Обозреватель - Observer 
Из зарубежного опыта 

ИСПАНСКИЙ ОПЫТ
реформирования
общества

А.ОРЛОВ, политолог, магистр международного права

События поистине исторического масштаба,
 на которые оказался исключительно щедрым XX в., отразились на жизни, по сути, каждого государства. Не обошли стороной политические ураганы и Испанию.
Вступив в нынешнее столетие с «опущенной головой» после оставившего тяжелый и долговременный отпечаток в национальном сознании поражения в испано-американской войне 1898 г., в результате которого Испания потеряла Кубу, Пуэрто-Рико, все другие свои владения в Вест-Индии, остров Гуам, а также Филиппинский архипелаг, Мадрид на долгие годы смирился с невыразительной ролью европейской периферии. В первой мировой войне Испания не участвовала, объявив о своем нейтралитете.

Морально-политическим и экономическим упадком испанского общества воспользовались крайне правые силы, ставленник которых генерал М.Примо де Ривера диктаторствовал с 1923 по 1930 г. Этот период принято считать «генеральной репетицией» франкизма. В 30-е годы Испания, занимающая важное геостратегическое положение на стыке Европы и Африки, контролирующая Гибралтарский пролив, Западное Средиземноморье и Восточную Атлантику, притягивала внимание готовившихся к «большой войне» Германии и Италии, которые рассчитывали создать здесь плацдарм для возможных военных действий в различных направлениях, в том числе против Великобритании и Франции.
Весьма неубедительная победа левых партий на парламентских выборах 16 февраля 1936 г. стала для Испании своего рода водоразделом между миром и войной, запустила часовой механизм конфронтационной машины, приводившейся в движение усилиями как внутренних, так и внешних сил.

Гражданская война в Испании, продлившаяся  с 18 июля 1936 г. по апрель 1939 г., по своей ожесточенности и кровопролитию сопоставима разве что с гражданской войной в России. Шрам от этой войны, превращенный последовавшей за ней сорокалетней франкистской диктатурой в незаживающую рану, почти на полстолетия разделил испанское общество на «победителей» и «побежденных».
Этот краткий исторический экскурс необходим для лучшего понимания масштабности той задачи, которую предстояло решить испанским реформаторам после того, как 20 ноября 1975 г. было объявлено о кончине диктатора Франко.
«Каудильо» Франко создал жестко централизованное, авторитарное государство, в котором лично он был центральным звеном. Как показали последующие события, без диктатора, авторитет которого был непререкаем,  долгие годы тщательно создававшаяся им государственная конструкция быстро развалилась как «карточный домик».

«Критическая масса» политической воли, материализовавшаяся в конечном итоге в демонтаже устоев франкистского режима, сформировалась постепенно. Борьба с диктатурой в различных формах продолжалась на протяжении всех лет пребывания Франко у власти, но действительно осязаемой она стала в начале 70-х годов, когда в нее, помимо коммунистов и социалистов — стойких и непримиримых оппонентов Франко, включились и христианские демократы, и либералы, и даже монархисты. В постфранкистский период движение в пользу демократического преобразования испанского общества приобрело поистине массовый характер. Вместе с тем политический процесс в Испании, в отличие от соседней Португалии, где в апреле 1974 г. произошла знаменитая «революция гвоздик», на всем протяжении «переходного периода» оставался вполне контролируем и только лишь однажды — в феврале 1981 г. — страна по-настоящему вздрогнула, когда ультраправые военные предприняли дерзкую попытку совершить в стране государственный переворот и тем самым вновь остановить «ход часов истории».

Об эволюционном характере политического процесса в Испании свидетельствует то, что главой первого постфранкистского правительства остался умеренный представитель так называемого «бункера» (так величали наиболее твердолобых приспешников Франко) К.Ариас Наварро, занявший этот пост еще при каудильо. Но уже 1 июля 1976 г. король Хуан Карлос отправил его в отставку, поручив формирование кабинета генеральному секретарю единственной в ту пору официально разрешенной партии «Национальное движение» 44-летнему адвокату Адольфо Суаресу Гонсалесу.

Наряду с королем Хуаном Карлосом этого  человека можно  смело отнести к главным архитекторам «мирного перехода» от диктатуры к демократии в Испании. А.Суарес и возглавлявшееся им правительство действовали последовательно и весьма решительно. В июле 1976 г. и в марте 1977 г. была проведена политическая амнистия, в результате которой в Испании более не осталось политзаключенных, в апреле 1977 г. было распущено «Национальное движение» — символ авторитарной власти, а в июле того же года его участь разделили карманные «вертикальные» синдикаты. Соответственно в феврале и апреле 1977 г. были легализованы основные силы антифранкистской оппозиции — Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП) и Коммунистическая партия Испании (КПИ). Примечательно, что их лидеры — Ф.Гонсалес и С.Каррильо, вернувшиеся из эмиграции за несколько месяцев до этого, формально оставаясь вне закона, сразу включились в политическую жизнь страны. Правда, весьма комичная история произошла с Каррильо, который после нелегального въезда в Испанию в целях конспирации носил весьма экстравагантный парик и в таком виде в декабре 1976 г. на несколько дней был задержан полицией.

В сентябре 1976 г. правительство А.Суареса разработало проект закона о политической реформе, который в декабре того же года, после его утверждения еще однопалатными франкистского образа кортесами, был вынесен на общенациональной референдум. Испанцы в целом с энтузиазмом поддержали законопроект, в пользу которого проголосовало 94,2% из принявших участие в плебисците, против — только 2,6%. Высокой была и активность избирателей — свою волю выразило более 77%    внесенных в списки для голосования испанских граждан.

Проведение общенационального референдума на начальном этапе реформы, безусловно,  является одним из важнейших элементов испанского опыта трансформирования общества. Разработав реформаторскую программу, испанское руководство прежде всего вынесло ее на утверждение граждан страны, поскольку то, что им планировалось предпринять, затрагивало интересы каждого жителя государства. Тем самым с самого начала была  обеспечена полная легитимность процесса перестройки политической системы Испании.

Принятие закона о политической реформе, легализация оппозиционных франкизму пар-тий,  а также создание новых политических образований позволили провести первые демократические выборы в Испании на новом витке ее истории, которые состоялись 15 июня 1977 г.  Победу на них одержала избирательная коалиция Союз демократического центра (СДЦ), объединившая в своих рядах как выходцев из  франкистского истеблишмента,  решивших приобщиться к новым политическим реалиям в стране, так и представителей антифранкистских сил центристской направленности. За СДЦ было подано около 35% голосов избирателей. Вторую и третью строки в рейтинге популярности заняли левые антифранкистские партии — ИСРП (29,2% голосов) и КПИ (9,2%), что подтвердило репутацию Испании как страны с традиционно обширным левым электоратом. Только на четвертой позиции смог утвердиться «Народный альянс» (8,3%), в котором сгруппировались испанские консерваторы.

Главный «застрельщик» реформ А.Суарес, конечно, был несколько удручен итогами голосования, поскольку достаточно успешный ход реформ как будто позволял ему и его коалиции рассчитывать на большую поддержку избирателей. Недаром же он неоднократно говорил в ту пору, что СДЦ пробудет у власти не один десяток лет.

Однако, правильно понимая правила демократической игры, испанские реформаторы — и в этом их бесспорная заслуга — сумели адекватно оценить сложившуюся в стране ситуацию фактического двоевластия. Отдавая себе отчет в том, что без содействия левых партий СДЦ в одиночку будет сложно успешно завершить процесс демократизации, А.Суарес выдвинул идею достижения «национального консенсуса».

Речь не шла о том, чтобы политические партии  и группировки, придерживавшиеся зачастую противоположных позиций, изменили своим убеждениям. Каждый оставался при  своем мнении, но достигалась договоренность об общем понимании характера и цели процесса реформ, обговаривались правила поведения в течение «транзитного» периода.

Итогом напряженных консультаций между правительством и всеми представленными в Генеральных кортесах политическими силами стало подписание в октябре 1977 г. так называемого «Пакта Монклоа» (по названию резиденции правительства Испании в Мадриде). В нем предусматривалось принятие целой серии политических и экономических мер, необходимых для обеспечения мирного «транзитного» перехода к демократии. В числе таких мер выделим установление парламентского контроля над средствами массовой информации, реорганизацию сил правопорядка, введение упрощенной процедуры для проведения собраний и демонстраций, осуществление налоговой реформы, разработку устава государственных предприятий, демократизацию системы социального обеспечения и сферы образования и т.п.

Подписание «Пакта Монклоа» явилось свидетельством высокой степени ответственности ведущих политических сил Испании, их практической готовности пойти на разумный компромисс во имя будущего своей страны. Достижение «национального консенсуса» также является  ключевым элементом испанского опыта осуществления реформ.

Стабилизировав обстановку в стране, «отцы» испанской перестройки сделали следующий шаг. Началась углубленная работа над новым Основным законом страны, которая продолжалась в общей сложности 15 месяцев. Прежде всего Конгрессом депутатов (нижняя палата) Генеральных кортесов Испании была образована специальная конституционная комиссия, в состав которой вошли представители всех парламентских политических партий. Пять месяцев ушло на выработку предварительного проекта Конституции, который после его представления в Генеральные кортесы был опубликован в парламентском «Официальном бюллетене». Поступившие после его изучения испанской общест-венностью, политическими и иными организациями поправки и замечания к проекту были рассмотрены и учтены комиссией, которая, доработав проект, уже  в окончательном виде представила его на одобрение Конгресса депутатов.

После этого проект поступил в верхнюю палату парламента — Сенат, который также внес в текст ряд существенных изменений.

В целях преодоления возникших разногласий между двумя палатами Генеральных кортесов была создана смешанная согласительная комиссия. После завершения ее работы консолидированный текст Конституции был утвержден на совместном  заседании Конгресса депутатов и Сената и вынесен на общенациональный референдум.

6 декабря 1978 г. абсолютное большинство испанцев, имеющих право голоса, поддержало проект нового Основного закона страны (87,8% от числа голосовавших и 58,9% от общего количества испанских избирателей).

Христоматийно отточенный порядок выработки и утверждения новой Конституции Испании, позволивший в разумных пределах учесть позиции и мнения различных политических сил страны, является еще одним солидным элементом  испанского опыта реформы. Важно в этой  связи подчеркнуть, что как «партия власти» в переходной Испании, так и оппозиция стремились действовать максимально осмотрительно, конструктивно,  неконфронтационно, с тем, чтобы сделать Основной закон приемлемым для самого широкого спектра политических и общественных сил страны, превратить его в прочную юридическую опору нового демократического испанского государства. И эта цель была достигнута. Двадцатилетняя проверка на прочность испанской Конституции подтверждает, что в сложных условиях «переходного периода» Основной закон был «выписан» исключительно добротно и квалифицированно, оставаясь до сих пор одним из лучших образцов «конституционного творчества» в западноевропейской законодательной практике.

Конституция гарантировала испанским гражданам широкие права и свободы. Весомая «социальная ориентация» Основного закона Испании выражается, в частности, в том, что публичные власти обеспечивают «социальную, экономическую и юридическую защиту семьи» (ст. 39), способствуют созданию благоприятных условий для «наиболее справедливого распределения региональных и личных доходов в рамках политики экономической стабильности» (ст. 40), «поддерживают режим публичного социального страхования для всех граждан» (ст. 41), «гарантируют гражданам достойное экономическое существование в старости» (ст. 50). В Основном законе закреплены права на образование (ст. 27), «на труд, на свободный выбор профессии или занятия» (ст. 35), на «охрану здоровья» (ст. 43), «на доступ к культурным ценностям» (ст. 44), на пользование «окружающей средой в целях развития личности» (ст. 45), «на пользо-вание благоустроенным жильем» (ст. 47), на сво-бодное и эффективное участие молодежи «в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии» (ст. 48) и т.д.

В Конституции Испании зафиксирован ряд важных положений, касающихся государственного регулирования экономики. В ней признается «свобода предпринимательства в рамках рыночного хозяйства», но одновременно подчеркивается, что «публичные власти гарантируют и охраняют ее осуществление в соответст-вии с общими экономическими требованиями, включая необходимость планирования» (ст. 38). В ст. 128 Основного закона указано, что «все богатства страны в своих различных формах, кто бы ни был их собственником, служат общим интересам», и далее, что «закон может резервировать за публичным сектором важнейшие ресурсы или службы, особенно монополии, а также устанавливать право участия в управлении предприятиями, когда этого требует общий интерес».

«Государство, — говорится в ст. 131, — посредством издания закона может планировать общую экономическую деятельность в целях удовлетворения коллективных нужд для обеспечения равномерного и гармоничного развития районов и отраслей и стимулирования роста доходов и богатства, а также его наиболее справедливого распределения».

Включение в Основной закон Испании «социальных» положений, разумеется, явилось не в последнюю очередь следствием активной борьбы значительной части испанского общества за свои права и свободы. Содействовал этому и общий политический подъем, который переживала Испания, освободившись от оков франкизма. В то же время следует подчеркнуть, что действующая Конституция Испании была принята в тот период, когда у власти в стране находилось правительство, образованное Союзом демократического центра, которое даже при необузданной фантазии трудно заподозрить в приверженности левым идеям. Это, как представляется, свидетельствует о том, что заложенное в Основном законе Испании стремление найти разумный баланс между частнособственническим интересом и потребностями общества связано не только и не столько с политическими факторами (напомним, что Испанская социалистическая рабочая партия — носительница социал-демократических идей, придет к власти только в октябре 1982 г., то есть через четыре года после вступления в силу Конституции страны), — а обусловлено прежде всего осознанием большинством общества, в том числе и значительной частью политической элиты центристской и правоцентристской направленности, необходимости поиска в условиях современного мира оптимального сочетания общественных и частных интересов.
Преобразования в Испании не требовали кардинальной перестройки экономической сферы, связанной с переделом собственности, что объективно несколько упрощало их проведение. Задача испанских реформаторов заключалась прежде всего в том, чтобы окончательно преодолеть последствия политики «автаркии», проводившейся Франко не один десяток лет, осовременить и модернизировать экономику страны, подключить Испанию к процессу западноевропейской интеграции, развивавшемуся в рамках ЕС. Это потребовало принятия срочных, зачастую непопулярных мер в целях достижения экономической стабилизации. При этом необходимо выделить то, что актикризисная программа, нашедшая отражение в экономической части упомянутого выше «Пакта Монклоа», была согласована правительством с оппозиционными партиями и ведущими проф-объединениями, что обеспечило ей необходимую поддержку в обществе.

Благодаря достигнутому между правительством и оппозицией взаимопониманию, испан-ская экономика достаточно быстро встала на ноги, причем решение задачи сокращения ин-фляции и дефицита платежного баланса было достигнуто, по сути, при сохранении уровня жизни среднестатистического испанца. «Отцы» испанской реформы не забывали о том, что без обеспечения высокого уровня платежеспособности населения нереально рассчитывать на скорое оживление экономики, быстрый рост производства. Во многом вследствие того, что в конце 70-х годов испанскому правительству удалось избежать резкого снижения уровня доходов и общего благосостояния основной массы испанских граждан, был существенно сокращен период выздоравливания национальной экономики, заложена основа для ее последующего подъема. В результате в 80-е годы Испания сделала ощутимый рывок в своем экономическом развитии, а для населения страны они стали периодом реального потребительского бума.

Таким образом, еще одну принципиально значимую составляющую испанского опыта  можно выразить в следующей формуле: цена реформы не должна быть чрезмерно высокой для рядового гражданина. Испанские реформаторы постоянно помнили о том, что минимизация для общества эвентуальных издержек реформы является для них — реформаторов — задачей номер один. Результатом такой весьма дальновидной политики стало то, что значительно окреп и консолидировался средний класс испанского общества, благосостояние которого обеспечивает общую стабильность и развитие государства.

Подведем краткий итог. Процесс реформ в Испании не всегда и не во всем шел гладко. Были в нем и подъемы, и спады, и критические точки. Нельзя сказать, что все меры правительства нравились рядовым испанцам, оппозиции, профсоюзам, что народ тихо и мирно все это время сидел дома у экранов телевизоров. Но выделим главное: «отцы» испанской перестройки хорошо знали, чего они хотят, куда идут, должным образом информировали об этом общественность. Реформы были глубоко и всесторонне спланированы и проработаны, согласованы с ведущими политическими силами страны, что обеспечило их сравнительно гладкую, без глубокого травмирования основной части испанского общества реализацию.

В результате же страна обрела современный вид, полностью преодолела последствия сорокалетней франкистской диктатуры, заняла достойное ей место в мировом сообществе. Без сбоев функционирует политическая система, позволяющая спокойно проводить «смену власти» в стране в соответствии с результатами волеизъявления испанских граждан. Напомним, что в 1982 г. центристов во Дворце Монклоа сменили социалисты, которым в 1996 г. пришлось уступить свое место кабинету консерваторов, образованному Народной партией. И, пожалуй, главное. От реформы — и в политическом, и в экономическом плане — выиграло все испанское общество, а не какая-то его часть.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]