Обозреватель - Observer 
Экономика 
Как нам советуют разрушить
собственную  экономику

В.ШТОЛЬ,
председатель Исполкома ВОПД
«Духовное наследие»
 

***

В настоящее время национальное хозяйство зажато рядом фундаментальных макроэкономических, социальных и политических ограничений:

  • низкий уровень жизни основной массы населения, зависимость производства и бюджета от внешнего рынка и внешнего финансирования,
  • клановый и коррумпированный политический режим,
  • тяжелое бремя внешнего долга.
Все это определяет весьма узкий спектр возможных макроэкономических решений. Экономика до конца века будет находиться в подвешенном состоянии. Только после парламентских и президентских выборов и достижения ясности с проблемой внешнего долга возможно реальное определение экономической стратегии. До конца 2000 г. этот вопрос остается открытым.

И тем не менее следует обозначить ключевые положения, на основе которых необходимо будет в будущем выработать и претворить в жизнь национальную экономическую политику.

Поскольку Глобализация и впредь будет оставаться ведущей и необратимой тенденцией мирового развития, оценивать национальную экономическую политику и степень вовлеченности в интеграционные мирохозяйственные процессы будут мировые рынки. Поэтому либерализация финансовой системы, включение в мировые рынки капитала потребуют обзаведения прочной системой государственного и банковского контроля, а также соответствующей законодательной базой с юридическими структурами.
Будущее весьма неопределенно, и трудно точно предвидеть точки прорыва. И тем не менее определенно можно сказать, что успешное и устойчивое развитие экономики в будущем возможно лишь благодаря перспективным технологиям. Для обеспечения устойчивого роста отечественной экономики необходим непрерывный научно-технический прогресс и повсеместное распространение передовых технологий.
В любом случае необходимо формирование осмысленных государственных приоритетов в промышленной и структурной политике и активное проведение их в жизнь. Многократная девальвация рубля на рубеже 1998—1999 гг. предоставила возможность управляемого импортзамещения, освободив ниши и области на российских рынках, которые могут и должны быть заполнены и освоены отечественным производством.
 
Наше внимание привлек документ под названием «Письмо о политике развития для целей третьего займа на структурную перестройку экономики», под которым фигурируют имена председателя Правительства РФ Е.Примакова и председателя Центрального Банка РФ В.Геращенко.

В документе подробно излагаются требования к правилам и правовым нормам, по которым российское правительство, другие властные и иные отечественные структуры должны будут осуществлять «развитие» национальной экономики, а точнее — вести дальнейший развал государствообразующих экономических систем — естественных монополий России. И все это — для получения от МВФ третьего займа.

Судя по стилистике, письмо писали сами представители МВФ не без участия специалистов другого профиля. Из подтекста явно торчат «уши» специальных служб западных стран, выполняющих политический заказ по скорейшему уничтожению россий-ской экономики.

Из письма видно, что российские чиновники рассматривали его еще в правительстве С.Кириенко, так как имеется пометка — «Пересмотренный вариант от 17 июля 1998 г., 19 марта 1999 г.». Это важно подчеркнуть потому, что непростой процесс рассмотрения и согласования требований МВФ с разными департаментами Правительства России продолжается уже значительно больше года, и начался еще задолго до объявленного С.Кириенко дефолта. Более того, объем «письма» (59 стр. убористого текста), его насыщенность фактическими, в том числе цифровыми данными, многосторонность и взаимосвязь поднимаемых в нем весьма важных для России правовых, экономических и социальных проблем позволяет высказать предположение, что начало его рассмотрения в аппарате правительства можно отнести даже ко времени правления В.Черномырдина.

Само наименование документа — «Письмо о политике развития для целей третьего займа на структурную перестройку экономики» — убедительное и яркое свидетельство его иностранного авторства. Назвать таким образом проект столь важного документа чиновник, работающий в российском правительстве, не может.
Отсюда еще одно принципиальное замечание: рассмотрение и согласование содержания письма проводилось келейно. Российские специалисты — ученые и практики к этому процессу допущены не были. Что вполне естественно, исходя из сути документа.

В кратком Введении отмечается, что теперь, когда последствия кризиса взяты правительством под контроль, появилась возможность «возобновить осуществление комплексной программы стабилизации и структурных реформ» российской экономики.

Последующие пять разделов раскрывают содержание этой программы.

Первый раздел — «Макроэкономическая программа» — имеет ссылку, что совместно с МВФ он будет расширен. При этом подчеркивается, что ключом к успешной реализации реформ является восстановление и поддержание доверия к ним. И, конечно же, не указываются субъекты, которые привели к утрате этого доверия.

Программа предлагаемых в «письме» структурных преобразований призвана якобы решить следующие стратегические задачи:

  • повысить конкурентоспособность, прозрачность и отчетность инфраструктурных (читай государствообразующих) монополий;
  • интенсифицировать развитие частного сектора;
  • обеспечить либерализацию режима регулирования прямых иностранных инвестиций и международной торговли;
  • повысить качество управления в налогово-бюджетной сфере;
  • реформировать финансовый сектор.
Структура собственно документа построена в строгом соответствии с этими задачами.
Складывается впечатление, что авторы «письма» очень озабочены тем, что экономика России, несмотря на, казалось бы, такие мощные и сокрушительные удары, пока все еще продолжает сохранять жизнеспособность.
Более того, вопреки воле и намерениям ее разрушителей, даже появляются определенные признаки ее оживления и роста. Именно в этой связи у них возникла потребность дополнительно уточнить состояние дел прежде всего в естественных монополиях России (электроэнергетика, газовая промышленность, железнодорожный и трубопроводный транспорт) и добиться дальнейшего развития там частного предпринимательства. В этом заключается, на наш взгляд, их «главная цель: повышение прозрачности финансовой отчетности» этих монополий.

Вот как это требование изложено в «письме»: «К 30 июня 1999 г. Правительство примет решение, согласно которому РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», МПС и АК «Транснефть» должны ежеквартально составлять и публиковать свою финансовую учетную документацию в соответствии с 28 Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), которые будут введены к концу 1999 г. Составление и публикация такой учетной документации начнутся с учетных документов за первый квартал 2000 г. (Согласовано)».

Это, конечно же, самое главное. Все остальное, в том числе проблемы конкурентоспособности упомянутых монополий, сокращения бартерных операций и неплатежей — это все мишура для отвода глаз.

Дальше эта цель препарируется следующим образом: «К 30 марта 1999 г. Правительство выпустит постановление (так в тексте), согласно которому РАО «ЕЭС России», АО «Энерго», РАО «Газпром» и МПС должны будут, начиная со второго квартала 1999 г., составлять ежемесячные оперативные отчеты до истечения месяца, следующего за отчетным, с указанием общей суммы выставленных счетов, полученных платежей и накопленной дебиторской задолженности по каждому федеральному ведомству и организациям, финансируемым из федерального бюджета, по региональным администрациям и организациям, финансируемым из региональных бюджетов, по муниципалитетам и организациям, финансируемым из муниципальных бюджетов, а также готовить списки десяти самых крупных должников из частного сектора».
Как видим, задача столь грандиозна, что, на наш взгляд, даже представляется просто нерешаемой. Это значительно больше показателей, которые были приняты в отчетности СССР, с которой боролись демократы, дабы не ограничивать «свободного» предпринимательства. Теперь получили еще более жесткую систему, которая служит интересам международных финансовых организаций.

Получение этой информации в полном объеме и в формате, соответствующем Международным стандартам финансовой отчетности, позволит МВФ не только систематически осуществлять мониторинг состояния всей экономики нашей страны в целом, но и выявлять одновременно слабые звенья в используемом механизме разрушения экономики России. Это создаст предпосылки для того, чтобы сконцентрировать по этим точкам свои будущие удары, соразмерить их интенсивность и последовательность в зависимости от важности, места их расположения, а также общего стратегического замысла. А этот замысел, как показывает изучение «письма», не сводится к вышеназванному грандиозному систематическому сбору информации о российской экономике.

Так, в пункте 2.2.5, не называя вновь возникающего из тени ответственного исполнителя, написано: «К 30 июня 1999 г. РАО «ЕЭС России» подготовит проект плана создания достаточного числа независимых генерирующих компаний, состав которых должен обеспечить возможность реальной конкуренции на электроэнергетических рынках России».

Далее в этом же пункте говорится, что «Правительство поручит своим представителям в Правлении РАО «ЕЭС России» обеспечить принятие Правлением РАО «ЕЭС России» к 30 сентября 1999 г. окончательного плана создания к 31 декабря 1999 г. таких генерирующих компаний в качестве независимых юридических лиц, каждое из которых будет изначально находиться в сопоставимых конкурентных условиях».

Как видим, авторы «письма» одновременно стремятся обеспечить еще и жесткий якобы правительственный контроль за ходом расчленения единой энергетической системы России. Однако по их представлениям, и этого недостаточно: «В период разработки указанного плана РАО «ЕЭС России» при содействии финансовых советников (конечно — иностранных!) и в соответствии с мировой практикой — разработает инвестиционную программу для повышения эффективности каждой генерирующей компании, в том числе, путем привлечения новых частных стратегических инвесторов». Как говорится, были ваши — российские, генерирующие электроэнергию компании, теперь стали...

Небезынтересно также посмотреть, как этот план будет реализовываться на практике. Надо особо отметить, что авторы в достаточной мере владеют обстановкой в РАО «ЕЭС России». В п. 2.2.6 читаем: «В августе 1998 г. РАО «ЕЭС России» публично объявило о своем намерении расширить участие частного сектора в тех АО «-энерго» (региональные акционерные общества, — к примеру, Мосэнерго, Тюменьэнерго, Хабаровскэнерго и др.), где ему принадлежит часть акционерного капитала. К 1 марта 1999 г. для обсуждения будет составлен перечень десяти АО «-энерго» в целях анализа их хозяйственной и финансовой деятельности. К 1 апреля 1999 г. РАО «ЕЭС России» наймет консультантов, чтобы не позднее 31 марта 2000 г. они выставили на продажу не менее пяти АО «-энерго».

Как видим, планирование развала РАО «ЕЭС России» осуществляется со знанием дела. Более того, из последующего содержания письма видно, что под этим развалом имеется серьезная правовая база. «В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 363 и Распоряжением Правительства РФ № 564-Р, выпущенными в 1997 г., РАО «ЕЭС России» заключит контракт с независимыми консультантами, имеющими международный авторитет и выбранными по конкурсу, чтобы они выставили эти компании на продажу не позднее 31 марта 2000 г.»... Эти консультанты, в том числе:

  • проведут оценку АО «-энерго» и проследят за тем, чтобы их финансовые отчеты составлялись в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности и проходили аудиторскую проверку;
  • предложат рыночную цену сделки;
  • подготовят рекомендации относительно организационной и административной реструктуризации до момента продажи;
  • разработают схему приватизации, включая определение процента акций, которые будут выставлены на продажу, и метода их реализации;
  • обеспечат прием конкурсных предложений от всех стратегических инвесторов как российских, так и иностранных, имеющих право участия в таких конкурсах по российскому законодательству;
  • окажут содействие в определении и выборе стратегических инвесторов;
  • окажут содействие в совершении сделки (Согласовано)».
Цитата длинная, но она показывает, кто действительно хозяин нашей экономики, кто руководит страной. И, конечно, законный вопрос — можно ли в такой ситуации говорить о независимости страны. И еще один вопрос — кто же и с кем все это согласовал. Кто мог согласовать такие «реформы», которые по существу направлены на дальнейшее уничтожение экономической основы российского государства и соответственно самого государства? Все намечаемые реформы в электроэнергетике, безусловно, приведут к тому, что новые капиталисты набьют себе карманы «баксами», а российский народ будет еще больше нищать от бесконечных повышений тарифов. Ведь по уровню заработной платы подавляющая масса населения России по-прежнему отстает от западных стран в 10 и более раз. А в социально значимых сферах, таких, как медицинское и пенсионное обеспечение, наука, образование, культура и отдых, — отставание доходит до 30 и более раз.
Достаточно вспомнить, что только из-за прошлогоднего дефолта доходы населения страны упали в 3—4 раза.
Думается, что успешное решение всех этих задач позволит «нашему другу» Б.Клинтону существенно сэкономить бюджетные средства на финансировании оперативных и информационно-аналитических подразделений ЦРУ, Агенства национальной безопасности, других специальных служб США на российском направлении.

Кроме того, в письме имеется целый ряд предложений по приватизации других государствообразующих систем России, ряда успешно работающих конкретных объектов экономики, а также целого набора мер по лишению населения льгот. Но все-таки хочется верить, что в России все же имеются соответствующие компетентные структуры, располагающие силами и средствами, достаточными не только для проведения независимой экономико-правовой экспертизы последствий реализации данного «письма», с точки зрения обеспечения государственной безопасности страны, но и способные выявить его реальных инициаторов и исполнителей, в действиях которых, по нашему мнению, усматриваются признаки государственного преступления как мотивы для возбуждения соответствующего уголовного дела.

Вообще в мире, как показывает практика государственного строительства, правительством регулируются всего две вещи: регламентная работа по развитию потенциала и обеспечению безопасности государствообразующих систем и уровень заработной платы, а точнее, доходов населения страны. Остальное все, как считают настоящие управленцы, придет само собой. Мы же сегодня не только не делаем ни того, ни другого, но еще и по указке МВФ готовимся разрушить существующий порядок управления электроэнергетикой, газовой, нефтяной и другими отраслями окончательно. А это уже проблема государственной безопасности страны.

Очень жаль, что Заявление правительства и Центрального Банка Российской Федерации об основных направлениях развития экономики России С.Степашин обсуждал 29 мая с.г. при закрытых дверях. По нашему мнению, в основу рассмотренного на этом заседании Заявления, скорее всего, положена идеология и фактура данного «письма». Если это так, то гласность в этом деле была бы правильно понята в стране. Мы пока не знаем, к какому решению пришло наше правительство и Президент, но не допустить развала российских  государствообразующих отраслей промышленности, на наш взгляд, приоритетная задача Федерального Собрания России.

404 Not Found

Not Found

The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.

<%you_hit(115);%>

   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]