Обозреватель - Observer
Военно-политические проблемы

Проблема управления инвестициями оборонных проектов России

Д.ЛОВЦОВ, доктор технических наук, профессор Академии военных наук, полковник

М.БОГДАНОВА, кандидат экономических наук

Современная военно-политическая обстановка в мире характеризуется качественным совершенствованием существующего вооружения и военной техники (ВВТ) и созданием новых перспективных систем оружия, отличающихся стратегической мобильностью, маневренностью и надежностью. Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) представляет собой наиболее качественный компонент экономики страны и является организационно-экономической системой, включающей органы государственного управления, промышленные предприятия, научные и проектные организации, предназначенные для выполнения оборонных исследований и создания ВВТ.

Наукоемкие технологии: вчера и сегодня

Неустойчивое и недостаточное финансирование оборонной промышленности России в 1991—1999 гг. в условиях проводимых реформ привели к утрате ряда наукоемких прогрессивных технологий, созданных в ОПК, свертыванию работ по перспективным ВВТ и оттоку квалифицированных кадров (до 40% численности) из научных и проектных организаций, к прекращению использования уникального оборудования и испытательных баз. Эти обстоятельства привели к отставанию России от мирового научно-технического уровня как в сфере оборонных технологий, так и в гражданской сфере экономики, что представляет существенную угрозу национальной безопасности страны.

В данных условиях становится актуальной проблема управления инвестициями проектов создания и развития перспективного ВВТ с целью более эффективного использования ограниченных ассигнований, выделяемых из государственного бюджета. Причем, поскольку продукция оборонных отраслей промышленности является намного более (примерно в 20 раз) наукоемкой, чем гражданская продукция всех других отраслей народного хозяйства, то особое значение приобретает эффективность финансово-экономического обеспечения НИОКР по ВВТ.

Сравнительный анализ (табл. 1) военных расходов на НИОКР России и США в 1992—1999 гг. показал1, что уже к 1992 г. Россия имела критическое (на 7—15 лет) технологическое отставание от США практически во всех областях науки и техники, имеющих ключевое значение как для создания перспективных образцов ВВТ, так и для развития гражданских видов техники (радиоэлектронная элементная база, программное обеспечение, имитация и моделирование, искусственный интеллект и робототехника, высокоточная локация, воздушно-реактивные двигатели, композиционные материалы, высокотемпературная сверхпроводимость, биотехнологии). Паритет имел место лишь по системам направленной энергии и в области высокоэнергетических материалов (пороха, ракетные топлива и взрывчатые вещества), а преимущество России наблюдалось только в технологиях создания импульсных источников энергии.

Таблица 1

В настоящее время ситуация практически не только не изменилась к лучшему, но и получила дальнейшее негативное развитие. Одной из причин сложившегося положения является сокращение доли бюджетных ассигнований на развитие научно-технологической базы по отношению к общим средствам, выделяемым на НИОКР.

Таблица 2

Программа научно-технического задела

Если в 1992 г. эта доля составляла около 20%, в 1993 г. — 17,9%, то в настоящее время она составляет немногим более 10%. Следует отметить, что до-ля средств, выделяемых на развитие научно-технической программы Министерства обороны США составляет в среднем 30—40% от общих затрат на НИОКР. Кроме того, уровень расходов на НИОКР в России не превышает 5—10% военного бюджета, тогда как в ведущих странах НАТО этот уровень поддерживается достаточно высоким: 10—13 %.
Программа разработки и поставок ВВТ

Технологии «двойного применения»

Министерством обороны (МО), государственными учреждениями и предприятиями оборонных отраслей промышленности предпринимаются попытки решения проблемы управления инвестициями НИОКР в стране на основе интеграции военной и граждан-ской сфер экономики. При этом наиболее экономичным способом поддержания оборонного научно-технического и технологического потенциала России считается путь интенсивного развития базовых военных технологий «двойного применения» (т.е. применяемых и в военных, и в гражданских целях).

Удельный вес технологий «двойного применения» составляет более 70% среди всех наукоемких технологий ОПК (табл. 2), причем 35—55% технологий, разработанных в ходе выполнения государственных оборонных заказов, имеют высокий коммерческий потенциал. Согласно прогнозу, на период до 2005 г. ежегодные потребности в гражданской продукции ОПК составляют: на внутреннем рынке 10—16 трлн. руб., на внешнем — 0,75—1,2 млрд. долл. (при условии преодоления конкуренции со стороны США, Японии и некоторых других стран, заполнивших своей продукцией эти рынки, что можно обеспечить за счет использования передовых технологий и мер государст-венной защиты от экспансии зарубежной продукции).

Естественно, что развивать все технологии, имеющие первостепенное значение для экономического развития страны, не под силу любому государству, каким бы экономически мощным и развитым оно не было. Поэтому особую государственную поддержку должны получать, в первую очередь, техника и технологии «двойного применения», являющиеся, как правило, наукоемкими и дорогостоящими.

Кроме того, двойные технологии обладают сущест-венными преимуществами перед чисто военными и гражданскими технологиями, заключающимися в том, что:

  • позволяют стимулировать их разработку и сокращать срок внедрения, а также трансформацию военных и гражданских технологий вследствие быстрой оборачиваемости денежных средств, вложенных в двойные технологии;
  • уменьшают технологический разрыв между военными и гражданскими секторами экономики, что позволяет при необходимости использовать в интересах ОПК потенциал всей промышленности государст-ва как единого технологического и военно-промышленного комплекса;
  • дают возможность оптимизировать и свести к минимуму затраты госбюджета и внебюджетных фондов на поддержание научно-технического и промышленного потенциалов, а также затраты на выпуск продукции с учетом изменяющихся условий;
  • дают возможность уменьшить военные расходы на создание научно-технического задела, имеющего двойное назначение, и сконцентрировать усилия на разработке чисто оборонных технологий с целью создания новых перспективных образцов ВВТ.

Основными предпосылками интенсификации развития и распространения технологий «двойного применения», по мнению военных экономистов, являются:

  • демилитаризация экономики и осуществление структурных сдвигов;
  • диверсификация промышленного производства, научных разработок и исследований на предприятиях и в организациях народнохозяйственного и оборонно-промышленного комплексов;
  • взаимодействие органов государственной власти с заказчиками, между собой и другими субъектами хозяйственных отношений на новой законодательной основе;
  • сохранение и эффективное использование имеющихся научного, технического, технологического и производственного потенциалов в новых экономических условиях;
  • изменение подхода к организации и финансированию НИОКР;
  • коммерциализация научных организаций и предприятий ОПК, освоение ими новых приемов деятельности в условиях перехода к рыночной экономике.

Вместе с тем в настоящее время не созданы рациональные организационные механизмы передачи двойных технологий ни из военных отраслей в гражданские, ни из гражданских отраслей в военные, ни даже между ведомственными отраслями военного производства. В основном опыт распространения двойных технологий касается лишь случаев их использования для гражданской продукции, производимой параллельно военной на конкретном оборонном предприятии. При этом практически отсутствуют:

  • единая система отбора двойных технологий, разработанных в ОПК, для передачи в народное хозяйство;
  • эффективный формально-методический аппарат экономической оценки двойных технологий как объ-ектов продажи в рыночных условиях;
  • адекватная сложившимся экономическим условиям система информационного обеспечения развития, распространения и внедрения технологий «двойного применения».

Кроме того, сложность и многоаспектность проблемы управления инвестициями оборонных проектов обусловливается необходимостью учета влияния таких факторов, как степень неопределенности и риск, качество, стоимость, ошибки планирования и ценообразования, работа с участниками и заинтересованными сторонами проекта, организация проектных коллективов, заключение контрактов, координация принятия решений, разрешение конфликтов, программно-техническое обеспечение, человеческий фактор и др.

Методология «Управления проектами»

Решение рассматриваемой проблемы представляется возможным на основе эффективной современной методологии «Управления проектами» (Project Mana-gement), которое можно определить как искусство и науку координирования финансовых средств, материалов, оборудования, людей и графиков для выполнения определенного проекта в заданные сроки, в пределах бюджета и удовлетворения условий заказчика (потребителя).2

За достижение целей оборонного проекта отвечает небольшая группа проектных менеджеров, основная задача которых заключается в сбалансированном обеспечении скорейшего внедрения (оборота) технологических достижений, имеющихся в различных отраслях народного хозяйства, и режима государст-венной безопасности, коммерческих и правовых интересов авторов, работодателей и заказчика при передаче (продаже) технологий как объектов интеллектуальной собственности.

Для достижения целей проекта и выполнения ключевых функций можно использовать известные формализованные методы и средства, основными из которых являются, в частности, матричная организация работ (функциональные менеджеры частично или полностью подчинены проектному менеджеру), программно-целевое управление, сетевое планирование и управление, макроэкономические методы (государст-венное регулирование цен, налогов, кредитов, лицензий и др.), новую информационную технологию и др.

Согласно методологии «Управления проектами» взаимосвязанная совокупность приоритетных организационных задач, обеспечивающих принципиальное решение рассматриваемой проблемы, включает:

  • проведение комплекса работ по систематизации, обобщению, военно-технической экспертизе и отбору (по критерию научно-практической значимости и конкурентоспособности) базовых технологий двойного применения, начиная со стадии планирования и оценки результатов НИОКР;
  • создание централизованной межотраслевой проблемно-ориентированной экспертной информационной системы, включающей интегрированную базу данных и знаний по технологиям двойного применения, созданным в ОПК;
  • реализацию рационального распространения и внедрения перспективных технологий в гражданские и оборонные отрасли промышленности;
  • законодательное урегулирование отношений между собственниками разработок и проектов, заказчиками и инвесторами;
  • государственный контроль за распространением стратегически важных технологий (трансфером и экспортом).

На уровне научно-исследовательских учреждений МО представляется необходимым (для повышения эффективности использования и выявления основных направлений инвестиционной политики в области технологий «двойного применения») проводить целенаправленную работу в рамках государственного оборонного заказа с привлечением специализированных организаций (например, центров «двойных технологий», конверсионных центров, государственных информационных центров: ВИМИ, ВИНИТИ РАН, ВНТИЦ и др.) по:

  • определению приоритетных и наукоемких направлений научно-технического прогресса;
  • созданию и сопровождению собственной экспертной информационной системы по технологиям «двойного применения»;
  • сравнительному анализу технико-экономических показателей разработанных двойных технологий и передовых достижений в стране и за рубежом на основе создания и применения новых эффективных методик экономической оценки;
  • технико-экономическому обоснованию и анализу внутреннего и внешнего рынка для принятия управляющих решений в области разработки, освоения и реализации технологий «двойного применения»;
  • формированию согласованного межотраслевого пакета первоочередных инвестиционных проектов для реализации на внутреннем и внешнем рынках;
  • выработке нормативно-правовых актов, заключений и рекомендаций по организационным механизмам реализации конкретных проектов, долевого финансирования инвесторов, получения доходов (воспроизводства) от их внедрения (в том числе использования в иной сфере, например, в государственном оборонном заказе).

Что получит Минобороны?

С развитием современных экономических отношений в отечественной промышленности, расширением коммерческой деятельности, ростом международных связей потребность в услугах централизованной экспертной информационной системы по технологиям «двойного применения» объективно будет возрастать. Оказание информационно-справочных услуг в этой связи может стать источником получения дополнительного финансирования для МО. С другой стороны, при формировании государственного оборонного заказа определение приоритетов при распределении работ должно учитывать потенциальную возможность получения (покупки) или использования (освоения) технологий «двойного применения» предприятием, а также возможность предоставления ему определенных государственных льгот (например, снижение налогообложения, предоставление кредита, инвестиций и др.) при условии внедрения данных технологий. Такое сбалансированное решение вопросов финансирования госзаказа и продвижения технологий «двойного применения» может существенно повысить эффективность вложения ограниченных финансовых ресурсов МО.

Кроме того, в случае реализации оборонных проектов, заказчиком или одним из собственников которых является МО, его долю доходов от реализации и выпуска продукции можно установить на контрактной основе. Возможно также внебюджетное финансирование оборонных проектов за счет коммерческого использования двойных технологий. При этом организационные механизмы МО включают консультативный, технологический, общий и комплексный инжениринг, кооперационные соглашения (контракты) с частными фирмами о различных формах (раздельной, долевой, перекрестной и др.) финансирования выполняемых работ, создание государственно-частных консорциумов, обмен специалистами, аренду испытательной и лабораторно-исследовательской базы, производственно-техническое сотрудничество, закупку гражданских технологий и лицензий и др.

Опыт показал, что наиболее чувствительной при реализации инвестиционной политики является научно-техническая продукция двойного назначения. Она является особым, специфическим видом товара, передача (продажа) которого, как правило, не является одноразовым актом, подобным акту купли-продажи традиционной продукции, и представляет собой процесс, имеющий определенный временной цикл, что может быть связано с поставкой оборудования и сопроводительной документации, обучением персонала, доработкой оборудования, необходимой для достижения требуемого эффекта. Передача технологий «двойного применения» в гражданский сектор производст-ва обычно сопровождается дополнительными финансовыми и материальными затратами на адаптацию технологий, необходимую для выпуска конкуренто-способной на товарном рынке продукции, обладающей потребительским спросом за счет соответст-вующего качества, надежности, долговечности, относительно низкой цены. Данные обстоятельства предъявляют повышенные требования к ответственности сторон, принимающих управляющие решения в процессе инвестирования, поскольку повышают степень риска, как со стороны поставщика, так и со стороны потребителя. Ведь если рынок отвергает новый продукт, то затраты окажутся напрасными.

Варианты понижения коммерческих рисков

Снизить степень риска сторон, в том числе коммерческого, можно за счет привлечения к реализации проекта государственных структур, независимых некоммерческих фондов и консалтинговых фирм, способных на основе всесторонней межотраслевой экспертизы проекта дать оценку его перспективности, научно-практической значимости и конкурентоспособности, а в ряде случаев выступить в качестве государственного гаранта проекта. Здесь следует учесть, что согласно Указу № 1268 от 26 августа 1996 г. Президента РФ осуществляется государственный контроль за распространением (передачей) товаров и технологий «двойного назначения». В этой связи представляется целесообразным создание при МО РФ (с привлечением РАН, Миноборонпрома, Минатома, Минэкономики, Миннауки, Минпромышленности и др.) координационного межведомственного совета оборонных научно-исследовательских учреждений для обеспечения конкурсного отбора научно-технической продукции двойного назначения (по аналогии с Агентством передовых исследовательских проектов США, играющего ведущую роль отбора конкурирующих заявок на получение грантов по президентской программе «Проект технологического реинвестирования»). Проведение таким советом межотраслевой комплексной экспертизы и выдача соответствующей гарантии инвестору может служить соответствующим «знаком качества» для технологий «двойного применения» при реализации оргмеханизма инвестиционной политики.

Указанные обстоятельства определяют специфику и границы рынка научно-технической продукции технологий «двойного применения». Причем, чем выше степень наукоемкости технологий «двойного применения» предлагаемого товара, тем шире область не-определенности потенциального рынка и выше риск инвестора. Поэтому исключительно важное значение приобретает знание условий, в которых будет функционировать рынок, связывающий технологии, товары и услуги двойного назначения с инвестициями.

Возможности эффективного функционирования такого рынка существенно ограничены неразвитостью в нашей стране института маркетинговых исследований. Сегодня предприятия ОПК не обладают реальной картиной рынков сбыта: их емкости, доходности, географического положения и др. Поэтому и продукция, выпускаемая ими по конверсии, часто не пользуется желаемым спросом.

В настоящее время разработчики научно-технической продукции плохо представляют себе потребность рынка конечной продукции и предлагают лишь то, чем непосредственно располагают. Очевидно, что в случае получения объективной информации о конъюнктуре рынка, они смогут предоставить свою научно-техническую продукцию как товар или технологическую услугу, внеся в нее определенные коррективы. С другой стороны, и инвесторы, не располагая достоверной информацией (в том числе от независимой экспертизы) о возможностях выпуска конкурентоспособных товаров или технологических услуг, не способны должным образом оценить преимущества от вложения финансовых и иных средств в реализацию оборонных проектов, основанных на прогрессивных технологических решениях.

В связи с этим назрела необходимость в создании службы маркетинга на предприятиях, а также межотраслевого центра по маркетингово-консультационной деятельности, в задачи которого должна входить ориентация предприятий на выпуск продукции на основе тщательного анализа рынка конкретной продукции и перспектив сбыта. Иными словами, предприятия и инвесторы должны иметь ориентиры, в известной ме-ре гарантирующие сбыт продукции.

Основой деятельности межотраслевого центра может стать мощная экспертная информационная система МО, содержащая базу данных и знаний по НИОКР (включая аналитические данные по масштабам и динамике финансирования исследований и разработок МО США и других ведущих мировых держав), полученным в них технологиям, по маркетингу рынка «двойных технологий», рекламе инвестиционных проектов и технологических услуг. Экспертная информационная система обеспечит необходимыми сведениями как разработчиков и потребителей двойных технологий, так и государственные органы.

В целом, существующий научно-технический, технологический и интеллектуальный потенциал ОПК, наличие широкого спектра научно-технической продукции, потребность в ее реализации, возникновение и становление инновационного предпринимательства, растущий интерес международных, федеральных и региональных структур к рассматриваемой проблеме позволяют говорить о технологиях «двойного назначения» как об одном из базовых направлений инвестирования капитала. Актуальность формирования необходимой организационной среды для создания и развития рынка технологий «двойного применения» посредством управления инвестициями оборонных проектов обусловлена объективным переходом от «гонки вооружений» к «гонке технологий». Причем поддержка наукоемких технологий и реализации научно-технического задела, имеющего потенциальную возможность использования при создании ВВТ, по существу является основой поддержания мобилизационной готовности ОПК в условиях конверсии.

Таким образом, при формировании государственного оборонного заказа с учетом жестких финансовых ограничений приоритеты в финансировании должны, по возможности, отдаваться технологиям «двойного применения», которые позволяют в короткие сроки окупить инвестиции. Главной целью решения проблемы управления инвестициями как военными расходами на развитие сил и средств (в отличие от текущих расходов — на их жизнеобеспечение) следует считать повышение оборонного потенциала страны в соответствии с мировым научно-техническим уровнем при разумном снижении текущих затрат, связанных с поддержанием мобилизационной готовности ОПК. В связи с этим финансирование государственного оборонного заказа (оборонные НИОКР, закупка ВВТ, строительство военных объектов) целесообразно максимально сконцентрировать на разработке и производстве перспективных наукоемких образцов ВВТ.

1. Вооружения, разоружение и международная безопасность: Ежегодник СИПРИ — 1998. М.: Наука, 1999; Викулов С.В. Военно-экономическая реформа: сущность, содержание, проблемы // Вопросы экономики. 1990. № 10.
2. Позняков В.В. Управление проектами: сущность, актуальность и особенности применения в России // Мир Управления проектами / Под. Ред. Х.Решке, Х.Шелле. М.: Изд-во «Аланс», 1994. С. 252—270.




   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]