Обозреватель - Observer 

 
Духовное наследие 

В.ТЫЩЕНКО,
заместитель генерального директора ФГП
«Научно-исследовательский институт
космического приборостроения»,
член Центрального Совета ВОПД
«Духовное наследие»

 
 
 

 

Как вернуть доверие народа к государству?






Можно дурачить часть народа все время;
    можно дурачить весь народ некоторое время;
    но нельзя дурачить все время весь народ.

        Авраам Линкольн

Мы часто задаемся вопросом: что такое власть для народа?  В подлинно демократическом обществе она — служанка, подчиняющаяся интересам народа, в авторитарном — госпожа, диктующая народу свою волю.
Вопрос этот актуально звучит и сегодня. Россия называется демократической страной, но действующая Конституция РФ предоставила одному лицу, президенту, такие гипертрофированные полномочия, которые граничат с самовластьем, ибо они не уравновешены правами и полномочиями других государственных органов. Наш Основной Закон не создал систему политической ответственности президента перед обществом. В итоге государственная власть оказалась слабой. Это тем более опасно, что Б.Ельциным манипулирует группа промышленно-финансовых олигархов, преследующих свои корыстные цели, а законодательная ветвь власти лишена права парламентского контроля.

Последствия такой системы оказались губительными для нашей страны, ее народа.

Грабительская приватизация привела к практически бесплатной раздаче государственного имущества узкому кругу лиц: это они смогли купить 210 млн. акций Газпрома по бросовой цене — десять рублей за акцию. Они продали Красноярский алюминиевый завод в 300 раз дешевле его стоимости. За бесценок, с молотка шли в разгар приватизации предприятия, рудники, морские порты, шахты.

Результатом бесконтрольной политики верховной власти стал резкий спад производства. С 1990 г. в России не построено ни одного крупного предприятия, а многие производства, прежде процветающие и прибыльные, зачахли на корню. С прилавков почти исчезли отечественные товары, их вытеснили импортные, далеко не всегда лучшие по качеству.

Полный крах потерпела программа конверсии оборонных предприятий. Наиболее “продвинутые” в техническом отношении, выпускавшие продукцию самого высокого стандарта, закрывают цеха, увольняют классных специалистов, квалифицированных рабочих.

Показательна в этом отношении судьба Тушинского машиностроительного завода. Построенный в 1932 г., он был первопроходцем в освоении новейших образцов авиационной техники и технологий, а позже в развитии космического комплекса страны. Здесь строили пассажирские самолеты и истребители, выпускали ракетную технику. С 1976 г. завод стал головным предприятием по производству орбитального корабля “Буран”. Сейчас предприятие не загружено. Его продукция — бронежилеты, одноразовые шприцы, контейнеры для транспортировки пищевых продуктов, журнальные столики, фурнитура и прочий ширпотреб.

Другой пример — Зеленоградский научный центр микроэлектроники, созданный для того, чтобы обеспечить разработку и опытное производство интегральных схем на мировом техническом уровне в интересах народного хозяйства и обороны страны. За 30 лет здесь были достигнуты огромные успехи. Даже американцы в начале 80-х годов признавали, что в области перспективной электронной техники разрыв между “западными странами и Советским Союзом сократился с десяти до трех лет”.

Настал 1991 г., а с ним — обвал всех рынков сбыта продукции научно-производственного комплекса. НПО преобразовано в концерн без каких бы то ни было рычагов управления. Его перспективы — весьма туманны.
Западу все это на руку. Западу нужна Россия, технологически отсталая. Совсем на другие цели, чем техническое перевооружение, улучшение экономического положения России направлены кредиты МВФ.
Фонд хочет сохранить в России лишь определенный критический минимум, не приводящий к взрыву ситуации. И цель эта почти достигнута. За последние 10—15 лет возможности страны, прежде всего, экономические и военные, уменьшились в несколько раз, ослаблена ее военная мощь и безопасность, что резко снизило влияние России на мировую политику, вытолкнуло из ряда великих держав.
Самым же ощутимым последствием “реформ” стало резкое обнищание народа. Отсюда – и демографическая катастрофа.

С 1993 г. перевес смертности над рождаемостью составляет в России до 1 млн. чел. в год, уровень рождаемости на одну женщину упал до 1,4—1,8, тогда как роковая черта воспроизводства — 2,15.
Да что там цифры! Мы почти перестали видеть на улицах, в общественном транспорте беременную русскую женщину или мать с младенцем на руках. У нас 20 умерших новорожденных на 1000 (в развитых странах 8—12).

Наибольшая опасность для нашего Отечества — кризис власти. Сложилась ситуация, при которой общество не доверяет той элите, что последние годы управляет государством, а элита все больше теряет способность управлять.

У России — огромный потенциал — научный, экономический, ресурсный. Она способна прокормиться сама. Нужно лишь правильно распорядиться всем, что страна имеет. А для этого необходима смена политического и социально-экономического курса. Стабилизация экономического положения России может быть достигнута при восстановлении опоры на собственные силы.

Главная проблема российской промышленности — отсутствие развитого внутреннего рынка и отечественного инвестора. Государство в настоящее время не защищает отечественного производителя, не обеспечивает отраслям, которые доказали свою способность конкурировать с Западом на внутреннем рынке (пищевая промышленность, нефтехимия, производство компьютеров, холодильников и т.д.), необходимую протекционистскую защиту.

Вместо развития производства и создания новых технологий на базе импортированных идет экспорт природных ресурсов страны, а они могут обеспечить почти полную самодостаточность России.
Разве нормально, что значительная часть экспортной выручки оседает в оффшорных зонах? Ее место в бюджете России занимают кредиты международных финансовых организаций, за которые надо платить проценты, а нашим детям и внукам их возвращать. Поскольку основная часть этих средств идет в недоходные отрасли (например, сотни млн. долл. потрачены на строительство Медицинского центра управления делами Президента, на покупку оборудования и лекарственных препаратов для лечения Б.Ельцина), то можно сделать вывод: о возврате долгов никто и не думает.

У наших кредиторов свои резоны. Опутав Россию внешней задолженностью, Запад стал диктовать ей линию поведения, превратил свои кредиты в важнейший ограничитель ее свободы политического маневра и реализации экономических планов. Эта проблема —уже не одного правительства или президента, а всего народа, так как надо либо возвращать кредиты, либо продаваться в “рабство”. Вопрос настолько серьезен, что экономическое и политическое будущее России в ближайшие 10—15 лет будет определяться тем, на каких условиях нам позволят урегулировать вопрос о выплатах внешнего долга.

В этой связи самым актуальным становится вопрос об эффективности государства как главном факторе развития. Повышение его роли — важнейшая стратегическая задача.

Для ее решения необходимы:

  • совершенствование системы государственного управления;
  • налоговая реформа, превращение налоговой системы из чисто фискального средства выбивания денег в инструмент государственной экономической политики;
  • принятие правительством программы жесткой экономии государственных расходов, особенно административных — их нужно снизить в 10—12 раз;
  • контроль за расходованием иностранных займов, они должны использоваться исключительно на развитие экономики;
  • четко сформулированная промышленная политика, в основе которой – поддержка реального сектора экономики и, в первую очередь, успешно работающих и наукоемких отраслей, финансирование научных исследований развитие высоких технологий, наукоемких производств;
  • снижение издержек и ресурсосбережение, особенно в сфере естественных монополий;
  • создание системы защиты инвестиций в реальном секторе, их страхование, прежде всего, от политических рисков;
  • поддержка малого и среднего предпринимательства;
  • повышение доходности принадлежащего государству имущества — земли, недр, недвижимости, пакетов акций, находящихся в государственной собственности.

Все это возможно осуществить при условии заключения социального контракта между избирателями и чиновниками, который обеспечит работу государственной машины. А широкая коалиция государственников — представителей всех политических сил сможет добиться принятия неотложных мер, предотвращающих тотальное разграбление и уничтожение Отечества.

Компромисс, согласие в обществе могут быть достигнуты на основе общенациональных интересов. К ним относятся идеи социальной справедливости, сохранения единого государства, независимой и суверенной России, а также приоритеты экономического развития страны.

Сейчас у многих наших соотечественников апатия, душевная опустошенность, полное равнодушие к государственным делам. Но Россию нельзя спасти без энергичного народного участия и самоуправления на местах. Если будут проведены необходимые преобразования, народ снова поверит в государство и, по словам великого Пушкина, “Отчизны внемлет призыванью”.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]