Обозреватель - Observer 
Наука 

  НАУКА РОССИИ:
  ВЧЕРА,
  СЕГОДНЯ,
  ЗАВТРА

 
Б.КОМЗИН,
кандидат технических наук

О громные изменения охватили практически все стороны политической, социаль-
 ной жизни десятков миллионов тружеников, населявших территорию бывшего Союза Советских Социалистических Республик. Результаты таких изменений и их направленность получают далеко не однозначную оценку граждан России и других стран СНГ, да и в дальнем зарубежье. В СМИ, палатах российского парламента дискутируется сейчас буквально все, включая «успехи» демократизации общественной жизни в области экономики (темпы роста ВВП, подушевого потребления хлеба, колбасы, горячей воды, доступность общественного транспорта, средств связи и т.д.), в других сферах. Адепты «демократических» реформ стремятся убедить граждан России в необходимости и даже необратимости радикальной перестройки существовавшего “совкового” социально-политического строя. Но их оппоненты “приводят” в свою очередь статистические показатели, указывающие на прогрессирующее падение объемов национального производства и, прежде всего, материального, деградацию структуры производства России в сторону опережающего роста сырьевых отраслей (газ, нефть, лес) промышленности при одновременном подавлении обрабатывающих отраслей и в первую очередь наукоемких (машиностроение, электроника, химическая), снижение размеров потребления рядового гражданина, разгул преступности, опережение смертности над рождаемостью.

Всесторонняя оценка общественной полезности крутого поворота от социализма к капитализму, а, точнее, попыток повернуть колесо истории вспять, потребует известного времени и, главное, осознания подавляющим большинством населения страны обретенных им “преимуществ” в ходе таких “реформ”.

Поэтому представляется целесообразным рассмотреть здесь лишь часть проблем, связанных с научно-техническим развитием России, современным положением ее научного потенциала и собственно науки. Многие из «архитекторов» и “прорабов перестройки”, как, впрочем, и их наставники из дальнего зарубежья, формально не отрицают определяющего влияния  науки на уровень производительности общественного труда, а потому темпы научно-технического прогресса декларативно, на словах тесно увязываются с ростом экономики, укреплением позиций России на мировом рынке, благосостоянием граждан. Конечно, одно дело заявления о благородных намерениях власти в отношении национальной науки и совсем другое — реальный уровень ее поддержки. Потому обратимся к реальным “цифрам и фактам” из истории отечественной  науки и использования ее плодов в нынешней ситуации, сложившейся в итоге еще только первого этапа демократических реформ. Несложно, видимо, представить себе результаты последующих этапов реформаторства.

НАУКА ДО И ПОСЛЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Отечественная наука имеет глубокие корни. Лучшие из ее  представителей занимали престижные места среди самых именитых “звезд” мировой науки. К их числу следует отнести как гигантов русской научной мысли универсального плана, так и пионеров научного прогресса в отдельных областях естествознания, включая М.В.Ломоносова, Д.И.Менделеева, А.С.Попова, М.В.Остроградского, К.А.Тимирязева, А.Н.Крылова, Н.Н.Лузина, К.Э.Циолковского и многих других. Весомый вклад был сделан русскими учеными практически во все направления развития мировой научной мысли (математику, химию, физику, механику, электротехнику).

Вместе с тем как сами объемы “производства научных знаний” в дореволюционной России, так и масштабы их практического применения были весьма скромными. Это обусловлено существенным отставанием развития производительных сил России и в первую очередь ее промышленности от темпов промышленной революции, характерных для XIX в. в Великобритании, Германии, США.

Капиталистическая Россия была слабо развита в промышленном отношении. Она была преимущественно аграрной страной.

В 1913 г. из 139 млн. чел. населения — 114 млн. чел., или 82% проживали в сельской местности. Значительная часть населения страны была безграмотной.
Придя к власти в 1917 г., коммунистическая партия развернула широкую программу модернизации и развития производительных сил страны, включая радикальные изменения в системе подготовки кадров, структуре материального производства, организации разветвленной многоотраслевой сети государственных научно-исследовательских организаций и материальной поддержки ученых. Финансовой и материальной основой этих и других мероприятий советской власти стали радикальные изменения в общественном производстве, в том числе такие меры, как экспроприация земельной собственности, обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов; централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией; централизация в руках государства всего транспорта; увеличение числа государственных фабрик, орудий производства; одинаковая обязательность труда для всех, соединение земледелия с промышленностью и содействие постепенному устранению различия между городом и деревней; общественное и бесплатное воспитание всех детей.

Практически по каждому из этих и других направлений перестройки общественного производства России, а позднее всего СССР, были приняты соответствующие нормативные акты, постановления, распоряжения. Один из наиболее крупных и сложных узлов в коренной ломке общественного производства России — это вопросы, связанные с кадрами. Конечно, главным итогом Октябрьской революции была ликвидация частной собственности и резкое усиление роли государства в экономике. Однако для нормального функционирования хозяйства, а тем более проведения реформ по изменению его структуры, повышения темпов роста промышленности, сельского хозяйства, эффективности транспорта, связи, требовалось участие значительных контингентов научно-технических кадров, унаследованных от прошлого, их активное привлечение к строительству социализма. В.И.Ленин отмечал, что «для решения практических задач социализма... мы находим должным привлечь к содействию советской власти большое число представителей буржуазной интеллигенции, в особенности тех из них, кто был занят практической работой организации крупнейшего производства...” И далее: “Прежние вожди промышленности, прежние начальники и эксплуататоры должны занять место технических экспертов, руководителей, консультантов, советников. Должна быть решена трудная и новая, но чрезвычайно благодарная задача соединения всего опыта и знания, которые этими представителями эксплуататорских классов скоплены, с самодеятельностью, с энергией, работой широких слоев трудящихся масс. Ибо только это соединение в состоянии создать мост, ведущий от старого, капиталистического — к новому, социалистическому обществу”.

Находясь в тяжелейшем экономическом положении, ведя ожесточенную борьбу с голодом и хозяйственной разрухой, правительство новой России старалось уделять посильное внимание проблемам создания новой техники и ее адаптации к конкретным условиям развития промышленности и всего народного хозяйства страны. Анализ документов того времени показывает, что сфера внимания руководства советской России охватывает самые различные направления науки и техники, включая радиотехнику, металлургию, машиностроение и химическую промышленность, автомобилес-троение, создание постоянных линий авиасообщений и многие другие.

Значительное внимание уделялось созданию рудной базы для металлургических отраслей, машиностроения. В этом плане особый интерес представляли запасы высококонцентрированной железной руды на Курской магнитной аномалии. Поисковые изыскания на Курской магнитной аномалии велись еще до Октябрьской революции, но в весьма скромных масштабах. С 1919 г. начинаются более интенсивные геологоразведочные работы, а 24 августа 1920 г. по инициативе В.И. Ленина Совет Труда и Обороны (СТО) принимает постановление “О разведывании района Курской магнитной аномалии”.  «Признавая» в нем все работы по разведке Курских магнитных аномалий имеющими особо важное государственное значение, СТО обязал советские, гражданские и военные власти оказать им содействие.

Среди разнообразных направлений развития науки и техники, стимулируемых государством, следует особо выделить курс на электрификацию страны. Электрификация стала не только определяющим условием энергоснабжения промышленных предприятий, транспорта и связи, но и своего рода системообразующим фактором с учетом его политического и социально-экономического значения. План электрификации, разработанный Государственной комиссией по электрификации России (ГОЭЛРО) при участии большой группы виднейших ученых и специалистов стал первым государственным единым перспективным планом создания основ социализма.

Идея разработки плана электрификации относится
 еще к апрелю 1918 г., когда В.И.Ленин направил в Академию наук записку “Набросок плана научно-технических работ”, в которой предлагалось образовать ряд комиссий из специалистов для возможно более быстрого становления плана реорганизации промышленности и экономического подъема России. В этот перспективный план должны были входить мероприятия по оптимизации размещения производительных сил, концентрации промышленности, самообеспечения сырьем. Подчеркивалась необходимость: “Обращения внимания на электрификацию промышленности и транспорта и применения электричества к земледелию. Использование непервоклассных сортов топлива (торф, уголь худших сортов) для получения электрической энергии с наименьшими затратами на добычу и перевоз горючего. Водные силы и ветряные двигатели вообще и в применении к земледелию1.

Развитие науки в период после Октябрьской революции шло под одним лозунгом — “Наука лицом к производству!”. Однако руководство страны четко понимало и то, что уровень науки, необходимый для расширения общественного производства и повышения его эффективности, в огромной мере зависит от того внимания, которое уделяет отечественной науке государство. Об этом свидетельствует целый комплекс мероприятий, проводимых советским правительством в поддержку науки.
Положение ученого, специалиста в новом обществе было весьма престижным, что прямо подкреплялось сравнительно высокими ставками оплаты труда, продовольственной помощью, системой поощрительных премий и т.п.

Примечательно, что такое внимание государства к отечественной науке и созданию предпосылок для ее последующего развития проявлялось в тяжелейших условиях страны, разоренной четырехлетней империалистической и трехлетней гражданской войнами. Однако даже в таких условиях, социалистическое государство находило необходимые для науки средства, в том числе, на приобретение иностранной литературы, научные командировки, закупку по импорту дорогостоящей научной аппаратуры и приборов, подтверждая делом приоритетность науки для своего стратегического курса социально-экономического развития страны. Поэтому для того периода столь же справедлив был лозунг: “Социалистическое правительство лицом к нуждам отечественной науки!”

Советское правительство, осуществляя свою долгосрочную научно-техническую политику, не только приняло на “казенный кошт” ряд научных учреждений, унаследованных советской Россией от прошлого, но организует новые, обеспечивая их соответствующим числом штатных единиц, производственными помещениями для научных лабораторий и экспериментальных установок, испытательных полигонов, средствами для издания научных трудов, финансирует экспедиции по стране и за рубежом. В нынешних условиях “глубокого реформирования” экономики России и прогрессирующего “удушения” отечественной науки с трудом верится, что уже в самые первые годы советской власти правительство находило в буквально нищенском государственном бюджете средства, необходимые для организации новых научных институтов. При этом ряд из них создавались явно с расчетом на очень отдаленную перспективу.

Так, в 1918 г. организуется “Автомобильный и автомоторный институт” (позднее “НАМИ”). В том же 1918 г. организуется “Аэрогидродинамический институт” (поз-днее ЦАГИ; в дальнейшем на его основе создается Всесоюзный институт авиационных материалов и ряд других научных исследовательских центров того же профиля). В 1918 г. в Петрограде организуется “Государственный оптический институт” и “Институт чистых химических реактивов” (с 1961 г. — “Институт химических реактивов и особо чистых веществ”).

Таким образом, еще в 1918 г. социалистическим государством закладываются основы тех “прорывов” на мировом фронте науки, которые будут осуществлены и общепризнаны позже в энергетике и особенно гидроэнергетике, физике, аэро- и гидродинамике, освоении атомной энергии, в практическом использовании космоса. В 1918 г. еще впереди были многие годы до начала массового производства отечественных автомобилей и самолетов, однако социалистическое государство четко понимало необходимость опережающего развития соответствующих областей знаний для народного хозяйства.

1918 г., особенно “урожайный” на создание новых научно-исследовательских институтов, не стал лишь эпизодом в долговременной политике правительства социалистической республики, рассчитанной на долговременную перспективу научно-технического и экономического развития страны.

В 1921 г. в Ленинграде организуется Институт гидротехники им. С.Е.Веденеева (ВНИИГ) — фундамент отечественной школы гидротехников и гидроэнергетиков, на котором позже формировались многотысячные коллективы других исследовательских и проектно-изыскательских учреждений, включая организованный в 1929 г. Институт гидротехники и гидромелиорации им.
Костякова, созданную в том же году “Газодинамическую лабораторию”. В 1934 г.
был основан в Москве Всесоюзный научно-исследовательский институт водоснабжения, канализации, гидротехнических сооружений и инженерной гидрогеологии (ВОДГЕО). Наконец, в 1936 г. создается крупнейшая “гидротехническая фирма”, крупнейшая не только в границах СССР, но и во всем мире — Всесоюзный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт (ГИДРОПРОЕКТ).

Эта “фирма” десятками тысяч работников осущест-вляла практически весь комплекс работ от гидрогеологических изысканий до исследования гидравлики турбин ГЭС. Среди достижений “ГИДРОПРОЕКТА” следует отметить такие, как разработка проектов отдельных электростанций и целых каскадов ГЭС, возведенных на так называемых “мягких” грунтах, и их практическая реализация. Работы ученых и специалистов этого института оказали решающее влияние на создание каскадов ГЭС Волжского и Днепровского бассейнов, обеспечивших покрытие дефицита в электроэнергии в Европейской части СССР, а затем в Сибири и Средней Азии, благодаря разработке и реализации проектов уникальных по своим параметрам Братской, Красноярской, Саяно-Шушенской, Нурекской ГЭС. Показатели единичной мощности новых электростанций превышали в тысячи раз установленные показатели начального этапа плана ГОЭЛРО. Установленная мощность, например, Красноярской ГЭС превышает 6 млн. квт. Отечественная гидротехника и гидроэлектроника завоевалт мировое признание не только на территории страны, но и за рубежом. Работы “ГИДРОПРОЕКТА” победили в международных конкурсах на проект сооружения “Высотной Асуанской плотины” в Египте, Евфратского гидротехнического комплекса в Сирии, высотной плотины Наглу в Афганистане.

Правительство молодой советской России оказалось достаточно компетентным для того, чтобы вкладывать средства в развитие отечественной науки в 20-е годы, хотя такие средства и могли бы, в принципе, быть “вложены” властью в строительство “за государственный счет комфортного и многометражного жилья, барских хором в присутственных местах, охотничьих резиденций”, приобретение индивидуальных транспортных средств (наземных, водных и воздушных), сопоставимых по стоимости не с броневиком, а бронепоездом или броненосцем эпохи первой мировой и гражданской войн. Пуританская или “совковая”, как теперь говорят, мораль не позволяла даже самым высоким руководителям страны “путать” свой карман с общегосударственной казной. Не говоря уже о попытках извлечь индивидуальные гонорары от публикаций циничных рекомендаций по опыту ограбления подавляющей части населения страны в ходе приватизации общенародного достояния.

1 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 36. С. 272—273.

404 Not Found

Not Found

The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.

<%you_hit(53);%>

   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]