Обозреватель - Observer
Информация в номер

III Петербургский экономический форум
 
 16—17 июня 1999 г. в Петербурге был проведен очередной III Петербургский экономический форум, организованный Советом Федерации Федерального Собрания России Межпарламентской Ассамблей государств —участников СНГ.
 
В нем приняло участие около 2000 чел., в том числе авторитетные организации из стран СНГ, официальные представители из государств Европы, Ближнего Востока, Латинской Америки, международных финансовых структур. Широко были представлены деловые круги России как из основных экономических центров  нашей страны, так и из российской провинции.

Открывая пленарное заседание форума, председатель Совета Федерации Егор Строев дал в целом взвешенную и реалистическую оценку складывающейся ныне ситуации в мире и в России. Он, в частности, указал на две тенденции в современной международной обстановке: с одной стороны, усиление милитаризма и стремления к гегемонии, что нашло отражение в агрессии против Югославии, а с другой — желание многих стран сохранить мир, обеспечить дальнейшее развитие и процветание во всем мире. Строев также отметил наличие противоречивых тенденций в СНГ, медленную реализацию решений, принятых Содружеством. Он особо подчеркнул необходимость выработки в нашей стране эффективной стратегии развития.

О необходимости новой экономической стратегии для России говорил и выступивший вслед за Строевым губернатор Петербурга Владимир Яковлев, который отметил, что такая стратегия должна строиться на рыночной основе, но при четком государственном регулировании экономических процессов. Он особо выделил проблему повышения конкурентоспособности российской экономики, поскольку только таким путем возможно усилить экономическую мощь нашей страны.

В выступлении главы правительства РФ Сергея Степашина прозвучали следующие моменты. По его словам, в России все еще сильна традиция экономической безответственности, которая происходит от неумения сочетать национальные интересы с интересами личными. Он упомянул также о двух рисках, с которыми ныне сталкивается Россия: большая внешняя задолженность и неурегулированность вопроса о центрах экономической власти в стране. Решить можно было указанные проблемы за счет снижения внешних заимствований, антимонопольного регулирования, стабильности инвестиционной политики с целью восстановления доверия инвесторов, поощрения накопления внутреннего российского капитала. С.Степашин также ввел понятие “экономический федерализм”, который подразумевает соблюдение баланса прав и обязанностей между Центром и регионами.

Выступление директора — распорядителя МВФ Мишеля Комдессю было в целом выдержано в комплиментарных в отношении России тонах. Он довольно много говорил об уникальном вкладе России в мировую культуру, о юбилее Пушкина. Прочитав отдельные строки из “Евгения Онегина”, посвященные политической экономии, Комдессю указал на два основных явления в современной мировой экономике: кризис в процессе глобализации мирового хозяйства и российский кризис. Глава МВФ сказал, что Россия сможет добиться успеха в преодолении своего кризиса,  если будет строго следовать советам МВФ. Залогом этого являются богатства страны, высокий уровень образования населения.

Премьер-министр Украины Валерий Пустовойтенко говорил об углублении сотрудничества с Европой, особенно на долгосрочной основе. Он также сказал, что Украина заинтересована в развитии взаимодействия с Россией в тех отраслях, которые представляют взаимный интерес для обеих сторон: в судостроении, авиастроении, тракторостроении и т.д.

Представлявший Белоруссию премьер-министр Сергей Линг подчеркнул, что главной целью экономического курса республики является обеспечение устойчивого развития с переходом на постиндустриальный путь развития. Он привел многие данные, подтверждающие, что республике удалось в основном сохранить промышленный потенциал, созданный за советский период.

Академик-секретарь отделения экономики РАН Дмитрий Львов сказал, что монополизм в любом деле вреден и это, безусловно, относится и к экономической политике. Он призвал правительство более внимательно прислушиваться к мнению ученых, подчеркнув, что отношение к ученым — это индикатор эффективности современного типа руководства.

Председатель Государственной Думы Геннадий Селезнев свое выступление посвятил созданию правовой базы цивилизованных рыночных отношений в России, чем ныне вторая палата Федерального Собрания РФ активно занимается.

Премьер-министр земли Бранденбург (Германия) Манфред Штольпе подробно остановился на характеристике двусторонних германо-российских отношений на уровне германских земель и российских областей и республик.

Председатель Верховной Рады Украины Александр Ткаченко в своем выступлении очень четко, можно сказать категорично, высказался за самую тесную интеграцию наших двух стран.

Помимо пленарных заседаний было проведено 15 “круглых столов” по целому ряду конкретных тем.
По итогам одного из них были приняты некоторые приоритетные рекомендации относительно стратегии вхождения России и СНГ в экономику XXI в. В этой связи были рекомендованы следующие меры:
 

  • учет геоэкономических интересов стран СНГ;
  • переход от торгово-посреднической к воспроизводительной модели внешнеэкономических связей;
  • восстановление и сохранение равновесия между степенью открытости экономики стран СНГ и национальной экономической безопасностью;
  • восстановление государственных функций целеполагания и программного развития;
  • постоянный контроль и управление внутренними и внешними государственными долгами и активами;
  • активный выход на международные рынки капиталов.
От нашего собственного корреспондента
Н.Извекова



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]