Обозреватель - Observer |
Внешняя политика
|
Отношения Россия — НАТО через год после Косовского кризиса невозможно оценить и понять без краткого исторического анализа. После развала Советского Союза в начале 90-х годов проблема формулирования российской внешней политики и политики безопасности, а также участия России в будущей европейской архитектуре безопасности связана с вопросом собственной идентичности, с определением своего места в Европе и мире. Потеря былого международного статуса и ряда территорий была воспринята многими в стране как национальное унижение и привела в ряде случаев к политической дезориентации. Дебаты по внешней политике сфокусировались на уровне и качест-ве отношений с Западом, на сохранении «особого статуса», на возможности баланса между европейским и азиатским азимутами во внешней политике. Реакция российского общества на реформы М.Горбачева и Б.Ельцина сравнима с тем, что происходило в XIX столетии: и тогда, и сейчас важными моментами остаются «особая роль России» в мировой истории, способность играть роль моста между Востоком и Западом. Раздаются сомнения относительно копирования западной модели развития, использования западной помощи при реформировании, высказываются мнения о пагубном влиянии западных ценностей на российскую духовность и культуру и т.д. На протяжении всего периода с начала 90-х гг. дискуссия в России по вопросам европейской безопасности была в значительной степени сфокусирована на проблеме расширения НАТО. И это не случайно, таким образом российский политический истеблишмент (вольно или невольно) пытался уклониться от решения реальных проблем, связанных с безопасностью страны, трактуемой в самом широком смысле, включая ее экономические, политические, экологические, культурные и иные аспекты. Анализируя отношения Россия — НАТО, уместно напомнить, что первоначальная реакция российского президента Б.Ельцина на стремление Польши интегрироваться в НАТО, выраженная им во время визита в Варшаву в августе 1993 г., была достаточно спокойной. Она соответствовала и положениям хельсинкского Заключительного акта СБСЕ, которые сводятся к тому, что каждая страна сама выбирает систему безопасности и входит в те союзы, которые, по ее мнению, эту безопасность могут гарантировать. Достаточно спокойно российские политические и военные элиты среагировали вначале и на решение НАТО разработать программу «Партнерство во имя мира», рассматривая ее как своего рода «прихожую» или «комнату ожидания», куда страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), а также Россия войдут и где будут оставаться неопределенно долгий срок. Так продолжалось до тех пор, пока Программа не была опубликована в январе 1994 г. Именно тогда в российских СМИ была начата первая серьезная антинатовская кампания. Связано это было с тем, что российские политические и военные круги достаточно негативно восприняли ряд положений Программы. Прежде всего это касалось положения о транспарентности в планировании национальной обороны, военного бюджета и обеспечения демо-кратического и гражданского контроля над вооруженными силами. В целом же, вопрос о расширении НАТО породил много мифов и иллюзий, которые очень искусно эксплуатировались российскими политиками. Ведь для многих в России проблема взаимоотношений с НАТО является, прежде всего, психологической. В 1994 г. Россия и НАТО сотрудничали в урегулировании Балканского кризиса (Босния и Герцеговина). В тот период Россия совместно со странами Запада голосовала в ООН за резолюцию, осуждающую политику Милошевича. После натовских бомбардировок сербских позиций в Боснии тогдашний российский министр иностранных дел А.Козырев подвергся жесточайшей критике внутри страны, он был обвинен в проведении прозападной политики, заклеймен как предатель российских национальных интересов. В то же время Россия и НАТО достаточно плодотворно сотрудничали в Боснии в рамках сил по поддержанию мира (IFOR). В мае 1995 г. Россия наконец подписала индивидуальную программу партнерства с НАТО. В процессе подготовки документа российские официальные лица настаивали на особом статусе страны, исходя при этом из того, что Россия не может быть сравнима ни с одним государством ЦВЕ. Но Россия да-же после подписания документа не принимала реального участия в Программе, что отчасти объяснялось финансовыми причинами, а отчасти тем, что российские военные круги не были готовы к сотрудничеству «на общих основаниях». Проблема подчинения натовскому командованию трактовалась как «унижение великой державы» и в значительной степени являлось камнем преткновения в процессе налаживания реального сотрудничества. В конце 1996 г., когда российские политики осознали, что процесс расширения НАТО становится европейской реальностью, начался процесс переговоров по подготовке некоего документа, который мог бы предоставить России определенные гарантии ее безопасности в процессе расширения альянса. С большим трудом рождался Основополагающий акт Россия — НАТО о взаимоотношениях, сотрудничестве и безопасности, который был подписан 27 мая 1998 г. в Париже главами государств — участников НАТО и президентом России. В тексте документа обе стороны объявили друг друга партнерами. Но стали ли они партнерами в действительности? Каковы причины? Запад в целом и НАТО, в частности, когда они поддерживали не политическую линию российских реформ, а отдельных политиков, которые были заинтересованы в создании неправильного впечатления на Западе о ходе и результатах реформ. Запад несет ответственность и за то, что не было принято во внимание психологическое состояние российского постсоветского общества. Россия несет свою долю ответственности за то, что не были созданы действительно партнерские отношения с НАТО, когда она встала на путь так называемой «минимизации ущерба» от процесса расширения вместо того, чтобы выстраивать модель сотрудничества с НАТО; когда она не принимала активного участия в Программе «Партнерство во имя мира», когда она не использовала Основополагающий акт в полном объеме. На этом фоне развивался новый Балканский кризис вокруг Косово. Во время переговоров в Рамбуйе каждая из сторон — НАТО и Россия — в традициях времен «холодной войны» поддерживали: одна — албанцев, другая — сербов в их «нежелании» и «неготовности» договориться. Проголосовав за резолюции Совета Безопасности ООН №№ 1199 и 1244, Россия использовала свое право вето, когда в ООН обсуждался вопрос о том, предоставить ли НАТО мандат на проведение миро-творческой операции в Косово. Внутри страны официальные власти не предоставили почти никакой информации об «этнических чистках» в Косово и, таким образом, общественное мнение России не было готово к адекватному восприятию ситуации. После начала натовской воздушной кампании против Югославии российские официальные круги немедленно заморозили отношения с НАТО, объясняя это тем, что Североатлантический союз нарушил принципы Основополагающего акта, начал агрессию против суверенного государства и не принял во внимание российскую позицию. Создавалось впечатление, что некоторые представители российских политических и военных элит ждали повода для разрыва отношений с НАТО. Таким образом была воспроизведена парадигма поведения времен «холодной войны». Как объяснить подобную реакцию? Основная причина кроется в том, что российский политический класс ищет компенсацию за провал в реформировании страны, скрывая неспособность политических институтов разрабатывать и реализовывать ответы на вызовы безопасности в широком смысле этого понятия. Это является наиболее эффективным средст-вом завоевания политической власти и сохранения кон-троля над населением. Каковы же результаты российской позиции в ходе Косовского кризиса? К сожалению, они отрицательные на всех направлениях российской внешней политики: идет ли речь об отношениях с Западом в целом, или со странами Восточной Европы, или со своими партнерами по СНГ. Более того, она не способствовала построению каких-либо «стратегических фигур» на Востоке, а также консолидации населения внутри страны, ибо почти треть населения России составляют представители мусульманской конфессии, которые ясно дали понять, что они солидарны с косовскими албанцами-мусульманами. В условиях приближения выборных кампаний (парламентской и президентской) острая антизападная риторика большинства представителей российского политического истеблишмента нарастала, из НАТО попытались сделать нашего главного и самого опасного врага, что и было «козырной картой» в политической игре многих политических сил и их лидеров. А вместе с тем, впервые в истории Государства Российского сложилась ситуация, когда от наших западных границ не исходит реальной угрозы. В то же время существуют не мнимые, а реальные угрозы с Юга. И вместо того чтобы совместно с Западом (включая все его институты) искать адекватные ответы на эти вызовы нашей безопасности, а сюда следует прибавить и качественно новые, такие как терроризм, распространение наркотиков, экологическую угрозу, техногенные опасности, неконтролируемые миграционные потоки, новые болезни и т.д., мы попытались выстроить конфронтационную линию поведения с НАТО и другими западными организациями. И это в эпоху глобализации! В период, когда для модернизации нам необходимы западные инвестиции! Каковы, так сказать, уроки Косово для России? На мой взгляд, они сводятся к следующему:
В период и после Косовского кризиса российские политики и дипломаты предприняли попытку разделить Запад на «плохой» (НАТО) и «хороший» (ЕС). Каждому, кто сколько-нибудь серьезно занимается изучением природы европейских интеграционных процессов, было с самого начала этой инициативы ясно, что она обречена на неудачу. Объясняется это не только тем, что большинство стран Европейского союза являются одновременно и членами НАТО, но и тем — и это еще более важно, — что все они члены евроатлантического сообщества, базирующегося на одной системе ценностей. И это стало реальностью именно в ходе развития процессов интеграции на Европейском континенте. Поэтому игра на так называемых противоречиях бесперспективна. Учитывая возрастающую критику, связанную с неадекватным, по мнению Запада, применением военной силы в Чечне, которая исходила и исходит в адрес России со стороны различных европейских и международных институтов (Совет Европы, ЕС, ОБСЕ), российское политическое руководство после отставки Б.Ельцина попыталось восстановить отношения с НАТО. По инициативе В.Путина, тогда и.о. президента России, МИД РФ обратился к Генеральному секретарю НАТО лорду Робертсону с приглашением посетить Москву. Визит состоялся в середине февраля 2000 г. В ходе его была достигнута договоренность размораживать отношения Россия — НАТО в формате Основополагающего акта. Что реально стояло за этой инициативой Кремля?
После визита Генерального секретаря НАТО в Россию начался очень медленный процесс размораживания отношений: в расширенном формате (по сравнению с предыдущим периодом, когда обсуждались только вопросы IFOR) собирается Совместный постоянный совет Россия — НАТО, будут обсуждаться новая стратегическая концепция НАТО и концепция национальной безопасности РФ, проблемы нераспространения ОМУ, совместной борьбы с терроризмом, идет речь об активизации информационной деятельности НАТО в России. Вместе с тем, нельзя не заметить, что в рамках министерств и ведомств, которые и должны реализовывать решения президента страны, не испытывают большого энтузиазма по поводу восстановления отношений с НАТО. Да это и понятно: ведь по сути этим должны заниматься те же люди, которые совсем недавно их замораживали и утверждали, что «НАТО — это преступная организация, с которой Россия никогда не будет иметь дело». Попытаемся рационально наметить, так сказать, «план-минимум», который было бы целесообразно России, с точки зрения автора, реализовать в отношениях с НАТО.
|
|