итак, территориальные финансово-промышленные группы (в отличие от отраслевых ФПГ), как правило, имеют поддержку на уровне органов управления субъектов Федерации (например, «Магадан-золото»).

Региональные органы власти создают нормативно-правовую базу для формирования региональных ФПГ, в которых находит отражение формирующийся механизм поддержки и регулирования их развития. В частности, они содействуют:

  • решению проблемы взаиморасчетов,
  • проведению инвестиционных конкурсов (торгов),
  • предоставляют гарантии для привлечения инвестиционных ресурсов,
  • льгот по налогу на прибыль (в части суммы, зачисляемой в городской бюджет),
  • преференции по арендной плате за нежилые помещения и землю, а также используют другие экономические регуляторы.

В ряде регионов территориальные органы оказывают поддержку при условии выполнения ими ряда обязательств, касающихся поставки продовольствия для государственных нужд по твердым ценам, повышения доли средств за счет собственного финансирования ФПГ, при внедрении новых технологий за счет иностранных инвестиций и другие.

Создание региональных ФПГ, выпускающих продукцию межрегионального и межгосударственного значения, является основой для формирования новых товарных рынков и возрождения межрегиональных и межгосударственных (в рамках СНГ) хозяйственных связей в новых рыночных условиях.

Схема

Концепция поддержки отечественных корпоративных структур

Стратегия развития российской промышленности должна быть нацелена на поддержку отечественных товаропроизводителей. Среди них решающую роль, в целях реструктуризации промышленности России, должны сыграть меры по государственной поддержке действующих групп, а также изменение инвестиционного климата в отраслях и регионах России. Основные направления предлагаемой стратегии представлены на рисунке.

Анализ создания и функционирования отраслевых (межотраслевых) и территориальных (ТНК, межрегиональных, национальных) ФПГ позволил сформировать основные положения концепции и разработать механизм поддержки отечественных корпоративных структур.

Концепция поддержки отечественных ФПГ должна, по нашему мнению, ориентироваться на выявление приоритетных отраслей и сфер деятельности, в которых государство в первую очередь будет стимулировать создание отраслевых территориальных финансово-промышленных групп.

Приоритетные направления поддержки развития ФПГ должны выделяться в разрезе следующих групп отраслей.

I группа включает экспорториентированные отрасли добывающей промышленности (нефтяная, газовая, лесная), финансово-промышленные группы, которые должны ориентироваться на самостоятельное развитие, опираясь на естественную диверсификацию со смежными перерабатывающими производствами и на производства, обеспечивающие данные отрасли оборудованием и материалами.

Модель разработки стратегии развития отраслевых и территориальных финансово-промышленных групп России смежными перерабатывающими производствами и на производства, обеспечивающие данные отрасли оборудованием и материалами.

II группа охватывает преимущественно наукоемкие отрасли, имеющие мощный научно-технический потенциал и готовые при государственной поддержке в сжатые сроки создать конкурентоспособные виды продукции для реализации не только на внутреннем, но и мировых рынках (атомная промышленность, комплекс космических объектов, гражданская авиация, производство вооружений и военной техники, станкостроение, электроника, лазерная техника и другие).

III группа включает отрасли, ориентированные на удовлетворение внутренних потребностей и обеспечение товарами внутреннего рынка, они не рассчитаны на завоевания рынков дальнего зарубежья, но могут быть использованы в странах ближнего зарубежья. Это такие значимые для России отрасли, как автомобильная промышленность, транспортное, дорожное, сельскохозяйственное машиностроение, легкая и пищевая промышленности.

Среди приоритетных направлений поддержки отечественных ФПГ следует выделить те сферы, которые влияют на уровень экономической безопасности страны.

Разработка концепции развития ФПГ требует определить основные приоритеты развития ФПГ на пер-спективу. Определение приоритетных направлений и разработка долгосрочных целей развития корпоративного управления, позволяет выработать стратегию развития ФПГ, на основе которой разрабатываются среднесрочная и долгосрочная (до 2015 г.) концепция развития корпоративного управления.

Среднесрочная концепция определяет тактические задачи развития российских ФПГ. Она должна, по нашему мнению, предшествовать разработке среднесрочной Программы развития ФПГ на период 2001—2003 гг., в которой необходимо представить меры по реализации Программы и предусмотреть систему оперативного контроля за сроками их выполнения.

Долгосрочная концепция развития корпоративного управления на период до 2015 г. должна, в свою очередь, определять стратегические задачи развития, решение которых целесообразно обосновать в предлагаемой нами долгосрочной Программе развития и управления финансово-промышленными группами до 2015 г., включающей основные направления совершенствования механизма реализации и системы стратегического контроля за ходом выполнения очередной Программы.

Изменение условий позволит провести корректировку расчетов и возможных результатов, что показано на рисунке. При рассмотрении нескольких сценариев прогноза и вариантных расчетов можно разработать модель среднесрочной или долгосрочной концепции развития корпоративного управления, в которой следует предусмотреть несколько итераций при корректировке хода реформирования экономики страны.

Среднесрочная и долгосрочная концепция развития ФПГ должна найти свое отражение в государст-венной Программе Правительства РФ в следующих разделах:

  • «Структурная, инвестиционная и инновационная политика» — при обосновании усиления роли государства в развитии реального сектора по выходу из кризисного состояния, повышения эффективности реалиации стратегии использования природно-сырь-евых ресурсов, развития высокотехнологических наукоемких отраслей и производств, а также стратегии наращивания производства конкурентоспособной продукции, опираясь, в том числе, на новые корпоративные структуры;
  • «Институциональная политика» в части совершенствования организационно-управленческой ре-структуризации промышленных предприятий, мерах их поддержки, а также при обосновании направлений реформы корпоративного управления и создания крупных корпоративных структур стратегического значения;
  • в разделе «Формы корпоративного управления отраслями промышленности», в котором на каждом этапе реформирования экономики должны обосновываться приоритетные направления в промышленной политике, касающиеся поддержки ныне действующих и вновь формируемых финансово-промышленных групп.

Первоочередное развитие и поддержку государст-ва должны получить ФПГ, имеющие стратегическое значение для национальной экономической безопасности России и отрасли, продукция которых обеспечивает наполнение внутреннего рынка. На рисунке выделены два блока ФПГ.

Экспорториентированные ФПГ можно разделить на две группы:

  • на базе наукоемких производств — лазерной и оптической техники, авиации, авионики, космического производства, ракетостроения типа системы «Буран», высокой техники, что составляет более 30% российского конкурентоспособного промышленного производства, без нефти, газа, угля, металлов;
  • на базе использования минерально-сырьевых и природных ресурсов страны: нефтепереработка, черные и цветные металлы (включая горячекатаный стальной лист, титановую губку, магний, ферросилиций, продукцию ванадиевой и металло-платиновой групп и другие, лесные ресурсы в соответствии со стандартами, принятыми на мировом рынке).

ФПГ, ориентированные на развитие внутреннего рынка, могут иметь несколько основных направлений.

В долгосрочной стратегии и программе развития ФПГ до 2015 г. рекомендуется обосновать приоритетные направления развития транснациональных групп по выпуску продукции стратегического значения.

Механизм влияния государства на формирование ФПГ, особенно в приоритетных для экономической безопасности России направлениях, также должен найти отражение в существующих программах поддержки ФПГ в других корпоративных структурах.

В первую очередь государство уточняет и совершенствует (через принимаемое законодательством и нормативно-правовые акты) их официальный статус, а также влияет на их конкретные результаты (через совместную работу с привлекаемыми для этих целей банками). Как правило, это вмешательство государст-ва связано с заинтересованностью в выполнении федеральных или региональных программ или с решением проблемы импортзамещения и скорейшей ликвидации дефицита в продукции стратегического значения.

Реализовать предложенную стратегию развития ФПГ могло бы Министерство промышленной политики, которое целесообразно возродить на базе новых функций.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]