Обозреватель - Observer 
Внутренняя политика 

О теории и практике ненасильственных социальных революций
 
А.Гурьянов
 
Ненасильственные, или, как их окрестили журналисты, «бархатные» революции стали политическим феноменом второй половины XX в.

Первые из них на основе единства действий «народных фронтов» происходили во второй половине еще 40-х годов в Болгарии, Чехословакии и других восточноевропейских странах.
Затем настала чередь Португалии, Испании и других...

Ненасильственные социальные революции происходят при дряхлеющих, агонизирующих режимах, лишившихся массовой поддержки населения. Целесообразно напомнить слова российского премьера начала века С.Ю.Витте, который прозорливо отмечал, что «Все революции происходят из-за того, что правительства остаются глухи к чаяниям широких народных масс, не отвечают назревшим народным нуждам».

Ненасильственная социальная революция представляет собой комплекс согласованных и взаимосвязанных организационно-политических и пропагандистских мероприятий различных политических субъектов (партий, движений, блоков и т.д.), подчиненных единой цели — завоевание государственной власти законным, мирным путем и недопущение антиконституционных криминально-силовых мер подавления народного протеста.

Приобретает ли такая революция мирный или «бархатный» характер зависит во многом от степени политической и тактической зрелости субъектов, претендующих на управление государством и обществом, от степени использования ими исторического опыта, который позволяет выделить следующий алгоритм подготовки и проведения социальных революций, куда входит:

1. Создание Координационного совета (КС) основных политических субъектов, пользующихся массовой поддержкой населения, выработкой принципов (платформ, программ) совместной политической деятельности, включая определение этапности и соподчиненности задач политического движения.

2. Создание материально-технической базы расширения политической и пропагандистской работы, в том числе создание:
 

  • материальных фондов различной направленности — избирательных, пропагандистских, профессионального образования партийных активистов, оплаты профессиональных работников (журналистов, пропагандистов) и т.д.;
  • типографий («печатных точек» — множительных пунктов или бюро, ксерокса) для оперативного изготовления печатных материалов;
  • систем связи (телефонных, сотовых, космических, элек-тронных, факсимильных и т.д.), включая экстренные и резервные (дублирующие) сети.

3. Завоевание и расширение информационных позиций:

  • внедрение в существующие системы массовой коммуникации — информагентства, государственную и коммерческую прессу, радио, телевидение (включая кабельное) различной направленности;
  • внедрение в компьютерные сети (Интернет, Фидонет) с целью объективного изложения позиций КС по тем или иным актуальным вопросам, противодействие информационно-политическим диверсиям противостоящих сил.

4. Принятие мер по недопущению провокаций со стороны национальных и зарубежных спецслужб, по недопущению развязывания политических репрессий, вовлечению в силовое подавление оппозиций полиции (милиции), армии, служб безопасности.

5. Выработка и согласование первоочередных действий на 1, 2, 3, 5, 10, 20-й и т.д. дни — для органов законодательной и исполнительной власти.

6. Согласование единой предвыборной платформы оппозиционных сил, которая не исключает некоторых содержательно-тактических отличий в зависимости от особенностей соответствующих избирательных округов.

7. Подготовка (обучение) кадрового актива и резерва сил альянса — от партийных пропагандистов, журналистов, «функционеров» до членов избирательных штабов, агитаторов и т.д.

8. Проведение целенаправленных пропагандистских кампаний: по изменению Конституции, реформированию правительства и других  органов исполнительной власти.

При этом под пропагандистской кампанией понимается комплекс подчиненных единой цели аргументированных мероприятий по продвижению в различные средства и каналы СМИ информационных сообщений, согласованных по времени, формам и дополняемых соответствующими политическими действиями — депутатский запрос, обращение в прокуратуру и т.д.

9. Подготовка и проведение согласованных региональных и федеральных избирательных кампаний:

  • создание единой оппозиционной коалиции;
  • пропаганда единой избирательной платформы коалиции;
  • конкретные меры по пропаганде ее кандидатов;
  • дискредитация позиции избирательных платформ оппонентов и т.д.;
  • обеспечение контроля за корректностью и объективностью проведения выборов и подведением их результатов.

10. Меры по обеспечению порядка и стабильности после завоевания власти — с момента подсчета голосов и подведения итогов выборов до созыва первой сессии нового парламента, иногурации президента, формирования правительства.

Разумеется, предлагаемый алгоритм действий требует большей конкретизации и предметно-содержательного наполнения, равно как и учета конкретных исторических условий.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]