Обозреватель - Observer |
Экономика
|
А.АДАМЕСКУ,
доктор экономических наук, профессор,
академик Академии экономических наук
и предпринимательской деятельности России
и Международной академии информатизации
Вышла в свет фундаментальная монография, по-
священная приобретающим все большую значимость для России проблемам
региональной экономики1.
Надо прямо сказать, что увлекшись макроэкономическим уровнем, сбалансированием его показателей, региональным проблемам длительное время не уделялось достаточно внимания. Да и в настоящее время, несмотря на принятие различных документов на федеральном уровне, включая региональную стратегию, необходимость решения важнейших проблем больше декларируется, нежели находит своевременное решение.
В книге системно дается правовая, экономическая и социальная оценка федеративных отношений, складывающейся региональной экономики, выбора приоритетов регионального развития. В ней подробно рассматриваются региональная ситуация в современной России, методы и результаты анализа приоритетных проблем регионального развития.
Предпринята довольно успешная попытка увязать цели, задачи и принципы регионального развития с целями и задачами государственной региональной политики. Таким образом рассмотрен широкий круг региональных проблем. Однако именно это не позволяет исчерпывающе проанализировать их все. Остановимся лишь на некоторых, по нашему мнению, наиболее важных.
В монографии проведен глубокий анализ социально-экономической ситуации в регионах России, на его основе выделены кризисные районы, в которых дальнейшее ухудшение ситуации может привести к резко отрицательным последствиям для экономики всей страны. В целом предлагаемая типология регионов имеет очень важное самостоятельное значение для дифференциации региональной политики в различных типах районов в осуществлении мер государственного регулирования в сфере инвестиционной, промышленной, финансово-кредитной политики, направленных на реализацию национальных приоритетов, активизацию внутренних источников экономического роста и др. Классификация регионов основана на однородности факторов, обусловивших глубину кризисных явлений в экономике, перспективы дальнейшего развития, рекомендуемую стратегию реформирования экономики и основные направления государственной поддержки. В то же время, помимо выполнения общих требований региональной политики, по нашему мнению, целесообразно классификацию дополнить за счет выделения отдельных типов проблеммных районов, нуждающихся в выработке и реализации ее специфических установок, выражающих особенности социально-экономического развития этих территорий и их взаимоотношений с центром и субъектами хозяйствования: развитые (опорные), экономически отсталые, депрессивные, нового освоения, особые (новые приграничные, экстремальные, кризисные — катастрофичные).
Значительное внимание уделено анализу используемых в настоящее время методов государственного регулирования регионального развития, критически оцениваются результаты деятельности органов управления и координации, влияющих на региональную экономику и политику. Интерес представляет и приводимое обоснование мониторинга социально-экономического развития регионов, в том числе их бюджетной сферы, который автор справедливо считает необходимым условием эффективности проведения региональной экономической политики. Актуально и рассмотрение при формировании новой системы межрегиональных отношений организационно-правовых основ на уровне межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия.
В то же время не могу согласиться с чрезмерно оптимистическим утверждением автора, что в России сложилась определенная система государственного регулирования социально-экономического развития регионов. Именно отсутствие системности привело к противоречивым, несогласованным решениям правовых, экономических, финансовых и политических вопросов. Например, финансовые средства из федерального Центра на поддержку развития территорий поступают по нескольким каналам на различные цели. Из бюджетного федерального фонда финансовой поддержки субъектов Федерации в виде трансфертов на обеспечение социальных стандартов регионам с недостатком собственных средств; в форме разноцелевых бюджетных дотаций и субсидий, в том числе на финансирование утвержденных федеральных программ и т.д., и по внебюджетным каналам (возмещение прямых расходов министерств и ведомств в регионах и др.). Не принятые единые экономические принципы государственной поддержки регионов, обособленное решение отдельных проблем приводит к неоправданному расточительству и напряженности между регионами, а также между регионами и федеральным Центром.
Большое внимание в монографии правомерно уделяется развитию малого предпринимательства в регионах России. На базе оценки сложившегося состояния и тенденций его развития, нормативно-правовой базы и инфраструктуры, региональных различий рассматриваются важнейшие условия, оказывающие влияние на перспективы развития мало-го бизнеса.
Значительное место в книге занимает анализ реальной практики поддержки отечественного предпринимательства, основных препятствий на этом пути, критически оценивается роль властных структур, обязанных поддерживать государственный сектор экономики, задачи и функции различных органов, контролирующих и координирующих деятельность малого бизнеса в стране. Автор закономерно приходит к выводу, что наряду с общими требованиями, отражаемыми в нормативно-правовых документах, для разных условий в них должны быть отражены специфические требования, ограничения для различных направлений предпринимательской деятельности. Действительно, разрыв между реальной практикой развития малого предпринимательства и провозглашенной региональной политикой, как показывают наши исследования, приводит к тому, что нередко исполнительные органы, при поддержке малого предпринимательства не учитывают региональную специфику, ограничения или наиболее благоприятные условия занятия различными формами хозяйственной деятельности.
Интерес для специалистов также представляет обоснование важнейших концептуальных
положений механизма финансовой поддержки приоритетных направлений социального
развития регионов. Она включает комплекс мер, рекомендуемых для совершенствования
системы трансфертов, финансирования кризисных регионов, стимулирования
реформирования экономики регионов и др.
Среди них следует выделить вопросы финансовой поддержки регионов приоритетного
развития, финансирование регионов с особыми условиями развития и необходимые
дополнительные организационные инструменты.
Особо следует выделить рассмотренные в монографии вопросы, связанные с программами развития регионов. К сожалению, правомерно и своевременно поставленные вопросы, рассмотренные в разных главах книги, нередко изложены в довольно общем плане. По нашему мнению, если бы автор больше уделил внимания накопленному значительному опыту разработки и реализации конкретных региональных федеральных целевых программ, то его бесспорные выводы получили бы дополнительную аргументацию. Наш многолетний опыт исследования теоретических, методических вопросов регионального программирования, практическая разработка таких крупных межрегиональных программ, как «Дальний Восток и Забайкалье», «Сибирь», многих программ по отдельным субъектам Федерации, локальных программ, например, Нижняя Ангара в Красноярском крае, подтверждает, что, несмотря на крупные недостатки в методическом, организационно-правовом обеспечении, практический провал в финансировании их реализации, программный метод и в перспективе должен остаться важнейшим рычагом государственного регулирования регионального развития. Считаем, что следовало хотя бы отметить и сохраняющееся значение необходимости разработки территориальных схем развития и размещения производительных сил или прогнозов социально-экономического развития и финансового состояния экономических районов и отдельных субъектов Федерации, которые по своему содержанию и статусу не могут быть заменены региональными программами.
Важно также оценить отрицательные последствия, связанные с прекращением в последние годы разработок прогнозов регионального развития России, широко проводившиеся длительное время, сыгравшие заметную роль в совершенствовании размещения производства: генеральные схемы, комплексные прогнозы развития и размещения производительных сил.
Монография в значительной степени является постановочной и проблемной. В краткой рецензии невозможно рассмотреть все исследуемые в ней вопросы. Она исследует широкий круг актуальных вопросов региональной экономики, содержит разнообразную, интересную экономическую, правовую информацию по этим проблемам. Книга должна иметь заметный успех как у работников федеральных, региональных и местных законодательных (представительных) и исполнительных органов власти, так и у научных сотрудников, преподавателей вузов, аспирантов и студентов, у широкого круга экономистов, финансистов, юристов и других специалистов, занимающихся региональными проблемами. Считаем, что много полезного для себя в ней найдут и представители российского и зарубежного бизнеса.
В то же время очень широкий круг исследуемых проблем при реально ограниченном объеме книги не позволил автору все проблемы рассмотреть с достаточной полнотой, их исследование и разработку целесообразно продолжить, учитывая возрастающую необходимость усиления регионального подхода к социально-экономическому развитию России.
1 Л.А.Иванченко. Приоритеты региональной
экономики. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1998 г. С. 384.
|