Обозреватель - Observer |
Военно-политические
проблемы
|
В.Ваниян, заместитель начальника Центра обеспечения реализации международных договоров Военно-Морского Флота, капитан 1 ранга В последнее время в печати всё чаще появляются материалы о необходимости совершенствования, оптимизации структур государственного регулирования в области вооружения и разоружения. Так, в статье «Экономические аспекты государственного регулирования
ВПК и разоружение»1 подробно рассмотрены экономические
аспекты государственного регулирования военного производства, конверсии,
военно-технического сотрудничества с зарубежными странами, подготовки и
выполнения международных договоров о сокращении (ликвидации, утилизации)
вооружений и выработан ряд рекомендаций.
В этой связи, целесообразно более подробно рассмотреть отдельные моменты
подготовки и принятия решений, направленных на совершенствование механизма
и оптимизации структуры государственного регулирования в области вооружения
и разоружения.
Сложившаяся крайне тяжелая ситуация в оборонном секторе экономики вызывает необходимость ликвидации параллелизма и дублирования во всех структурах государства и незамедлительного создания оптимальной системы нормативно-правового и нормативно-технического обеспечения, комплексного подхода и эффективных механизмов государственного регулирования военного производства, конверсии, приватизации, реализации международных договоров о сокращении, ликвидации и утилизации ВВТ, военно-технического сотрудничества, совершенствования финансовой системы обеспечения воен- ных программ, а также мобилизационной подготовки народного хозяйства в условиях сокращения ассигнований на оборону и перехода к рыночной экономике. Например, вопросами вооружения, разоружения, ВТС, ликвидации и утилизации вооружений в той или иной мере и части занимаются: — Комиссия при Президенте РФ по вопросам военно-технического сотрудничества
с иностранными государствами;
Причем, членами почти всех комиссий являются заместители или министры
основных министерств. Исходя из анализа деятельности вышеизложенных комиссий
напрашивается вывод о создании на их основе единой Правительственной комиссии
по вопросам вооружения, разоружения и военно-технического сотрудничества,
сняв с них часть обязанностей по военным проблемам или ликвидировав отдельные
из них.
Особенно наглядно это видно на примере Военно-Морского Флота, который вынужден с середины 80-х годов решать задачу комплексной утилизации выведенных из состава ВМФ атомных подводных лодок (пла), выслуживших установленные сроки службы, а также атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, выведенных из состава ВМФ в соответствии с международным договором (СНВ-1). Также ВМФ вынужден организовывать и выполнять другие сопутствующие работы. Аналогично, целесообразно вывести все подразделения по обеспечению и контролю за реализацией международных договоров из состава численности Вооруженных Сил РФ (МО РФ), с возложением данных функций на вновь формируемые федеральные органы. С учетом вышеизложенного этот вопрос не требует дополнительной аргументации. Соблюдение данных условий позволит исключить промахи, всесторонне учесть мнение всех заинтересованных министерств и ведомств, устранить параллелизм в их работе, исключить дублирование ими функций, выработать четкий оптимальный механизм координации и управления их работой для реализации принятых решений. Для объединения усилий, координации работы и четкого взаимодействия заинтересованных министерств и ведомств требуется совершенствование и оптимизация организационно-штатной структуры органов управления и обеспечения, занимающихся вопросами вооружения, разоружения и военно-технического сотрудничества. Это приведет к более эффективному использованию выделяемых финансовых средств, что очень важно в условиях резкого сокращения бюджетных ассигнований. В настоящее время в указанной области государственного управления наметился
определенный прогресс. Так, Министерством обороны с заинтересованными министерствами
и ведомствами подготовлены предложения по совершенствованию государственного
управления в области реализации международных обязательств Российской Федерации
по сокращению и ограничению вооружений и военной техники.
— действующая в настоящее время структура контроля за выполнением международных
договоров;
В то же время предлагалось упразднить Комитет по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия, возложив его функции на ФЦКР. Однако в наше динамичное время, учитывая новые требования, опыт работы в советский и постсоветсткий периоды , указанные предложения Минобороны РФ и МИД РФ, предлагается: Во-первых, образовать единую Правительственную комиссию по вопросам вооружения, разоружения и военно-технического сотрудничества» (ПК ВРС) — (см. схему) координационный орган, решения которого обязательны к неукоснительному исполнению всеми министерствами и ведомствами, обеспечивающими обсуждение, всесторонний анализ проблемных военных вопросов, подготовку решений и механизма их реализации. Руководство комиссией целесообразно поручить председателю Совета министров РФ. В состав Правительственной комиссии, кроме представителей (в ранге министров или первых заместителей министров) заинтересованных мини- стерств, ведомств и организаций, должны войти представители Совета Безопасности (в ранге заместителя секретаря) и Федерального Собрания Российской Федерации (Совета Федерации и Государственной Думы — в ранге руководителей комитетов по обороне, безопасности и международным делам). Также могут привлекаться к обсуждению представители общественных организаций (Российского союза промышленников и предпринимателей, Совета по внешней и оборонной политике), СМИ, научных и исследовательских учреждений и др. Правительственной комиссии целесообразно поручить выполнение следующих функций: — проработки и подготовки предложений по вопросам разработки вооружения
и военной техники, формирования государственного оборонного заказа;
Для подготовки к обсуждению проблемных вопросов, обеспечения оперативной работы Правительственной комиссии представляется целесообразным создать работающий на постоянной основе Комитет. Основная задача комитета — подготовка для обсуждения комиссией проблемных вопросов, выработки согласованных предложений, касающихся государственной военно-технической политики, урегулирование сложных вопросов, возникающих при разработке, производстве, экспорте и импорте вооружений и военной техники, а также определение мер по подготовке международных договоров, реализации программ вооружения, разоружения, приватизации и конверсии оборонных предприятий и др. Комитет должен иметь право запрашивать у органов исполнительной власти необходимую информацию и заслушивать их руководителей, а также вносить свои предложения в правительство. Во-вторых, создать Федеральную службу России по вооружению, разоружению и военно-техническому сотрудничеству (ФС ВРС России). Руководитель Федеральной службы должен иметь ранг федерального министра. Такой орган, замыкаясь на одну координационную Правительственную комиссию ВРС сможет обеспечить комплексный подход и применить наиболее эффективный механизм государственного регулирования военного производ- ства, конверсии, приватизации, реализации международных договоров о сокращении, ликвидации и утилизации ВВТ, военно-технического сотрудничества в условиях сокращения ассигнований на оборону и перехода к рыночной экономике. На ФС ВРС России возложить следующие обязанности: 1. Выполнение функций государственного заказчика, бюджетополучателя
и распорядителя финансовых средств на всю военную структуру государства;
— По «программе Нанна-Лугара», предусматривающей сотрудничество между США и СССР» в трех областях:
— По «Соглашению между Российской Федерацией и Королевством Норвегии в области охраны окружающей среды в связи с комплексной утилизацией российских атомных подводных лодок, выведенных из состава ВМФ в Северном регионе и повышения ядерной и радиационной безопасности», всего на сумму более 50 млн.долл. Сфера действий существующих проектов, которые подлежат реализации на основе этого соглашения, охватывает не только атомные подводные лодки, но и атомный ледокольный флот и Коль-скую атомную электростанцию и др. В ведение Федеральной службы ВРС предлагается передать предприятия, организации и воинские подразделения (с выделением их из состава Минобороны РФ, Минатома, Минэкономики и других министерств), задействованных в работах по сокращению и ограничению вооружений, ликвидации и утилизации вооружений и военной техники. В составе ФС ВРС России образовать: 1. Департамент вооружения и государственного оборонного заказа на основе подразделений Минэкономики и Минобороны РФ. В состав департамента могут войти подразделения министерств, ведомств и предприятия, задействованные в разработке и производстве ВВТ, а также представительства заказчика за качеством разработки ВВТ и приемке готовой продукции на основе военных представительств МО РФ. Так, по указанным вопросам может быть включена часть следующих структур МО РФ: — Управления начальника вооружений Во-оруженных Сил;
2. Департамент контроля за разоружением на основе подразделений Минобороны, МИД, ФСБ. В его состав включается Управление по контролю за выполнением договоров ГШ ВС РФ, НЦУЯО, а также центры, отделы, группы видов ВС РФ по реализации международных договоров, подразделения министерств, ведомств и предприятий, задейственные в разработке и производстве ВВТ. 3. Департамент ликвидации и утилизации вооружения и военной техники на основе подразделений Минатома, Минобороны и Минэкономики РФ, куда могут войти структурные подразделения министерств, ведомств и предприятия, задействованные в утилизации и ликвидации. Так, на выделенные структуры Минатома России возложить функции содержания и утилизации атомных ПЛ и ядерных боеприпасов; на организации и подразделения Минобороны РФ — вопросы содержания, ликвидации и утилизации обычных вооружений и химического оружия. 4. Департамент военно-технического сотрудничества на основе подразделений Минторга, МИДа, Минобороны (Главного управления международного военного сотрудничества МО, Главного управления торговли МО, Центрального управления материальных ресурсов и внешнеэкономических связей) и др. Департамент может руководить деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий (ГК «Росвооружение», «Промэкспорт», «Российские технологии») и др. Необходимо подчеркнуть, что важность ком-плексного решения указанных вопросов с точки зрения системного подхода (от замысла создания вооружений и военной техники до полной её утилизации) заключается в том, чтобы не разрушались связи между ними, чтобы каждая из подсистем в виде департамента или других структурных подразделений существовала и развивалась ради других, а не изолированно от них. Помогать этому, а соответственно и обеспечивать, должны соответствующие государственные институты через систему правовых, организационных, политических и иных мер. Изложенные мысли и предложения являются одним из вариантов возможного решения важной государственной проблемы. Безусловно необходима их дальнейшая более глубокая проработка, корректировка как с точки зрения организационной, так и функциональной. Участие в этой работе специалистов позволило бы помочь органам государственной власти обеспечить эффективные способы государственного управления важными процессами национальной безопасности, экономики и политики. |
|