Обозреватель - Observer
|
Духовное наследие
|
Можно дурачить часть народа все время;
Авраам Линкольн Мы часто задаемся вопросом: что такое власть для народа? В подлинно
демократическом обществе она — служанка, подчиняющаяся интересам народа,
в авторитарном — госпожа, диктующая народу свою волю.
Последствия такой системы оказались губительными для нашей страны, ее народа. Грабительская приватизация привела к практически бесплатной раздаче государственного имущества узкому кругу лиц: это они смогли купить 210 млн. акций Газпрома по бросовой цене — десять рублей за акцию. Они продали Красноярский алюминиевый завод в 300 раз дешевле его стоимости. За бесценок, с молотка шли в разгар приватизации предприятия, рудники, морские порты, шахты. Результатом бесконтрольной политики верховной власти стал резкий спад производства. С 1990 г. в России не построено ни одного крупного предприятия, а многие производства, прежде процветающие и прибыльные, зачахли на корню. С прилавков почти исчезли отечественные товары, их вытеснили импортные, далеко не всегда лучшие по качеству. Полный крах потерпела программа конверсии оборонных предприятий. Наиболее “продвинутые” в техническом отношении, выпускавшие продукцию самого высокого стандарта, закрывают цеха, увольняют классных специалистов, квалифицированных рабочих. Показательна в этом отношении судьба Тушинского машиностроительного завода. Построенный в 1932 г., он был первопроходцем в освоении новейших образцов авиационной техники и технологий, а позже в развитии космического комплекса страны. Здесь строили пассажирские самолеты и истребители, выпускали ракетную технику. С 1976 г. завод стал головным предприятием по производству орбитального корабля “Буран”. Сейчас предприятие не загружено. Его продукция — бронежилеты, одноразовые шприцы, контейнеры для транспортировки пищевых продуктов, журнальные столики, фурнитура и прочий ширпотреб. Другой пример — Зеленоградский научный центр микроэлектроники, созданный для того, чтобы обеспечить разработку и опытное производство интегральных схем на мировом техническом уровне в интересах народного хозяйства и обороны страны. За 30 лет здесь были достигнуты огромные успехи. Даже американцы в начале 80-х годов признавали, что в области перспективной электронной техники разрыв между “западными странами и Советским Союзом сократился с десяти до трех лет”. Настал 1991 г., а с ним — обвал всех рынков сбыта продукции научно-производственного
комплекса. НПО преобразовано в концерн без каких бы то ни было рычагов
управления. Его перспективы — весьма туманны.
С 1993 г. перевес смертности над рождаемостью составляет в России до
1 млн. чел. в год, уровень рождаемости на одну женщину упал до 1,4—1,8,
тогда как роковая черта воспроизводства — 2,15.
Наибольшая опасность для нашего Отечества — кризис власти. Сложилась ситуация, при которой общество не доверяет той элите, что последние годы управляет государством, а элита все больше теряет способность управлять. У России — огромный потенциал — научный, экономический, ресурсный. Она способна прокормиться сама. Нужно лишь правильно распорядиться всем, что страна имеет. А для этого необходима смена политического и социально-экономического курса. Стабилизация экономического положения России может быть достигнута при восстановлении опоры на собственные силы. Главная проблема российской промышленности — отсутствие развитого внутреннего рынка и отечественного инвестора. Государство в настоящее время не защищает отечественного производителя, не обеспечивает отраслям, которые доказали свою способность конкурировать с Западом на внутреннем рынке (пищевая промышленность, нефтехимия, производство компьютеров, холодильников и т.д.), необходимую протекционистскую защиту. Вместо развития производства и создания новых технологий на базе импортированных
идет экспорт природных ресурсов страны, а они могут обеспечить почти полную
самодостаточность России.
У наших кредиторов свои резоны. Опутав Россию внешней задолженностью, Запад стал диктовать ей линию поведения, превратил свои кредиты в важнейший ограничитель ее свободы политического маневра и реализации экономических планов. Эта проблема —уже не одного правительства или президента, а всего народа, так как надо либо возвращать кредиты, либо продаваться в “рабство”. Вопрос настолько серьезен, что экономическое и политическое будущее России в ближайшие 10—15 лет будет определяться тем, на каких условиях нам позволят урегулировать вопрос о выплатах внешнего долга. В этой связи самым актуальным становится вопрос об эффективности государства как главном факторе развития. Повышение его роли — важнейшая стратегическая задача. Для ее решения необходимы:
Все это возможно осуществить при условии заключения социального контракта между избирателями и чиновниками, который обеспечит работу государственной машины. А широкая коалиция государственников — представителей всех политических сил сможет добиться принятия неотложных мер, предотвращающих тотальное разграбление и уничтожение Отечества. Компромисс, согласие в обществе могут быть достигнуты на основе общенациональных интересов. К ним относятся идеи социальной справедливости, сохранения единого государства, независимой и суверенной России, а также приоритеты экономического развития страны. Сейчас у многих наших соотечественников апатия, душевная опустошенность, полное равнодушие к государственным делам. Но Россию нельзя спасти без энергичного народного участия и самоуправления на местах. Если будут проведены необходимые преобразования, народ снова поверит в государство и, по словам великого Пушкина, “Отчизны внемлет призыванью”. |
|